Александрюк Виктор Ильич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Александрюк Виктор Ильич

Александрюк Виктор Ильич

Родился 30 сентября 1921 года в Курске, в семье рабочего. Окончил среднюю школу. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС   (Приволжский ВО).

На фронтах Великой Отечественной войны с первых дней. С июня 1941 года по октябрь 1942 года воевал с составе 171-го, позднее - 19-го истребительного  (176-го Гвардейского)  авиаполка. Защищал Ленинград.

К апрелю 1945 года командир звена 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Гвардии лейтенант В. И. Александрюк совершил 252 боевых вылета, участвовал в 69 воздушных боях, уничтожил лично 15 самолётов противника и 4 в составе группы.

29 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звание Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 300 успешных боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 4 в составе группы.

После окончания войны, до 1953 года, Гвардии капитан В. И. Александрюк продолжал служить в ВВС, затем ушёл в запас. Жил в Курске, работал начальником автовокзала. Умер 11 сентября 1991 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Свою боевую деятельность Виктор Александрюк начал в составе 171-го истребительного авиационного полка, созданного накануне войны. Лётчики полка получили боевое крещение осенью 1941 года под Тулой. Летом 1942 года лётчики вели напряжённые воздушные бои уже на Брянском фронте.

В.И.Александрюк с товарищами по 171-му ИАП. 1942 г.

Командир полка С. И. Орляхин  (4-й справа)  уточняет полётное задание.
Слева от него: С. Трошин, К. Ф. Соболев, И. А. Вишняков, В. И. Александрюк,
А. Блинов; справа - А. Стоянов, Г. И. Подколзин, А. М. Винокуров.  1942 год.

В июне 1942 года 5 истребителей, ведомых И. А. Вишняковым, вылетели на прикрытие наземных войск, которые вели оборонительные бои в районе Семилуки - Землянск. Внизу проплывали ржаные и пшеничные поля, исполосованные колёсами автомобилей и гусеницами танков, мертвенно чернели выжженные посёлки и деревни, мелькали ещё дымившиеся повозки и машины, разбитые орудия. Над полем сражения появились немецкие бомбардировщики. В первой волне Вишняков насчитал 9 Ju-88, сопровождаемых 6 истребителями. Каждый бомбардировщик нёс в своих люках по 1000 кг смертоносного груза.

Вишняков скомандовал: "Атакуем на встречных курсах !"   Можно представить себе, какой свинцовый ливень обрушился на истребителей !   С "Юнкерсов" застрочили 45 пулемётов, кинулись на выручку и Ме-109. Наши лётчики находились под огнём 69 пулемётов и 9 скорострельных пушек !   Но тогда некогда было думать об этом. Ведь под крыльями "МиГов" стояли насмерть тысячи советских солдат, которых требовалось защитить от вражеских бомб...

Вишняков, Александрюк, Нестеренко, Подколзин и Васько на максимальных скоростях устремились на врагов. Подбив 2 самолёта, развернулись и сделали ещё один заход. Строй "Юнкерсов" дрогнул. Суетливо сбросив бомбы куда попало, они поспешили убраться восвояси. Ошеломлённые дерзкой атакой "МиГов", следом драпанули и 2 "Мессера". Ну а оставшуюся четвёрку наши лётчики разогнали...

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине начинал войну В. И. Александрюк.

Вскоре подоспели ещё 2 звена "Юнкерсов" под прикрытием 4 истребителей. Как ни досадно, но безоблачное небо было союзником врага, не позволяло нам произвести скрытный маневр для внезапного пападения. Тогда Вишняков решил атаковать в лоб всей пятёркой. Трудное это дело - лобовая атака. У МиГ-3 скорость более 600 километров в час, у "Юнкерса" - около 500. Стало быть, общая скорость сближения - около 1100 километров в час !..

Стрелки приборов, подрагивая от напряжения, упирались в красные риски на шкалах. С каждой секундой в прицеле увеличивались силуэты чужих самолётов, с каждым мгновением нарастало чувствло злого упрямства, самозабвенного азарта - чувство, которое, наверное, называется упоением боем. В голове только одна мысль - во что бы то ни стало не допустить вражеские бомбардировщики к нашим войскам. А это значит - если надо, пойти на таран. До врага оставалось метров 700 - 600, что - то около 3 секунд полёта. И вот тут - то немцы не выдержали, подставили начинённые бомбами фюзеляжи "Юнкерсов" под огонь наших истребителей. "МиГи" ударили все сразу, стремительно развернулись и с набором высоты ушли от взрыва вражеских машин. У страха, как говорят, глаза велики. Увидев, как разбилась об истребительный заслон вторая волна "Юнкерсов", очередная группа бомбардировщиков, показавшаяся на горизонте, посчитала за лучшее исчезнуть из поля зрения...

А потом наша группа вступила в бой с конвоем, с "Мессерами", разрисованными устрашающими фигурами пантер и тигров. Словом, им удалось сорвать планы врагов.

И.А.Вишняков с товарищами.

С октября 1942 года в составе 19-го ИАП защищал небо Ленинграда.

С 1943 года Виктор Ильич летал ведущим в паре с будущим Героем Советского Союза Александром Фёдоровичем Васько. Вместе они одержали немало блестящих воздушных побед.

В июле 1944 года лётчики 19-го Краснознамённого истребительного авиаполка вели напряжённые бои в небе Польши. В один из дней группа истребителей, возглавляемая командиром полка подполковником П. Ф. Чупиковым, вылетев на "свободную охоту", встретилась в районе переправы через Западный Буг с большой группой вражеских истребителей. У нас было 16 самолётов, у противника - 30. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики смело вступили в бой. В жаркой напряжённой схватке они сбили 5 "Фоккеров" и вернулись домой без потерь. В этом бою Виктор Александрюк, вместе с другими лётчиками, записал на свой личный счёт очередную победу.

Свои последние воздушные схватки отважный лётчик провёл уже в небе Германии. Так только 10 февраля 1945 года лейтенант В. И. Александрюк уничтожил 2 вражеских самолёта.

Не менее ожесточённые бои происходили и в марте. Лётчики 16-й Воздушной армии лишь за 2 дня  (22 и 23 марта)  провели 117 воздушных боёв и уничтожили 110 немецких самолётов. В числе многих других асов 176-го Гвардейского ИАП, увеличил свой боевой счёт и лейтенант В. И. Александрюк.

18 апреля 1945 года лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Вот лишь один боевой эпизод.

В середине дня пара лейтенанта В. И. Александрюка из 176-го Гвардейского ИАП на самолётах Ла-7 вела свободный поиск в районе Мюнхеберга. На высоте 4000 метров лётчики встретили около 40 FW-190 с бомбами, следующих под прикрытием 4 М-109. Наши истребители, имея преимущество в высоте, внезапно сверху сзади атаковали группу прикрытия и сразу же сбили 2 вражеских самолёта.

Другая пара противника поспешила уйти и оставила своих подопечных. Воспользовавшись этим, Александрюк атаковал ведущего группы "Фокке - Вульфов" и поджёг его самолёт. Боевой порядок немецких машин был нарушен, и они повернули обратно. Таким образом, 2 Гвардейца, умело используя своё выгодное положение, сбили 3 самолёта противника и не допустили остальных в район наших войск.

За 29 апреля 1945 года истребители 16-й Воздушной армии провели 67 воздушных боёв и уничтожили 46 вражеских самолётов, потеряв при этом 2 своих. Превосходство наших лётчиков в воздухе было полным. Имея основной своей задачей борьбу с авиацией противника для сохранения господства в воздухе, наши лётчики непрерывно вели поиск. Заметив вражеские самолёты, перехватывали их и уничтожали. лейтенант В. И. Александрюк одержал в этот день сразу 2 победы.

В.И.Александрюк

Всего же, по некоторым источникам, к концу войны отважный воздушный боец одержал 27 воздушных побед  (23 самолёта сбил лично и 4 - в группе с товарищами).

За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Гвардии старший лейтенант Александрюк Виктор Ильич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 7696).

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС Московского военного округа, затем - на Дальнем Востоке. Командовал авиаэскадрильей. С 1951 года служил заместителем командира авиаэскадрильи в Прикарпатском военном округе. С июня 1953 года Гвардии капитан В. И. Александрюк - в запасе. Жил в Курске, работал начальником автовокзала. Умер 11 сентября 1991 года. Похоронен на Никитском кладбище в Курске. На доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта В. А. Александрюка:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
127.02.1943 г.1  Ju-88  (в паре)ст. ЛозоваяЛа-5
21  Ме-110  (в паре)ст. Лозовая
314.03.1943 г.1  Ме-110Центральный аэр. Орел
421.07.1944 г.1  Hs-126аэр. юж. ст. Рейовец
51  FW-190сев. Добжиново
603.08.1944 г.1  FW-190юго-вост. ст. Бонковец
729.09.1944 г.1  FW-190сев.- зап. ВалмиераЛа-7
822.12.1944 г.1  Ju-88Грунец
910.02.1945 г.1  FW-190Фрайенфельде
101  FW-190Лечин
1108.03.1945 г.1  Ме-109вост. Пелитц
1222.03.1945 г.1  FW-190сев. Оберсдорф
1323.03.1945 г.1  FW-190вост. Штраусберг
1427.03.1945 г.1  Ме-109зап. Альт-Рюднитц
1514.04.1945 г.1  Ме-109зап. Эберсфельде
1616.04.1945 г.1  FW-190зап. Зеелов
1718.04.1945 г.1  FW-190сев.-вост. Мюнхеберг
181  FW-190вост. Штраусберг
1923.04.1945 г.1  FW-190сев.-зап. Фалькензее
2024.04.1945 г.1  Ме-109юж. Ной-Руппин
2129.04.1945 г.1  FW-190Кенигсдорф
221  FW-190зап. Вельтен

    Всего сбитых самолётов - 23 + 4  [ 20 + 2 ];  боевых вылетов - около 300;  воздушных боёв - более 70.

*     *     *

Виктор Александрюк и Александр Васько.

Александрюк Виктор Ильич

...1945 год. Висло - Одерская операция. Почти над аэродромом группа наших и немецких истребителей ведут бой, хорошо видимый с земли. От группы отходят 2 Ме-109, их преследует пара Ла-7. Расстояние между ними хотя и медленно, но сокращается. Ещё немного и можно стрелять. Но ведущий "Лавочкиных", не дождавшись нужной дистанции огня, энергично отваливает вверх. Ведомый следует за ним.

Через несколько минут посадка, и к ведущему Ла-7 Виктору Александрюку подходит командир полка.

- Витя !   Ну почему же не сбил ?

- Товарищ полковник, а если бы сзади была другая пара "Мессеров", то сбили бы Васька.

- Но сзади никого не было !

- Это Вы видели, что сзади не было, а я не видел.

В это время подошёл замполит и поставил вопрос уже жёстче:

- Почему не уничтожил врага ?

Виктор, стоявший поначалу смирно, после выступления замполита засунул большой палец за ремень, а носком сапога начал выковыривать из земли какой-то камешек и всем своим видом показал, что дальнейший разговор нецелесообразен.

Упрёк начальства произвёл на Витю столь большое впечатление, что он продолжил высказывания уже вечером дома. Весьма эмоционально он высказывался о начальстве с употреблением неформальной лексики. Несколько многословно он сформулировал мысль, высказанную ещё Шота Руставели:

- Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.

Главная же его мысль заключалась в том, что Васько ему дороже дюжины сбитых немцев и дороже орденов, и он его под удар никогда не подставит, что бы там ни говорило начальство.

Виктор Александрюк и Александр Васько начали воевать с 1941 года, а в 1943 война свела их в истребительную пару, которую они сохранили до самого конца войны. Оба были опытными боевыми лётчиками. Обоим неоднократно предлагали должностные повышения, но они их упорно отклоняли, так как тогда была бы нарушена их пара. Это не были ведущий и ведомый, старший и младший, командир и подчинённый. Это был единый боевой организм. Они эффективно, хорошо воевали, но забота о жизни напарника в бою была основой их успеха. Когда представлялась возможность, ведущий уступал ведомому возможность на решающий удар. Поэтому у них было одинаковое количество сбитых самолётов.

Командир корпуса Евгений Яковлевич Савицкий, сам активно летающий ас, иногда брал Александрюка и Васько в боевые вылеты. Так была безупречна их репутация надёжного щита.

Позже, знакомясь с литературой о немецких лётчиках - истребителях, я узнал, что в части, где были лучшие асы Люфтваффе, было такое же отношение к ведомым, как у Александрюка и Васько. Вероятно, это был важный закон воздушной войны. Функциональное взаимодействие должно быть важнее должностной иерархии.

Обоим - Виктору и Александру, ведущему и ведомому, было присвоено звание Героев Советского Союза. Другого такого случая я не знаю. Многие ведомые известных асов стали Героями Советского Союза, но уже после того, как, приобретя опыт, сами стали ведущими. А вот чтобы сразу и ведущему, и ведомому, такого, кажется, не бывало.

Однако их приверженность своей паре отрицательно сказалась на должностном росте и воинских званиях. Некоторые их товарищи после войны окончили академии, стали генералами. Они же, будучи способными и одарёнными людьми, рано ушли в запас и в гражданской жизни занимали достаточно скромные места. Может быть, война, дав им звёздные часы жизни, слишком много отняла душевных сил. А может быть, военная служба в мирное время им пришлась не по душе. Когда в подмосковной Кубинке отмечают юбилей полка, у этих пожилых людей при виде друг друга по-молодому блестят глаза, и лица озаряются радостными улыбками. Желаю им и себе ещё не одну встречу в Кубинке.

(Из книги А. А. Щербакова - "Лётчики, самолёты, испытания".)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz