КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Амелин Георгий Иванович |
Родился 9 Апреля 1921 года в деревне Слободка Ферзиковского (Тарусского) района Калужской области, в семье крестьянина. Образование получил среднее. В 1937 году переехал в Москву. Окончил школу ФЗУ Метростроя (ныне СПТУ № 75) и аэроклуб при Тушинском аэродроме. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Балашовское военное авиационное училище лётчиков. Служил в этом училище инструктором. Участник Великой Отечественной войны. Заместитель командира эскадрильи 208-го штурмового авиационного полка (227-я штурмовая авиационная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Лейтенант Г. И. Амелин к концу войны совершил 173 боевых вылета, из которых 85 - в качестве ведущего группы. Прославился как большой мастер точного бомбометания. В воздушных боях сбил 3 самолёта противника и на аэродромах - 4, уничтожил большое количество танков, БТР, автомашин и другой боевой техники. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны до 1961 года Подполковник Г. И. Амелин служил в ВВС. Жил в Москве. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды). В 1943 году Амелин после неоднократных просьб, наконец, добился отправки на фронт. Он был направлен в эскадрилью, которой командовал капитан Герасимов (испанец по национальности, принявший эту русскую фамилию !) Осенью 1943 года Георгий Амелин начал свою боевую деятельность. В первом же вылете, после того как от метких бомбовых ударов Ил-2 при атаке противника в районе города Белая Церковь ярким пламенем вспыхивали вражеские танки и автомашины (Амелин сделал 6 заходов), его атаковала четвёрка "Фокке - Вульфов". Амелин сделал умелый манёвр, и вот уже "Фоккер" в прицеле. Очередь. Вражеский самолёт вспыхнул и, оставляя за собой чёрный след дыма, пошёл вниз. В этот момент прицельная очередь другого "Фоккера" точно ударила по фонарю "Ила" Амелина. Раскалённые осколки впились в лицо и шею лётчика. Герасимов прикрыл новичка, дав ему покинуть поле боя и привести повреждённый самолёт на аэродром. 14 Декабря 1943 года пара штурмовиков Ил-2 под руководством Амелина провела разведку боем в районе Житомира. В результате Амелин лично уничтожил 2 танка, до 20 вражеских солдат и подавил огонь зенитного орудия. По пути назад пару Ил-2 атаковали 3 истребителя противника. Машина Амелина получила повреждения, однако ему удалось уничтожить один самолёт и вместе с напарником обратить в бегство оставшиеся. В Январе 1944 года 208-й штурмовой авиаполк получил задание нанести удар по аэродрому противника в районе Винницы. Штурмовики должны были лететь без прикрытия истребителей. На Лейтенанта Г. И. Амелина возлагалась задача: после бомбового удара возглавить звено штурмовиков и быть готовым к отражению вражеских истребителей. Несмотря на сильнейший заградительный огонь, Амелин прорвался к аэродрому и, маневрируя в зоне сплошных разрывов снарядов, уничтожил на земле 3 самолёта и поджёг склад с горючим. Не успели лётчики завершить второй круг над пылающим аэродромом, как на них "свалились" 4 Ме-109. Один "Мессер" с ходу совершил атаку на штурмовик Амелина. Огненные трассы вырвались одновременно. "Мессер" задымил и пошёл вниз. Машина Амелина тоже вздрогнула. Большая пробоина в центроплане, и тут же самолёт загорелся. Повторяя одну эволюцию за другой, Амелин сбил пламя. Но повреждённый самолёт стал плохо подчиняться лётчику. Пришлось, перетянув, через линию фронта, пойти на вынужденную посадку. Когда колёса "Ила" коснулись твёрдой полосы аэродрома, Амелин потерял сознание и был госпитализирован. В Июле 1944 года Амелин по заданию руководства 208-й штурмовой авиации уничтожил переправу немцев на реке Днестр. В одном из последующих вылетов командир звена штурмовиков Лейтенант Г. И. Амелин был тяжело ранен. Ему чудом удалось посадить изрешечённую машину. В лазарете ему сделали операцию и удалили из тела несколько осколков. В Марте 1945 года звено Амелина уничтожило важнейшую вражескую переправу через водный рубеж. Путь отступления гитлеровцам был разрушен. На следующий день Амелина послали на разведку немецких танков, которые где -то "застряли", не имея возможности преодолеть реку. Лётчик обнаружил искусно замаскированные танки. А когда были переданы в штаб сведения о разведке, Амелин "прочесал" из пушек и пулемётов застывшие машины. После его заходов, 5 костров, оставшихся позади, были хорошим ориентиром для тех, кто должен прибыть сюда на штурмовку следом. Свой последний боевой вылет Амелин совершил в небе Чехословакии. 2 дня - 9 и 10 Мая 1945 года - наносили лётчики удары по немецкой группировке, не пожелавшей капитулировать. К концу войны заместитель командира эскадрильи 208-го штурмового авиационного полка Лейтенант Г. И. Амелин совершил 173 боевых вылета, в воздушных боях сбил 3 самолёта противника и на аэродромах - 4, уничтожил свыше 150 танков, бронетранспортёров, автомашин и другой боевой техники. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 59189) и медали "Золотая Звезда" (№ 2867). После войны до 1961 года Подполковник Г. И. Амелин продолжал службу в ВВС и занимал ряд командных должностей. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |