КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Брызгалов Павел Александрович |
Родился 8 Сентября 1922 года в деревне Бекени, ныне Кунгурского района Пермской области, в семье рабочего. В 1940 году окончил среднюю школу города Пермь, учился в аэроклубе. С 1941 года в Красной Армии, год спустя окончил Руставскую военную авиационную школу пилотов. С Июня 1943 года сержант П. А. Брызгалов в действующей армии. Служил в составе 240-го истребительного авиационного полка. Сражался на Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах. К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант П. А. Брызгалов совершил 248 боевых вылетов, в 61 воздушном бою лично сбил 19 самолётов противника и 1 уничтожил на земле при штурмовке аэродрома. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Гвардии подполковник П. А. Брызгалов - в запасе. Жил в городе Ступино Московской области, работал старшим инженером в производственном объединении. Умер 30 Апреля 1998 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды (дважды); медалями. Свою боевую деятельность Павел Брызгалов начал в составе 3-й эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка летом 1943 года. Освоив лишь недавно поступившие в полк самолёты Ла-5, сразу принял участие в боях под Курском, где быстро отличился. 14 Августа 1943 года, уже в боях под Харьковом, сбил истребитель Ме-109. В боях над Днепром Брызгалов показал себя настоящим асом, сбив 5 самолётов противника (2 Октября - истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87; 5 Октября - истребитель Ме-109; 29 и 31 Октября - бомбардировщики Не-111). Вспоминая о тех днях дважды Герой Советского Союза Кирилл Евстигнеев пишет: "Осенью 1943 года войска нашего фронта нацелились уже на Кривой Рог и Кировоград. Чтобы не отстать от наступающих частей, полк в конце Октября перелетает на полевой аэродром, расположенный в районе Кривого Рога, между рекой Ингулец и железной дорогой. Двое суток идут непрерывные жаркие схватки. Жизнь на аэродроме - необычнее не придумаешь: через лётное поле на высоте 10 - 15 метров проносятся "Мессершмитты", взлетающие с площадки, расположенной совсем рядом, по соседству. Взаимной штурмовкой ни нам, ни противнику заняться некогда - все усилия сосредоточены на передовой, откуда слышится гул боёв, пулемётно - пушечная трескотня дерущихся в воздухе самолётов. Купола парашютов раскрываются совсем близко к аэродрому, там же падают горящие машины. А сражение на земле напоминает Прохоровку: на подступах к Кривому Рогу, на северо - западной его окраине, разгорелся танковый бой. Сотни машин стоят одна против другой, как дуэлянты, на открытом поле. Но у нас в небе свои дела - идёт схватка с девяткой "Юнкерсов" и восьмёркой Ме-109. Наших на этот раз много: четыре четвёрки ! Мы бьёмся почти над танкистами. Разгорается бой не на жизнь, а на смерть. "Юнкерсы" полыхают и падают на землю. Я вижу, как одного из них, отколовшегося от группы, добивает Павел Брызгалов: при выходе из атаки он не отходит далеко от "Юнкерса", а пикирует сверху и с малой дистанции дает очередь. У фашистского бомбардировщика отваливается правая плоскость, и он, кувыркаясь, падает вниз... Брызгалов из эскадрильи Ивана Кожедуба. Ходил он ведомым своего командира, потом сам водил в бой пару, возглавлял четвёрку в сковывающей группе. Паша - крепыш среднего роста, с полным румяным лицом, гордой осанкой, уверенным взглядом - сильный воздушный боец. И в этом слове сказано много ! И посадка в кабине у Паши под стать выправке на земле - горделивая: лётчик зорко наблюдает за воздухом, отыскивая противника на всех высотах". 30 Января 1944 года в схватке над Кировоградом Павел Брызгалов уничтожил пикировщик Ju-87. А вскоре, 14 Марта 1944 года, был подбит и сам, но совершил удачную вынужденную посадку. В Мае 1944 года полк вёл бои уже над Прутом. Там самолёт Брызгалова был вновь подбит, и он вернулся в часть пешком. Когда в конце Июня 1944 года Иван Кожедуб, лучший лётчик 240-го ИАП, был переведён в другой полк, Брызгалову достался его самолёт Ла-5Ф, на котором была дарственная надпись от колхозника Конева. На этой машине Павел совершил несколько боевых вылетов. Истребитель Ла-5Ф из состава 240-го ИАП, на котором весной - летом 1944 года летал Капитан И. Н. Кожедуб. Позднее на этой машине также совершали боевые вылеты и другие лётчики, например П. А. Брызгалов и К. А. Евстигнеев. 18 Октября 1944 года заместитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант П. А. Брызгалов во главе шестёрки "Лавочкиных" прикрывал с воздуха войска, вошедшие в прорыв около Деречко, небольшой румынской деревеньки. Брызгалов был 2 года в беспрерывных боях и знал, что это задание не легче других, поэтому отнёсся к нему с чувством высокой ответственности. Он собрал лётчиков, рассказал о полученной задаче, произвёл розыгрыш полёта. Всё было предусмотрено: каким строем пойдут "Лавочкины", как будут действовать сковывающая и ударная группы в том случае, если произойдёт встреча с вражескими самолетами. Обстановка подсказывала, что немцы попытаются бомбить наступающие советские войска. И вот 6 советских истребителей в воздухе. Лётчики всматриваются в линию фронта. Они видят извилистые траншеи, чёрные хлопья разрывов и людей, бегущих за танками. Это наступающие войска. И может, кто - то из солдат даже посетовал на лётчиков, которые парили в небе, но ни разу не рванулись к земле для того, чтобы нанести штурмовой удар по окопам противника. Может, и Брызгалова подмывало бросить машины в крутое пике. Но их сдерживал боевой приказ - не допустить вражескую авиацию. Вскоре Брызгалов заметил в небе чёрные точки. Около 20 бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей шли двумя ярусами. - Я - "Сокол". Выполняйте задание, прикрою ! - передал он по радио ведущему ударной группы Старшему лейтенанту Е. А. Карпову. Четыре истребителя ринулись на врага. Атаковали стремительно, яростно, расчётливо. Вскоре не стало строя бомбардировщиков - они расползлись по небу, а один из них, нещадно дымя, врезался в землю. Вражеские истребители бросились своим на выручку, но навстречу им устремилась пара, ведомая Брызгаловым. Два против восьми ! Однако советские лётчики захватили инициативу. Уже через несколько секунд в воздухе осталось 7 Ме-109. Два "Юнкерса" обила в этом бою ударная группа Е. А. Карпова, ещё 2 вражеские машины сбил лично П. А. Брызгалов. Понеся ощутимые потери, неприятельские лётчики предпочли выйти из боя. 20 Октября 1944 года Брызгалов возглавил четвёрку истребителей. В районе населённого пункта Терешт - Миклош встретили 4 Ме-109 и столько же FW-190. Павел Брызгалов с первой же атаки сбил один самолёт, ещё 2 - его товарищи. 3 Января 1945 года с 10 истребителями Павел Брызгалов прикрывал наступление наших войск. На наши самолёты обрушился огонь 8 вражеских истребителей. Вскоре к ним вскоре присоединилось ещё 8. Итого - 16 против 10. Однако наши лётчики вышли победителями и из этой схватки, было сбито 6 фашистских самолётов. 17 Февраля 1945 года четвёрка Ла-7 вступила в бой с 8 FW-190. Сбито 5 вражеских машин. Одна из них - на счету Брызгалова. На следующий день - ещё одна победа... К концу войны на счету отважного воздушного бойца было более 280 успешных боевых вылетов и 67 проведённых воздушных боёв. Он сбил 19 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами, ещё 1 - уничтожил на земле. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных побед. ] Список известных побед Гвардии
капитана П. А. Брызгалова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |