Родился 1 Мая 1920 года в посёлке Ольшаны, ныне посёлок городского
типа Дергачёвского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов
и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе в Харькове. С 1940 года в Красной Армии.
В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.
С Марта 1942 года Младший лейтенант Н. Ф. Денчик в действующей
армии. По Сентябрь 1942 года служил в 33-м ИАП, летая на ЛаГГ-3. С Декабря 1942
года по Май 1943 года - в 910-м ИАП, на Як-1. Затем, по Май 1945 года - в 64-м
Гвардейском ИАП, на "Яках".
К Сентябрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 64-го
Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная
авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная
армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Денчик совершил 63
боевых вылета, в 18 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 3 самолёта
противника.
4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные
в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего произвёл более 100 успешных боевых вылета. В воздушных боях
сбил 19 самолётов противника лично и 3 - в группе с товарищами.
С 1946 года Гвардии майор Н. Ф. Денчик - в запасе. Жил и работал
в городе Харькове.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды),
Отечественной войны 1-й степени (дважды), медалями.
* * *
Николай Фёдорович Денчик родился в семье крестьяниа бедняка. По
окончании семилетки и школы ФЗУ при Харьковском паровозостроительном заводе несколько
лет работал слесарем на этом предприятии. Одновременно без отрыва от производства
посещал Харьковский аэроклуб.
Занятия в аэроклубе увлекли юношу. Ежедневно после работы он мчался
на аэродром или в учебные классы и старательно изучал материальную часть,
аэродинамику, штурманское и парашютное дело, теорию и практику вождения самолёта.
Летал на У-2 сначала с инструктором, а потом и самостоятельно. Преподаватели
постоянно отмечали его успехи в учёбе.
По окончании аэроклуба комсомолец Денчик поступил в Чугуевское
авиационное училище, которое закончил в Мае 1941 года, став лётчиком - истребителем.
Великая Отечественная война застала Лейтенанта Николая Денчика в
городе Черновцы, где он служил. Молодому лётчику шёл тогда 21-й год. С первых дней
войны и до последнего её часа он участвовал в воздушных боях, летал на многих типах
советских истребителей. Особенно понравились ему машины конструкции А. С. Яковлева.
В лётной биографии Николая Денчика немало эпизодов, каждый из которых примечателен.
...12 Июля 1943 года группа лётчиков 64-го Гвардейского истребительного
авиаполка во главе с Н. Ф. Денчиком прикрывала наземные войска и боевые действия
штурмовой и бомбардировочной авиации. В районе цели она встретила 18 FW-190.
Завязался бой. В первой же атаке Николай сбил одного "Фоккера", но и его самолёт
был повреждён. Несмотря на это, он продолжал бой и уничтожил ещё одну вражескую
машину. Только когда стало кончаться горючее, наши лётчики вернулись на свой
аэродром.
На следующий день ведомые им 8 истребителей вступили в бой с 20
"Фокке - Вульфами". Противник потерял тогда 7 самолётов. Одного из них сбил Николай
Денчик.
В тот же день девятка наших истребителей во главе с Н. Ф. Денчиком
встретились в воздушном бою с 24 "Юнкерсами", шедшими под прикрытием 30 истребителей
FW-190. Николай был в четвёрке, сковывающей врага. Он сбил вражеский самолёт и
помог своему ведомому добить "Юнкерса". Разъединённые и дезорганизованные остальные
бомбардировщики беспорядочно сбросили свой бомбовой груз и повернули назад.
Утром 19 Июля 1943 года около 100 советских бомбардировщиков
подвергли ударам скопления войск и техники противника на станции Маховое. Вслед
за этим части 3-й Гвардейской танковой армии покинули исходные позиции и начали
движение на фронте протяжённостью до 10 км. Вражеская авиация попыталась остановить
этот удар. В небе разгорелись ожесточённые воздушные баталии.
12 истребителей Як-7Б 64-го ГвИАП под командованием Гвардии капитана
К. Маношина вступила в бой с 30 FW-190, вылетевшими на расчистку воздушного
пространства. Наши лётчики решительно устремились на противника. Запылал первый
"Фоккер". Наши лётчики усилили натиск. Меткой очередью Гвардии капитан К. В.
Маношин отправил на землю второго FW-190, а Гвардии лейтенант Н. Ф. Денчик,
умножая счёт поверженных врагов, сбил одного за другим 2 вражеских истребителя.
Завершил разгром неприятельской группы Гвардии младший лейтенант И. Я. Горобец.
Однако в этом тяжёлом бою погибли и 2 наших лётчика.
22 Июля 1943 года части 15-й Воздушной армии вели ожесточённые
бои в районе населённого пункта Золотарево. Сюда переместился пункт наведения
корпуса.
- "Пальма-3". Слева сзади, ниже вас 400 метров 10 Ju-87 и 6
FW-190. Атакуйте !
Это был приказ командиру эскадрильи капитану П. И. Муравьёеву,
который привёл сюда свою группу. Муравьёв тотчас дал сигнал. Группа устремилась
на "Юнкерсов". Одна пара завязала бой с истребителями сопровождения. Неприцельное
сбрасывание бомб противником было первым результатом атаки. В воздухе возникла
карусель. Лейтенант Николай Денчик добился победы на вираже. Его ведомый сумел
зайти второму врагу в хвост, и 2 "Фоккера" упали вблизи Золотарёво, почти рядом
с "Юнкерсом", сбитым Капитаном П. И. Муравьёвым.
Таких эпизодов в лётной биографии Николая Денчика немало. Но
один воздушный бой запомнился ему на всю жизнь.
Это было 21 Июля 1943 года. Четвёрка истребителей, которую он
возглавлял, прикрывала с воздуха наземные войска в районе Курской дуги. Неожиданно
появилось 28 вражеских бомбардировщиков Ju-88, которых сопровождало 12 истребителей.
Не вызывало сомнений: они летели бомбить сосредоточение наших войск.
Что делать ? Силы неравные: 4 наши машины против 40 вражеских.
Но Денчик знал, что в военном деле не всегда решает количественное превосходство,
и принял бой. Он приказал двум лётчикам атаковать истребителей, а сам с одним
ведомым врезался в ряды бомбардировщиков и с первого захода сбил ведущего группы.
Остальные повернули назад, по пути беспорядочно сбросив бомбы, которые не причинили
вреда нашим войскам. Четвёрка советских истребителей без потерь вернулась на свою
базу.
Командир эскадрильи Н. Ф. Денчик не только показывал личный
пример в боевых схватках с противником, но и умело передавал свой опыт молодым
лётчикам. Он участвовал во многих боевых операциях на Украине, под Москвой и
Сталинградом, на Курской дуге и в Прибалтике. Завершил свой ратный путь в Берлине.
Вместе с товарищами по оружию Николай Фёдорович прикрывал с воздуха наши войска,
летал со штурмовиками.
Командир 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка,
в котором служил Гвардии капитан Н. Ф. Денчик, характеризовал Николая как "тактически
грамотного командира, смелого и отважного воздушного бойца".
Этой характеристике как нельзя лучше отвечают лаконичные записи
в его лётной книжке. За годы Великой Отечественной войны он совершил более 100
успешных боевых вылета, провёл свыше 20 воздушных боёв, лично сбил 19 вражеских
самолётов и ещё 3 - совместно с другими лётчиками.
[ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 3 групповые победы ]
Именной Як-3 Н. Ф. Денчика, весна 1945 года. |
За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года Николаю Фёдоровичу
Денчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
В конце Февраля того же года, получив краткосрочный отпуск,
лётчик приехал к родным в село Манченки Дергачёвского (ныне Харьковского)
района. Радостно встретили колхозники своего знатного земляка. В честь его
приезда они собрали 30 000 рублей на строительство самолёта. Рабочие совхоза
имени Первого Мая и члены артели "Красная заря" также внесли 10 000 рублей.
Построенный самолёт Як-3 был передан авиачасти, в которой служил их земляк.
Истребителю присвоили имя Николая Фёдоровича Денчика. Возвратившись в свою
часть, лётчик продолжал беспощадно бить врага.
25 Декабря 1944 года командование части обратилось с
приветственным письмом к колхозникам Манченковского сельсовета Харьковской
области:
Именной Як-3 Н. Ф. Денчика, весна 1945 года. |
"Весь личный состав 64-го Гвардейского
истребительного авиационного Оршанского ордена Красного Знамени полка передаёт
Вам сердечную благодарность за тот дорогой подарок, который Вы передали
своему земляку - Николаю Денчику. Лучший в мире самолёт - истребитель, купленный
Вами на свои трудовые сбережения, в надёжных руках. Уже не один фашистский
стервятник нашёл себе могилу от смертельного удара советского аса Героя
Советского Союза Гвардии капитана Н. Ф. Денчика.
На его личном счету 19 сбитых вражеских самолётов. Мы вместе с
Вами гордимся нашим отважным соколом !.."
За боевые заслуги при штурме Берлина отважный воздушный боец был
награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.
После окончания войны Николай Фёдорович Денчик жил и работал
в городе Харькове.
* * *
Список известных побед Гвардии
капитана Н. Ф. Денчика: (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 12.03.1942 г. | 1 Не-111 (в паре - 1 / 2) | Никольское - Тучалово | ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. |
2 | 13.03.1942 г. | 1 Ju-52 | Латкино |
3 | 09.07.1942 г. | 1 Не-111 | вост. Хани |
4 | 10.01.1943 г. | 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) | ст. Нижне - Чирская |
5 | 14.05.1943 г. | 1 Ме-109 | зап. Слобода |
6 | 12.07.1943 г. | 1 FW-190 | Вяжи |
7 | 13.07.1943 г. | 1 FW-190 | Дерновка |
8 | 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) | юж. Мценск |
9 | 1 FW-190 | сев. Сетуха |
10 | 19.07.1943 г. | 1 FW-190 | Субботинский |
11 | 1 FW-190 | Золотарёво |
12 | 20.07.1943 г. | 1 Ju-87 | Протасово |
13 | 21.07.1943 г. | 1 Ju-88 | юго - зап. Спасское |
14 | 22.07.1943 г. | 1 FW-190 | Золотарёво |
15 | 18.12.1943 г. | 1 FW-190 | Вышедки |
16 | 27.06.1944 г. | 1 Ju-88 | сев. ст. Крупки |
17 | 01.08.1944 г. | 1 FW-190 | сев. Елгава |
18 | 06.08.1944 г. | 1 FW-190 | сев. Биржай |
19 | 10.10.1944 г. | 1 FW-190 | Грибжане |
20 | 27.10.1944 г. | 1 FW-190 | сев. - зап. Приэкуле |
Всего сбитых самолётов - 17 + 3 боевых вылетов - более 100.
|
|