Дугин Николай Дмитриевич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Дугин Николай Дмитриевич

Н.Д.Дугин.

Родился 26 Апреля 1921 года в селе Дурниха, ныне Раменского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, 2 курса машиностроительного техникума в городе Люберцы Московской области в 1940 году и аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Апреля 1943 года Младший лейтенант Н. Д. Дугин в действующей армии. Боевое крещение получил весной 1943 года на Кубани, потом сражался за освобождение Крыма, Белоруссии, участвовал в битве за Берлин. Воевал на Северо - Кавказском, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах.

К Февралю 1945 года заместитель командиpa эскадрильи, он же штурман 402-го истребительного авиационного полка  (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Капитан Н. Д. Дугин совершил 325 боевых вылетов, в 77 воздушных боях сбил 14 самолётов противника и 1 аэростат, на аэродромах уничтожил ещё 6 самолётов. До конца войны сбил ещё 2 самолёта.

2 Мая 1945 года, будучи ранен в бою, сумел посадить подбитую машину на своём аэродроме и умер в кабине самолёта. Похоронен в городе Фалькендзе  (Германия).

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звездыж; медалями. Улица в городе Жуковский Московской области названа его именем. Имя Героя начертано на мраморной плите у бронзового монумента советским воинам в Берлине.

*     *     *

Выходец из бедняков, Николай с детства познал нужду. Детские годы Николай провёл в родном селе, где проживал до 1933 года. Затем семья Дугиных переехала в деревню Колонец. Учился в Удельнинской средней школе Раменского района. Окончив 7 классов сельскую школу, он уехал в город Люберцы, где поступил в школу ФЗУ, а затем на вечернее отделение машиностроительного техникума при заводе имени А. В. Ухтомского. Одновременно работал техником - экспериментатором в ЦАГИ.

На 2-м курсе вместе с товарищами записался в Раменский аэроклуб. Это круто изменило судьбу Николая. После окончания аэроклуба в Апреле 1940 года он был призван в ряды Красной Армии и стал курсантом Качинской военной авиационной школы пилотов. А время становилось всё тревожнее: разгорался пожар Второй Мировой войны. И курсанты чувствовали, что, несмотря на договор с Германией о ненападении, схватки с фашизмом не избежать.

Весной 1941 года в авиашколе состоялся очередной выпуск лётчиков - истребителей. Дугин и его друзья надеялись попасть служить в европейскую часть страны, чтобы, если понадобится, встретить врага в первых рядах. Но молодых пилотов, к их большому разочарованию, направили на Дальний Восток. Там находились крупные силы советских войск, противостоящие Квантунской армии, сосредоточенной в Маньчжурии у наших границ.

Сознавая важность своего пребывания на дальневосточной земле, старшина Дугин всё же стремился туда, где уже вовсю полыхала война. С огромной радостью им были восприняты известия о разгроме немецко - фашистских полчищ под стенами родной Москвы и Сталинградом. Наконец, спустя почти 2 года после начала войны, пробил и его час. Весной 1943 года 402-й авиаполк вошёл в состав 3-го истребительного авиакорпуса резерва Главного Командования  (командир Генерал - майор авиации Е. Я. Савицкий), который был переброшен на Кубань.

Як-1 из 3-го ИАК, 1943 г.

Истребитель Як-1 одного из авиационных полков 3-го ИАК РГК.  Кубань, весна 1943 года.

К тому времени на Таманском полуострове враг, отступая с Кавказа, создал сильно укреплённую и глубоко эшелонированную полосу обороны, так называемую Голубую линию, упиравшуюся флангами в Азовское и Чёрное моря. Немцы рассчитывали взять реванш за поражение под Сталинградом и сосредоточили на данном направлении большую группировку войск и отборные авиационные соединения. Развернулись упорные бои за господство в воздухе, в которые сразу же включились и лётчики 3-го ИАК.

20 Апреля 1943 года истребители 402-го ИАП прикрывали группу Ил-2, вылетевшую для нанесения удара по боевым порядкам пехоты и артиллерии противника перед позициями десантного отряда, удерживавшего плацдарм на полуострове Мысхако у Новороссийска. На подходе к цели экипажи попали под сильный огонь вражеской зенитной артиллерии. Преодолев огневую завесу, штурмовики сначала отбомбились, а затем выполнили несколько атак, применив эрэсы и бортовое оружие. Противник понёс большие потери в живой силе и технике.

Н.Д.Дугин.

Успешное выполнение штурмовиками боевого задания было обеспечено чёткими и слаженными действиями группы прикрытия, которая решительно и умело отразила все попытки фашистских истребителей атаковать наши "Илы". В упорном бою лётчики 402-го авиаполка уничтожили 9 "Мессеров", один из которых сбил Лейтенант Н. Д. Дугин. Первый день пребывания на фронте и первая победа. А за ней последовали другие. За боевые успехи, смелость и отвагу, проявленные в воздушных боях, командир корпуса Генерал Е. Я. Савицкий приказом от 25 Апреля наградил молодого лётчика орденом Отечественной войны 2-й степени.

Первые успехи и награда укрепили у Николая уверенность в своих силах, но не вскружили голову. А ведь в полку нередко из-за досадных просчётов, горячности и азарта погибали хорошие лётчики, молодые и здоровые парни. Горечь потерь заставила Дугина учиться у старших многоопытных товарищей, советоваться с ними, перенимать проверенные в боях тактические приёмы. Постепенно из него формировался хладнокровный воздушный боец, дравшийся с врагом смело и расчётливо.

Командование полка всё чаще стало посылать Лейтенанта на самостоятельные задания и разведку. За сравнительно короткое время пребывания в действующей армии Николай Дугин прошёл славный боевой путь и вырос от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи.

Так, 18 Сентября 1943 года на Южном фронте он с ведущим Майором Г. С. Балашовым вылетел на "свободную охоту". В районе Гуляй - Поля  (Запорожская область)  лётчики встретили 15 бомбардировщиков Не-111, следовавших в направлении нашего переднего края в сопровождении 6 Ме-109. Ведущий скомандовал: "Николай, я атакую, прикрой !"   Ошеломив противника внезапной атакой, "охотники" сразу же сбили 2 самолёта: Балашов - "Хейнкель", а Дугин - "Мессер". Строй противника рассыпался. Бомбардировщики поспешно освободились от бомб и повернули назад. Покинули поле боя и истребители. Однако советские лётчики начали их преследовать. Николай на своём "Яке" догнал одного и несколькими очередями превратил в факел, который упал в плавни.

В первых числах Февраля 1944 пара лётчиков из 402-го истребительного авиаполка во главе с Младшим лейтенантом Ш. М. Абдрашитовым обнаружила на одном из аэродромов скопление до 200 транспортных самолётов противника. Для штурмовки были посланы 2 группы истребителей, которые возглавили командир эскадрильи Лейтенант В. А. Егорович и его заместитель Старший лейтенант О. П. Макаров. В завязавшемся воздушном бою на подступах к аэродрому наши лётчики сбили 2 Ме-109, а затем подожгли несколько самолётов на земле. По 2 "Юнкерса" уничтожили Лейтенанты Ш. М. Абдрашитов, С. В. Иванов и по одному Майор А. У. Ерёмин, Капитан Г. С. Балашов, Лейтенанты А. И. Волчков, Н. Д. Дугин, В. А. Егорович и М. Е. Пивоваров.

Н.Д.Дугин.

В ожесточённых воздушных схватках в Северной Таврии, Крыму, Белоруссии, Литве и Польше закалялся характер Дугина, росло число побед, одержанных им над врагом. В середине Февраля 1945 года командир 402-го истребительного авиаполка Майор А. Е. Рубахин представил заместителя командира эскадрильи Капитана Н. Д. Дугина к званию Героя Советского Союза. К тому времени он произвёл 325 боевых вылетов и в 77 воздушных боях лично сбил 14 вражеских машин. Штурмовыми ударами уничтожил на земле 6 самолётов, 3 паровоза, 14 автомобилей и 10 повозок с грузами, несколько десятков солдат и офицеров противника.

К первой награде добавились орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Красной Звезды и медали. А фронт уже приближался к логову фашистского зверя - Берлину...

В дни штурма Берлина Капитан Н. Д. Дугин водил группы истребителей в бой, штурмовал вражеские войска и технику, прокладывал путь советской пехоте и танкам. Последний фашистский самолёт он сбил 20 Апреле 1945 года.

Як-3 из 402-го ИАП, 1945 г.

Рано утром 2 Мая 1945 года за несколько часов до капитуляции остатков Берлинского гарнизона около 3000 солдат и офицеров противника с танками и самоходными орудиями прорвались из окружения в районе Шпандау и двинулись в западном направлении. На пути следования этой обезумевшей группировки оказался аэродром Дальгов, на котором размещался 402-й авиаполк. В бой с врагом вступили зенитчики, авиационные механики, мотористы, штабные офицеры. Наши лётчики успели перебазироваться на аэродром Вернойхен и взлетали на штурмовку врага оттуда.

В жестоком бою особенно отличился Николай Дугин. В одной из атак он был тяжело ранен. Истекая кровью, лётчик всё же нашёл в себе силы посадить повреждённый самолёт и умер в кабине на глазах подбежавших механиков. А до Дня Победы оставалось всего 7 дней...

К тому времени Николай выполнил 424 боевых вылета. Проведя 84 воздушных боя, сбил лично 16 самолётов и 1 аэростат - корректировщик.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство заместителю командира эскадрильи 402-го истребительного авиаполка 265-й истребительной авиадивизии Капитану Дугину Николаю Дмитриевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен на воинском кладбище у Гамбургского шоссе на южной окраине населённого пункта Дальгов  (район Науэн, земля Бранденбург, Германия). На памятнике выбит ошибочный год рождения Героя.

Имя Героя начертано на одной из мраморных плит у бронзового монумента советским воинам в Берлине, павшим при штурме города. Память о нём жива и в родных краях. На площади Победы в городе Раменское у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высечено имя Героя. Улица в городе Жуковский Московской области названа его именем.

Приказом Министра обороны СССР от 18 Августа 1985 года Герой Советского Союза Капитан Н. Д. Дугин навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана Н. Д. Дугина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
121.04.1943 г.1  Ме-109НовороссийскЯк-1, Як-9, Як-3.
223.04.1943 г.1  Ме-109Новороссийск
330.04.1943 г.1  Ме-109Крымская
427.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
514.09.1943 г.1  Не-111Екатериновка
618.09.1943 г.1  Ме-109Гуляй - Поле
727.09.1943 г.1  Hs-129Показное
827.11.1943 г.1  Ju-87Осокаревка
930.01.1944 г.1  Ме-109Тархан
1017.04.1944 г.1  Ме-109юж. Сарабуз
1107.05.1944 г.1  FW-190сев. Джаншиев
1206.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. Воджигры
1305.03.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Штаргард
141  аэростатНойенхаген
1509.03.1945 г.1  Ме-109сев. - вост. Гарден
1618.04.1945 г.1  FW-190ст. Райхенберг
1720.04.1945 г.1  FW-190сев. Вернойхэ

      Всего сбитых самолётов - 16 + 0  (и 1 аэростат наблюдения);   боевых вылетов - 424.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz