КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Глухих Иван Михайлович |
Родился 25 сентября 1916 года в селе Обутки, ныне Макушинского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в Магнитогорске, учился в Копейском горнопромышленном училище (ныне СГПТУ-34). Работал токарем в железнодорожном депо, техническим секретарём Копейского горкома комсомола. С 1935 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков. Участник похода Советских войск в Западную Белоруссию в 1939 году и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. С октября 1941 года старший лейтенант И. М. Глухих в действующей армии. По июль 1943 года служил в составе 271-го ИАП (64-го Гвардейского ИАП); по октябрь 1943 года - в Управлении 323-й ИАД. Сражался на Калининском и Северо - Западном фронтах, участвовал в боях за Сталинград и под Демянском. С октября 1943 года был на лётно - испытательской работе. К февралю 1943 года штурман 271-го истребительного авиационного полка (274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) капитан И. М. Глухих произвёл 141 боевой вылет на штурмовку войск, аэродромов, на разведку и прикрытие. В 38 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 4 самолёта противника. Ещё 11 самолётов разных типов уничтожил на аэродромах. 1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. С октября 1943 года по январь 1956 года работал лётчиком - испытателем новых боевых машин. Летал на всех типах поршневых и реактивных истребителей. Одним из первых освоил реактивный бомбардировщик. С декабря 1955 года полковник И. М. Глухих - в запасе. До 1970 года работал на авиационном и вертолетном заводах Москвы. Умер 8 мая 1990 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), 6 медалями. Иван Глухих родился в селе Обутки  (по другим источникам - в деревне Куликово)  Макушинского района Курганской области в крестьянской семье. В 1932 - 1935 годах после окончания Макушинской школы - семилетки работал секретарём отдела найма завода "Востокококс" в городе Магнитогорске, затем трактористом Макушинской МТС, секретарём стройконторы зерносовхоза "Пионер". В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. В 1939 - 1940 годах участвовал в походе войск Красной Армии в Восточную Польшу и в боях с белофиннами. К началу Великой Отечественной войны Иван Глухих был уже опытным военным лётчиком. За бои в период Советско - Финляндской войны был удостоен первой боевой награды - ордена Красной Звезды. И, видимо, обязательно следует отметить, что у истоков его лётного мастерства стоял такой замечательный учитель как Александр Константинович Горовец. 271-й истребительный авиационный полк, где командиром эскадрильи был Иван Глухих, базировался под Ростовом-на-Дону. Здесь он вступил в свой первый бой в этой войне и сбил первый вражеский бомбардировщик Ju-87. А вскоре прославился как мастер лобовых атак, которые не выдерживали даже опытные немецкие пилоты. Своим боевым опытом командир эскадрильи щедро делился с лётным составом. Каждый воздушный бой, все положительные моменты и недостатки обязательно разбирались в коллективе. На таких разборках Иван Глухих старался проанализировать все тактические приёмы и хитрости противника, противопоставить им свою наступательную тактику. Особое внимание он уделял наблюдению каждым лётчиком за ходом боя, использованию радиосвязи, взаимной выручке, надёжному прикрытию штурмовой и бомбардировочной авиации, ведению воздушного боя парой и чёткому взаимодействию пар в бою. Ежедневная, упорная учёба лётного состава сказалась на результатах. В самый тяжёлый период войны, в боях 1941 года эскадрилья Ивана Глухих сбила 21 самолёт противника и сожгла на аэродромах 12 вражеских машин. Потери эскадрильи составили 3 экипажа. На личном счету командира к концу года было 6 сбитых вражеских самолётов. О высокой технике ведения каждого воздушного боя эскадрильей под его командованием убедительно говорится в наградном листе: "Штурмовая и бомбардировочная авиация, прикрытая лётчиками эскадрильи капитана Глухих, всегда действовала уверенно и возвращалась без потерь. Никакое численное превосходство противника не могло заставить его питомцев выйти из боя или проиграть его. Ярким примером может служить воздушный бой 16 января 1942 года: 5 самолётов ЛаГГ-3 под командованием капитана Глухих прикрывали боевые действия 10 штурмовиков. Около самой цели на "Илы" неожиданно набросились 12 истребителей противника. Группа истребителей капитана Глухих немедленно вступила в бой, отогнала стервятников, сковала их боем, чем дала возможность штурмовикам выполнить задачу без потерь. В ожесточённой короткой схватке было сбито 2 "Мессершмитта". Остальные, прикрываясь облаками, спаслись бегством. В этом бою у самолёта Глухих были совершенно разбиты руль поворота и руль глубины. Несмотря на такие серьёзные повреждения, он сумел привести свой самолёт на аэродром". ...В конце декабря 1942 года, подтянув свежие силы и совершив перегруппировку войск, противник возобновил контрнаступление на Великие Луки. В воздухе шли непрерывные ожесточённые бои. 29 декабря группа Як-7Б под командованием комэска 271-го ИАП капитана И. М. Глухих вылетела на сопровождение штурмовиков Ил-2. В районе цели наши истребители заметили большую группу немецких бомбардировщиков, приближавшихся к полю боя. В задачу истребителей прикрытия борьба с бомбардировщиками противника не входила. Но Глухих, оценив ситуацию, пошёл на сознательный риск. Он решил частью сил атаковать бомбардировщиков. Напуганные решительной атакой "Яков", вражеские бомбовозы сбросили свой груз куда попало и повернули на свою территорию. Но уйти удалось не всем: 2 вражеских самолёта чадящими факелами рухнули на землю. Ни истребители, ни штурмовики потерь не понесли. Исключительно широкого диапазона была военная работа Ивана Глухих. К февралю 1943 года он совершил 141 боевой вылет, в их числе: 18 - на штурмовку войск противника, 55 - на прикрытие штурмовой и бомбардировочной авиации, 46 - на прикрытие наземных войск, 20 - на разведку войск противника, 2 - на штурмовку вражеских аэродромов. Во время выполнения этих заданий участвовал в 38 воздушных боях и сбил 14 самолётов противника (10 лично и 4 в группе с товарищами). И лучшей характеристикой отважному воину может послужить высказывание командира 271-го истребительного авиаполка майора Морозова: "Иван Михайлович Глухих беззаветно предан социалистической Родине, человек не жалеет сил и жизни за её освобождение. Он бесстрашный воздушный боец, мастер лобовых атак, отличный командир и воспитатель". За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года капитан Глухих Иван Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Радость награждения усиливалась сознанием того, что в этот же день Героями Советского Союза стали его боевые товарищи Пётр Михайлович Вострухин, с которым в паре Иван Глухих летал около года, командиры эскадрилий полка Павел Игнатьевич Муравьёв и Виктор Яковлевич Хасин. Они занимались такой же военной работой, что и их командир, и сбили к тому времени 44 самолёта. В июле 1943 года Ивана Михайловича назначили инспектором по технике пилотирования в 323-ю истребительную авиационную дивизию, а через 3 месяца командование решило, что его боевой опыт, блестящую технику управления самолётом, надо использовать более полно. Он был отозван из действующей армии и направлен в качестве старшего лётчика - испытателя новых боевых машин на авиационные заводы страны. К тому времени Гвардии майор И. М. Глухих выполнил около 300 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 16 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 4 групповые победы лётчика. ] С октября 1943 года по январь 1956 года Иван Глухих работал лётчиком - испытателем новых боевых машин. Летал на всех типах поршневых и реактивных истребителей. Одним из первых освоил реактивный бомбардировщик Ил-28. О том, как он работал в этой должности, красноречиво свидетельствует аттестация на представление его к воинскому званию полковника, составленная военным представителем одного из авиазаводов в сентябре 1951 года: "Герой Советского Союза подполковник Глухих Иван Михайлович служит в системе военных приёмов с октября 1943 года. Будучи старшим лётчиком - испытателем военного представительства на заводе № 30 показал себя дисциплинированным, требовательным, политически развитым офицером. Является ветераном советской реактивной авиации. Летал на всех типах современных, в том числе и реактивных истребителях. При внедрении в серию реактивного бомбардировщика освоил одним из первых лётчиков - испытателей этот самолёт. Хорошо знает материальную часть и грамотно эксплуатирует её в воздухе. Правильно анализирует встречающиеся дефекты и даёт обоснованные заключения о качестве принимаемой продукции для частей ВВС Советской Армии. За высокую лётную квалификацию допущен к высотным испытательным полётам в сложных метеоусловиях, с пробиванием сплошной облачности при высоте нижней кромки 300 метров и видимости 4 км". С большой гордостью Иван Михайлович вспоминал о том, что на этой работе он всегда чувствовал поддержку своих друзей, таких известных лётчиков - испытателей, как дважды Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паршина, погибшего при испытании самолёта в 1956 году, Героев Советского Союза Сергея Николаевича Анохина, Фёдора Ивановича Бурцева, знаменитого в авиационных кругах Марка Лазаревича Галлая. Ответственная и опасная работа сблизила их, взаимно обогащала. Более 12 лет полковник И. М. Глухих пробыл на испытательной работе. Только в январе 1956 года по состоянию здоровья оставил её. Но авиации не изменил и ещё почти четверть века работал авиадиспетчером на военных заводах страны. Последнее место его службы - Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля. Список всех известных побед Гвардии майора И. М.
Глухих:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |