КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Кулешов Владимир Кузьмич |
Родился 5 Января 1918 года в городе Наманган (Узбекистан), в семье крестьянина. Окончил 2 курса техникума, в 1938 году - Балашовскую объединённую школу пилотов и авиатехников ГВФ. Работал лётчиком Гражданской авиации. С 1940 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Одесскую высшую авиационную школу, оставлен в ней инструктором - лётчиком. С 1942 года - командир звена Конотопского военного авиационного училища. С Августа 1942 года Лейтенант В. К. Кулешов в действующей армии, служил в составе 88-го ИАП. С Июня по Август 1943 года - в 41-м ГвИАП; по Ноябрь 1934 года - в 40-м ГвИАП. К Сентябрю 1943 года штурман 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка (8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Гвардии старший лейтенант В. К. Кулешов совершил 351 боевой вылет, в 73 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 6 самолётов противника, штурмовыми действиями уничтожил 4 танка, 20 автомашин, 4 вражеских самолёта на аэродромах. Гвардии капитан В. К. Кулешов погиб 3 Ноября 1943 года. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Красной Звезды; медалями. На одной из улиц села Крюковщина Киево - Святошинского района Киевской области (Украина) установлена мемориальная доска. Свою боевую деятельность Лейтенант В. К. Кулешов начал в Августе 1942 года в составе 88-го истребительного авиационного полка. Летая на И-16, принимал участие в боях за Кавказ. 25 Августа 1942 года предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому в районе Моздока. В нём участвовало 9 самолётов 88-го авиаполка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиаполка Герой Советского Союза Майор Я. И. Антонов. Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолёты превратились в весьма заметные для врага чёрные мишени. Так что "Мессеры" уже поджидали их в воздухе. Судя по всему, это были модернизированные Ме-109F, которые легко маневрировали и даже не боялись идти в лобовые атаки. Около 20 вражеских самолётов вели бой против 17 наших. И всё-таки через 8 - 10 минут схватки первыми не выдержали напряжения фашистские лётчики. Один за другим начали падать на землю горящие "Мессеры". Вот уже 6-й отправился вниз. А наши лётчики в этом кромешном аду ещё сумели отштурмовать неприятельский аэродром. Один из них - Владимир Кулешов - даже изловчился сфотографировать стоянку и заодно поджечь на ней транспортный самолет Ju-52. Отличились и лётчики 84-го полка - они сбили 4 машины и подожгли на земле 12. Враг недосчитался тогда 23 самолётов, из них 10 были сбиты в воздухе, а 13 уничтожены на аэродроме. Ожесточённые бои за Тереком продолжалисья. К исходу 5 Сентября танковая атака врага, рвавшегося к станице Вознесенской, была отбита. Около 30 стальных чудовищ неприятеля превратились в груду металла у подножия Терского хребта, 14 из них были уничтожены с воздуха. Этот успех разделили и лётчики 88-го ИАП. В схватках с фашистскими истребителями, прикрывавшими танковую армаду, они сбили 4 машины. Кроме В. Князева и К. Карданова, которые редко возвращались из боя без "трофеев", на этот раз отличились лётчики В. Кулешов и В. Батяев. Младший лейтенант В. К. Кулешов отличился в боях над Тереком и 7 Сентября. Участвуя в воздушной схватке с вражескими истребителями, в критической ситуации он спас от гибели своего товарища А. К. Базунова. Увидев, как "Мессеры" атаковали и подожгли самолёт его напарника, Кулешов принял бой на себя и отвлёк противника от машины Базунова. Он сбил одного "Мессера", но вскоре и сам был подбит и ранен. Однако не дрогнул - сумел дотянуть горящий самолёт до приземления в районе Вознесенской. Несколько слов о дальнейшей судьбе этого молодого, но быстро освоившегося в трудной фронтовой жизни лётчика. После боёв на Северном Кавказе воевать ему довелось чуть больше года. Оставленный в распоряжении командования 216-й авиадивизии, Владимир попал на центральный участок советско - германского фронта. Здесь он проявил себя незаурядным воздушным бойцом, вырос до штурмана 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Отличился во время летних боёв на Курской Дуге. Согласно отчёта 8-й ГвИАД по итогам боёв в Июле 1943 года Старший лейтенант В. К. Кулешов лично сбил 6 самолётов противника. 3 Ноября 1943 года Гвардии капитан В. К. Кулешов геройски погиб в неравной схватке с фашистами под Киевом. К тому времени отважный воздушный боец выполнил более 450 боевых вылетов, уничтожил в воздушных боях 21 самолёт противника лично и 7 в группе. При штурмовке вражеских аэродромов сжёг на земле 4 самолёта лично и 23 в группе с товарищами. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года Гвардии капитан Кулешов Владимир Кузьмич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Список всех известных побед
Гвардии капитана В. К. Кулешова:
Из материалов наградного листа:За период с 12.08.1942 года по 4.07.1943 года тов. Кулешов произвёл на самолётах И-16 и Ла-5 301 боевой вылет, из них 76 - на штурмовку войск противника. Штурмовыми действиями уничтожено лично: автомашин - 40, танков - 4, подвод - 29, лошадей - 27, точек ЗА - 5, зенитных пулемётов - 3, солдат и офицеров - 163. При штормовке аэродромов уничтожил лично 4 самолёта и в группе 23 самолёта противника - за что 9.09.1942 года награждён орденом "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА" и 22.07.1943 года - орденом "KPАСНОЕ ЗНАМЯ". После награждения тов. Кулешов ещё с большей энергией и энтузиазмом громит фашистских пиратов - в результате чего он лично сбил 12 самолётов противника. Тов. Кулешов неоднократно водил в бой свой лётный состав. В воздушных боях показал себя бесстрашным, высококвалифицированным мастером воздушного боя, проявляет при этом мужество, отвагу и героизм. Умело руководит в воздухе по радио своей группой, голос своего командира слышат все его воздушные бойцы, своевременно воспринимают его решения, благодаря чему его группа всегда побеждает врага при любом превосходстве сил противника. Идя на боевые задания в свободный полёт, на разведку, на прикрытие переднего края - тов. Кулешов всегда ищет врага и его находит, и смело навязывает воздушный бой не взирая на численно превосходящие силы протившака - он из боя всегда выходит победителем. 25.08.1942 года тов. Кулешов в паре на самолётах И-16 вылетел на разведку и обнаружил аэродром противника в районе - ГЕОРГИЕВСК. Через несколько часов он повёл группу в количестве 9 И-16 и 8 И-153 на штурмовку этого аэродрома, где находилось до 25 Ме-109 и 2 Ю-52. Не доходя до цели истребители противника взлетели и встретили группу штурмовиков. Завязался неравный воздушный бой 22 Mе-109 против 17 И-16 и И-153. В этом бою тов. Кулешов сбил 1 Mе-109 и уничтожил 1 Ю-52 взлетающий с аэродрома. Всего в этом бою было сбито 12 самолётов противника. Свою группу тов. Кулешов привёл на свой аэродром без потерь. 5.11.1942 года при полёте на разведку на самолёте И-16 в составе 2-х И-16 тов. Кулешов обнаружил до 120 немецких танков прорвавшихся в район ГИЗЕЛЬ. При повторной разведке было доложено Командованию 4-й Воздушной Армии, где были приняты срочные меры и вся танковая группа противника была разгромлена нашей бомбардировочной и штурмовой авиацией. 5.07.1943 года, будучи ведущим группы 12 Ла-5 по прикрытию переднего края обороны (Белгородское направление) встретился с 4 группами бомбардировщиков противника, 18 Xе-111, до 40 Ю-88 и 14 Ме-109. Своей группой навязал противнику бой, в результате этого боя разогнал бомбардировочную и истребительную авиацию противная, не дав ей выполнить своей задачи, при этом сбил лично 1 Ю-88, а лётчики его группы сбили 3 Хе-111. Выполнив боевое задание - без потерь привёл группу на свой аэродром. Того же 5.07.1943 года повёл группу 8 самолётов Ла-5 для прикрытия своих войск. Над полем прекрытия навязал воздушный бой 14 Ю-87, 6 Ме-109Ф и 2 ФВ-190. В этом бою сбил лично 1 Ю-87, а группа, сбила 4 самолёта противника и без потерь вернулись на свой аэродром. 6.07.1943 года вылетел на разведку ведущим в паре в район ЧЕРКАССКОЕ - КОРОВИНО (Белгородское направление), где обнаружил группировку танков противника: до 400 - 500 единиц. Эти данные были доложены по радио в дивизию, по которым была задействована бомбардировочная авиация 2-й Воздушной Армии. 23.08.1943 года вылетел в паре в свободный полёт на самолёте Ла-5. В районе полёта шло со стороны противника 11 групп бомбардировщиков противника. Сообщив по радио о приближавшемся противнике по высотам и дистанциям, сам внезапно бросился в атаку по первой группе противника Ю-88, которые сбросили беспорядочно груз по своим войскам и ушли на свою территорию. После этого встретил вторую группу бомбардировщиков противника до 20 самолётов Ю-88 и Ю-87, которую, также атаковал и сбил 1 Ю-88 и 1 Ю-87. Разогнав бомбардировщиков, ввязался в бой с 4 Ме-109. В этот момент подошли наши истребители вызванные им по радио. Тов Кулешов израсходовал весь боекомплект, вышел из боя и пришёл со своим напарником на свой аэродром. Всего за период Отечественной войны тов. Кулишов произвёл 351 боевой вылет, провёл 73 воздушных боя, в которых сбил лично 16 и в группе 6 самолётов противника. Штурмовыми действиями по аэродромам противника уничтонил лично 4 и в группе 23 самолёта врага. В плену и окружении не был. Находится в cтрою. За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество - достоин Высшей правительственной награды - присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |