КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
В 1918 году, спасаясь от погромов, Самуил Вульфович Левитан увёз из Александровска (ныне Запорожье) в село Жеребец (ныне Кирово) свою беременную жену Клару. Там 1 Мая и родился его сын Владимир. Вскоре молодая семья вернулась в родной город. Володя подрос, пошёл в школу. Под влиянием прочитанных книг у него проявился интерес к мореплаванию. Буквально каждую свободную минуту мчался с друзьями на Днепр, где вместе мастерили парусные лодки и плавали далеко по реке. По окончании семилетки Владимир поступил в ФЗУ, а после обучения там пошёл работать на завод токарем. В 1935 году Владимир попытался поступить в военное училище. К большому огорчению, ему не удалось пройти медкомиссию из-за частичного дальтонизма. Однако это не мешало ему заниматься в Запорожском аэроклубе, где на следующий год Левитан закончил обучение на самолёте У-2. Он снова попытался попасть в военное училище, на сей раз лётное, а затем и в училище полярных лётчиков Главсевморпути, но преодолеть барьер строгих окулистов вновь не удалось. Пришлось продолжить подготовку в аэроклубе в группе пилотов - инструкторов. В 1937 году и этот этап был пройден. Владимира и его друга А. Бутырина приметил представитель Качинского военного училища и направил на учёбу в это престижное заведение. По прибытии в Качу, боясь, что снова не удастся пройти медкомиссию, Левитан уговорил своего товарища Н. Летуна посетить вместо него окулиста. Уловка удалась, и Владимир был зачислен курсантом в эскадрилью истребителей ускоренного обучения. Через полгода он уже совершил первый самостоятельный вылет на И-16. Однако при очередной медкомиссии врачи всё же выявили его дальтонизм, и Левитан оказался на грани отчисления, но в судьбу молодого лётчика вмешался начальник училища генерал Иванов. Учитывая индивидуальные способности в овладении сложной авиатехникой, он разрешил дальнейшую учёбу, но не в истребительной, а бомбардировочной группе. Пришлось Владимиру осваивать Р-5. Однако вскоре ему снова повезло. По опыту боевых действий в Испании ВВС РККА потребовалось больше истребителей, для подготовки которых в училище был сформирован дополнительный отряд из лучших курсантов - бомбардировщиков, куда попал и Левитан. К концу года он закончил переучивание на самолёте И-15бис. В 1938 году Владимир закончил училище и получил своё первое офицерское звание - Младший лейтенант. Положенный 12-дневный отпуск он провёл в родном городе. Этой короткой побывки хватило, чтобы познакомиться с Галиной Величко и жениться на ней. По окончании отпуска Левитан отправился в Новосибирск для прохождения службы в 5-м истребительном полку, которым командовал участник боёв в Испании полковник В. Т. Лисин. Левитан попал в эскадрилью капитана Кравцова. В конце 1939 года командование решило направить эскадрилью Кравцова в Монголию. Однако по пути следования её задержали в Абакане - Минусинске, а затем передислоцировали под Красноярск. Здесь эскадрилья влилась в 13-й смешанный авиаполк. Весной 1940 года, в связи с обострившейся обстановкой на Западе, из лучших лётчиков этой части была сформирована 38-я эскадрилья, которую откомандировали в станицу Апшеронскую Краснодарского края. Левитан вошёл в состав этого подразделения и вскоре вместе с другими пилотами переучился на И-153. В начале 1941 года Владимиру опять пришлось сменить полк - его эскадрилью передали в формировавшийся 264-й ИАП. Здесь Левитан возглавил звено в эскадрилье капитана Куманцева. Он снова оказался в кабине уже знакомого И-16 и во время сборов в Ростове полностью овладел навыками ночных полётов на этом истребителе. Начало войны застало полк в станице Тимашевской. Однако Левитану не довелось сразу принять участие в боевых действиях, так как эскадрилья Куманцева была направлена на Таганрогский авиазавод для получения и освоения ЛаГГ-3. В начале Октября эскадрилью буквально с завода перебросили на Мелитопольское направление Южного фронта, где сложилась крайне угрожающая обстановка. Лётчикам пришлось с ходу включиться в тяжёлые оборонительные бои и выполнять по 7 - 8 вылетов в день. В одном из них на ЛаГГ-3 Левитана при посадке не вышла правая стойка шасси. Сложный пилотаж с большими перегрузками не помог, и тогда вопреки запрету командования он успешно посадил самолёт на одну "ногу". На таком самолёте Владимир Левитан летал до лета 1943 года. События на фронте развивались стремительно: 7 и 8 Октября войска противника овладели Бердянском и Мариуполем, а 17 они захватили Таганрог. За эти дни Левитан был дважды сбит. Сначала во время штурмового удара по Таганрогскому аэродрому осколок снаряда пробил систему охлаждения. Лётчик успел уйти в сторону залива и, когда мотор заклинило, смог посадить самолёт на воду, плавно "сглиссировав" по волнам. Машина стала быстро тонуть, но Владимир успел выбраться из кабины и отстегнуть парашют. Он оказался в по-осеннему холодной воде, а до берега было ещё очень далеко. Лётчику повезло: когда сил уже совсем не оставалось, его заметили с баркаса и спасли. В другой раз, в бою под Ростовом, Левитану пришлось покидать горящий самолёт с парашютом. Ещё в один день сражения за Ростов пилотировавшие "ЛаГГи" Левитан и Мищенко, а также летевший на И-16 Куманцев вступили в бой в 8 Ме-109. Общими усилиями один вражеский истребитель удалось уничтожить, но Куманцев тоже был сбит. Левитан и Мищенко на повреждённых самолётах вернулись на свой аэродром.
Вскоре из-за больших потерь эскадрилью расформировали. Звено Левитана передали в 170-й ИАП, который с Декабря 1941 года по Январь 1942 года находился в тылу, получая ЛаГГ-3 на Горьковском авиазаводе, а в Феврале вновь вступил в боевые действия на Южном фронте. Лётчикам довелось часто встречаться в воздухе с итальянскими истребителями Macci МС-200. 23 Марта, сбив именно такую машину, Левитан открыл счёт своим победам. В Апреле ему в составе семёрки 170-го ИАП под командованием капитана Устинова пришлось участвовать в бою против 26 вражеских истребителей: 14 МС-200 и 12 Ме-109. Советские лётчики смогли сбить 2 "Макки" и без потерь вернулись на свой аэродром. В Мае 170-й ИАП поддерживал с воздуха наступающие южнее Харькова войска, а затем прикрывал части, выходящие из окружения в районе Изюма - Барвенково. При общем отступлении полк оказался у Терека. В тяжёлых летних боях он понёс серьёзные потери, поэтому в конце Августа был снят с фронта и направлен в Аджикабул. Здесь 170-й ИАП получил новые ЛаГГ-3 с Тбилисского авиазавода и был пополнен недавними выпускниками лётных училищ. Левитан в это время стал заместителем командира 2-й эскадрильи, которую возглавил капитан М. В. Карташов. 170-й ИАП уже был готов к отправке на фронт, но тут в ВВС затеяли реформирование частей, при котором авиаполки стали преобразовывать в трехэскадрильные, а часть двухэскадрильных расформировали. В их число попал и 170-й ИАП, прекративший свое существование 21 Декабря. Эскадрилью Карташова направили на Моздокское направление и включили в 166-й ИАП майора С. С. Рымши, который входил в состав 217-й авиадивизии. 15 Января 1943 года Карташов был назначен штурманом полка, а старший лейтенант Левитан стал командиром эскадрильи. Южный фронт в это время наступал. Лётчики прикрывали наземные войска и штурмовую авиацию, вели разведку сами штурмовали отступающие вражеские части в районах: Журавская, Березанская, Асыко - Ейская, Ново - Михайловская. Кроме того, доводилось бомбить мосты и переправы. Действовать пришлось в крайне тяжёлых погодных условиях, при частой смене полевых аэродромов - только за Январь полк Рымши сменил 6 точек базирования. До конца наступательной операции эскадрилья Левитана не утратила ни одного самолёта и ни одного лётчика, в то время как дивизия понесла большие потери. За умелое руководство комэск был награждён орденом Красного Знамени. 8, 9 и 10 Февраля полки 217-й ИАД нанесли удары по вражеским аэродромам Тимашевская и Славянская, которые использовались для переброски войск на планерах. По документам 166-го ИАП, 8 Февраля на аэродроме Тимашевская лётчиками полка было сожжено 3 FW-189 и 1 Не-111, ещё 4 "расстреляно" [ Так отражено в документе. ] и 9 FW-189 повреждено (возможно, речь идёт о десантных планерах Go-242, имевших такую же, как и FW-189, двухбалочную конструкцию). Всего пилоты дивизии заявили об уничтожении 33 самолётов из 40, находившихся на аэродроме.
10 Февраля 1943 года Левитан возглавлял группу истребителей, атаковавших аэродром Славянская. В результате было уничтожено 6 Ju-52 на земле, 2 Ме-109 на взлёте и ещё один Ju-88 с планером в воздухе. Но из вылета в тот день не вернулись лётчики Б. Артюхин и С. Окороков, сбивший Ju-88. После двухмесячных боёв на Кубани в лётной книжке Левитана появилась запись, гласящая, что он лично "...рассеял и уничтожил до 250 солдат и офицеров противника, 25 автомашин с грузами, 20 повозок с грузами, 1 паровоз в эшелоне, 1 зенитную батарею, 1 бензоцистерну и 1 мост через реку". Вскоре 166-й ИАП убыл в город Иваново. Там в течение Марта - Апреля полк доукомплектовался лётным составом и получил новые Ла-5, в том числе в торжественной обстановке были вручены 15 истребителей, построенных на средства колхозников Горьковской области. 25 Апреля полк снова прибыл на фронт. 3 Мая личному составу зачитали приказ о присвоении их части нового наименования - 88-й Гвардейский ИАП. Тем же приказом 217-ю ИАД переименовали в 8-ю Гвардейскую и передали в состав 2-й Воздушной армии. С 12 Мая 88-й ГвИАП принял участие в боевых действиях в районах Обояни, Свободы, Коротояка, Острогожска. В конце Мая эскадрилье Левитана была поставлена задача: не допускать вражеские самолёты - разведчики к местам переброски и рассредоточения наземных войск. Около месяца истребители находились в засадах буквально в нескольких километрах от линии фронта. Со своей миссией они справились, уничтожив десяток FW-189. Поскольку на перехват "Рамы" поднималось одно или два дежурных звена, то сбитые записывались на общий счёт. 2 Июля эскадрилья Левитана была задействована при отражении массированного налёта на Курск. За мужество и отвагу, проявленные в оборонительных боях под этим городом, Левитан был награждён вторым орденом Красного Знамени. На рассвете 5 Июля, когда началась Курская битва, 8-я Гвардейская ИАД оставалась в резерве. Только в 11 часов майор Рымша построил полк и поставил боевую задачу на перехват вражеских бомбардировщиков в районе Красной Ялуги. В тот день Левитану увеличить свой счёт не удалось. Однако на следующий он в одном бою сбил сразу 2 "Мессершмитта". Схватка была жаркой, лётчики полка над Яковлево дрались против 27 Ju-87 и 6 Ме-109, сбили 2 пикировщика и 5 истребителей прикрытия. 7 Июля 8-я Гвардейская ИАД получила задачу не допустить самолёты противника к станции Прохоровка, на которой выгружались и с ходу шли в бой танкисты Генерала М. Е. Катукова. Лётчикам удалось сорвать удар по Прохоровке, уничтожив над ней 17 вражеских машин, и не понести при этом потерь. Самолёт Ла-5 из состава 88-го Гвардейского ИАП. Весна - лето 1943 года. Но на войне без утрат не бывает. 8 Июля стал "чёрным днём" для 8-й Гвардейской ИАД - на аэродромы не вернулись самолёты командиров всех 3-х полков. В тот день погиб командир 88-го Гвардейского ИАП майор С. С. Рымша. Он вместе со штурманом полка М. В. Карташовым, начальником воздушно - стрелковой службы Щербаковым и старшим сержантом Петровым взлетел по тревоге для отражения удара по танковой бригаде подполковника Петрова. Однако Щербакову из-за проблем с мотором пришлось пойти на посадку, а за ним из-за отказа пушек вернулся и Карташов. Рымша с Петровым пристроились к вылетевшей ранее второй эскадрилье. В завязавшемся бою командир полка связал истребительное прикрытие и сбил 3 Ме-109. При атаке бомбардировщика Не-111 истребитель Рымши загорелся и врезался в атакуемый самолёт. Последние слова командира: "За Родину !" - слышал весь полк. [ На счету майора Стефана Стефановича Римшы числится 8 личных побед. ] Ла-5 Петрова также был подбит, лётчик выпрыгнул с парашютом и с сильными ожогами попал в госпиталь. В тот же день в воздушном бою погиб командир 40-го Гвардейского ИАП Герой Советского Союза М. С. Токарев. Вскоре получил повреждения самолёт командира 41-го Гвардейского ИАП П. Ф. Чупикова, который посадил свой истребитель на минное поле и добраться в свой полк смог только утром следующего дня. Однако в целом итог боёв на Курской Дуге для лётчиков 8-й Гвардейской ИАД был позитивным. В воздухе они уничтожили около 250 самолётов, из них 22 на счету эскадрильи Левитана. За умелое руководство подразделением во время наступления летом 1943 года он был награждён орденом Кутузова 3-й степени. Вскоре воздушные бои разгорелись над Украиной. 11 Августа стал самым знаменательным днём в боевой биографии Левитана. Возглавляемая им шестёрка Ла-5 встретила 30 бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 истребителей. Летящий впереди группы Левитан с ходу ворвался в строй вражеских самолётов и в первой же атаке сбил 2 Ju-87. Его товарищи разогнали остальных. А через 2 часа - опять тревога. На сей раз эскадрилья атаковала группу из 15 Ju-87, которых прикрывали 15 Ме-109. И снова Левитану удалось уничтожить 2 бомбардировщика. Этот успех лётчика - 4 сбитых самолёта в один день - был отмечен командованием, его портрет появился на обложке журнала "Огонёк". Осенью при вражеском налёте на аэродром получил тяжёлые ранения командир 88-го Гвардейского ИАП В. П. Бобков. На время его отсутствия Левитан был назначен исполняющим обязанности командира полка и возглавлял часть при освобождении Киева, Фастова и Белой Церкви, а также во время Корсунь - Шевченковской операции. После освобождения столицы Украины в газете 2-й Воздушной армии "Крылья Победы" была опубликована статья "Герои Киева", в которой были такие слова: "...Наши наступающие части погнали врага дальше на запад, к границам нашей великой Отчизны. Туда сейчас идут армады наших самолётов. А над Киевом несут боевую вахту герои его освобождения: Герои Советского Союза капитаны Китаев и Павлов, лучшие лётчики нашего фронта Щербаков, Левитан, Бородачёв, Куманичкин, Семенюк, Носов..." В Январе 1944 года в полк вернулся Бобков, а Левитан снова принял свою эскадрилью. Во время зимнего наступления 88-й Гвардейский ИАП участвовал в боях по освобождению Винницы и Тернополя. 23 Января (по другим данным, на день раньше) Левитан в паре со своим заместителем старшим лейтенантом П. С. Высочиным ранним утром вылетели на разведку в районах: Ильинцы, Липовцы, Сорокино (около Винницы). Не долетая до линии фронта, они встретили 4 вражеских истребителя, с ходу атаковали их и сбили 2 самолёта. Но подоспевшая к месту боя пара FW-190 подожгла Ла-5 П. С. Высочина. Выпрыгнувший с парашютом, раненый лётчик попал в плен и был освобождён только 8 Мая 1945 года. В 1944 году 88-му Гвардейскому ИАП довелось действовать над Польшей. Авиация противника особой активности не проявляла, воздушных боёв было мало. К тому времени место Бобкова занял другой офицер, и действия эскадрильи Левитана перестали находить должную оценку. Комэска трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но разные инстанции тормозили это награждение по причине "сожительства с подчинённым". Подчинённым была оружейник - стрелок ефрейтор Валентина Кутукова из наземного экипажа Левитана. Познакомились они ещё в 1942 году и вместе прошли всю войну, а после её окончания поженились (первая супруга Левитана умерла при родах). Только в Октябре 1944 года Владимиру Самойловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
19 Января 1945 года при сопровождении группы Пе-2 юго - западнее Кракова В. С. Левитан сбил FW-190. Это был последний самолёт, уничтоженный им за годы войны. В Марте 1945 года 8-я Гвардейская ИАД убыла в Горький за новыми истребителями Ла-7. Эскадрилья Левитана всё это время оставалась на фронте, а 26 Марта комэск совершил свой последний боевой вылет. В начале Апреля он был направлен на Высшие курсы воздушно - стрелковой подготовки в город Липецк. День Победы застал Левитана дежурным по гарнизону, и он имел большое счастье оповестить весь городок об окончании войны. За время пребывания на фронтах Великой Отечественной войны Владимир Самойлович Левитан совершил 352 боевых вылета (из них 178 - на ЛаГГ-3, 173 - на Ла-5 и 1 - на Ла-7), провёл более 100 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника лично и 12 - в группе. В Июне 1945 года Левитан вернулся в свой полк, находившийся в Чехословакии, на должность помощника командира части по воздушно - стрелковой службе. Осенью того же года он был зачислен слушателем Военно - Воздушной академии и в Январе 1946 года отправился в Москву. Однако попасть на учёбу лётчику не довелось. В поезде его попутчиками были бывший командир полка В. П. Бобков, командир эскадрильи 41-го Гвардейского ИАП С. Я. Жуковский и ещё один лётчик. В пути между Жуковским и этим пилотом возник спор, причём в качестве решающего аргумента разгорячившийся комэск выхватил пистолет. Видя, что "дискуссия" может закончиться трагически, Левитан схватил Жуковского за руку и резко отвёл её вниз, но тот непроизвольно нажал на курок: Левитан был ранен в ногу и вместо академии попал в Московский военный госпиталь им. Бурденко. После довольно длительного лечения ему пришлось вернуться на прежнее место службы. Весной 1947 года 88-й Гвардейский ИАП расформировали. Левитана перевели на должность заместителя командира 163-го Гвардейского ИАП, который находился в Польше. Через год он поднялся ещё на одну ступень в своей военной карьере, возглавив 979-й ИАП. В 1950 году Левитан был зачислен слушателем годичных Высших академических лётных курсов в Липецке. Однако встреча с местной медкомиссией не только не позволила ему учиться там, но и вообще поставила точку в лётной биографии. Сказался всё тот же дальтонизм. Но с ВВС Левитан не расстался, он с отличием окончил курсы подготовки начальников штабов и получил назначение в Северный военный округ, в город Петрозаводск на должность начальника командного пункта штаба Воздушной армии. В дальнейшем он стал заместителем начштаба этого соединения и получил звание Полковника. В Петрозаводске Левитан прослужил до 1957 года, затем был переведён на ту же должность в Ташкент (Узбекистан). В Марте 1959 года его по болезни комиссовали и уволили в запас. В том же году Левитан вернулся в родное Запорожье и поступил на завод "Коммунар" мастером в экспериментальном цехе. В конце года в связи с началом производства "Запорожцев" он был командирован в Горький и Москву для приобретения опыта работы на автомобильных предприятиях, после чего стал начальником гарантийной станции своего завода. В 1960 - 1970 годах Левитан создавал гарантийную сеть ЗАЗа в Советском Союзе, затем был переведён на должность директора спортсооружений "Коммунара". В 1973 году его опыт работы в автосервисе решил использовать ВАЗ, предложив организовать сеть обслуживания "Жигулей" в Запорожской области. С порученным делом ветеран Великой Отечественной войны справился успешно. Владимир Самойлович продолжал трудиться до 1987 года, затем вышел на пенсию, а в Сентябре 2000 года его не стало. Дмитрий Карленко. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |