Путько Николай Савельевич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Путько Николай Савельевич

Н.С.Путько

Николай Путько родился 25 Октября 1918 года в городе Никополе, ныне Днепропетровской области  (Украина), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал фрезеровщиком на Никопольском краностроительном заводе имени Ленина. С 1939 года Николай Путько в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС Белорусского военного округа.

Первые боевые вылеты Младший лейтенант Н. Путько совершил на Западном фронте в первый же день войны. Вечером 22 Июня 1941 года аэродром, откуда летали Путько с товарищами, был полностью выведен из строя, частично блокирован, и из - за угрозы окружения самолёты И-153 были уничтожены, а личный состав с боями отошёл на восток...

С Июля 1942 года он сражался в составе вновь сформированного 814-го истребительного авиационного полка, летая на "Харрикейне". В летних боях полк потерял материальную часть и после перевооружения на Як-1 был направлен на Южный фронт, на Сталинградское направление.

В ходе боёв за Барвенковский выступ Лейтенант Н. Путько провёл редкий по своей удаче перехват. Зайдя со стороны солнца, он последовательно, с короткой дистанции, атаковал и сбил замыкающую пару бомбардировщиков Ju-88...

Як-1Б из состава 106-го ГвИАП.

К лету 1944 года 814-й авиаполк  (ставший к тому времени 106-м Гвардейским), одним из первых в ВВС РККА был перевооружён на новые истребители Як-3. На этой машине 31 Августа 1944 года Лейтенант Н. Путько при выполнении разведки был атакован шестёркой истребителей противника. Умело используя лётные преимущества Як-3, ему удалось сбить 2 немецких Ме-109, оторваться от преследователей и благополучно возвратиться на аэродром, доставив ценные разведданные.

К Февралю 1945 года заместитель командира 1-й эскадрильи 106-го Гвардейского истребительного Висленского орденов Кутузова и Александра Невского авиационного полка  (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант Н. С. Путько совершил 333 боевых вылета, в воздушных боях сбил 19 самолётов противника.

16 Апреля в 16:30 группа из 6 истребителей в составе: Капитана Н. С. Путько  (ведущий), Лейтенантов Бабичева, Симакина и Гуза и Младших лейтенантов Беспалова и Ларичева вылетела на сопровождение 6 штурмовиков в район Мюнхаузен. На маршруте к цели, в районе 3 - 4 км западнее Клинге, 4 FW-190 пытались внезапно атаковать"Илов", но были своевременно замечены. Ведущий группы по радио передал команду Лейтенанту Гуз - "Парой сковать "Фоккеров", а сам четвёркой продолжал прикрывать штурмовиков. Лейтенант Гуз, приняв команду, в паре с Ларичевым вступил в бой с 4 FW-190. Бой вёлся на виражах. Вскоре к месту боя подошло ещё 2 "Фоккера", которые сверху сзади атаковали Гуза и Ларичева. Наши истребители внезапно и резко отвернули, и "Фоккеры" проскочили вниз. Тогда Ларичев полупереворотом устремился за ведомым пары FW-190 и, зайдя в хвост, сбил его. "Фоккер" упал в районе Карен.

Як-3

Истребитель Як-3 одного из Гвардейских истребительных авиационных полков.

Н.С.Путько

Во время действии штурмовиков в районе цели появились 4 немецких истребителя на высоте 1500 метров и 4 - на бреющем полёте. Последние пытались атаковать штурмовиков снизу сзади. Капитан Н. С. Путько переворотом сверху спереди дал по "Фоккеру" короткую очередь, в результате которой FW-190 резко развернулся влево и упал на аэродром Нойхаузен.

Так, наши истребители, ведя бой с численно превосходящим противником, сбили 2 самолёта, не понеся потерь.

К концу войны Гвардии капитан Н. С. Путько произвёл около 450 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 21 самолёт противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных и 6 групповых побед. ]  Он сражался на Калининском, Юго - Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах. Участвовал в Ворошиловградской операции, Курской битве, Изюм - Барвенковской операции, освобождении Польши и Берлинской операции.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 8630).

После войны Николай Савельевич продолжал служить в ВВС. Освоил несколько типов реактивных истребителей. В 1954 году, в свои 36 лет, в звании Подполковника он был отправлен в отставку. Жил и работал в Москве. Умер 21 Августа 1962 года. Похоронен на Кузьминском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Н. С. Путько:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
128.12.1942 г.1  Ju-88сев. - зап. Миллерово"Харрикейн",

Як-1, Як-3.
21  Hs-126юж. Зориновка
329.12.1942 г.1  Ме-110сев. Миллерово
41  Ме-110  (в паре - 1 / 2)вост. Миллерово
502.02.1943 г.1  Не-111сев. Краматорск
605.02.1943 г.1  Ме-109Ново - Троицкое
710.02.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)Часовой Яр
825.02.1943 г.1  Ju-87Барвенково
928.02.1943 г.1  Ju-87Курулька
1017.03.1943 г.1  Ме-109Михайловка
1121.05.1943 г.1  FW-190Привольное
1225.05.1943 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)Боровая
1330.06.1943 г.1  Ме-109Базалеевка
1406.07.1943 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)Маслова Пристань
1518.07.1943 г.1  Ju-88юго - зап. Чепель
161  Hs-123Петрополье
1717.08.1943 г.1  FW-190зап. Краснополье
1826.08.1943 г.1  FW-189  (в группе - 1 / 3)зап. Кисели
1927.08.1943 г.1  FW-190сев. - зап. Миргород
201  FW-189  (в паре - 1 / 2)вост. Охочее
2118.07.1944 г.1  FW-190сев. - вост. Угринов
2231.08.1944 г.2  Ме-109вост. Лагув
2316.04.1945 г.1  FW-190Нойхаузен

      Всего сбитых самолётов - 18 + 6;  боевых вылетов - 333.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz