КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Сачков Михаил Иванович |
Родился 4 Мая 1918 года в селе Богданово, ныне Ржаксинского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934 году переехал в Москву. Работал лаборантом на кожевенном заводе имени Тельмана в Москве, учился в техникуме и занимался в аэроклубе Кировского района. С Ноября 1936 года в Красной Армии. В Ноябре 1938 года Михаил Сачков окончил Борисоглебскую военную авиационную школу и до Марта 1943 года служил лётчиком - инструктором. С Марта 1943 года в действующей армии. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве и боях за Днепр - в 1943 году; освобождал Правобережную Украину, участвовал в воздушных боях над Вислой - в 1944 году; окончательно освобождал Польшу и сражался в небе Берлина - в 1945 году. К Апрелю 1944 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Капитан М. И. Сачков совершил 152 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил 19 самолётов противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил 309 успешных боевых вылетов, сбил в воздушных боях 29 самолётов противника. Дважды был подбит, но приземлял машину в расположении своих войск. В 1946 году демобилизовался. Жил в Москве. Был лётчиком Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), затем работал в Министерстве авиационной промышленности. Умер 12 Февраля 1973 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды: медалями. До Марта 1943 года Михаил Сачков работал лётчиком - инструктором Борисоглебской авиационной школы, готовил кадры для фронта, а на свои просьбы о направлении на фронт получал лаконичные отказы. Наконец его мечта осуществилась. После переучивания на аэродроме Чкаловская, под Москвой, на Як-7Б в составе 728-го ИАП он принял участие в Белгородско - Курской операции. Первый боевой вылет у Сачкова получился не слишком удачным. Когда "Мессеры" камнем сваливались на его самолёт, немало пережил в те минуты ещё необстрелянный пилот. Это не ускользнуло от опытного глаза командира. Разбирая полёт, он не только остановился на чрезмерно поспешных действиях Сачкова, но и задержался с ним после разбора, чтобы подробно проанализировать его ошибки. Тернист был путь Сачкова. 5 Июля 1943 года Сачков был подбит и вернулся в полк только через несколько дней. Дважды подбивали его фашисты, и оба раза благополучно сажал машину на своей территории. Впечатлительный по натуре, он остро переживал свои промахи. Но вскоре всё стало получаться гораздо лучше. Свою первую победу Старший лейтенант Сачков одержал уже в 5-м боевом вылете, сбив Ме-109 со множеством прямоугольничков (отметок о победах) на киле. Вскоре он был назначен командиром звена, а позднее - и эскадрильи. Высококлассный пилотировщик и выдержанный воздушный боец, Сачков являлся опытным наставником. Среди его ведомых был Александр Выборнов, одержавший 28 воздушных побед. Вот что пишет в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин: "Никто в полку, пожалуй, с более тяжёлыми мучениями не врастал в боевую жизнь, как Сачков. Горячий, увлекающийся, он рвался в бой и, конечно, много допускал ошибок. Не клеилось с ориентировкой. Несколько раз блудил и садился вдали от аэродрома, за что командир дивизии Герасимов и прозвал его "блудным сыном". Дважды подбивали фашисты, и оба раза благополучно сажал машину на своей территории. Впечатлительный по натуре, он остро переживал свои промахи. И когда почувствовал, что дела пошли лучше, словно желая скорее закалить в огне боевые мускулы, стал летать много, приговаривая: - Надо спешить, ведь я позже других начал воевать. Конечно, всё это не могло не отразиться на здоровье. Он быстрее других переутомился и теперь, скрепя сердце, сам в этом признался. Сачков чуть задумался, потом с горячей обидой и сожалением, кусая пересохшие губы, сообщил: - Понимаешь, меня сегодня на вираже чуть было не снял "Мессер"... И снова переживая воздушный бой, со всеми подробностями рассказал, как 6 "Яков" дрались с 20 истребителями. - Надо же ! - сокрушался Сачков. - Как только покруче начну вращать самолёт, темнеет в глазах. А фриц у меня сидит в хвосте, и, чувствую, не могу вырваться. Подумать только: "Як" хуже виражит, чем "Месс". Разозлился ! Ну, думаю, была не была - рванул ! Чувствую, с самолётом творится что-то неладное. В глазах земля мелькает. Тут-то я и опомнился - машина сорвалась в штопор... Как хватили высоты на вывод - не знаю !.. Ясное дело - выдохся..." Прошло немного времени, а боевой счёт лётчика уже приближался к 10 сбитым самолётам. На груди его засиял первый, а затем и второй орден Красного Знамени. О его храбрости и мастерстве знали не только в полку и дивизии, но и во всей 2-й Воздушной армии. На страницах газеты появлялись корреспонденции, рассказывающие о боевых успехах лётчика. Вскоре ему доверили звено, а позже он успешно водил в бой целые группы. В дни боёв за Днепр 11 Сентября 1943 года Михаил Сачков в составе группы "Яков" вылетел на прикрытие наших наземных войск. Подходя к району цели, лётчики обнаружили, что со стороны солнца идёт большая группа немецких бомбардировщиков - около 30 "Юнкерсов", сопровождаемых истребителями. Ведущий группы Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин отдал распоряжение, и ведомые быстро заняли свои места в боевых порядках. Михаил Сачков со своим ведомым Александром Выборновым стремительно набрали высоту. Когда Ворожейкин вступил в бой с вражескими истребителями, Сачков и Выборнов атаковали головную группу "Юнкерсов". С первого захода был подожжён флагманский Ju-87. Противник заметался. Дрогнул строй и идущей за ними девятки. Не теряя времени, Сачков пошёл на второй заход - и снова удача. Ещё один Ju-87 заштопорил к земле. Используя свое преимущество в высоте и скорости, "Яки" вели прицельный огонь по вражеским бомбардировщикам. Беспорядочно освободившись от бомбового груза, фашисты развернулись, чтобы уйти. Пара Старшего лейтенанта Малашенькова завалила ещё одного "Юнкерса". В том бою лётчики эскадрильи сбили 9 самолётов врага и без потерь вернулись на свой аэродром. Показательным оказался воздушный бой в Сентябре 1943 года шестёрки истребителей "Як" под командованием Старшего лейтенанта Н. Худякова, против 54 вражеских самолётов, среди которых было 18 истребителей Ме-109 и FW-190. Факт боя был зафиксирован документально, и о нём писала газета "Крылья Победы". В этом бою, прикрывая 12 штурмовиков Ил-2, шестёрка советских истребителей, в числе которых был и Михаил Сачков, сбила 4 "Юнкерса" и 4 "Мессера", не потеряв при этом ни одного самолёта. Лётчики эскадрильи Худякова получили задачу сопровождать штурмовики. В районе цели на краснозвёздные самолёты набросилась стая немецких истребителей. В воздушном бою Сачков сбил одного "Мессера". А потом он спас своего ведомого. Выходя из очередной атаки, Сачков заметил, что к его ведомому Выборнову пристроился "Мессер". Быстрый переворот - и Сачков оказался в хвосте вражеского самолёта. Немец попытался уйти, но оказался в прицеле Выборнова. Меткая очередь из пулемёта свалила его на землю. 6 Ноября 1943 года, в день освобождения Киева, в небе над городом Михаил Сачков одержал ещё одну победу, сбив истребитель FW-190. Вскоре Сачков был произведён в Капитаны и назначен командиром эскадрильи 728-го истребительного авиаполка на 1-м Украинском фронте. Участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Летал на самолёте Як-9, а в конце войны - на новейшем истребителе Як-3. К Апрелю 1944 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка Капитан М. И. Сачков совершил 152 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил 19 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Капитану Сачкову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1968). К Маю 1945 года Майор М. И. Сачков выполнил 309 боевых вылетов на Як-7 и Як-9. Проведя более 50 воздушных боёв, лично сбил 29 вражеских самолётов. Войну он закончил командиром эскадрильи. Однако состояние здоровья не позволило ему остаться в строю боевых лётчиков. Пришлось уйти в запас. Но Михаил Иванович Сачков не мог не летать, жить без самолётов. И он стал лётчиком Гражданского Воздушного Флота, затем работал в Министерстве авиационной промышленности. Список всех известных побед
Майора М. И. Сачкова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |