КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Топольский Виталий Тимофеевич |
Родился 5 Мая 1918 года в городе Винница, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал токарем на заводе. В 1937 году по комсомольской путёвке поступил в Одесское военное авиационное училище, которое успешно окончил в 1939 году. Был помощником военкома эскадрильи по комсомолу. С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Адъютант эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка (Отдельная Приморская армия) Лейтенант В. Т. Топольский совершил 123 боевых вылета, в том числе более 30 - на штурмовку скоплений войск противника. В 14 воздушных боях лично сбил 4 и в составе группы 4 самолёта врага. 28 Августа 1941 погиб в воздушном бою. 5 Ноября 1941 года постановлением военного совета Южного фронта посмертно награждён орденом Красного Знамени. 10 Февраля 1942 года в числе 12 лётчиков 69-го ИАП, особо отличившихся в героической обороне города Одессы, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина. У могилы Неизвестному матросу в Одессе Герою установлена надгробная плита, в Виннице - мемориальная доска. Его имя носит улица в родном городе. Ещё будучи курсантом, Виталий Топольский нередко использовал свободное от занятий время для того, чтобы побродить по улицам приморского города, полюбоваться морем. Ему казалось, что море всегда похоже на небо: такое же синее и безбрежное и так же неудержимо влекущее к себе. Там, где был горизонт, море почти незаметно переходило в небо, и эта чарующая голубая тайна продолжалась над головой. Впрочем, не совсем тайна, ведь это одесское небо уже покоряли первые русские пилоты М. Н. Ефимов и С. И. Уточкин; здесь же летали и нынешние советские лётчики - старшие товарищи и сверстники Виталия. Получив после окончания школы назначение в 69-й полк, Топольский был откровенно рад. Во - первых, не надо было никуда уезжать из полюбившегося ему города: полк в то время базировался здесь же, в Одессе. Во - вторых, он уже слышал много лестного об этой авиачасти. И в - третьих, Топольский попал в эскадрилью, где был И. Капустин, боевой лётчик, недавно возвратившийся из сражающейся Испании. У такого комэска многому можно было научиться, и Топольский с головой ушёл в учебно - боевую работу. Младший лейтенант Топольский души не чаял в своих однополчанах, которых он ещё вчера считал "богами". Войдя в их полковую семью, он старался как можно быстрее стать в ряд с теми, кто уже получил право называться лётчиками - истребителями. Хорошо встретили молодого лётчика в полку. "Часто вспоминаю я прекрасного (красивого и внешне и по внутренним качествам) юношу - молодого лётчика Топольского, - писал после войны бывший заместитель начальника штаба полка Полковник в отставке А. К. Геймбергер. - Он пришёл к нам вскоре после перелёта полка и Одессу; молодой, подтянутый, безукоризненно дисциплинированный, тактичный, даже какой - то ласковый, нежный сын полка. И таким остался в нашей памяти". Ежедневные полёты на УТИ-4 чередовались с "подлётами" на УТ-1. На таком учебно - тренировочном самолёте тренировали молодых лётчиков в пилотаже. Машина была хотя и простой в пилотировании, но требовала к себе весьма строгого отношения. И тренировка на УТ-1 дала Топольскому, как и другим лётчикам, очень много таких навыков, которые при переходе к пилотированию боевого самолёта И-16 стали основой основ. И. Капустин требовал отработки техники пилотирования у лётчиков до автоматизма. - Нужно так научиться крутить машиной, - говорил он, - чтобы ты всегда мог зайти врагу в хвост, а не он тебе, чтобы ты захватывал самолёт противника в прицел раньше, чем он захватит тебя, чгобы ты первым смог открыть огонь и сбить самолёт противника, а не он тебя. В этой учёбе Виталий Топольский, как характеризовал его Капустин, был "преуспевающим", став к Маю 1941 года не только отличником боевой подготовки, но и одним из лучших снайперов в полку. "...Топольский ведёт воздушный бой смело и уверенно, - писала характеристику командир эскадрильи. - Часто выходит победителем и схватках". Своими успехами в боевой учёбе Тонольский заслужил признание и авторитет среди товарищей в эскадрилье, добрую оценку командира подразделения. Капустин выдвинул его на должность адъютанта начальника штаба эскадрильи. А комсомольцы избрали его членом бюро своей организации. Правда, назначением на должность адъютанта Топольский не очень - тo был доволен поначалу. В его представлении это была канцелярская, отнюдь не военная работа. Он даже обратился к начальнику штаба полка с вопросом, почему именно к нему проявили такую "немилость". Заверения начальника, что он, Топольскии, ни в коем случае не оставит лётную службу, Виталий воспринял с недоверием. Но приказ есть приказ. И Топольский стал адъютантом, притом исполнительным и требовательным одновременно. Некоторое время спустя он понял, что адъютантская работа обогащает его службу и даже способствует авторитету в эскадрилье. В должности адъютанта Топольский встретил первый день войны и с этой должностью фактически тогда же и распрощался, целиком посвятив себя боевой лётной работе, передав адъютантские дела механику своей же эскадрильи сержанту П. Я. Романюку. Главной своей обязанностью Топольский считал быть примером в бою, не считать, сколько фашистских самолётов встретил, а считать, сколько сбил. К этому он и призывал товарищей на одном из митингов полка, где и сам дал такое обещание. Слово своё он сдержал. По нескольку раз в день вылетал на штурмовку войск противника, схватывался в воздухе с вражескими истребителями, атаковал бомбардировщики. Хотя Топольскому часто приходилось вступать схватки с противником, однако впервые сбить вражеский самолёт ему удалось лишь через 3 недели после начала войны. 13 Июля состоялся его 16-й боевой вылет на разведку в составе небольшой группы. В районе Тирасполя советские самолёты заметили группу Ме-109, кшедших в направлении нашего аэродрома. В один из моментов боя Топольский увидел, как вражеский истребитель пытается зайти в хвост самолёту Капустина. Свято соблюдая непреложное правило взаимовыручки в бою, Топольский незамедлительно бросился наперерез врагу. Он опередил фашистского лётчика на считанные секунды и ударил по нему как раз в момент, когда тот собирался открыть огонь по машине комэска. Удар был точным, "Мессер" свалился на крыло, и затем стал беспорядочно снижаться. Радость победы в этом бою была омрачена собственными потерями: не вернулся на аэродром Младший лейтенант Александр Федотов, который также сумел сбить один Ме-109. Спустя ровно 10 дней после этого произошёл бой, о котором потом долго говорили в полку. В нём Топольский мобилизовал свое умение, свои качества пилота и воина, продемонстрировал незаурядную нолю к победе над врагом. 23 Июля Топольский патрулировал в районе одесского порта. Небо было ясным, и вскоре он заметил группу вражеских самолётов Ju-88. С высоты 1000 метров ему хорошо были видны бомбардировщики и, несмотря на численное превосходство противника (4 самолёта), Топольский решил немедленно атаковать его. В этот момент от немецкой группы отделился один самолёт, вероятно, это был ведущий, и устремился к цели, намереваясь разбомбить её. Топольский ринулся на него сверху и с близкого расстояния ударил из пулемётов. Бомбардировщик резко пошёл на снижение и через несколько секунд исчез в морской пучине. Оставшиеся "Юнкерсы" стали поспешно уходить в сторону Воронцовского маяка, рассчитывая, видимо, там сбросить смертоносный груз. Топольский разгадал замысел врага, бросил свою машину вперёд и вскоре настиг группу. Фашисты, защищаясь, открыли по нему огонь. Одна из пуль повредила двигатель, другая перебила тягу управления И-16. Но это не остановило Топольского. Он зашёл одному из "Юнкерсов" снизу, под заднюю огневую точку, и с первой же очереди зажёг его. Экипаж Ju-88 выбросился с парашютами и был взят в плен. На допросе один из членов экипажа с Железным Крестом на груди нехотя признался: - Мне довелось участвовать в войне против Испании, бомбить Париж, Афины, Белград, но среди своих противников подобного аса я никогда не встречал. Когда же ему сказали, что его противником был совсем молодой парень, которому едва перевалило за 20, немец изменился в лицо и только развёл руками, не в силах выразить словами своё удивление... Чаще всё - таки Топольскому приходилось участвовать в групповых воздушных боях. "Ударили !" - любимое его слово - приказ. Слово было сигналом к действию, и лётчики группы Топольского реагировали на него без промедления, понимая, что в такие моменты важны каждая секунда и доля секунды. Топольский никогда не стремился каждый успех группового боя записать на свой счёт. Он был одним из стойких сторонников шестаковского принципа - "на всех", полагая, что в любой победе в групповой схватке есть доля участия каждого из группы. С выполнением 100-го боевого вылета Топольский был представлен к награждению орденом Красного Знамени. В представлении, написанном командованием ВВС Приморской армии, указывалось, что Топольский "при выполнении боевой работы показал образцы отваги, мужества и лётного мастерства". Постановлением военного совета Южного фронта от 5 Ноября 1941 года Топольский был удостоен этой награды. Однако ему не довелось дожить до этого радостного дня. 28 Августа он погиб в воздушном бою. Август был одним из самых напряжённых месяцев обороны Одессы. Виталию Топольскому и его товарищам приходилось вылетать по 5 - 6 раз в день, не считаясь с усталостью, которая подчас едва не валила с ног. В ту ночь - на 24-й день героической обороны Одессы - противник, усилив натиск, возобновил наступление на позиции 287-го полка 25-й Чапаевской дивизии. В течение 2-х часов наши воины отражали вражеские атаки. Введя в бой свежую 8-ю пехотную дивизию, противник силами 5-ти полков снова обрушился на дивизии чапаевцев, развил наступление в направлении от Фрейденталя к селу Дальних. Проявляя большое мужество, умение и героизм, воины нашей дивизии не только сдерживали натиск врага, но и контратаковали его наступающие полки в районе высот 80,0 и 63,3 восточнее Фрейденталя. Большую поддержку одному из полков чапаевцев в этот день оказали своими штурмовками вражеских войск лётчики 69-го авиаполка. Утром 9 И-16 атаковали живую силу противника в районе Фрейденталя. Затем 8 И-16, 3 И-15 и 3 Ил-2 нанесли удар по скоплению пехоты и артиллерии врага в районе хуторов Небеляевка, Калинин, Березень. В этих полётах участвовал и Топольский. После полудня он вновь, в составе 9 И-16, 3 И-15, 2 МиГ-1 и 1 Ил-2, штурмовал скопление вражеской пехоты и конницы в районе Выгоды, где наши 15 самолётов были встречены 10 PZL-24, 6 Hs-126 и 4 Ме-109. А уже к вечеру, когда встал вопрос о необходимости ещё одного вылета на штурмовку противника в самом опасном и напряженном районе - под Фрейденталем, Виталий вновь отправился на задание, 5-й раз в этот день. Группа и составе 11 И-16, 3 И-15 и 1 Ил-2 вылетела в намеченный район под командованием Л. Л. Шестакова. Противник наседал на защитников высоты 80,0. Атаковав с ходу вражеские позиции, Шестаков подал сигнал зайти на повторную атаку пехоты в лощинах и на подходе к господствовавшей высотке. Одно за другим устремились звенья вперёд. Огонь вражеских зениток был весьма интенсивным, но ведущие вскоре заставили их замолчать, и группа снова атаковала позиции фашистов. При выходе из атаки наши лётчики заметили на подходе 10 вражеских самолётов. Не давая им сорвать выполнение задачи, старший политрук Дубковский, Младший лейтенант Петько и Лейтенант В. Т. Топольский бросились навстречу врагу и вступили с ним в бой. Разбив строй фашистских машин, лётчики стали теснить их из района цели, чтобы позволить остальным нашим экипажам выполнить очередную штурмовку войск противника. Топольскому пришлось одному вести бой с 5 Ме-109. Он сбил один вражеский самолёт. Но, не успев уклониться, попал под обстрел двух других "Мессеров". Его машина загорелась и врезалась в землю неподалеку от хутора Красный Переселенец... Имя Виталия Топольского начертано на мемориальной доске героических защитников города - героя в сквере у Одесского академического оперного театра, на табличках названия одной из улиц Одессы и на мраморной плите, под которой покоится прах героя под сенью серебристых тополей Аллеи Славы в городе - герое Одессе. На родине героя, на территории Винницкого завода тракторных агрегатов, где он работал до призыва, установлена мемориальная доска с именем Героя; его именем названа улица и школа, в которой учился Виталий Топольский. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |