Закалюк Алексей Семёнович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Закалюк Алексей Семёнович

А.С.Закалюк.

Творчество художника Алексея Семёновича Закалюка хорошо известно не только воинам-авиаторам, которым посвящено большинство его работ. Пейзажи, морские сюжеты, портреты передовых людей привлекают внимание глубиной содержания, мастерским исполнением, тонким лиризмом. Но более всего художника влечёт к изображению событий, в которых участвовал он сам и его боевые товарищи.

Закалюк родился в 1922 году в городе Ульяновске. Несколько позже семья переехала в Феодосию, где прошли его детство и юность. Собирался стать художником, но занялся парашютным спортом, и его потянуло в авиацию. 18 мая 1940 года был призван в ряды Красной Армии. 25 июня 1941 года окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков и в звании сержанта получил назначение в 298-й истребительный авиационный полк, который базировался на аэродроме вблизи от Вознесенска, в районе южного участка Буга.

С 19 июля 1941 года в действующей армии. Летая на И-16, участвовал в боях на Южном фронте, затем за Днепр. 16 сентября 1941 года младший лейтенант А. С. Закалюк вступил в бой с румынским самолётом ПЗЛ-24 (польского производства), однако только повредил его. Первую победу одержал 22 сентября, сбив разведчик-корректировщик Хш-126. В декабре 1941 года был подбит, но не пострадал.

В 1943 году воевал на Северо-Кавказском фронте. В это время он был уже лейтенантом, летал на самолёте Р-39 "Аэрокобра". Участвовал в боях за Кубань (летал на Р-39D-2 № 41-38457), потом, вернувшись на Южный фронт, - в освобождении Донбасса и Украины. Его полк затем стал 104-м Гвардейским, в начале лета 1944 года вёл бои над территорией Молдавии, а затем Польши.

После присвоения звания старшего лейтенанта, командовал эскадрильей, весной 1945 года вёл бои в Германии. После очередного повышения, в звании капитана, был назначен штурманом полка.

В годы Великой Отечественной войны, летая на самолётах И-16, Як-1 и Р-39 "Аэрокобра", он выполнил около 600 успешных боевых вылетов, провёл около 95 воздушных боёв, почти 100 штурмовок. На его счету 16 самолётов сбитых лично и 14 - в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 12 групповых побед.]

Родина высоко оценила подвиги бессрашного авиатора, наградив его орденами Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями.

А.С.Закалюк

Гв. капитан А. С. Закалюк в своей "Аэрокобре", осень 1944 года.

Р-39D-2 А.С.Закалюка

После выхода в запас, Алексей Семёнович вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, страстно увлёкся живописью. Он автор иллюстраций к книге воспоминаний Героя Советского Союза Константина Васильевича Сухова, многих статей в различных журналах.

Вашему вниманию предлагается эпизод из книги известного лётчика-истребителя Героя Советского Союза Георгия Гордеевича Голубева "В паре с "Сотым", посвящённой боевому пути 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, его отважным воздушным бойцам.

*   *   *

...Освободив Кубань, полки нашей дивизии в начале августа 1943 года перебазировались на Украину в район Донбасса и с хода вступили в боевые действия. Нашим лётчикам уже хорошо были знакомы эти места, этот типичный пейзаж с разбросанным кругом терриконами, шахтными вышками и высокими заводскими трубами.

В начале войны пришлось с горечью оставить наш Донбасс - сердце тяжёлой индустрии Украины. Но, несмотря на создавшуюся обстановку на фронтах, мы верили, что вернемся, прогоним ненавистного нам врага.

Среди наших лётчиков был здесь и мой боевой товарищ Алексей Закалюк, а ему-то, пожалуй, лучше всех были знакомы эти места и особенно памятны первые месяцы войны.

...Осень 1941-го года. Бои, бои... За 2 месяца - с середины августа по 13 октября - лётчики 298-го ИАП сменили 8 аэродромов. Войска Южного фронта, с трудом сдерживая натиск противника, с тяжёлыми боями отступают в глубь страны.

Противник, форсировав Днепр, захватил город Запорожье и ринулся в Приазовские степи. Колонны танков и автомашин с живой силой, прикрываемые с воздуха "Мессершмиттами", рвутся в Донбасс и к Азовскому морю. Ещё не взошло солнце, а командир 1-й эскадрильи капитан Чайка со своим бессменным ведомым сержантом Закалюком уже в воздухе. Идут в район Запорожья. Задача: разведать состав, численность и направление движения вражеских войск.

Курс - 270°. Высота - 1000 метров. В небе ни облачка, но видимость плохая: мешает дымка, вызванная пожарами. В воздухе пахнет горелым зерном, горят на полях неубранные хлеба.

И-16 тип 18
Истребитель И-16 тип 18, лето 1941 года.

Разведчики подошли к дороге Пологи - Орехов, развернулись, летят вдоль неё. Впереди Орехов. На южной окраине города обнаружили большое скопление вражеской техники. На шоссе, как на ладони, видна длинная колонна немецких автомашин, бронетранспортеров, бензозаправщиков, тяжёлых крытых автоприцепов, фургонов. Голова колонны воткнулась в глубокий противотанковый ров. Колонна остановилась.

"Хорошая цель!" - подумал капитан Чайка и, сделав пометку на своей карте, развернулся на обратный курс.

Через 40 минут он уже докладывал командиру полка майору Тараненко о результатах воздушной разведки. Командир внимательно выслушал разведчиков, оценил сложившуюся обстановку и принял решение на штурмовку обнаруженной колонны.

- Товарищ капитан! Вы обнаружили эту цель, вам и поручаю её отштурмовать. Пойдете шестёркой...

И тут же приказал инженеру полка по вооружению подвесить под крылья реактивные снаряды. Вскоре шестёрка истребителей И-16 под командованием Чайки стартовала в воздух и, маскируясь в лучах утреннего солнца, взяла курс на цель. Прошли больше половины пути, вдали показался Орехов. Чайка, покачивая самолёт с крыла на крыло, подал сигнал: "Внимание, приготовиться к атаке".

И правым полупереворотом через крыло пошёл на снижение до бреющего полёта. Вот впереди по курсу видна цель. Капитан Чайка делает своим звеном горку, выскакивает на колонну и с хода атакует её. За ним повторяет маневр второе звено лейтенанта Фролова.

Началась штурмовка. Из-под крыльев самолётов со свистом полетели эрэсы, оставляя за собой длинные хвосты огненных струй. Застучали пушки и пулемёты. Немецкие солдаты в панике бросились бежать в разные стороны, прыгали в противотанковый ров, падали на землю. Появились взрывы, запылали автомашины.

Лётчики делают повторный заход на атаку, непрерывно поливая пулемётно - пушечным огнём врага. Пулемётная очередь сержанта Закалюка прошила бензозаправщик, который тут же загорелся. Из спаренных зенитных пушек "эрликон" потянулись длинные очереди к "Ишачку" сержанта Касавина и подбили его. Самолёт Касавина взмыл вверх, затем свалился на крыло, упал в гущу автомашин и взорвался.

Закалюк увидел, что из впереди идущего командирского самолёта тянется серый шлейф дыма. "Командира подбили!" - мелькнула мысль. Капитан Чайка сразу понял, что он подбит, и маневрируя стал отходить от колонны. За ним, заканчивая атаки,потянулись остальные лётчики группы. Закалюк увеличил скорость, подошёл ближе к самолёту командира. Вся правая сторона фюзеляжа от мотора до хвоста была залита маслом.

"Дотянет ли домой! - забеспокоился Закалюк. - Скорее бы выйти с территории, занятой противником, а то, чего доброго, ещё придется садиться у него в тылу..."

Но, как нарочно, самолёт Чайки теряет скорость и высоту. Винт стал вращаться медленнее, мотор работает с перебоями. И вот - совсем остановился. Капитан Чайка, выпуская шасси, пошёл на вынужденную посадку. "Впереди ровное поле, командир выбрал хорошую площадку", - подумал Закалюк.

Но как помочь командиру? Решение принято мгновенно: "Буду садиться за командиром и на моем самолёте вместе улетим! Что бы ни случилось с командиром, я в ответе за него", - думал Закалюк, выпуская шасси.

Лейтенант Фролов понял сложившуюся обстановку и стал их прикрывать. Самолет Чайки коснулся колесами земли и побежал по полю. Вслед за ним сел и сержант Закалюк. Не выключая мотора, он быстро выскочил из кабины и побежал к командиру. Капитан Чайка с трудом вылез из кабины и, стоя на крыле самолёта, удивленно смотрел на сержанта. Лицо и руки Капитана были в крови.

- Товарищ капитан, быстрее садитесь в мой самолёт, а я - "верхом"... Вместе и улетим!

- Мы в одной кабине не поместимся, - сказал Чайка, - улетайте быстрее! Немцы близко!

- Нет, товарищ командир... Не могу! Садитесь в мой самолёт и улетайте, а за мной пришлите "спарку"! В случае чего - я могу постоять за себя, а вы ранены.

После некоторого раздумья капитан Чайка согласился с сержантом, и, отдав ему свой пистолет и две обоймы, сел в самолёт ведомого и взлетел.

Наступила гнетущая тишина. Закалюку всё ещё не верилось, что всего несколько минут назад они были над вражеской колонной, где был сущий ад. И вот он на земле, один, в окружении неприятеля. И снова беспокойство охватило Закалюка: как бы раненый командир не потерял сознание в воздухе. Нет, этого не должно произойти. Командир волевой человек. Он обязательно долетит !

Закалюк подошёл к подбитому самолёту командира. Пушечная очередь пришлась по мотору, разбила один цилиндр, повредила приборную доску и маслопровод. "За мной прилетит, видимо, Фролов. Он место посадки знает и быстро найдет меня", - размышлял Закалюк. И тут же подумал: "А если появятся немцы? Тогда буду сражаться до последнего патрона: ведь у меня 4 обоймы, а это 32 патрона!"

А.С.Закалюк

Время, казалось, тянулось бесконечно. Но, глянув на часы, Закалюк понял, что прошло всего лишь 40 минут. Было тихо. И вдруг в этой гнетущей тишине Закалюк скорее угадал, чем услышал, знакомый гул. Приближалось звено наших самолётов. Учащённо забилось сердце. Не бросили, не оставили врагу, прилетели!

Двухместный самолёт УТИ-4 с хода выпустил шасси и пошёл на посадку, а остальные стали в круг, прикрывая его.

Сержант Закалюк быстро надел парашют и побежал навстречу севшему УТИ-4. В первой кабине "спарки" сидел лейтенант Фролов. Алексей вскочил на крыло подрулившей "спарки" и забрался во вторую кабину.

- Как командир? - спросил он лейтенанта Фролова.

- Прилетел благополучно! - прокричал Фролов и тут же добавил: - Садись быстрее, надо спешить!

- Нет, ты мне правду скажи! - настаивал Закалюк.

- Сел он, сел. Только после сруливания с полосы ему стало плохо. Когда его усаживали в санитарную машину, он открыл глаза и сказал: "Там остался Закалюк... Надо быстро послать за ним самолёт". Вот командир полка немедленно и послал меня.

Фролов дал газ, "спарка" пошла на взлёт. На аэродроме сержанта Закалюка с нетерпением ждали. Техник самолёта Хмелевский со слезами на глазах подбежал к Алексею, обнял его:

- Вернулся, вернулся, дорогой!

Об этом памятном для Закалюка вылете в лётной книжке сделана очень краткая запись: "13.10.1941 г. Самолёт И-16. Штурмовка войск противника в районе города Орехов. Вылетов - 1. Время налета - 1 час 5 минут. Расход боеприпасов: РС-2, боекомплект патронов". Но за скупыми строками этой записи поступок, равный подвигу, поступок, названный известным советским поэтом А. Твардовским высшей честью:

У  лётчиков  наших  такая  порука,
такое  заветное  правило  есть:
Врага уничтожить - большая заслуга,
но друга спасти - это высшая честь!

Р-39N А.С.Закалюка

P-39N "Аэрокобра" cтаршего лейтенанта А. С. Закалюка.  104-й ГвИАП, 1944 год.

Р-39N А.С.Закалюка

Несколько дней спустя во фронтовой газете была напечатана заметка о том, как молодой лётчик спас своего командира. А потом с каждым днём в ожесточённых боях крепли крылья воздушного бойца. И вот в 1943 году фронтовые дороги снова привели его в Донбасс. Всю войну Закалюк провёл, как говорится, "от звонка до звонка", закончил её в составе 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он совершил 608 боевых вылетов, провёл 50 штурмовок войск противника, 110 воздушных разведок, 166 раз сопровождал бомбардировщиков и штурмовиков. Участвовал в 69 воздушных боях, лично сбил 16 (по другим источникам - 19) самолётов противника и 14 - в группе с товарищами.

С июля 1944 года командир эскадрильи 104-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан Закалюк назначается штурманом полка, а после гибели штурмана дивизии с ноября 1944 года и до конца войны становится её штурманом. После войны продолжал служить в ВВС. В запас вышел в звании подполковника. Награждён четырьмя орденами Красного Знамени, двумя - Отечественной войны, орденом Красной Звезды и многими медалями. Участвовал в Параде Победы. Ныне живёт в Киеве. Инвалид войны. В 1980-х годах учащиеся одной из школ города Киева обратились в Совет ветеранов 9-й Гвардейской Покрышкинской дивизии с просьбой ходатайствовать о присвоении А. С. Закалюку высокого звания Героя Советского Союза. Ходатайство выполнил Маршал авиации А. И. Покрышкин в 1984 году. Он писал, что "Алексей Семёнович Закалюк лично известен мне как отважный боец, внесший достойный вклад в дело разгрома гитлеровских захватчиков". Но вскоре началась "перестройка"... В начале 2000-х ветераны дивизии Покрышкина обратились в правительство и к президенту РФ о присвоении Закалюку звания Героя России. Но получили вежливый отрицательный ответ...

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. С. Закалюка:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.09.1941 г.1  Hs-126  (в паре - 1/2)район Верхний РогачикИ-16, "Аэрокобра".
202.10.1941 г.1  Hs-126  (в паре - 1/2)Большая Белозёрка
330.10.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1/3)Сердитое
428.12.1941 г.1  "Хе-113"сев. Ольховник
504.03.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1/ 2)Краматорская
610.05.1942 г.1  Hs-126  (в группе - 1/5)Покровское
721.03.1943 г.1  Ме-109  (в группе - 1/4)юго-восточнее Кожевский
81  Ме-109  (в группе - 1/8)Славянская - Крымская
931.03.1943 г.1  Ме-109  (в паре - 1/2)северо-западнее Анастасиевская
1030.04.1943 г.1  Ме-109юго-восточнее Крымская
1102.05.1943 г.1  Ме-109Крымская
1214.06.1943 г.1  Ме-109  (в группе - 1/4)западнее Калабатка
1326.08.1943 г.1  Ju-87северо-восточнее Квашино
1427.08.1943 г.1  FW-189  (в паре - 1/2)южнее Чермолик
1528.08.1943 г.1  Ме-109Ольгинский
1631.08.1943 г.2  Не-111  (в группе - 2/6)Кузнецко - Михайловка
1727.09.1943 г.1  Ме-109Украинский
1831.05.1944 г.1  FW-190севернее Мынзатешти
191  Ме-109западнее Вултуру
2022.07.1944 г.1  Не-111юго-восточнее Бригали
2105.08.1944 г.1  FW-190южнее Самотня
2222.01.1945 г.1  FW-190южнее Кларенкранст
2324.01.1945 г.1  FW-190севернее Оппельн
2427.01.1945 г.1  FW-190южнее Бриг

      Всего сбитых самолётов - 13 + 12;  боевых вылетов - 596;   воздушных боёв - 65.




Дополнительная информация о А. С. Закалюке.

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz