Бокарев Сергей Тимофеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Бокарев Сергей Тимофеевич

С.Т.Бокарев.

Родился 6 Августа 1921 года в деревне Суры Теплочаревского района Тульской области. Окончил 7 классов школы и школу ФЗУ. Работал токарем, одновременно учился в Подольском аэроклубе. 24 Февраля 1941 года добровольцем вступил в РККА. Окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова.

Участник Великой Отечественной войны с 1 Августа 1942 года.

8 Октября 1942 года лётчик 652-го истребительного авиационного полка (102-я истребительная авиационная дивизия, Сталинградский корпусной район ПВО) старшина С. Т. Бокарев на подступах к Сталинграду таранил фашистский самолёт. Награждён орденом Ленина.

Затем воевал на Юго - Западном фронте. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи, помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе.

После войны продолжал службу в ВВС. С 8 Мая 1958 года Подполковник С. Т. Бокарев - в запасе.

*     *     *

8 Октября 1942 года комсомолец сержант Сергей Бокарев севернее Астрахани протаранил вражеский самолёт "Юнкерс-88". Фашистский самолёт на большой высоте со смертоносным грузом стремился прорваться к городу. По сигналу ВНОС3 в небо на встречу врагу поднялись 2 краснозвёздных истребителя, пилотируемые старшим лейтенантом Е. Сухоруковым и сержантом С. Бокаревым.

Истребители стремительно бросились на противника. Воажеский самолёт, сбросив бомбы куда попало, пытался скрыться в облаках, но тщетно. Наши авиаторы навязали ему бой. "Юнкерс" огрызался пулемётный огнём. Одна из пуль угодила в винт самолета старшего лейтенанта Сухорукова и рикошетом ударило в лобовое стекло. Острые осколки вонзились в лицо пилота, ослепили его. Истребитель отлетел от врага в сторону.

Тогда молодой, впервые участвовавший в воздушном бою лётчик комсомолец Сергей Бокарев, остался один на один с врагом. Он решил таранить фашистский самолёт. Первый заход на таран был неудачен. Воздушная струя отбросила самолёт Сергея. Второй раз советский лётчик подобрался к "Юнкерсу" снизу, с тыловой стороны, и нанёс сокрушающий удар винтом. Хвост "Юнкерса" отлетел, срезанный как бритвой. Фашистский самолёт рухнул вниз...

(Оригинал статьи читайте на страницах сайта - "Таран - оружие смелых".)
*     *     *

В недрах интернета мне попалась ещё одна статья о лётчике Бокареве. Правда, в ней события того дня представлены совсем по-иному...

"Он родился 6 Августа 1921 года в селе Лопасня Московской области. Проживала его семья в станционном посёлке № 2. Окончив 7 классов школы, он поступает в ремесленное училище и получает профессию токаря, работает на заводе.

В 1941 году его призывают в армию и направляют в знаменитую Качинскую военно - авиационную школу пилотов. В 1942 году Бокарев окончил её с отличием.

Его боевой путь начался в войсках противовоздушной обороны страны в составе 908-го истребительного полка 310-й дивизии и пролёг от Краснодара до Берлина. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, Сергей Тимофеевич Бокарев был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны и многими медалями, в том числе и "За отвагу".

На всю жизнь запомнился Сергею его первый воздушный бой под Краснодаром. Группа немецких бомбардировщиков в сопровождении истребителей летела к городу. По сигналу тревоги Бокарев и его друг М. М. Мишин поднялись в воздух. Так уж случилось, но Бокареву и Мишину пришлось драться с 3 Ме-109. Первой очередью Мишин сбил один самолёт и пошёл на второй. Бокарев вёл бой с одним из оставшихся "Мессеров".

Бой продолжался долго. Силы оказались равными. Но вот немцы не выдержали и стали уходить, а наши лётчики не выпускали их из боя. Мишин, расстреляв все патроны, пошёл на таран, но немецкий пилот увернулся. Тогда, чтобы не упустить противника, Мишин зашёл под брюхо вражеского самолёта и врезался в "Мессер". Оба самолёта загорелись и упали на землю. Так М. М. Мишин ценой своей жизни уничтожил врага.

Это была первая потеря боевого друга. Бокарев решил любой ценой отомстить за смерть товарища. Выровняв свой самолёт, он пошёл в лобовую атаку. Немецкий лётчик её не принял, свернул в сторону и стал уходить. Увеличив скорость, Бокарев приближался к самолёту противника. Метров 100, не больше, отделяло его сейчас от хвоста вражеского истребителя. Бокарев не мог промахнуться и нажал на спуск пулемётов. Его остроносый "Як" продолжал идти по прямой. Он не вздрогнул, как это всегда бывает, когда лётчик открывает огонь, в басовитый рёв мотора не вклинился дробный грохот пушки и пулемётов. Привычные жёлтые огоньки не блеснули из чёрных стволов. Сергей похолодел: боеприпасы...

Да, он остался без них. Увлечённый атакой, он нерасчётливо израсходовал их в начале боя. Тишина обожгла его нехорошим предчувствием: уйдёт !

- Не бывать этому ! - крикнул Бокарев самому себе, как команду, как последний приказ. Ме-109 мельтешил перед глазами. И ещё увидел Сергей чёрный диск вращения винта, окружающий нос его "Яка". Он рывком распахнул ремень, привязывающий его к сиденью, переместил на лоб очки и толкнул вперёд, почти до отказа, рычажок газа. Хвост вражеского истребителя надвинулся на него. Лёгким аккуратным движением ручки Сергей приподнял свою машину на какие-то 4 - 5 метров, а затем осторожно опустил нос с чёрным диском от вращающегося винта.

Он не услышал никакого треска. Просто его отбросило назад, больно откинуло на жёсткую бронированную спинку пилотского сиденья. Машина встрепенулась, как живая, когда острые лопасти винта ударили по тонкому килю чужого самолёта. Бокарев успел заметить, как этот киль мгновенно раскололся и обломками упал вниз. Хвостовое оперение "Мессера" обрушилось и теперь ничто не в состоянии было выровнять смертельно раненую машину.

Опрокинувшись на левое крыло, она повернулась своим жёлтым в мелких заклёпках животом и провалилась вниз, а Сергея подбросило вверх. Он почувствовал, что самолёт наполнился необычной нервной дрожью. Его часто встряхивало, руки плохо повиновались.

- Упаду,- подумал Бокарев. Сквозь плексиглас фонаря он увидел под собой линию фронта, а машина стала быстро терять высоту.

Ему удалось посадить свой "Як" недалеко от наших передних окопов, совсем близко от расположения немецких войск.

Немецкий лётчик остался жив. Он выбрался из самолёта и спустился на парашюте. Ветер был в сторону наших позиций, поэтому он приземлился к нам и попал в плен. Сергей Тимофеевич Бокарев вспоминает: когда его показали немецкому пилоту и сказали, что это он его сбил - немец не поверил. Он сказал, что этот мальчишка не смог бы с ним справиться. Кстати, немецкий лётчик имел много орденов и повоевал в небе Испании, Польши, Франции и Англии. А вот под Краснодаром его приземлил 20-летний Серёжа, да ещё в своём первом бою. За этот бой С. Т. Бокарев был награждён орденом Ленина.

Под Краснодаром немцы очень быстро узнали тройку советских лётчиков - Чайку, Бокарева и Торбина. Увидев их в воздухе, немцы поворачивали назад, не принимая боя. Но уйти им удавалось редко.

После войны Бокарев продолжал служить в авиации. Но в 1959 году по состоянию здоровья ему пришлось демобилизоваться в звании Подполковника авиации. Работал долго заместителем директора райтопа, а в 1968 году его не стало. Сказались на здоровье годы войны".

(Оригинал статьи читайте на страницах сайта - "Музей памяти".)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz