Числов Агей Михайлович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Числов Александр Михайлович

Числов Александр Михайлович

Родился 14 марта 1915 года в селе Луговая Пролейка Саратовской губернии  (ныне Быковского района Волгоградской области), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1930 году, аэроклуб. Работал планеровщиком на Сталинградском заводе "Баррикады". С 1938 года Александр Числов в рядах Красной Армии, в 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По май 1942 года сражался в составе 12-го ИАП, летал на И-153 и ЛаГГ-3; с декабря 1942 года по май 1944 года - в 169-м ИАП  (63-м Гвардейском ИАП), летал на Ла-5; затем - в 32-м Гвардейском ИАП, где летал на Ла-5 и Ла-7.

Участвовал в боях на Крымском, Калининском, Северо - Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Сражался под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Белоруссию и Прибалтику, штурмовал Берлин. Это он, рискуя жизнью, взял на себя ответственность за первый полёт уже безногого Маресьева.

К июлю 1943 года командир эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт)  Гвардии капитан А. М. Числов совершил 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Лётчики его 1-й эскадрильи уничтожили к тому времени 41 самолёт.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К марту 1945 года выполнил 342 боевых вылета, в 73 воздушных боях сбил 21 вражеский самолёт сбил лично и 2 - в группе с товарищами, ещё 1 самолёт лично уничтожил на земле.

После войны Александр Михайлович продолжал служить в ВВС. С 1956 года Гвардии полковник А. М. Числов - в запасе. Жил в Волгограде.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Киева", "За победу над Германией", "За взятие Берлина" и другими. Его имя помещено на мемориальной доске на здании Волгоградского обкома ДОСААФ.

*     *     *

Свою боевую деятельность Александр Числов начал командиром звена в составе 12-го истребительного авиационного полка 110-й авиадивизии и прошёл с ним боевой путь от города Станислава  (ныне Ивано - Франковск)  до Керчи. После Керченской операции и до самой Победы воевал в составе 169-го   (с марта 1943 года - 63-го Гвардейского)  истребительного авиационного полка 210-й  (3-й Гвардейской)  истребительной авиадивизии 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса заместителем командира, штурманом эскадрильи  (1942 год), командиром эскадрильи  (1942 - 1943 гг.), штурманом полка, заместителем командира полка  (1943 год). С декабря 1943 года - командир полка.

...8 декабря 1942 года прикрывая боевые порядки наших наземных войск в районе Батурино - Дубровка  (южнее города Белый), группа самолётов, ведомая командиром 2-й эскадрильи 169-го истребительного авиаполка старшим лейтенантом Числовым встретила звено бомбардировщиков Не-111 в сопровождении 12 истребителей Ме-109. В результате завязавшегося воздушного боя лейтенант Гражданинов сбил 2 Ме-109 и при возвращении домой - FW-189, а старший лейтенант Числов - 1 Не-111.

...С середины февраля 1943 года командование 6-й Воздушной армии усилило авиационную поддержку войск 34-й армии, преследовавшей отступающего врага. В то же время заметно повысилась и активность немецкой авиации, особенно истребителей, которые группами по 8 - 12 самолётов прикрывали свои отступающие части и противодействовали нашим штурмовикам и бомбардировщикам.

Напряжённый воздушный бой 21 февраля провели лётчики 169-го истребительного авиаполка. Шестёрка Ла-5 под командованием командира эскадрильи капитана А. М. Числова вылетела в район Залучье для прикрытия наземных войск. Над полем боя наша группа вступила в воздушные бои последовательно с тремя группами истребителей противника. В результате враг потерял 6 самолётов, из которых 3 сбил заместитель командира эскадрильи старший лейтенант П. А. Гражданинов. Но в одном из боёв один наш лётчик погиб, а другой был тяжело ранен.

Ла-5 из состава 169-го ИАП.

Вечером, анализируя воздушный бой группы капитана Числова, командование полка пришло к выводу, что истребители противника воздушный бой вели тактически грамотно, широко используя внезапность и нарушение боевого порядка в группах наших истребителей. Так, после первой атаки "Лавочкиных", группа Ме-109 развернулась и стала уходить. Гражданинов преследовал врага. Но его ведомый младший лейтенант П. Т. Баландин на развороте отстал и немедленно был атакован врагом. Его самолёт вспыхнул, обгоревший лётчик выбросился с парашютом.

В бою ведомый капитана Числова старший сержант А. М. Давыдов заметил, как противник атакует одного из наших лётчиков. Он решил отогнать врага. Капитан Числов остался без ведомого и тут же был внезапно атаковал противником. С повреждённой плоскостью самолёт Числова вышел из боя. Так же был сбит и старший лейтенант М. Е. Воробьёв...

Незадолго до начала наступления войск Брянского фронта летом 1943 года дивизии 1-го ИАК получили лётчиков с самолётами для укомплектования и восполнения боевых потерь. 63-й Гвардейский ИАП  (бывший 169-й ИАП)  пополнился целой эскадрильей. Привёл её штурман полка Герой Советского Союза Гвардии майор А. А. Федотов. Приземлившись он подошёл к капитану А. М. Числову, руководившему посадкой, и спросил:

- Какой самолёт сел лучше других ?

Числов, не задумываясь, ответил:

- Если не считать твоего, то лучшую посадку произвёл самолёт с бортовым номером "42".

- Так это же лётчик без ног - лейтенант Маресьев ! - воскликнул Федотов.

Числов сказанному не поверил, а Федотов загадочно улыбнулся. Через несколько минут к КП подъехала грузовая машина. Она привезла прибывших лётчиков. Федотов незаметно поманил Числова:

- Смотри вон за тем лётчиком, с чёрной шевелюрой. Обрати внимание, как он будет слазить с машины.

Как только грузовик остановился, лётчики быстро соскочили через борт, остался в машине только тот, на которого указал Федотов. Он медленно перебросил через борт одну ногу, осторожно поставил её на колесо, затем перенёс другую, затем поочерёдно опустил ноги на землю. Числову бросилось в глаза то, что все лётчики были в сапогах, а черноволосый - в ботинках и брюках навыпуск.

А.П.Маресьев, 1943 г.
А. П. Маресьев.

Так в полку познакомились с Алексеем Петровичем Маресьевым. В составе 63-го Гвардейского ИАП он воевал почти до конца войны, стал Героем Советского Союза, штурманом полка. Первоклассый лётчик, он в первых же воздушных схватках одержал несколько побед. Маресьев летал столько же, сколько все остальные лётчики, не раз выручал из беды своих боевых товарищей. Но всё это случилось не сразу. Вспоминает Алексей Петрович:

"В 1943 году безногий лётчик Маресьев прибыл в полк истребителей. Я мог летать. И это было уже счастье. Но меня старались беречь: "Алексей, тебе прикрывать аэродром". Ребята уходили на задания, а я летал, аэродром стерёг. Затем ребята возвращались возбуждённые боем, на избитых машинах, чтобы завтра снова уйти в бой, а я опять оставался стеречь аэродром. И мне стало невмоготу от этой жалости ко мне. Я хотел драться, как все. Мне, как всем, присвоили Гвардейское звание. "Раз так - сказал я как - то командиру сволей эскадрильи, - хочу вместе со всеми летать". Сашка Числов, мой командир, молчит, ломает папиросу в пальцах. Мучительная для меня минута - не надеется или щадит меня. И вдруг: "Алексей, будешь летать со мной..."

Надо пояснить, почему я всю жизнь буду помнить эти пять Сашкиных слов. Летали тогда парами, и Сашка, командир эскадрильи, мог бы выбрать себе любого хорошего, проверенного лётчика, который в воздушном бою будет надёжным напарником - ведь речь шла о жизни и смерти.

На другой день мы вместе с ним поднялись и встретили группу "Мессеров". Не буду рассказывать, как всё было... С Сашкой мы потом много летали. Он к концу войны более 20 самолётов сбил. Я тоже к своему прежнему списку прибавил 7..."

А.М.Числов

Накануне решающих сражений на Курской дуге в полк приехал Маршал авиации Новиков. Сообщил командиру полка, что желает побеседовать со всеми комэсками. Дошла очередь и до Числова. Александр Михайлович говорит, что Маршала интересовало всё до мелочей. Состояние машин, бытовые условия, питание и прочее. Потом он вдруг задал неожиданный для Числова вопрос: "Сколько времени ходите в капитанах ?"   "Полтора года", - ответил лётчик. Тогда Новиков, выслушав невнятные объяснения комполка по этому поводу, приказал своему адъютанту: "Запиши - майор Числов". Когда же он узнал, что новоиспечённый майор сбил уже 15 самолётов  (10 бомбардировщиков и 5 истребителей), то велел сделать ещё одну запись: "Числов - Герой Советского Союза".

Александр воспользовался хорошим настроением Маршала и рассказал ему о своём офицере Маресьеве. Того позвали. Сказать, что Маршал был удивлён, - значит не сказать ничего. Одним словом, 24 августа 1943 года одним Указом обоим присвоили звания Героя Советского Союза.

В том же самом августе Числов после ранения подлечивался в одном из подмосковных госпиталей. Надо ж было такому случиться, что в то же время и Маресьев был в столице. Приехал обновить свои "вторые ноги". Лётчиков разыскали и доставили в Кремль, где всесоюзный староста Михаил Калинин вручил им "Золотые Звёзды" Героев и ордена Ленина. Но мы забежали в нашем повествовании чуть - чуть вперёд...

...В 5 часов утра 12 июля 1943 года на всех аэродромах 1-го ИАК состоялись митинги, посвящённые началу наступления войск Брянского фронта. Началась боевая работа. За первые 2 дня, 12 и 13 июля, напряжение было исключительно большим. За эти дни части корпуса произвели 500 самолёто - вылетов, провели 60 групповых воздушных боёв, уничтожили 122 самолёта противника, из них 95 истребителей; свои потери составили 29 лётчиков и 45 самолётов. В эти дни отличились многие лётчики корпуса, сбив по 2 - 3 вражеских самолёта. Был среди них и Александр Числов.

19 июля 1943 года шестёрка истребителей под командованием Числова получила задание встретить немецкие бомбардировщики на подходе к позициям советских войск. Завязался бой. Рухнул на землю один "Юнкерс", за ним другой... Остальные бомбардировщики поспешили ретироваться с поля боя. Но на подходе была уже вторая группа. Советские истребители вновь ринулись на противника. Действуя дерзко, навязывая свою волю врагу, не выпуская из рук инициативу, Гвардейцы в жестоком, неравном бою вышли победителями. Гвардии капитан А. М. Числов сбил один Ju-87 и Ме-110, его ведомый Гвардии старший сержант Макаров - 2 FW-190, Гвардии старший лейтенант Маресьев сбил 1 Ju-87, Гвардии старший лейтенант Воронько - 1 Ме-110. В бою Гвардии капитан Числов получил лёгкое ранение.

С декабря 1943 года 1-й ГвИАК, прикрывая наступающие советские войска и обеспечивая действия штурмовиков, содействовал 11-й Гвардейской армии в успешном завершении разгрома вражеской группировки и освобождении города Городок.

В январе враг предпринял отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало до 40 наших истребителей. Здесь, на подступах к Витебску, в начале 1944 года нашла широкое применение имевшаяся в корпусе радиолокационная станция "Редут". Она стала уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.

Так, 8 января, примерно в 12 часов была вызвана и наведена на бомбардировщики противника эскадрилья 63-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии капитана А. М. Числова. В районе Городка Числов встретил 18 пикировщиков Ju-87 под прикрытиес истребителей FW-190. Завязался ожесточённый воздушный бой. Действуя смело и решительно, наши лётчики сбили 7 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Командир 3-й ГвИАД по радио объявил благодарность лётчикам за успешные и решительные действия и приказал Числову вести группу на свой аэродром.

С мая 1944 года Гвардии майор А. М. Числов служил в прославленном 32-м Гвардейском ИАП, в котором сбил лично 1 самолёт противника. 22 февраля 1945 года в воздушном бою был ранен, на повреждённом самолёте сумел долететь до своего аэродрома и благополучно совершить посадку.

Ла-7 из состава 32-го ГвИАП

Ла-7 из состава 32-го Гвардейского ИАП.  1-й Прибалтийский фронт.  Осень 1944 года.

Войну лётчики 32-го Гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова 3-й степени истребительного авиационного полка закончили уже на новейших Ла-7.

А.М.Числов

Согласно данных одного из последних наградных листов, к середине марта 1945 года Гвардии майор А. М. Числов довёл число боевых вылетов до 342, большинство из них, на Як-1 и Ла-5. В 73 воздушных схватках лично сбил 21 вражеский самолёт и 1 истребитель FW-190 лично уничтожил на земле. Следует указать и на то, что многие источники указывают на 21 личную и 13 групповых побед лётчика, а общее число боевых вылетов - 635. Так, к примеру, на страницах сайта - "www.volganet.ru" пишется следующее:

"Сегодня в честь празднования 62-й годовщины Великой Победы в администрации Волгоградской области состоялся торжественный приём Героев Советского Союза, Героев России, участников Великой Отечественной войны... Выразить свою признательность фронтовикам за совершённый подвиг, за проявленные стойкость и мужество пришли представители Волгоградской области в Совете Федерации РФ Владимир Бабичев и Вадим Артюхов, руководители общественных организаций и объединений региона, военнослужащие волгоградского гарнизона.

Среди тех, кого чествовали сегодня в администрации региона, был и участник Сталинградской битвы, Герой Советского Союза, лётчик Александр Михайлович Числов. Он сражался под Керчью, освобождал Украину, Белоруссию, Восточную Пруссию. Будучи уже командиром полка истребителей штурмовал Берлин.

За годы войны Александр Числов совершил 635 боевых вылетов.   [ Сам лётчик подтверждает эту цифру. ]  Лично сбил 21 фашистский самолёт и еще 13 - в группе со своими боевыми товарищами. Ратные заслуги прославленного лётчика - истребителя отмечены 8-ю боевыми орденами и 4-мя медалями. "Золотую Звезду" Героя Советского союза капитан Александр Числов получил в августе 1943 года за мужество, отвагу и как отличный командир, воспитавший немало лётчиков - асов".

Самолёт имени А.М.Числова.

Герой Советского Союза Гвардии майор А. М. Числов принял участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

После войны Александр Михайлович продолжил службу в ВВС. Был начальником воздушно - стрелковой подготовки 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка. В июне 1956 года по состоянию здоровья Гвардии полковник А. М. Числов был уволен в запас.

Переехал с семьёй в Сталинград  (Волгоград). С 1961 по 1979 год работал начальником спасательной станции Тракторозаводского района. Трижды избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся. Вёл активную работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. 24 августа 2009 года сердце Героя остановилось, не дождавшись своей 95-й весны...

Мемориальная доска.

Ныне, один из боевых самолётов 470-го Гвардейского Виленского ордена Кутузова истребительно - авиационного полка носит имя прославленного лётчика - Героя Советского Союза Александра Михайловича Числова.

4 мая 2010 года в Волгограде по адресу: улица академика Павлова, на доме № 8, в котором проживал Герой Советского Союза Гвардии полковник авиации Числов Александр Михайлович, установлена и торжественно открыта мемориальная доска.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 Тракторозаводского района Волгограда носит почётное имя Героя Советского Союза А. М. Числова.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. М. Числова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
114.01.1942 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 3)cтанция Багерово - Малый БабчикИ-153, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.
215.01.1942 г.1  Не-111Аджимушкай - мыс Хрони
316.03.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 5)Владиславовна
41  Ме-109Арабат - Киет
508.12.1942 г.1  Не-111южнее Белый
629.12.1942 г.1  "ФВ-198"юго - западнее Новосокольники
706.01.1943 г.1  Ju-87Селипово
814.01.1943 г.1  Ju-87Латинка
91  Ju-87Велебецкое - Госково
1016.01.1943 г.1  Ме-109озеро Искусственное
1121.02.1943 г.1  Ме-109юго - восточнее Засово
1212.07.1943 г.1  Не-111Карпово - Хомутово
1313.07.1943 г.2  Не-111Спасское - Богородицкое
1414.07.1943 г.1  Ju-87Бараново
1519.07.1943 г.1  Ju-87Титово - Винница
161  Ме-110Титово - Винница
1704.08.1943 г.1  FW-190Большие Рябинки
1808.01.1944 г.1  Ju-87Городище - Ворошилы
191  FW-190Дыкалы - Высокая
2016.09.1944 г.1  FW-190Мелупви

       Всего сбитых самолётов - 21 + 2  [ 19 + 2 ];  боевых вылетов - 340;  воздушных боёв - 74.

*     *     *

На звёздных крыльях

Портрет А.М.Числова.

В кинотеатре "Ударник" прошёл первый показ документального фильма о Герое Советского Союза лётчике Александре Михайловиче Числове. Имя жителя Тракторозаводского района можно смело ставить в один ряд с самыми известными героями Великой Отечественной войны. И дело не только в том, что наш земляк ещё в 1943 году заслуженно получил медаль "Золотая Звезда" и носит на парадном кителе довольно редкую для лётчика награду - орден Александра Невского. Заслуга Числова ещё и в том, что вслед за ним поднимали ввысь свои самолёты сотни других лётчиков, которые учились у нашего земляка беспощадно бить врага. Чего только стоит имя хотя бы одного из его подчинённых - Героя Советского Союза Алексея Маресьева !   Но не может быть так, чтобы имя воздушного аса, давшего дорогу в небо сотням лётчиков, по-прежнему оставалось в тени. Вот так и было принято решение снять фильм об Александре Михайловиче Числове.

Документальный фильм о лётчике Числове начали снимать ещё осенью прошлого года. Идею запечатлеть на киноленте прославленного земляка для потомков высказал глава администрации Тракторозаводского района Михаил Серенко. И хотя съёмки часового фильма - дело довольно дорогое, необходимые средства быстро нашли. И за работу взялись профессионалы. Документалисты в течение нескольких недель общались с самим Александром Михайловичем, успевая при этом вместе с почти 93-летним Героем отгремевшей войны проехать по дорогим для ветерана местам его родного Тракторозаводского района. Пришлось съёмочной бригаде поработать и в архиве. Вот так - в повседневной работе - пролетело несколько месяцев. Причём творческому коллективу никто не ставил жёстких временных рамок - например, снять фильм к 9 Мая. Но, видимо, тема оказалась настолько захватывающей, что фильм был готов уже в конце апреля.

На его первый показ в кинотеатре "Ударник" пригласили ветеранов Великой Отечественной войны, руководителей и воспитанников патриотических клубов, группу учащихся мужского педагогического лицея. Но желающих первыми увидеть фильм о легендарном лётчике оказалось гораздо больше. Пришлось срочно заносить дополнительные стулья.

- Числов здесь ? - слышался шёпот из последних рядов.

- Здесь ! - так же тихо отвечали откуда-то из середины зала. - Первым пришёл - гостей встречал !

Тем временем слово берёт заместитель главы администрации Тракторозаводского района Геннадий Барков. Он говорит о том, что, к сожалению, с каждым годом участников Великой Отечественной войны становится всё меньше. Но они - победившие смерть более 60 лет назад - уходят в мир иной непобеждёнными. И наша память о ветеранах отгремевшей войны - лишний тому пример.

- Сегодня на территории всей Волгоградской области проживают всего лишь несколько Героев Советского Союза, - продолжает Геннадий Барков. - И это очень большая гордость, что один из них - Александр Михайлович Числов - проживает в Тракторозаводском районе.

И вот в зале гаснет свет, первые кадры фильма проносятся как фронтовая хроника. Рассказ об Александре Михайловиче начинается с тяжёлых для всей страны голодных послереволюционных годов. Неизвестно, как сложилась бы судьба будущего героя, если бы ещё мальчишкой он не подался из родной Дубовки в город, где была работа, а зарплаты вполне хватало на продукты. Вот так он стал рабочим завода "Баррикады". Одновременно с освоением профессии токаря Александр Михайлович активно занимался спортом. Особенно его влекла авиация. Фильм о Валерии Чкалове стал для Числова судьбоносным.

- Я был одним из тех многих сталинградских парней, кто, посмотрев фильм о Валерии Чкалове, мечтал стать лётчиком, - говорит с экрана Александр Михайлович. - Поэтому ходил на аэродром, изучал технику, а вскоре сам стал летать.

Напористого Числова вскоре заметили и пригласили на учёбу в Борисоглебск. Уже в конце 1930-х годов Александр Михайлович получил своё первое офицерское звание. Нескольких довоенных лет усердного совершенствования лётного мастерства ему хватило, чтобы уже 22 июня 1941 года начать бить врага. Кстати, о военном лихолетье Герой Советского Союза вспоминает с нескрываемой улыбкой, подшучивает над собой. Так способен поступать лишь тот, кто наблюдал за схваткой в небе не из замаскированного бункера, а шел лоб в лоб на врага, заставляя его шарахаться в сторону лишь при появлении в небе советского самолёта с яркими звёздами на крыльях.

А.М.Числов в кабине современного самолёта.

- Молодыми мы были, отважными, - говорит Александр Михайлович. - А толку что ?   Ведь у самолёта была небольшая огневая мощь. Бьёшь - бьёшь по немцу, а он всё равно летит. Лишь потом, когда нам дали самолёты Лавочкина, - вот когда немцу пришлось худо. Как дашь по нему сразу из двух пулемётов и пушки - тот моментально разлетается в клочья.

Как и любой боевой лётчик, Числов прекрасно помнит свой первый сбитый самолёт. Возвращаясь с задания, он увидел летящие на значительной высоте немецкие бомбардировщики. И хотя запас горючего был практически на нуле, Числов принял решение вступить в бой.

- Я как дал по газам и ушёл вверх, - вспоминает он. - Вышел на максимальную высоту, а потом, как камень, спикировал на немца, открыв по нему огонь. Фашист загорелся и рухнул. Вот тогда я воспрянул духом, убедился, что немца можно бить.

Кстати, за этим сражением в небе следил весь аэродром. И когда Числов приземлился, его буквально вынесли из кабины на руках.

- Вскоре бои в небе стали настолько остервенелыми, что мы, лётчики, приземлялись лишь для того, чтобы пополнить боезапас, залить бензин - и опять в небо, - продолжает Александр Михайлович. - Поэтому, сами понимаете, каждый лётчик был на счету, мы день и ночь ждали пополнения. И оно пришло. Среди них был Алексей Маресьев.

С Алексеем мы сдружились сразу. Правда, командир полка, узнав, что у Маресьева нет ног, запретил допускать его к полётам. Но Алексей не сдавался. Он убедил меня, что даже без ног может бить врага. Он был настолько искренен и убедителен, что я отправился к командиру полка. Тот поставил условие, мол, если Маресьева собьют в течение 3-х месяцев, то меня, Числова, отдадут под трибунал. Я за Маресьева поручился, написал все бумаги. А тот, когда узнал, что его определили под моё командование, пулей побежал по полю, крича: "Я в эскадрилье Числова !".

Вот так и летали они - Числов и Маресьев, одновременно ставшие Героями Советского Союза после Курской битвы, - бок о бок до самого конца войны. Да и потом их было не разлить водой. Два героя были как братья. Даже несмотря на то что об одном написали книгу, сняли фильм, а о другом, без которого не было бы "настоящего человека", знали только однополчане. Но история расставляет всё по своим местам. И о Герое Советского Союза Александре Михайловиче Числове тоже сняли фильм. Не видели ?   Обязательно посмотрите !   Вместе с детьми и внуками. Ведь будущий Герой Советского Союза Александр Михайлович Числов тоже загорелся небом, увидев в кинотеатре фильм о Валерии Чкалове...

Эдуард Лапин.

*     *     *

Интервью с А. М. Числовым на сайте - "Я помню" Артёма Драбкина.

Числов Александр Михайлович

Разное пишут... Один пишет, что у меня 335 вылетов, а у меня их более 600... Мне корреспондент принёс книгу, проверьте, говорит... В общем, ошибок там много...

- Вот мы и хотим, чтобы таких ошибок меньше было...

Да... Нас то остаётся мало... Я не знаю, жив или нет... Осталось нас двое, в Волгоградской области, Героев Советского Союза. А было 90 с чем-то...

- Давайте начнём. Как попали в авиацию, расскажите, пожалуйста ?

Ну как ?   Работал на "Баррикадах", открылся аэроклуб, местный, я после работы ходил. Аэроклуб был там, где сейчас Алюминиевый Завод. Ну и окончил, выпустили меня. На другой день мне дали 6 курсантов, и я их учил. Потом приехал представитель с Борисоглебска, ну и говорит: "Кто желает ?".

В декабре 1938 года меня зачислили в школу, надо было учиться 4 или 4,5 года. Но поступил приказ - как можно более быстро подготовить лётчиков к войне. Нас отобрали, мы сдали экзамен, и по лётному делу, и по теории... Нас сформировали в одну группу, и стали усиленно обучать. Сначала на У-2, потом пересели на И-16, и стали летать. День и ночь, очень часто. Закончили в... сентябре, кажется. Затем послали меня в Киевский Военный округ, в 12-й ИАП.

Вот там я и был, подо Львовом, Ивано - Франковск город такой... Нас начали бомбить, мы - огрызаться... В основном летали на перехват. Так как у нас практика хорошая была, вопрос "как сбить ?" у нас не стоял... В первый день к нам прилетали бомбардировщики, и благодаря тому, что у нас был комполка, Павел Терентьевич Коробков, участник боёв в Испании, мы подготовлены были к этому хорошо. Говорит: "Ройте окопы, каждый у своего самолёта. Завтра вылетаю я один. Покажу, как надо их сбивать". Ну и показал. Передали: "Три бомбардировщика Ю-87, идут на ваш аэродром". Он взлетает, на И-15, он на нём и в Испании был, и навстречу пошёл. Ещё темно было, заря. Увидел их, развернулся под ними, одного - хоп, он в 10 км от аэродрома упал. Второго - хоп, тот упал около аэродрома. Остался последний. Он атакует, раз неудачно, два - неудачно. Потом появился дым, и немец планирует, тяги нет, мотор стоит. И где-то в 2-х километрах от аэродрома сел. Ну мы пилотов взяли. Привели к комполку, начали допрос. Пилот по-русски говорит.

- Где научились русскому языку ?

- У вас...

Он был то-ли в Москве, то-ли в Киеве, в лётных частях...

Ну и в конце беседы Павел Терентьевич спрашивает:

- Скажи открыто - вы нас победите ?

- Нет. Но вас, дураков, воевать научим.

Ну, после этого он собрал нас... Мы же как - 7 или 8 наших самолётов увидели одного немца, и все на него, каждый хочет сбить... А это неправильно... Он говорит - "Если вы хотите, чтобы был результат, работайте в паре". И вот дело пошло. А вообще, не были мы подготовлены к войне конечно, тяжёлые потери были. Ну вот, с этим полком я дошёл до Крыма.

В Крыму была операция, там разбили всё, расколотили, нас переправили на другую сторону, Керчь мы сдали... А потом я попал в тренировочный полк... Где мы проходили учёбу, ну и... Ждали самолёты. Но когда нас сформировали, нас перебросили на Калининский фронт. Но в связи с тем, что наш 1-й Гвардейский корпус был в резерве Ставки, нас бросали туда, где начиналась какая-то операция. Очень был сильный корпус. Я прошёл 7 фронтов с ним. Если кратко подвести итог - у меня 21 сбитый самолёт, более 600 боевых вылетов...

- А групповые ?

Знаете... Вообще я сбил больше, чем записано. Но это знаете как ?   Приходит лётчик, зелёный, день летает. Два летает. Неделю летает. Становится жалко его. И вот, два сбил, один ему отдаёшь. По моим подсчётам, 33 самолёта у меня, около того. Но - что записали, то записали. Не вырубишь топором.

Полком, которым я командовал...

- Это был 32-й Гвардейский ИАП ?

Да...нет, 63-й ГвИАП... 32-й ГвИАП был в нашей дивизии, а третий полк... Я не помню уже... 160-й ИАП, по моему... С дальнего востока, его назначили... Пришлось их... Как полетят - так блудят, как полетят - так блудят... Вот нам приказали, их водить на фронт. Полк за это время сбил 296 самолётов.

- Вы практически всю войну пролетали на Ла-5. Что можете сказать о нём ?

Да... Мы их не особо различали, ранние, поздние... Ну, скорость чуть больше, ну приборов больше... По скорости - если И-16 давал 300 - 320 км, то "Лавочкин" - 600 - 620... Мессеров догоняли, особенно в наборе высоты... Он легче был, чем "Фоккер". Но как тот пойдёт в пике - мы отставали... Маневренность великолепная была. По крену, тангажу...

- А вот говорят, что, особенно молодых лётчиков, отвлекало в бою управление различными режимами полёта - переключение наддува, корректора, и так далее.

Да ну... ерунда. Ты всё на автомате делаешь, учили этому хорошо. Я, например, не ощущал. Не думаешь о всяких корректорах, просто руки сами переключают. Вообще, очень многое решало в бою, в каком положении находишься. Выше, ниже, с солнца... Вот так мы их, кстати, и ловили. Зайти так, чтобы противник не видел.

- Радиостанция как работала ?

Сперва ни к херу, потом, через какое-то время, добились нормальной работы... С хрипотой, но всё-таки разбирали... А потом пошли хорошие станции...

- Вооружения Ла-5 было достаточно ?

Вполне. Две пушки, если удачно зашёл, то считай что с первой очереди.

- Живучий был ?

Да. Выдерживал попадания 20-мм немецких. Это конечно если в крыло или хвост. Ну, дыры...

- Стреляли с каких дистанций в основном ?   С коротких, в упор, или со средних ?

Ну почему ?   Зависит от обстоятельств. Пальнул, смотришь - стрелок голову повесил. Вот, подходишь и бьёшь в упор. А вообще у меня манера была такая: вот идёт самолёт, я в наборе, выше него на 300 метров, потом так, "на ноже", чтобы только кромку было видно, а не весь самолёт, идёшь на него, выворачиваешь, когда до него 200 - 250 метров, быстро берёшь упреждение и бьёшь. Это по бомбёрам.

- А вообще ?   Вот у вас 5 сбитых "Хейнкелей". Немногие лётчики могут похвастаться таким результатом. Крепкий самолёт был ?   Сложно было сбить ?

Ну... И "Хейнкель", и "Юнкерс", крепкие самолёт были, сложно было сбить. Металлические. Это раз. Во-вторых, у нас баки - жесть, да и всё, а у них одна резина, вторая резина, третий слой - смыкающийся, да ещё материалом обшит. И бак у них с нитрогазом, и если снаряд взорвался, то он не загорится, бак. А у нас - нет. Броня у нас на "Лавочкине" была, за спиной. Остальное всё открыто. Впереди мотор, он защищал. Чем хорош "Лавочкин" - 2 цилиндра выведут из строя, и мы всё равно приходили домой. А "Як" - пулька попала, вода вытекла с радиатора, и всё...

- В Крыму, на чём летали ?   На "ЛаГГах", на И-16 ?

Нет. Сперва были И-16, потом нам дали МиГ-3... Самолёт не пошёл... Тяжёлый... Пять... этих... пушек было... зачем так много ставить было... Не повернёшь, не развернёшь...

- Тяжёлый был в управлении ?

Ну, как и все, но сама масса тяжёлая...

- На взлёте и посадке как был ?

Заднее колесо, держи ухо востро, капотировал. Вообще сложный самолёт.

- Как он, "МиГ", с "Мессерами" в сравнении ?

Да вы знаете, что "Лавочкин", что "Як" что "Мессер".. Что этот, как его, "Фоккер"... Не сильно отличались, наш быстрее его на 20 - 30 км... А в остальном - кто лучше владел самолётом, тот и пан. А то придёт, бывало, - боится и отстать, боится всего... Придёт пополнение... А у меня манера такая - вот идёт восьмёрка, 4 лётчика старых, 4 молодых. Втягивали их. А однажды - даже с командиром полка сильно поругались. Дали мне... Говорит - лети. Я - ну и что получится ?   Ну вот, бои, и из 8 самолётов 6... не вернулись, упали. А кто и после боя, не смог выйти на аэродром... Мандраж.

- Как оцениваете немецких пилотов ?   По уровню подготовки - сильные, или наоборот, слабые встречались ?

Да, встречался. На Калининском фронте, что то наших стали лупить, а я был в отпуске. Приехал, говорят - тут вот такой-то лётчик, уже и фамилии их знали, и всё - озорует. Займись им. Ну, я взлетел, и мы с ним 20 минут вели бой. И разошлись миром. Ни он меня, ни я его. То он мне в хвост зайдёт, то я ему. Так зайти мало, надо сблизиться, а если с 500 метров бить - результата не будет. Вынести точку упреждения...

- Он на чём был ?

"Фокке - Вульф". Ждёшь, как, где его подловить, так иногда завернёшь, что тёмно в глазах, ничего не видишь. Перегрузки большие были.

- Вы воевали против знаменитых лётчиков, сильных. 51-я эскадра "Мёльдерс", 54-я - "Зелёное сердце". Потом против них же под Курском. Такой вопрос - а вас когда-нибудь сбивали ?

Однажды сбивали. Заклинило двигатель, я над вражеской территорией. Высотёнка была, я тяну... Сел на линии фронта. Вылез, нормально. Те оттуда бьют, наши отсюда бьют. Под мотор ляжешь, лежишь. Гляжу - двое ползут. Пистолет вытащил, гляжу наши. "Ну что, лётчик, ползти умеешь ?"   Ну да. Вот и поползли. А один раз, тоже на пузо садился. Было задание идти на фронт. Что-то парой мы пошли, не помню счас почему. Мы набрали 3 - 4 тысячи. Гляжу, идут "Мессера", 9 штук. Мы на Ла-5 были. Мы кружились, кружились, конечно, оборонялись. Потому что и спереди, и сзади, и сверху. И у меня кончился бензин. Я делаю обманное движение - штопор. И у самой земли вывел, сел. Быстро выбежал, в канаву лёг - а они по самолёту долбят.

- По боям на Курской дуге. Бой 19 июля 1943 года против "Юнкерсов" помните ?   Там где вы ранены были ?

Там как вышло. Разогнали мы их, бой кончили, они ушли к себе, а мы кружим над своими частями дальше. Вижу - идут двухмоторники. Ну, я на него, и он мне и дал... Попал в козырёк. Спереди. Снаряд разорвался, колено мне повредил, и... всё лицо. Фонарь разлетелся на мелкие части, и вот... А он взорвался. Ну, я передал, у нас на фронте дежурил генерал Белецкий, командир корпуса. Что я ранен. Ну, он говорит... Петров, сопроводи Числова, всё нормально... Сел, меня в госпиталь. Ранение не серьёзное, всё пинцетом повычистили, вырезали... Дней через 5 я опять полетел.

Главное мы победили. Самолёты хорошие стали давать. Где то со второй половины 1942 года, Ла-5 стали давать. А раньше что ?   Я на И-16 и не догоню, и не уйду. Кручусь на хвосте... Да у пульки, что это за стрельба ?   А он, гад, как даст... У меня сколько случаев было - попал по фюзеляжу, лист вырвет мне, то крыло изрешетит. Самолёт кренит, но... летим... Справлялись. Садились. Вообще конечно очень тяжело было, первые 2 года... Машин у нас не было, полуторка - ЗиС, в грязь они не идут... Самолёты были - тоже... Не самолёты. Единственное, что спасало нас - артиллерия... Бог войны. Она сдерживала натиск.

А вот зенитная артиллерия у нас была хреновая. Стояли мы в Крыму. Они идут, волна за волной. И вот наши... Там столько было зенитной артиллерии натыкано, что я не знаю. Аж облако чёрное от разрывов... Стреляют, и редко кого-то собьют. А вот наши идут, к ним - хоп, впереди, хоп - сзади, хоп - третий - и всё... Приборы хорошие у них были. Сама система хорошая...

Трудно было... Но для меня, например, главное то, что я подготовил лётчика, который летал без ног...

- Спасибо большое за интервью, не будем вас утомлять.

Не за что. И вам спасибо что пришли.

Интервью и литературная обработка: Е. Величко.


Возврат

Н а з а д

Купить действующий бизнес посмотреть.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz