Калашников Виктор Васильевич - советский военный летчик Герой России - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя России

Калашников Виктор Васильевич

Калашников Виктор Васильевич.

Родился 29 января 1917 года в деревне Коростово Красногорского района Московской области в семье крестьянина. Родители скончались в годы Гражданской войны. Виктора усыновила и воспитала родная тётка. В 1931 году он окончил школу - семилетку в Москве. В 1932 году окончил школу фабрично - заводского ученичества. Трудился слесарем и электриком на московских заводах "Мосэлектрик и "Сплинкер". Одновременно окончил вечернюю среднюю школу и аэроклуб.

В 1938 году призван в ряды Красную Армию Сталинским райвоенкоматом Москвы. На срочной службе служил радистом в авиационном полку в городе Борзя Читинской области. По собственному желанию направлен на учёбу в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1941 году. Служил в ВВС Дальневосточного фронта  (станция Завитая Амурской области). В конце 1941 года направлен на переподготовку в Саратовскую авиационную школу, где освоил истребитель Як-7.

С 7 апреля 1943 года старший сержант В. В. Калашников в действующей армии. Участвовал в воздушной битве над Кубанью весной 1943 года, где был сбит. В дальнейшем сражался на Северо - Кавказском, 4-м Украинском фронте, где отличился при освобождении Севастополя, на 3-м и 1-м Белорусских фронтах.

За годы Великой Отечественной войны совершил около 215 боевых вылетов, в том числе 82 - на разведку позиций противника. В воздушных боях сбил лично 17 самолётов врага, ещё 3 самолёта уничтожил на земле. Особенно отличился 18 апреля 1945 года в период Берлинской наступательной операции, когда сбил в один день сразу 3 вражеских самолёта.

В 1945 году командир эскадрильи 291-го истребительного авиационного полка  (265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  капитан В. В. Калашников был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, но представление не было реализовано.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, Указом Президента Российской Федерации № 472 от 12 мая 1997 года, подполковнику в отставке В. В. Калашникову присвоено звание Героя Российской Федерации   (медаль № 399).

После войны продолжал службу в ВВС, освоил реактивный истребитель МиГ-15. С 1953 года подполковник В. В. Калашников - в запасе. Работал художником. Живёт в Москве. С 2000 года - полковник в отставке.

Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В раннем возрасте потерявший родителей мальчик оказался в Москве и заболел авиацией. После школы сбывается его мечта - его берут в аэроклуб. Здесь он осваивает биплан У-2, познавая азы лётного дела. В 20 лет он вступает в ряды Красной Армии и поступает в учебный центр по подготовке лётчиков - истребителей под Читой. После обучения был направлен на Дальний Восток.

В 1943 году его часть оснащают новенькими "Яками" и отправляют на Западный фронт. Виктор Калашников начал боевые вылеты во время боёв над Кубанью весной 1943 года, а последний вылет совершил 29 апреля 1945 года над горящим Берлином.

В период воздушных боёв на Кубани, наши лётчики совершали до 4 боевых вылетов в день. Потери были огромные - средняя продолжительность жизни лётчика - истребителя, как правило, и составляла 4 - 5 вылетов. Первую награду - медаль "За отвагу" - получил за сбитый немецкий истребитель Ме-109F. 29 мая получил ранение в ногу, когда его истребитель был подбит немцами. Выпрыгивая из горящего самолёта с парашютом, чуть не погиб - стропы зацепились за руль высоты...

Он прошёл всю войну, постоянно находясь на передовой. Отличился весной 1945 года в период боёв за Берлин.

В.В.Калашников у Як-1

Лётчик - истребитель Виктор Васильевич Калашников у истребителя Як-1Б.

18 апреля 1945 года особенно отличились лётчики 3-го истребительного авиационного корпуса. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за весь период его участия в Великой Отечественной войне. На одного лётчика в день в среднем пришлось 3,7 боевых вылета. Это означало, что многим из них пришлось вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником.

Особо отличились капитан С. Н. Моргунов и старший лейтенант И. Г. Кузнецов: они сбили по 4 самолёта. Капитаны В. В. Калашников, Е. Ф. Тужилин и младший лейтенант В. С. Ткаченко уничтожили по 3 самолёта противника. По 2 машины сбили майор В. С. Басков, капитаны К. С. Вакуленко, А. А. Караев, Н. И. Савин и А. Н. Ситковский, старшие лейтенанты Н. А. Боровский, Н. В. Бородин, В. В. Каблуков, М. Е. Пивоваров, Н. С. Руденко и Д. И. Суслов, лейтенанты И. Г. Банников, М. И. Дыдыгин, И. Ф. Кривобок, М. Н. Мухин, К. В. Подбуртный, Л. В. Приходько и В. Н. Яринский, младшие лейтенанты С. В. Баденов, А. А. Нестеренко и Н. П. Никонов.

В середине дня пара лейтенанта В. И. Александрюка  (176-й Гвардейский ИАП)  на самолётах Ла-7 вела свободный поиск в районе Мюнхеберга. На высоте 4000 метров лётчики встретили около 40 FW-190 с бомбами, следующих под прикрытием 4 Ме-109. Советские истребители, имея преимущество в высоте, внезапно сверху сзади атаковали группу прикрытия и сразу же сбили 2 самолёта противника. Другая пара противника поспешила уйти и оставила своих подопечных. Воспользовавшись этим, Александрюк атаковал ведущего группы "Фокке - Вульфов" и поджёг его самолёт. Боевой порядок немецких самолётов был нарушен, и они повернули обратно.

Таким образом, 2 Гвардейца, умело используя своё выгодное положение, сбили 3 самолёта противника и не допустили остальных в район наших войск.

Во второй половине дня радиолокационные станции 3-го ИАК обнаружили до 35 бомбардировщиков и штурмовиков, идущих в район действий советских войск. В воздухе в это время поблизости находилась шестёрка 43-го ИАП   (278-я ИАД). Командир группы старший лейтенант И. Г. Кузнецов повёл истребителей на перехват. Прикрываясь облачностью, наши лётчики внезапной атакой расстроили боевой порядок противника и заставили его сбросить бомбы на свою территорию. В ходе боя командир группы и лётчики И. Ф. Черненков и Н. Т. Грибков сбили 4 немецких самолёта.

Спустя некоторое время был засечён подход свыше 30 самолётов противника. Для перехвата их генерал Е. Я. Савицкий поднял 40 истребителей. Смелыми атаками они не допустили немецкую авиацию к советским войскам. По 2 самолёта в этом бою сбили лейтенанты С. Н. Моргунов и А. Ф. Васько.

В этот день также отличилась четвёрка истребителей 402-го ИАП   (265-я ИАД)  под командованием лейтенанта Р. И. Ишханова. В районе Требнитца они встретили 8 "Фокке - Вульфов" и сразу же атаковали их. С первой атаки Ишханов сбил один FW-190. Затем в результате 5-минутного боя на виражах и вертикалях он и младший лейтенант Н. М. Христинин уничтожили ещё по одному самолёту. После этого немецкие лётчики по одному с резким снижением вышли из боя и скрылись в дымке...

(Пруссаков Г.К. - "Исторический очерк о боевом пути 16-й Воздушной армии.  Москва, "Воениздат", 1973 г.)

В.В.Калашников, 1997 г.

К концу войны капитан В. В. Калашников произвёл около 215 успешных боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 17 немецких самолётов и ещё 3 уничтожил на земле. Войну закончил командиром эскадрильи 291-го истребительного авиационного Неманского полка  (265-я истребительная авиационная Мелитопольская Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт). За всё время боевых действий сам получил одно лёгкое ранение в правую ногу - 29 мая 1943 года.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, Указом Президента Российской Федерации № 472 от 12 мая 1997 года подполковнику в отставке Калашникову Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

*     *     *
Як-9П В.В.Калашникова.

Як-9П командира 291-го Неманского, ордена Суворова III-й степени истребительного
авиаполка  (265-я ИАД, 3-й ИАК)  майор В. В. Калашникова.  Германия, 1946 год.
Реконструкция облика Як-9П выполнена по архивным фотографиям и воспоминаниям.
*     *     *

Список всех известных побед капитана В. В. Калашникова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
103.06.1943 г.1  FW-190севернее КиевскоеЯк-7, Як-1, Як-9.
215.09.1943 г.1  Ме-109Вербовой
317.11.1943 г.1  Ju-87Верхний Рогачик
"посажен и расстрелян на земле"
427.11.1943 г.1  Ме-109Большая Лепетиха
515.03.1944 г.1  Ме-109Томашевка
618.04.1944 г.1  FW-190Шули
720.08.1944 г.1  FW-190станция Аукштышки
802.03.1945 г.1  FW-190станция Хохенкруг
914.04.1945 г.1  Ju-88южнее озера Геншмаарер - Зее
1016.04.1945 г.1  FW-190южнее Зеелов
1117.04.1945 г.1  FW-190западнее Зеелов
1218.04.1945 г.1  FW-190юго - восточнее Штраусберг
131  FW-190восточнее Врицен
141  FW-190Платков
1521.04.1945 г.1  FW-190Бух
161  Ju-87западнее Ланке
1729.04.1945 г.1  FW-190южнее Кенигсгорст

       Всего сбитых самолётов - 17 + 0;  боевых вылетов - 207.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz