КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Ковачевич Аркадий Фёдорович |
Родился 3 Мая 1919 года в Ново - Миргороде Кировоградской области в семье служащего. Окончил 7 классов Кировоградской школы. В 1934 году поступил в техникум механизации сельского хозяйства. "Комсомол поднял сотни и тысячи молодых патриотов на благородное дело пополнения и укрепления Военно - Воздушных Сил страны Советов, - вспоминает Генерал А. Ф. Ковачевич. - Этот призыв совпал с моей мечтой и моим желанием стать лётчиком. Еще в техникуме мне удалось поступить в наш аэроклуб. В Ноябре 1937 года 18-летним юношей я успешно закончил в аэроклубе программу обучения полётам на самолёте У-2 и по комсомольской путёвке был направлен в Военно - авиационную школу лётчиков в Одессе. Там, в одном из крупнейших промышленных центров Украины, прошло моё формирование и обучение как военного лётчика. Многое с того времени стёрлось в моей памяти, но до сих пор перед глазами стоят первый старшина Чубанец, первые инструкторы Степан Харченко и Юрий Антипов - ныне Герой Советского Союза, первый командир отряда Шумейко и первый командир эскадрильи майор Печенко. Они сделали всё, чтобы в короткие сроки подготовить из нас лётчиков - истребителей". Ковачевич окончил военную школу лётчиков с отличной аттестацией. В Декабре 1938 года прибыл для дальнейшего прохождения службы в 27-й истребительный авиационный полк Московского военного округа, где был определён в 1-ю эскадрилью. За короткий срок успешно освоил полёты на нескольких типах истребителей. А через год его назначили командиром звена. В составе этого полка сражался на Брянском, а с Июля 1942 года на Сталинградском фронте, где в числе лучших лётчиков 8-й Воздушной армии был назначен командиром эскадрильи в 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк советских асов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года А. Ф. Ковачевич удостоен звания Героя Советского Союза. Герой Советского Союза Генерал - лейтенант авиации Аркадий Фёдорович Ковачевич является первым заместителем начальника Краснознамённой военно - воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, где ведёт большую работу по подготовке кадров для Военно - Воздушных Сил. Захват Москвы и Центрального промышленного района страны был главной политической и стратегической целью фашистской Германии на 1-м этапе войны. В авангарде всенародной борьбы встали части и соединения приграничных военных округов, корпуса противовоздушной обороны страны, многочисленные формирования народного ополчения, добровольцев и партизан. И дивизом их с 22 Июня 1941 года стал: "Наш ответ - смерть врагам ! Наш лозунг - Победа !" И жизнь их была подчинена одному: "Всё для фронта ! Всё для Победы !" И первыми, кто вступил в борьбу с врагом за Москву, были лётчики ВВС Московского военного округа и Московского корпуса противовоздушной обороны. ...В первый же день войны эскадрилья, в которой служил А. Ф. Ковачевич, перебазировалась в район города Калинина. Отсюда на скоростном и высотном самолете МиГ-3 Аркадий, ставший уже заместителем командира эскадрильи, вылетел на охрану подмосковного неба. "Народ поставил Вас на самый важный рубеж, - писали в те дни трудящиеся Москвы, обращаясь к воинам ПВО. Вам доверена защита столицы - крупнейшего арсенала Великой Отечественной войны. Трудящиеся столицы уверены, что вы честно и до конца выполните свой воинский долг, как подобает славным сынам нашей Родины". Ковачевич, как и его боевые товарищи, этот долг выполнял как святую обязанность, к которой готовил себя всю жизнь. В первых вылетах на перехват немецких воздушных разведчиков наши лётчики убедились, каких асов посылает в разведывательные полёты командование Люфтваффе. Это были опытные лётчики из эскадрилий - "Удет", "Мёльдорс" и легиона "Кондор", бомбившие Польшу, Францию, Англию и другие страны Европы. Но дорогу на Москву им закрыли такие искусные лётчики, как Ковзан, Калабушкин, Горбатюк, Шишов, Локтионов, Амет-Хан Султан, Заболотный, Ридный, Колотушкин, Каменщиков, Мошаков Катрич, Титенков, Талалихин и другие. Со многими из них крыло в крыло летал и сражался против фашистов Аркадии Ковачевич, его однополчане, лётчики всех авиационных частей, которые вошли в созданную систему противовоздушной обороны Москвы. С каждым днём интенсивность вылетов на перехват вражеских самолётов как одиночных, так и целых групп, рвущихся к Москве возрастала и к Октябрю 1941 года достигла максимума. В ночь на 12 Октября, когда войска противника прорвались в районе юго - восточнее Ржева, вдоль Волги на северо - восток, перед эскадрильей, в которой летал Ковачевич, была поставлена задача: сопровождать бомбардировщики в налёте на аэродромы Ржев и Зубцов, занятые фашистами. После того, как бомбы были сброшены на цель, над Ржевом завязался воздушный бой. Аркадий Ковачевич искал удобный момент для решительной атаки. Когда один из "Мессеров" отстал от своей группы, Аркадий резким маневром занял превышение над врагом и меткой очередью зажёг его. Уже поздно вечером, когда к границе аэродрома, где базировались наши полки, прорвались вражеские танки, Ковачевич вновь проявил находчивость и решительность. Он дал команду развернуть самолёты на земле в сторону фашистских бронированных машин и открыть по ним огонь. Этому примеру последовали лётчики других полков, заставив противника отойти от аэродрома. На рассвете следующего дня, ввиду серьёзности создавшейся обстановки, Ковачевич и его товарищи покинули аэродром и перелетели ближе к Москве, в Клин. Оттуда они осуществляли боевые действия в течение всей осени и начала зимы 1941 года. Уже к 6 Декабря 1941 года Ковачевич совершил 201 боевой вылет, 8 раз штурмовал наземные войска и аэродромы противника, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 4 вражеских самолёта и 3 - в группе. В декабре у Ковачевича произошло радостное событие: его приняли в члены Коммунистической партии. "Получив партийный билет в дни битвы за Москву, - рассказывал Аркадий Фёдорович, - я почувствовал небывалый прилив сил и высокую ответственность перед партией за порученный мне участок работы". К тому времени он уже стал командиром эскадрильи. И, естественно, забот заметно прибавилось. Теперь он отвечал не только за себя, но и за своих товарищей, вместе с которыми ежедневно ходил на боевые задания. После разгрома гитлеровцев под Москвой на этом участке советско - германского фронта наступило относительное затишье. Позиции сторон стабилизировались, шла перегруппировка сил. В то же время боевые действия авиации, хотя и с меньшим напряжением, продолжались. В конце Марта 1942 года вновь отличился А. Ф. Ковачевич. Барражируя над одним из населённых пунктов, он заметил вражеский самолёт, пытавшийся прорваться к столице. Лётчик смело пошёл на сближение с противником, навязал ему воздушный бой. Ему удалось поджечь бомбардировщик, и тот с высоты 4000 метров рухнул вниз. Его экипаж не успел покинуть самолёт. Через день Ковачевич провёл ещё один бой и опять добился успеха, поджёг "Юнкерс". Газета "Красный воин" в одном из своих Апрельских номеров рассказала о том, как лётчики Ковачевича штурмовали аэродром противника. Во время полёта в тыл гитлеровцев Ковачевич обнаружил искусно замаскированный полевой аэродром противника. 25 "Юнкерсов", базировавшихся на нём, готовились к групповому вылету. Ковачевич немедленно сообщил об этом в штаб. С аэродрома поднялось 16 МиГ-3. Повёл их на цель Ковачевич. На пути к вражескому аэродрому истребители встретили группу вражеских бомбардировщиков. В завязавшемся коротком бою наши лётчики сбили 2 самолёта, остальные поспешили убраться восвояси. Гнаться за остальными не было расчёта, поскольку предстояло выполнить основное задание. Удар по аэродрому был нанесен неожиданно и согласованно. Из 25 "Юнкерсов", находившихся на земле, уцелел только один. Минул год войны, отгремели бои на подступах к Москве. Летом 1942 года 27-й истребительный авиаполк, как и многие другие, был выведен из системы ПВО Москвы и направлен во фронтовую авиацию. В составе полка Ковачевич участвовал в воздушных схватках на Брянском и Воронежском фронтах, оказывая помощь нашим наземным поискам. В составе того же 27-го ИАП Ковачевич с Июля 1942 года участвовал в боевых действиях 8-й Воздушной apмии на дальних подступах к Сталинграду, прикрывая наши войска и переправы. С отходом советских войск к Волге вёл борьбу за преодоление господства в воздухе фашистской авиации. В тех боях он одержал ряд блестящих побед. 23 Августа в групповом бою сбил в районе Сталинграда "Хейнкель-111", через 4 дня там же лично сбил "Мессершмитт", а спустя 10 дней - "Юнкерс". 9 Сентября он уничтожил ещё один "Хейнкель", и 12 Сентября ему удалось в группе сбить "Фокке - Вульф". За боевые подвиги, совершённые под Сталинградом, Ковачевич был удостоен ордена Красного Знамени. К тому времени, когда А. Ф. Ковачевич был направлен в комплектуемый 9-й Гвардейский авиаполк советских асов, он уже в общей сложности совершил 325 боевых вылетов и имел на своём счету 13 самолётов, сбитых лично, и 6 - в группе. Атмосфера боевого задора, товарищеского соперничества, царившая в полку, способствовала полному раскрытию лётных качеств каждого, кто поднимался в воздух. В этих условиях Аркадий Ковачевич вскоре стал свою эскадрилью водить на выполнение заданий по уничтожению бомбардировщиков и транспортной авиации противника, которая пыталась поставлять боеприпасы н продовольствие своей группировке, окружённой в районе Сталинграда. Нередко гружённые продовольствием и боеприпасами вражеские транспортные самолёты и бомбардировщики при выполнении заданий своего командования прикрывались истребителями. Один такой истребитель Ме-109 Аркадий Ковачевич сбил 14 Декабря в районе Брузиновки. Там же уничтожил ещё один "Мессершмитт" лётчик его эскадрильи Николай Костырко. Ситуация для гитлеровцев осложнялась с каждым днём. Чтобы "хоть как-то помочь своим "окруженцам", гитлеровцы стали использовать и такие самолёты, как "Дорнье". Один Dо-215 и попался Ковачевичу 19 Декабря при очередном вылете на перехват. Фашистский лётчик был, видимо, из опытных, ибо он сразу почувствовал опасность и попытался скрыться в облаках. Однако Ковачевичу такие приёмы были известны. Он дождался, когда "Дорнье" выйдет из облаков и, улучив момент, короткими очередями по моторам и кабине поразил самолёт. И горящий "Дорнье" рухнул на землю. Ковачевич и его эскадрилья принимали активное участие в Котельнической операции, а затем в освобождении Ростова-на-Дону. И в этих боях проявились незаурядные качества комэска, с успехом проводившего воздушные схватки, осуществлявшего выполнение многообразных заданий командования. В день Первомая 1943 года в полк пришла радостная весть: командиру эскадрильи Гвардии капитану А. Ф. Ковачевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Как одному из наиболее авторитетных лётчиков и боевых командиров, партийная организация полка оказала Ковачевичу своё доверие, избрав его в состав партийного бюро. А на состоявшейся в Июле того же года партийной конференции 6-й Гвардейской авиадивизии он был избран членом парткомиссии соединения. Летом 1943 года полк участвовал в боях по прорыву обороны немецких войск в районе реки Миус и освобождению Таганрога. И всякий раз, вылетая на задание, Ковачевич стремился подтвердить свое звание Героя. Только в течение Июля его эскадрилья уничтожила более 20 вражеских самолётов. После того как эскадрилья получила и освоила новые самолёты типа "Аэрокобра", она в составе полка включилась в операцию по освобождению Донбасса и проявила себя с самой лучшей стороны. В боевых донесениях нередко отмечались, как образец мужества и отваги, не только комэск, но и другие лётчики подразделения: Ершов, Лавриненков, Тарасов, Головачёв, Твеленёв и другие. 20 Августа стало для Ковачевича особенно памятным когда в одном бою он сбил 2 вражеских самолета. В тот день 6 истребителей, ведомых Ковачевичем, патрулировали на высоте 2000 метров. Здесь они встретили 27 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 4 Ме-109. По приказу ведущего одна пара наших истребителей атаковала "Юнкерсы", вторая прикрыла атакующих, а третья вступила в бой с "Мессерами". В этом бою Ковачевич и Тарасов сбили по одному "Юнкерсу". Остальные бомбардировщики сбросили свой смертоносный груз в чистое поле и ушли на запад. "Мессершмитты" пытались отомстить нашим истребителям за потери, но Ковачевич решительно вступил с ними в бой и одержал ещё одну победу, сбив "Мессер". Командование полка, оценивая результаты этого боя, отметило умение комэска Ковачевича побеждать не числом, а мастерством. Ковачевич нередко использовал такой приём ведения борьбы с противником, как свободная охота. Этот приём, как правило, приносил успех, поскольку вылетали на свободную охоту обычно наиболее опытные и умелые лётчики. Необычным для Ковачевича был бой на высоте 9000 метров. Получив по радио команду следовать в район, где появился вражеский разведчик, комэск повёл туда звено истребителей. Ещё на подходе к заданному району он увидел "Хейнкель-111" выше себя метров на 1500. Заметив четвёрку, вражеский разведчик устремился ещё выше. Ковачевич - за ним. На высоте 5000 метров он начал ощущать кислородное голодание, а "Хейнкель" поднимался всё выше и выше. Ковачевичу пришлось надеть кислородную маску и на высоте 7000 метров включить кислород. Снизу "Хейнкель" блокировала пара ведомых. Рядом с Ковачевичем шёл Тарасов. Стрелка высотомера уже подходила к 9000 метрам. Комэск попытался вспомнить подобную ситуацию, когда наши лётчики вели бы бой на такой высоте. И не смог вспомнить. Но раздумывать долго не приходилось. Когда "Хейнкель" как бы завис на высоте, Аркадий решил атаковать его. Однако первая попытка была неудачной: он промахнулся. Набрав ещё 200 - 250 метров, Ковачевич открыл огонь из всех своих огневых точек. Самолёт врага вздрогнул, но продолжал лететь. Ковачевич знал, что "Хейнкель" довольно живуч, и, чтобы наверняка решить исход боя, атаковал его 3-й раз. Удар из пушки пришёлся по правой плоскости. Горящий "Хейнкель" перевернулся, а затем стремительно понёсся к земле... 2 Октября 1943 года А. Ф. Ковачевича постигла неудача. Он был сбит "Мессершиттом" внезапной атакой сверху, с отвесного пикирования. Комэску удалось спастись, выпрыгнув с парашютом. Врачи настаивали на его госпитализации. Однако Ковачевич остался в полку, где, как он заявил, обстановка быстрее излечит его. Победные бои полка при ликвидации Никопольского плацдарма, освобождении города Мелитополя и Крыма Гвардии капитан Ковачевич провёл уже в должности помощника командира по воздушно - стрелковой подготовке. С Апреля 1944 года он стал заместителем командира полка, с которым прибыл в Подмосковье для получения новых самолётов и переучивания на них лётного состава. Там ему пришлось пережить трагическую гибель командира полка Героя Советского Союза А. А. Морозова, и с 18 Июля до убытия в конце Октября на учёбу он исполнял обязанности командира полка. В дальнейшем его пути с однополчанами разошлись, так как он поступил учиться в Военно - Воздушную академию. Однако Аркадий Фёдорович Ковачевич навсегда сохранил любовь к части, где он мужал как лётчик и как боевой руководитель, любовь к людям, с которыми вместе много раз участвовал в воздушных схватках. "Для меня было большой честью сражаться в замечательном боевом коллективе 9-го Гвардейского, - вспоминает Аркадий Фёдорович. - И сейчас, спустя много лет после тех грозных событий, мысль о том, что я был причастен к большим делам этого полка, наполняет меня гордостью". Служба в полку советских асов дала многое А. Ф. Ковачевичу как лётчику и командиру. После окончания с золотой медалью в Мае 1948 года командного факультета Военно - Воздушной академии Ковачевич был назначен командиром полка. Занимал различные командно - штабные должности. А с 1967 года работал в Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина в должности начальника кафедры. В настоящее время Герой Советского Союза Гвардии генерал - лейтенант авиации Аркадий Фёдорович Ковачевич является первым заместителем начальника этой академии. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |