КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Мерквиладзе Гарри Александрович |
Родился 17 февраля 1923 года в городе Батуми Аджарской АССР. Окончил 9 классов средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Тбилисскую, а в 1942 году - Армавирскую военную авиационную школу пилотов. С марта 1943 года сержант Г. А. Мерквиладзе на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 270-го ИАП (с февраля 1944 года - 152-й Гвардейский ИАП). Сражался на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 2 самолёта противника. 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1961 году - Военную академию Генерального штаба. Летал на реактивных самолётах. С 1970 года генерал-майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями. Имя Героя носит танкер Грузинского МП. Согласно многим литературным источникам, ещё с советских времён, пилот 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гарри Александрович Мерквиладзе считается одним из очень немногих лётчиков, имевших на своём боевом счету сбитый реактивный самолёт Ме-262. [М. Ю. Быков, по результатам своих исследований, данный факт не подтверждает: в архивных документах подобной информации пока не найдено.] Согласно советских источников, бой этот происходил в марте 1945 года следующим образом: Гарри Александрович, выполняя полёт, заметил неизвестный ему самолёт, по описанию походящий на Ме-262. Немецкий пилот также заметил советский истребитель, и приготовился к атаке. Мерквиладзе понял, что без хитрости этот самолёт "с небес на землю" не спустить. Вражеский истребитель зашёл в хвост истребителю Мерквиладзе и приготовился стрелять, советский лётчик использовал преимущество маневренности своего истребителя, и когда Ме-262 мчался на большой скорости в хвост самолёта Гарри Александровича, он и применил ту самую хитрость, совершив резкий рывок в сторону. Мерквиладзе изменил траекторию полёта своего самолёта, а истребитель врага на бешеной скорости промчался мимо и ушёл вперёд. Советскому лётчику оставалось лишь поймать в прицел истребитель врага и выпустить по врагу очередь пулемётно-пушечного огня, что Гарри Александрович и сделал, записав на свой счёт "чудо инженерной мысли Германии". За этот бой Мерквиладзе получил орден Красного Знамени. Такая вот история...
К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7 и Як-9, в 87 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 2 самолёта противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Гвардии старший лейтенант Мерквиладзе Гарри Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7919).
Один из эпизодов своей боевой деятельности Мерквиладзе описывает так: "В марте 1945 года я в составе четвёрки истребителей Як-9 вылетел на прикрытие 9 Ил-2, получивших задание атаковать танки противника в районе города Бунцлау (Германия). Ведущий "Илов" - капитан Евсюков. Погода была плохая, высота облачности 450 - 500 метров, 8 - 9 баллов, что затрудняло прикрытие штурмовиков. Штурмовики шли под нижней кромкой облачности, и, чтобы не выпустить их из виду, мне пришлось четвёрку истребителей построить так: я парой шёл сзади "Илов" на дистанции 150 - 200 метров и ниже на 50 - 100 метров, вторая пара сзади моей на дистанции 100 - 150 метров под облачностью. При подходе к линии фронта четвёрка Ме-109 пыталась атаковать "Илов", но их атаки были отбиты. По радио со станции наведения мы были предупреждены, что в районе цели патрулирует группа истребителей противника. Моя четвёрка, увеличив скорость, стала попарно переходить ножницами сзади "Илов", для того чтобы обе полусферы были всё время под нашим наблюдением. Подходя к цели, я перешёл на бреющий полёт (от 5 до 10 метров), чтобы не стеснять действий второй пары, которую оставил непосредственно у "Илов", приказав по радио ведущему действовать самостоятельно и сходиться в зрительной связи со мной. В момент перехода "Илов" впереди слева от меня на высоте 300 - 400 метров, с бреющего полёта с кабрирования под ракурсом 1/4 я атаковал ведомого второй пары истребителей противника и с дистанции 50 - 70 метров сбил его. В это же время я был атакован третьей парой Ме-109, но безрезультатно. Мой ведомый, отбив атаку ведущего истребителя противника, быстро сблизился с ведомым Ме-109 и сбил его. Е. П. Меншутин, В. М. Шевчук, Г. А. Мерквиладзе (слева направо). Штурмуя цель, наши "Илы" находились на высоте 350 - 400 метров, что затрудняло их прикрытие, так как Ме-109 в большинстве случаев пытались атаковать из-за облаков. Поэтому я передал ведущему девятки "Илов", чтобы он снизился до бреющего полёта, что он и сделал. После изменения высоты боевого порядка все атаки истребителей противника отбивались легко. В 300 метрах от "Илов" я заметил 12 Ю-87 под прикрытием Ме-109. Оставив пару у "Илов", сам непрерывными атаками не дал произвести прицельное бомбометание по нашим войскам на переднем крае. Штурмовики и наша четвёрка потерь не имела. Противник потерял в этом бою 2 Ме-109, и ему не удалось атаковать наши наземные войска". После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию, а в 1961 году и Военную академию Генерального штаба. Летал на реактивных машинах. С 1970 года генерал-майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года. Похоронен на Сабурталинском кладбище в Тбилиси. Список побед Гвардии старшего
лейтенанта Г. А. Мерквиладзе:
Як-9УТ Героя Советского Союза Гвардии капитана Г. А. Мерквиладзе, замкомэска 152-го Гвардейского Сандомирского, орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского истребительного авиационного полка (12-я ГвИАД). Прага, Чехословакия, май 1945 года. Данный Як-9УТ выпуска Новосибирского авиазавода № 153 был вооружён пушкой Н-37 калибра 37-мм и двумя пулемётами УБС калибра 12,7-мм. Реконструкция облика истребителя выполнена по архивным фотографиям и описаниям ветеранов 152-го Гвардейского ИАП. [ Возможно, что это самолёт и не Г. А. Мерквиладзе.
Почему на борту 18 отметок о победах,
Памятник Герою Советского Союза Г. А. Мерквиладзе установленный на Сабурталинском кладбище в городе Тбилиси. (Фото А. А. Симонова, 15 мая 2007 года.) Имя Героя носит танкер Грузинского Морского Пароходства - "Генерал Мерквиладзе". |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |