КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Павлушкин Николай Сазонович |
Родился 8 Ноября 1917 года в городе Пензе, в семье рабочего. В 1935 году окончил 7 классов. Работал электромонтёром на железнодорожной станции "Пенза - 3". С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году Николай Павлушкин окончил военное кавалерийское училище имени Первой Конной армии в городе Тамбове, в 1941 году военную авиационную школу при Северо - Кавказском военном округе, в 1942 году Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. С Апреля 1943 года Лейтенант Н. С. Павлушкин в действующей армии. По 1944 года сражался в 402-м ИАП; по Март 1945 года - в 812-м ИАП; по Май 1945 года - в Управлении 265-й ИАД. Сражался на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском фронтах. К Январю 1944 года командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Старший лейтенант Н. С. Павлушкин совершил 134 боевых вылета, в 37 воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника. 1 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВВС на командных должностях. 19 Июня 1958 года Подполковник Н. С. Павлушкин погиб в авиационной катастрофе. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями. Похоронен в городе Воронеже на Коминтерновском кладбище. В Пензе именем Героя названа улица, а на школе № 8 и в здании локомотивного депо установлены мемориальные доски. В ряды Красной Армии Николай Павлушкин был призван в Апреля 1938 года Пензенским РВК. В 1940 году окончил Тамбовское кавалерийское училище. До Июля 1941 года служил командиром взвода в кавалерии. В 1941 году окончил 25-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1942 году - Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны: в Апреле 1943 - Июле 1944 годов - лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 402-го истребительного авиационного полка; в Июле 1944 - Марте 1945 годов - помощник командира 812-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе; в Марте - Мае 1945 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 265-й истребительной авиационной дивизии. В боях на Кубани с 20 Апреля 1943 года провёл несколько удачных воздушных боёв и сбил 5 вражеских самолётов. Эскадрилья под его командованием произвела 495 боевых вылетов, в 71 воздушном бою уничтожила 25 самолётов противника. 21 Октября 1943 года в 10:38 для разведки в район Удачное - Ново-Николаевка вылетел Лейтенант Н. С. Павлушкин. Пролетая около деревни Акимовка на высоте 200 метров он заметил одиночный двухмоторный самолет. Приблизившись к вражескому неопознанному самолёту, он дал по нему 2 длинных очереди. После атаки немецкий самолёт начал снижение и совершил вынужденную посадку в 5 км от деревни. Возвратившись на свой аэродром, Павлушкин сообщил о повреждённом самолёте. Получив это сообщение, штаб 265-й ИАД решил поддробнее изучить этот самолёт. Во главе с Лейтенантом В. И. Савиным 2 истребителя из 291-го ИАП взлетели в 14:15, чтобы фотографировать этот самолёт. Сделав несколько заходов, пилоты сфотографировали повреждённый самолёт и затем сделали 3 атаки на него, чтобы окончательно разрушить. Согласно официальным немецким отчётам, в этот день был потерян один Hs-129B-2 из состава 12.(Pz)/SG9. К Январю 1944 года командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Н. С. Павлушкин совершил 134 успешных боевых вылета, в 37 воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года Капитану Павлушкину Николаю Сазоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4054). 24 Апреля 1945 года истребители 16-й Воздушной армии прикрывали войска и свои штурмовики, а в порядке обеспечения предстоящей воздушной операции "Салют" части 3-го ИАК нанесли удары по аэродромам Вильгельмштадт, Нойруппин и Дальгов. В середине дня 14 истребителей Як-9 во главе с командиром 812-го ИАП (265-я ИАД) Майором М. В. Власовым штурмовали аэродром Вильгельмштадт, на котором было обнаружено 20 FW-190 и 7 Ju-87. На аэродроме было сожжено 5 самолётов и несколько повреждено. Налёт был внезапным для противника. Зенитная артиллерия противодействия не оказала. В 16 часов две восьмёрки Як-9 того же полка, возглавляемые Капитанами В. И. Мельниковым и Лавриковым, и одна восьмёрка Як-3 из 402-го ИАП (265-я ИАД) вылетели на штурмовку аэродрома Нойруппин. На маршруте к цели они встретили 2 группы истребителей противника и были вынуждены завязать с ними бой. В результате на заданный аэродром они не вышли и произвели штурмовку запасной цели. Пришлось повторять удар по аэродрому Нойруппин на следующий день. По аэродрому Дальгов в этот же день успешно действовали истребители 265-й ИАД, они сожгли 6 самолетов противника. Лётчики 3-го ИАК кроме ударов по аэродромам прикрывали войска и вели свободный поиск в районе Берлина. При этом в 45 воздушных боях они сбили 26 самолётов противника, потеряв только один. По 2 самолёта уничтожили Старшие лейтенанты В. А. Громаковский и А. П. Крыжановский; по одному - командир 812-го ИАП Майор М. В. Власов, А. И. Никишин и Капитаны В. И. Меркулов и Н. С. Павлушкин, Старший лейтенант Н. К. Денчик, Лейтенанты П. Ф. Гаврилин, Н. Г. Моря и П. Т. Щеглов, Младшие лейтенанты И. М. Глазов, К. Ф. Молибожко, В. И. Николаев и другие. Истребители корпуса выполнили также 16 штурмовок наземных объектов. Всего за день они произвели 596 вылетов. Во время войны сражался на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Участвовал в обороне Северного Кавказа, в Курской битве, в освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Прибалтики и Польши, в Восточно - Померанской операции и взятии Берлина. Итоги боевой деятельности Н. С. Павлушкина к концу войны в различных источниках трактуется по разному. По данным Н. Г. Бодрихина он совершил 425 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-9 и Як-3, в воздушных боях сбил лично 19 и в группе 16 самолётов противника. По данным М. Ю. Быкова имел 15 личных побед. По данным школьного музея Н. С. Павлушкина - 25 сбитых самолётов в 199 боевых вылетах. Таким образом, точных данных пока нет... После войны Николай Сазонович продолжал службу лётчиком - инспектором дивизии (в Группе советских войск в Германии). Летом 1947 года прикомандирован к Центральному Совету Осоавиахима (ДОСААФ). В 1947 - 1950 годах был лётчиком - инструктором, командиром отряда Харьковского аэроклуба, в 1950 - 1954 годах - начальник лётной части Карагандинского аэроклуба, в 1954 - 1955 годах - начальник лётной части Воронежского аэроклуба. С Июля 1955 года - начальник Воронежского областного аэроклуба ДОСААФ. 19 Июня 1958 года Подполковник Н. С. Павлушкин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Коминтерновском кладбище в Воронеже, где установлен обелиск. В Пензе именем Героя названа улица, на зданиях школы № 8 и локомотивного депо установлены мемориальные доски. В Воронеже на доме № 35, в котором в 1956 - 1958 годах жил Герой (бывшая улица 25 Октября), 27 Сентября 2002 года установлена мемориальная доска. Автор - скульптор А. И. Кожевников. "Мы с Настей живем в доме № 19 на улице Павлушкина, а учимся в школе № 8 им. Н. С. Павлушкина. Три года назад, когда я не умел читать, мемориальная доске на нашем доме ничего мне не говорила, но теперь-то я знаю, что живу в доме, где жил Герой Советского Союза лётчик - испытатель Николай Сазонович Павлушкин, чьё имя носит и моя улица, и моя школа. Мои бабушка и мама помнят маму героя, которая жила здесь. Выйдя из дома утром, мы с папой всегда ждём Настю. Мне нравится мой двор. Он небольшой, тихий, а летом такой зелёный. Мы здесь все знаем друг друга, сюда приходят играть мальчишки из соседних домов. Настя мечтает о том, чтобы он был ещё уютнее. Она хорошо рисует и нарисовала для меня, какие спортивные снаряды тут должны быть. Пройдя двор, мы прощаемся с папой: его работа рядом. Вот оно, Локомотивное депо "Пенза III". Оно было открыто в 1896 году. Смешно представить, что тогда депо имело 4 стойла, 3 маневровых паровоза и 20 человек рабочих. Улица наша небольшая, но я очень рад и горжусь, что живу в доме, хожу по улице и учусь в той же школе, где жил ходил и учился такой герой, как Н. С. Павлушкин. В школьном музее я видел его шинель, фуражку, читал, что он сбил в войну 25 самолётов врага, сделал 199 боевых вылетов, но погиб при испытаниях нового самолёта. Он даже работал электромонтёром в том депо, где работал мой дед, трудятся мой папа и брат. Это только кажется, что герои - особые люди. А ведь вырос же он в этих местах, что и я, правда, видел он их, конечно же, другими, потому, что даже я вижу как они меняются... Понкрашкин Алексей". Список всех известных побед
Капитана Н. С. Павлушкина:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |