КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Тимофеенко Иван Васильевич |
Родился 25 Декабря 1918 года в селе Савинцы Харьковской области в семье хлебороба. В 1937 году по путёвке Харьковского обкома комсомола Иван Тимофеенко по специальному набору был зачислен курсантом Сталинградского военного авиационного училища. Военному делу Тимофеенко учился основательно и профессией лётчика овладел успешно. В числе лучших курсантов был рекомендован в партию. Успешно закончив училище, начал службу в 168-м резервном авиационном полку Дальневосточного военного округа, где получил звание Младшего лейтенанта. 1 Июля 1941 года И. В. Тимофеенко в составе 6-го истребительного авиаполка прибыл на Юго - Западный фронт. Показал себя храбрым и мужественным воздушным бойцом под Харьковом, в небе Сталинграда, где своими подвигами во имя Родины завоевал право быть направленным в 9-й Гвардейский ИАП - полк советских асов. С этим полком он прошёл до Восточной Пруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза. Продолжал участвовать в боевых действиях полка в качестве командира авиационной эскадрильи до 26 Марта 1945 года. Герой Советского Союза Гвардии полковник в отставке И. В. Тимофеенко награждён четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и "Знак Почёта". Живёт и работает в Чкаловском под Москвой. 6-му истребительному авиаполку в течение месяца пришлось трижды перебазироваться. Аэродромы были под постоянным обстрелом и бомбовыми ударами противника, и в бои с многочисленными группами Ме-109 нашим лётчикам приходилось вступать с ходу. Летали и дрались лётчики с наседавшими "Мессерами" на И-16. О равных условиях боя не могло быть и речи, и всё же наши побеждали - мужеством, упорством, желанием победить. Особенно упорными были бои в районе Харькова, в одном из которых Тимофеенко был ранен, но из полка не ушёл. Наши войска отступали па восток, отходил и 6-й авиационный полк. Редели ряды его лётчиков, становилось меньше и самолётов, а когда сели на аэродром Полтава, боевых экипажей в части оставалось совсем мало. Выполняя важные задания на связь и разведку, Тимофеенко летал на лёгком У-2, и на этом самолёте совершил подвиг. Когда к аэродрому полка неожиданно прорвались фашистские танки, на нём оставалось всего 5 авиационных специалистов и беззащитный У-2. Критическая обстановка не застала врасплох советского лётчика. Он решил во что бы то ни стало вывезти своих людей на самолёте и спасти их. Но как поместить 5 человек в такой маленькой машине ? Выход всё же был найден: 2 техника поместились во вторую кабину, 2 других сели на плоскости, а 5-й устроился... на оси шасси. Через несколько минут самолёт под самым носом гитлеровцев взмыл вверх. Удивлению авиаторов на соседнем аэродроме не было конца, когда Тимофеенко посадил там свою машину с необычным экипажем. Тяжёлые бои под Харьковом проходили и весной 1942 года. В то время Тимофеенко был уже в составе 92-го истребительного авиационного полка и летал на биплане И-153. Здесь его ранило вторично, но он снова остался в боевом строю. Затем его перевели в полк советских асов. Удивительной силой обладал коллектив 9-го Гвардейского ИАП. Его славные боевые традиции, сплочённость, преданность делу и самоотверженность при выполнении заданий заразительно действовали на вновь прибывших. За короткий период боевых действий Тимофеенко произвёл более 10 вылетов и участвовал в нескольких воздушных схватках. Очень сдержанный и скупой на похвалу командир эскадрильи Гвардии капитан А. Алелюхин писал о нём в то время: "Смелый лётчик - истребитель, с развитым чувством товарищеской взаимопомощи. Летать любит. В полёте вынослив". Чтобы получить такой отзыв от прославленного аса, надо было добиться многого. 22 Июня 1943 года в ожесточённом бою в районе Самбек Тимофеенко сбил 1 "Мессер". 26 Июня в бою с 4 Ju-88 в районе Политотдельской лётчики, ведомые Алелюхиным, сбили 3 "Юнкерса", один из которых был уничтожен Тимофеенко. Большой успех выпал на долю эскадрильи Алелюхина в период Мюньского наступления советских войск на Южном фронте. Действуя в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Алелюхина, лётчики которой произвели и общей сложности 221 вылет и сбили 28 самолётов противника, старший лётчик Гвардии лейтенант Тимофеенко сбил 4 самолёта, столько же, сколько сбили уже бывалые асы Карасёв и Головачёв. Во время освобождения Донбасса и юга Украины особенно напряжённые бои происходили на Мелитопольском рубеже. Противник, стараясь во что бы то ни стало удержаться, концентрировал здесь не только наземные войска, но и авиацию. В небе было жарко от постоянных ожесточённых схваток, в которых участвовали и лётчики 9-го Гвардейского авиаполка. В этих боях Гвардейцы сбили 25 самолётов противника, 2 из которых были записаны на счёт Ивана Тимофеенко. 13 Октября И. В. Тимофеенко был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени. А через несколько, дней его назначили командиром звена. И первым его экзаменом в этой должности было участие в прикрытии наших войск, прорывавших оборону противника и выходивших на левый берег Днепра в его нижнем течении. 5 Ноября 1943 года 4 самолёта "Аэрокобра" - ведущий Гвардии капитан Алелюхин и Гвардии лейтенант Галета, ведущий пары Гвардии лейтенант Тимофеенко и Гвардии младший лейтенант Белокудренко, - вылетев на прикрытие наземных войск в районе Армянск - Перекоп, обнаружили 8 "Юнкерсов" под прикрытием 4 Ме-109. По приказу Алелюхина - "Паре Тимофеенко атаковать второй "Юнкерс", заходящий на цель" - Белокудренко, зайдя сверху и сзади, с дистанции 150 метров сбил один Ju-87, который упал западнее Будановки. В это же время Тимофеенко был атакован парой Ме-109. Однако их атака была неудачной, и они ушли и облачность. Тнмофеенко стал ждать, когда враг появится вновь. И спустя некоторое время, когда один из "Мессеров" вынырнул из облаков, он внезапно атаковал его и с короткой дистанции сбил истребитель. Прошёл всего год с того времени, как стал боевым лётчиком - истребителем и начал летать в 9-м полку Гвардии лейтенант Тимофеенко, а на его счету было уже 334 боевых вылета. Он провёл 74 воздушных боя и к концу 1943 года лично сбил 14 и в группе с товарищами 6 самолётов разных типов, встав в ряд лучших воздушных бойцов части. 28 Декабря И. В. Тимофеенко было присвоено звание Старшего лейтенанта. В новом звании командир звена вступил в бои на подступах к Одессе и Крыму и здесь отличился новыми победами над врагом, проявив себя искусным воздушным охотником. Так, 23 Января 1944 года группа Алелюхнна, вылетев на свободную охоту в район Родимской, встретила FW-189, который корректировал огонь своей артиллерии. Получив приказание от ведущего группы уничтожить противника, Тимофеенко пошёл в атаку и со второй очереди сбил его. Став командиром звена, Тимофеенко много внимания уделял подготовке и воспитанию личного состава подразделения, передавал свой опыт борьбы с самолётами противника. В сражении за Крым уже в первых боях он сбил 1 Ju-87 и 2 FW-190, уничтожил паровоз на станции Тагал. Удачными были его полёты на свободную охоту, по тылам противника. Свидетельством возросшей военной выучки и боевого мастерства Тимофеенко, как ведущего группы, умеющего в трудной обстановке принять правильное решение, был воздушный бой 25 Февраля 1944 года. В тот день 2 самолёта "Аэрокобра" (ведущий - Тимофеенко и лётчик - лейтенант Белокудренко) вылетели на прикрытие переправ через Сиваш. Через 25 минут на высоте 1500 метров они встретили 2 группы "Юнкерсов" общей численностью до 15 самолётов. Тимофеенко внезапной атакой сверху на шестёрку бомбардировщиков заставил их бесприцельно сбросить свой смертоносный груз. Вторая группа из 9 "Юнкерсов" также была атакована парой Тимофеенко. В итоге в короткой схватке с врагом Тимофеенко и Белокудренко сбили по одному Ju-87 и возвратились на аэродром невредимыми. Как отмечал потом на разборе командир полка, успех был предопределён тем, что Тимофеенко своевременным решением нанести внезапный удар взял инициативу боя на себя и сумел произвести расчетливую атаку. В том и в других боях в Крыму у Тимофеенко всё больше проявлялись не только качества отличного воздушного бойца, но и растущие способности командира - организатора, тщательно готовившего лётчиков к бою на земле и умело руководившего ими в воздухе. 30 Сентября 1944 года ему было присвоено очередное звание - Капитан. Одним из первых и с отличными результатами он закончил переучивание на Ла-7 и 2 Октября его назначили командиром 1-й авиационной эскадрильи 9-го Гвардейского ИАП. Командуя эскадрильей, Тимофеенко руководил боевыми действиями своих лётчиков в Советской Прибалтике и в Восточной Пруссии. С Ноября 1944 года по Март 1945 года его подразделение неизменно занимало первое место в полку по боевой работе, а сам он был в числе наиболее результативных воздушных бойцов. За этот период он уничтожил 4 самолёта противника. 18 Января 1945 года 4 Ла-7, ведущим был Гвардии капитан Тимофеенко, вылетели на прикрытие наземных войск в район Буденингкемен - Бракупенен. Во время патрулирования на высоте 3500 метров они обнаружили 2 группы вражеских штурмовиков. Около 40 самолётов следовали под прикрытием 6 FW-190 и 4 Me-109. Приняв решение вступить в бой с противником и не позволить ему прицельно бомбить наши войска, Тимофеенко со своим ведомым Белокудренко связал боем 6 "Фоккеров" и атакой сверху и сзади с дистанции 150 метров сбил один FW-190. Остальные 5 "Фоккеров", выйдя из боя и бросив штурмовиков, стали уходить на запад. Видя это, Тимофеенко приказал Гвардии лейтенанту Байкову прикрыть его и ринулся в атаку на один из FW-190. С короткой дистанции он сумел сбить его. А затем благополучно привёл свою четвёрку на аэродром. Противник же потерял и общей сложности 5 самолётов. 24 Января 1945 года Тимофеенко был награждён 3-м орденом Красного Знамени. С блеском провёл в этом месяце Тимофеенко свой последний бой в Восточной Пруссии. В один из дней, 8 Ла-7 под его командой смело вступили в схватку с 16 немецкими истребителями. В затяжном и тактически сложном бою наши лётчики уничтожили 3 вражеских машины, 2 из них сбил командир эскадрильи. А в середине Февраля он сбил в бою ещё один FW-190. Начав боевой путь лётчика - истребителя в 9-м Гвардейском полку в небе Сталинграда, Тимофеенко закончил его в небе Германии. 26 Марта 1945 года он убыл из полка, чтобы начать путь лётчика - испытателя. Он овладел 43 типами самолётов. Все полёты на новых машинах проводил на высоком техническом уровне. Лётное искусство, готовность к риску и железная выдержка Тимофеенко, проявленные в боях, приобрели здесь высшее своё проявление, давали ему возможность с честью выходить из сложных ситуаций. Однажды во время испытательного полёта произошло непонятное. Началась такая невероятная тряска, что, казалось, отвалится мотор. Тимофеенко пошёл на снижение. Однако на высоте 150 метров его постигло новое несчастье. От тряски полопались бензопроводы, и машину охватило пламя. Дыша раскалённым воздухом, лётчик всё же не выпустил из рук штурвала и посадил самолёт. - Почему вы не выбросились с парашютом ?! - спросили Ивана Васильевича, когда он вышел из машины. - Как почему ? - удивлённо переспросил лётчик и тут же пояснил: - Тогда самолёт разбился бы, и мы не сумели бы выяснить причину аварии. Причина вскоре была установлена. В таких ситуациях ему приходилось бывать не один раз. Иван Васильевич был в числе первых лётчиков - испытателей, открывших путь в небо реактивным самолётам. Орденами Красного Знамени и "Знак Почёта" отмечена его самоотверженная испытательская работа. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |