Зудилов Василий Федорович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Зудилов Василий Фёдорович

В.Ф.Зудилов.

Родился в 1917 в городе Барнаул, ныне Алтайского края, в семье рабочего. Образование неполное среднее. Работал электриком, учился в аэроклубе. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1939 году Василий Зудилов окончил Новосибирскую школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 809-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт), Майор В. Ф. Зудилов совершил 140 боевых вылетов на штурмовку живой силы, боевой техники и укреплений противника. 2 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1960 года Подполковник В. Ф. Зудилов - в запасе. Живёт в Сочи. До 1977 года работал директором турбазы, затем - заведующим пансионатом на курорте "Адлер". Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле. Включён в Энциклопедию Алтайского края.

*     *     *

Есть такая фотография: упёршись руками в длинный стол, на котором разостлана оперативная карта, стоят в раздумье Гитлер и его фельдмаршал Манштейн. Фотоснимок имеет дату и место: Запорожье, Сентябрь 1943 года. На снимке запечатлена сцена, разыгравшаяся в штабе командующего группой армий "Юг" фельдмаршала Манштейна в связи с приездом фюрера, взбешённого неудачами на Восточном фронте. Речь шла о том, как удержать в своих руках Правобережье Днепра, как сделать "Восточный вал" неприступной крепостью для советских войск.

В те дни наши воины стремительно шли на запад. Знамя освобождения взвивалось над десятками и сотнями советских городов и сёл. Фашисты теряли одну за другой важные позиции, откатываясь к Днепру.

Нас ждал Днепр. В штабах изучались карты, делались расчёты, определялись направления ударов, - словом, разрабатывались новые операции. Вместе с другими воинами Красной Армии, готовились к новым боям и лётчики. После боевых вылетов они садились под берёзами, пожелтевшими от первых осенних ночных холодов и от пламени пожарищ, дружно запевали тихую и грустную песню о Днепре, о журавлях, плывущих над могучей рекой Украины.

Для Красной Армии обстановка на фронтах была хорошей. Войска Южного фронта 1 Сентября освободили Таганрог, открыв ворота в Донбасс, и совместно с Юго - Западным фронтом за 10 дней изгнали фашистов из Донбасса. Был освобождён Новороссийск, шли бои на Таманском полуострове.

Войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов развивали наступление к Днепру. В связи с этим Воронежский фронт стал называться 1-м Украинским и главное направление в наступлении фронта было одно - на Киев.

В Сентябре 264-я штурмовая авиадивизия несколько раз меняля районы базирования корпуса, приближаясь к Днепру. Взаимодействовать с наземными армиями было труднее: войска находились в движении, но выручала радиосвязь, а также офицеры наведения, которых направили в общевойсковые соединения.

Кончался первый месяц осени. 29 Сентября войска фронта освободили железнодорожный узел на Левобережье Днепра - Дарницу. Отсюда нам была видна Киево - Печёрская лавра, кварталы домов Киева, затянутых дымом пожарищ. Наши воины вышли к Днепру, готовые к мощному броску на Правобережье.

Ещё во время боёв на Левобережье Ставка Верховного главнокомандования потребовала от Военных советов фронтов с выходом войск к Днепру начать немедленное его форсирование на широком фронте. Выполняя это требование, советские войска стали с ходу форсировать Днепр почти одновременно на многих участках в полосе от Лоева до Запорожья.

Последний день Сентября был ознаменован блестящим итогом форсирования Днепра. Наши войска к концу месяца совершили броски через Днепр во многих районах на протяжении 750 километров фронта, завоевав у врага на правом берегу свыше 20 плацдармов. Массовое форсирование огромной водной преграды под огнём врага знаменовало собой великий ратный подвиг.

Враг хотел во что бы то ни стало восстановить свой днепровский вал. Немцы вводили в бой всё новые и новые силы. К началу Октября перед нашим фронтом дрались на стороне врага 20 пехотных, 2 моторизованные и 7 танковых дивизий. 660 танков и более 600 самолётов имелось здесь у врага. Это большие силы.

В начале форсирования Днепра от 5-го штурмового авиакорпуса в операции участвовали всего лишь 2 штурмовых полка - летали экипажи 90-го и 91-го Гвардейских полков и в день делали не более 50 - 70 самолёто-вылетов. Этого было мало, до обидного мало, но что можно сделать, если на аэродромах не хватало горючего и боеприпасов !   Ругались, бранились с тыловиками, принимали меры, чтобы сообща решать боевую задачу.

Надо было срочно подтянуть полки как можно ближе к Днепру. И командование коракса немедленно стало перебазировать полки на новые аэродромы.

Заявки из штаба наземной армии на боевые вылеты стали поступать всё чаще и чаще. Это и понятно: фашистские танки, мотопехота врага рвались к Днепру, стремясь сбросить наших десантников в реку.

Все офицеры штаба корпуса работали много, отдыхали на ходу. Стали заметны и результаты: в корпусе имелось всего 60 исправных самолётов, было очень мало боеприпасов и горючего - прямо на вес золота, а количество боевых вылетов возрастало. 6 Октября было сделано 30 самолёто-вылетов, 7-го в 2 раза больше, а 8 Октября уже больше 100...

Вспоминается такой эпизод. Группу штурмовиков вёл один из опытнейших командиров эскадрилий - капитан Василий Фёдорович Зудилов. Он ветеран корпуса, ещё до выхода к Днепру совершил 140 боевых вылетов. Не раз приходилось ему отбивать атаки вражеских истребителей, пробиваться сквозь бешеный зенитный огонь, сажать горящий самолёт. Но не было случая, чтобы Василий Фёдорович дрогнул в бою или потерял управление группой.

В.Ф.Зудилов в кабине Ил-2.
В. Ф. Зудилов в кабине своего Ил-2.  1942 год.

И на этот раз Зудилов уверенно вёл восьмёрку "Илов". На подходе к командному пункту дивизии он доложил о готовности к работе. Ему уже хотели сказать "добро", но вдруг высоко в небе, между облаками, на высоте 3000 метров, появились 2 группы "Мессеров". Их было больше 20, а группу наших штурмовиков прикрывали только 2 пары истребителей. Конечно, "Мессеры" могли связать их боем и сбить, затем напасть на штурмовиков. На мгновение всем стало как-то не по себе, тревожно и жутко. Не медля ни секунды, с КП дали команду:

- Зудилов !   Квадрат... встать в круг.

- Не понял, прошу повторить, - отозвался капитан Зудилов и назвал свой маршрут и квадрат.

Ему снова назвали квадрат, в котором "Илы" должны встать в оборонительный круг, и добавили:

- В воздухе "Мессеры" !

- Вас понял, - наконец-то доложил ведущий группы, и я увидел, как он заложил крутой вираж, а за ним вся группа пошла к позициям наших зенитных батарей, над которыми Зудилов перестроил боевой порядок штурмовиков - левый пеленг в оборонительный круг.

Вражеские истребители ещё раньше заметили наших штурмовиков. Ох как заманчива для них была эта добыча, как бы они накинулись на "Илы" !   Но теперь истребители противника были поставлены в невыгодные условия. Они находились над нашей территорией, где имелись зенитные батареи. Кроме того, "Илы" уже заняли прочный оборонительный круг и сами были готовы дать огневой бой, защитить себя огнём пушек и пулемётов.

- Почему "Илы" застряли ? - поступил на КП запрос от командующего наземной армией генерала Жмаченко, заявку которого лётчики были обязаны выполнить.

- Над целью будут через 10 минут, отбиваются от "Мессеров", - доложил командующему.

Наш расчёт оправдался. Группа "Мессеров" ещё походила минут 10 над "Илами", попыталась сунуться к ним, но попала под огонь зениток и вынуждена была уйти: кончалось горючее.

- Зудилов !   Разрешаю работать. Цель прежняя, - передали с КП команду штурмовикам.

- Вас понял, - ответил капитан Зудилов.

Он вновь построил группу в левый пеленг и повёл её за Днепр, громить вражескую группу, контратаковавшую наши наземные части. И как только "Ильюшины" появились в заданном квадрате своей цели, там началась настоящая канонада. Дробно заухали вражеские зенитки, залились лаем зенитные пулемёты. И в этот оркестр вплелись глухие взрывы бомб, сброшенных нашими штурмовиками. За правобережными крутыми откосами потянулись космы серого дыма. Значит, "Илы" сделали своё дело - горели вражеские танки, тягачи, автомашины.

- Молодцы горбатые, - сообщил на КП командарм Жмаченко после того, как "Илы" один за другим, прижимаясь к самой воде, пронеслись низко - низко над серой гладью Днепра и исчезли за тёмно - зелёным сосновым перелеском. - Лётчики сделали своё дело. Запишите на их счёт: подожгли 4 танка, 2 самоходки, штук 8 автомашин. А главное, прижали врага к земле. Спасибо !

Наступило хмурое туманное утро 3 Ноября. В 8 часов утра загрохотали орудия, миномёты, рванули залпы "катюш". Мимо наших командных и наблюдательных пунктов прошло несколько танковых рот. На бортах машин белой краской был написан боевой лозунг: "Даёшь Киев !"   Танки спустились вниз, прогромыхали к переднему краю, достигли невысоких холмов и скрылись в тумане.

Туман для авиаторов, это хорошо и плохо. В то утро ни один вражеский самолёт не взлетел, и враг с воздуха не мог видеть, что творилось на плацдарме. Это хорошо. А плохо потому, что мы утром тоже не летали. Только к 11 часам дня, через 3 часа после начала артподготовки, туман растаял, видимость улучшилась, и начались боевые вылеты.

Группы "Илов" пошли за Днепр. Выше них, цепляя крыльями за космы серых облаков, летели пары "Яков", шли девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2. После первого боевого вылета вскоре вновь повели свои группы штурмовиков испытанные ведущие В. Зудилов, И. Могильчак, З. Макаров, Г. Береговой, Н. Павленко, И. Ермаков. В этот день особо отличился лётчик Ермаков. Его группа за день совершила 3 боевых вылета и уничтожила 13 вражеских танков и 26 автомашин.

Лётчики 2-й Воздушной армии сделали 3 Ноября более 900 самолёто - вылетов. Они совершили бы и больше, но до 11 часов дня не давала возможности летать погода. Авиаторы 5-го штурмового авиакорпуса совершили 315 самолёто - вылетов.

Хочется показать мастерство и сметку лётчиков - штурмовиков группы Василия Зудилова, их стремление нанести как можно больший удар по врагу ещё вот на каком примере. Зудилов привёл группу точно в заданный район. Вслед за ведущим самолёты последовательно один за другим входили в пологое пикирование, сбрасывали бомбы на цель, затем огнём пушек и пулемётов поражали вражеские позиции. Вдруг Зудилов заметил вражеские танки, изготовившиеся для контратаки.

- Квадрат... вижу группу танков. Больше десяти. Разрешите обработать ? - услышали на КП запрос от Зудилова.

Район, указанный Зудиловым, был несколько в стороне от заданных целей. С КП авиадивизии позвонили на КП генерала Москаленко и доложили о танках врага. Тут же услышали указание:

- Нанесите удар, сорвите контратаку танков !

- Зудилов, по танкам 2 захода... - немедленно передали команду в эфир.

В.Ф.Зудилов.

- Есть... Мы уже над ними. Вижу кресты. Атакую.

Группа Василия Зудилова дважды атаковала вражеские бронированные машины, сбросив ПТАБы, вывела из строя 3 танка, затем обстреляла противника из пушек и пулемётов. Танки врага остановились. "Илы" ушли.

По плану через несколько минут над КП авиадивизии проходила другая группа "Илов". Вёл её Иван Могильчак. С КП перенацелили и эту группу на квадрат, указанный Зудиловым.

Вражеские танкисты, переведя дух после удара по ним группы Зудилова, вновь двинулись дальше, но в этот момент на них стали пикировать штурмовики группы Ивана Могильчака. Опять посыпались противотанковые бомбы, загорелось ещё несколько бронированных машин. Более 10 минут немецкие танкисты не могли тронуться с места. В итоге удара 2-х групп Ил-2 враг недосчитался 6 танков, его контратака была сорвана.

Участники боёв за Киев никогда не забудут ночь на 6 Ноября. Не забудут потому, что в эту ночь никто ни на час не сомкнул глаз. Всё было в движении.

К утру группа управления 5-го авиакорпуса переехала в Святошино. Дорога была забита транспортом, 3 раза приходилось укрываться в канавах от рвущихся бомб. Многие дома в Беличах и Святошине горели, на дорогах лежали убитые и раненые.

Ночью в городе раздавались автоматные очереди, взрывы мин и снарядов. Шёл бой на улицах. К 4 часам утра 6 Ноября сопротивление врага в Киеве было полностью сломлено, и над столицей Украины взвилось знамя освобождения.

Москва 6 Ноября 1943 года в 18.00 в честь славной победы - освобождения Киева салютоовала войскам 1-го Украинского фронта из 324 орудий !

За отличные боевые действия в борьбе за освобождение Киева Верховный главнокомандующий объявил войскам 1-го Украинского фронта благодарность, а соединениям, освобождавшим Киев, присвоили наименование Киевских. В числе соединений, удостоившихся этого наименования, были и 2 штурмовые дивизии 5-го авиакорпуса - 4-я Гвардейская и 264-я.

Вечером 6 Ноября вместе с начальником штаба и начальником политотдела был обсуждён вопрос о представлениях наиболеее отличившихся лётчиков к правительственным наградам. Вскоре командованию авиакорпуса доставило большое удовольствие поздравить с присвоением звания Героя Советского Союза капитанов Василия Зудилова и Ивана Могильчака, а многих других авиаторов - с награждением орденами.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz