Родился 2 декабря 1919 года в селе Старая Збруевка, ныне
Голопристанского района Херсонской области, в семье служащего. Окончил среднюю
школу во Владивостоке. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году Абрек Баршт окончил
Батайскую военную авиационную школу лётчиков.
С апреля 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.
К апрелю 1945 года командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно
- корректировочного авиационного полка (2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)
майор А. А. Баршт совершил 365 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично
сбил 4 самолёта противника.
10 апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях
с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил 390 успешных боевых вылетов (из них 240 - на
разведку).
После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно-Воздушную
академию. Военный лётчик 1-го класса. С 1978 года полковник А. А. Баршт - в запасе.
Был начальником учебно-лётной базы Российского государственного
гидрометеорологического университета. Вице-президент Северо-Западного регионального
управления Федерации любителей авиации России. Член Совета ветеранов 6-й армии
ВВС и ПВО. Умер 21 Марта 2006 года. Его имя носит средняя школа № 1 во Владивостоке.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды),
Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды (дважды); 15 медалями,
в том числе "За боевые заслуги" и "За освобождение Украины".
* * *
21 марта 2006 года после тяжёлой непродолжительной болезни на
87-м году жизни скончался известный фронтовик, Герой Советского Союза, полковник
в отставке Баршт Абрек Аркадьевич.
С детства он увлёкся боксом - начал заниматься в 1934 году в
Воронеже, затем во Владивостоке. С 1937 года занятия боксом совмещал с занятиями
в местном аэроклубе и далее в Читинской авиационной школе пилотов. С 1938 года
на службе в рядах Красной Армии. Был победителем первенств военных училищ
Северо-Кавказского военного округа 1939 - 1940 годов в полулёгком весе. Мечта о
крыльях привлекла юношу в Батайскую военную авиашколу.
В действующей армии с 1942 года. Был командиром эскадрильи 118-го
отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка. Фронтовик-новатор
внедрил ряд более совершенных способов использования самолётов-истребителей для
наведения и корректировки действий ударных сил фронта.
Абрек Аркадьевич, опытнейший пилот и воздушный разведчик, комановал
эскадрильей летающей на "Яках". Несмотря на то, что при разведке и корректировке
запрещено вступать в воздушный бой, ситуация иногда вынуждает принимать вызов или
обороняться. На Як-9, с изображением пасти акулы на капоте, ему удалось сбить один
самолёт. Это был ведущий большой многоярусной группы "Фоккеров" - FW-190D-9 из
VI./SG 77 в районе Ужгорода, южнее Львова, недалеко от Станислава. Герой-лётчик
вспоминает этот вылет:
"Поздней осенью 1944 года группа самолётов
118-го ОКРАП была переброшена на Южный фронт 1-го Украинского фронта в районе
западноукраинского города Чортково. Расположившись близ села Глыбоке Място,
лежавшее внизу между возвышенностями, мы приступили к полётам в этом районе.
В один из ясных дней декабря 1944 года, уже совершив 2 боевых
вылета, я получил задание на сопровождение 3-х Ил-2-фоторазведчиков в район
Станислава (ныне Ивано-Франковск). Это было сложное задание. Дело в том, что
фотографирование производилось с высоты 2000 метров, а Ил-2 на такие высоты не
рассчитаны - снизу они беззащитны. Да ещё на боевом курсе звено размыкалось по
фронту, чтобы с одного захода заснять пошире.
Вылетев четвёркой на это ответственное задание, я постоянно
думал о ненадёжности прикрытия двумя парами. Боевой порядок в этой ситуации мы
построили таким образом: пара - старший лейтенант Матосов с ведомым Любимовым -
непосредственное прикрытие ("вратари" на нашем жаргоне), а я с ведомым Серёжей
Гордадзе - верхний эшелон. Мы держались выше метров 500 - 800, маневрируя,
чтобы сохранить скорость с фланга на фланг. Погода была ясной. В середине дня
солнце было на юге, а маршрут "Илов" над целью шёл с юга на север. Поэтому мы
старались держаться так, чтобы внезапная атака со стороны солнца была исключена.
Вот мы подошли к развороту "Илов" на боевой курс - "Илы" начали
размыкание. И вдруг...
Влево, градусов на 30 я увидел 12 истребителей, идущих со стороны
противника на встречном курсе. Строй противника - колонна четвёрок с небольшим
пеленгом с 2-х сторон от первого звена и небольшим превышением каждой группы,
идущей левее и правее. Идут чуть ниже нас. Нас они, видимо, ещё не заметили.
"А когда заметят, то вряд ли кто - нибудь из нас уйдёт...", - подумалось мне в
те секунды. Я командую: "Борис (Матосов) - остаёшься с "Илами", а я - атакую
фрицев!"
Пользуясь моментом слепоты противника (у меня солнце сзади) на
встречном курсе атакую ведущее звено. Газ полный и с небольшим снижением, поэтому
скорость хорошая. Сразу видно, что противник не очень опытный. Ведущее звено,
резко маневрируя, стало разбегаться кто куда, ведомые звенья также потеряли
строй, а мы с Серёжей за счёт скорости сделали боевой разворот и оказались сзади
и выше чёрт знает какой "каши", состоящей из "Фоккеров"...
"Илы" ушли на свой маршрут незамеченные немцами, а мы повторили
атаку по подходящему верхнему FW-190. Однако я не смог вывернуться на него - слишком
круто, а Серёжа, поскольку шёл сзади, сумел обстрелять его и, по - моему, удачно,
а затем пошёл за мной. Ниже я увидел длинноносого FW-190D, с жёлтым коком и
угольником на борту и сверху под ракурсом 1/4 слева с дистанции 200 метров открыл
по нему непрерывный огонь. "Фоккер" беспорядочно кувыркаясь, стал падать со
шлейфом дыма...
Оглянувшись, я не увидел Гордадзе. Позднее выяснилось, что я слишком
резко выполнил маневр и Сергей не удержал строй, потеряв меня. Он прошёл, разыскивая
меня, на север, затем вернулся к "Илам", проводил их до базы вместе с парой Бориса.
"Илы" задачу свою выполнили.
Наверное, в нашем районе ещё шёл воздушный бой, потому что ко
мне вдруг пристроился одинокий Ла-5 с красным коком. Ниже нашей, внезапно созданной
пары, я увидел звено Ме-109 и пошёл в атаку сзади - сверху на параллельном курсе.
Эти ребята оказались грамотными: они пошли со снижением и пары разомкнулись метров
на 200 (я, допустим, атакую правую - так меня бьёт левая, или наоборот). По
привычке оглянувшись на ведомого, я увидел, что он круто уходит от меня. Чем-то,
видимо, я ему не понравился. А может своих увидел - не знаю.
Однако пока я соображал, обстановка слегка переменилась: за это
время "худые" сделали крутые горки и теперь уже они оказались надо мной и немедленно
с двух сторон атаковали, поджидая удобного момента вползания в прицел.
Я никогда не проигрывал для себя такой вариант боя, но поступил
по-своему правильно, резко убрал газ и облегчил винт, одновременно делая
переворот. Но ручку на себя подтягивать не стал и вверх колёсами шёл прямо со
снижением и обратной перегрузкой. Фрицы, наверное, развернулись, желая найти
меня после переворота "пo-правилам". Я их больше не видел.
Через несколько секунд, оказавшись в отвесном пикировании я
глянул на показатель скорости - 750 км/час! Я ужаснулся: сейчас должна оторваться
обшивка на крыльях! Боясь создать разрушающую перегрузку ручкой, я осторожно
стал выбирать триммер. Самолёт потихоньку стал выходить на горизонт. Очень
переживал за двигатель - выдержит ли раскрутку в этом диком пике. Но матчасть
работала исправно, до самого аэродрома..."
Вполне возможно, Абрек Аркадьевич, как и многие ветераны, в
своих рассказах, делает обычную ошибку: считает противника слабым, забыв, что
тот мог увидеть рисунок аса на капоте - акулью пасть, a у ведомого - серебряную
молнию и надписи на фюзеляже. Немца знали, что эти рисунки отважится рисовать
не каждый и вполне возможно, это на них произвело впечатление.
К апрелю 1945 года майор А. А. Баршт совершил 365 успешных
боевых вылетов, которые способствовали нанесению большого ущерба противнику. В
воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника. 10 апреля 1945 года за мужество
и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского
Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5997).
К концу войны А. А. Баршт, ставший одним из основателей метода
корректировки артогня с истребителя - 28 корректировок, совершил 369 боевых вылетов
(из них 240 - на разведку и корректировку), в воздушных боях одержал 8 побед
[М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные
и 3 групповые победы], на земле уничтожил 6 артиллерийских батарей, 50
танков, до батальона пехоты противника.
После окончания войны Абрек Аркадьевич продолжил службу в ВВС.
В 1949 году окончил Военно-Воздушную академию и командовал истребительным
авиаполком МиГ-17 в составе Морской авиации Тихоокеанского флота. В дальнейшем
образцово служил старшим инспектором авиации в армии ПВО в Ленинграде. С 1965
года полковник А. А. Баршт в запасе. Работал начальником Гражданской обороны
крупного ленинградского завода, возглавлял планерный клуб. Много души и сил
вложено им в активную военно - патриотическую работу. В 1990-е годы с его
участием создан общественный фонд "Победа 1945 года", который и сегодня оказывает
содействие ветеранам и семьям погибших фронтовиков.
|