Родился 6 Июня 1918 года в деревне Волоконовке, ныне Волоконовского
района Курской области. Окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков
имени В. П. Чкалова.
С Июня 1941 года Младший лейтенант Т. Г. Бугаев на фронтах
Великой Отечественной войны. По Ноябрь 1942 года служил в составе 43-го ИАП; по
Май 1945 года - 237-го ИАП (54-го Гвардейского ИАП).
Ранним утром 13 Июня 1942 года пост ВНОС сообщил о появлении над
Иловлей двух девяток Ju-88. По приказу командира 43-го ИАП Н. Т. Сюсюкалова с
ведущим Лейтенантом Т. Г. Бугаевым взлетели Афимченко, Мамка и Костин. Пошли
наперерез "Юнкерсам". Атаковали их сверху, потом снизу. Мамка поджег одного,
Бугаев сбил 2-х (они подорвались на своих бомбах), но на 3-й атаке
попал под огонь врага. Тотчас брызнули струи: масло и вода обливали фонарь
кабины.
Бугаев всё же успел дать длинную очередь. Оба подбитых самолёта были
вынуждены садиться. Они приземлились в степи почти рядом. Это произошло в тылу
советских войск. Бугаев первый выскочил из кабины и, освободившись на ходу от
парашюта, бросился к "Юнкерсу". Ему удалось захватить в плен одного из членов
экипажа, остальных поймали местные колхозники. Бугаев возвратился в часть на
второй день. Орден Красного Знамени был наградой лётчику за совершенный подвиг.
В Ноябре 1942 года самолёт Т. Г. Бугаева, повреждённый в бою
с Ме-109, приземлился вблизи аэродрома противника. Лётчики видели, как горела
его машина. Из плена лётчик был освобожден наступающими войсками.
28 Ноября 1942 года командир звена 237-го истребительного
авиационного полка (220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я
Воздушная армия, Сталинградский фронт) Лейтенант Т. И. Бугаев в воздушном
бою на подступах к Сталинграду с группой истребителей Me-109 сбил один, а другой таранил.
Приземлился на парашюте. За этот бой награждён орденом Красного Знамени.
Позже воевал под Киевом, Бобруйском, Варшавой, Берлином.
Всего выполнил 359 боевых вылетов. Проведя 74 воздушных боя,
сбил 8 самолётов противника лично и 10 - в составе группы.
После войны продолжал служить в ВВС. Уволен в запас 30 Ноября
1948 года. Жил в городе Вольске Саратовской области.
Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной
войны 1-й степени, Александра Невского; 12 медалями.
* * *
Боевое крещение военный лётчик, командир эскадрильи истребителей
Тимофей Бугаев получил 13 Июня 1942 года. В тот день их подняли по тревоге. К
Сталинграду приближалась большая группа фашистских самолётов. Вместе с другими
лётчиками соединения противовоздушной обороны Сталинграда взмыл в небо и Бугаев.
На высоте 1500 метров он обнаружил группу вражеских бомбардировщиков. Насчитав
19 "Юнкерсов", шедших плотным строем, принял решение атаковать ! Смело
пошёл на сближение. Поднявшись на 100 метров над строем вражеских машин, он
спикировал на ведущего и метким огнём поразил его машину. "Юнкерс" сразу стал
падать и врезался носом в землю восточнее села Кумылги. Из него выпрыгнул
только один человек.
Рассчитавшись с этим самолётом, Бугаев принялся за другой.
Прямое попадание в бензобак, и он вспыхнул. Окутанный чёрным дымом, "Юнкерс"
шлёпнулся в реку Кумылгу. Настала очередь 3-го "Юнкерса". Но на этот раз
нашему асу не повезло - отказал мотор, и самолёт стал падать.
Приземлился неудачно. От резкого торможения лопнули ремни, и
Бугаев, сильно ударившись лицом о прицел, потерял сознание. Через некоторое
время пришёл в себя. И в одном только моторе своего самолёта насчитал 17
пробоин. В тот момент увидел людей, которые бежали к нему. Первая мысль
обожгла: враги. Но услышал русскую речь, это были женщины в фуфайках. Местные
жители что-то кричали и показывали руками в небо. Поднял голову, а там немецкий
парашютист спускается. Собрав все силы, Бугаев побежал к месту его приземления
и после короткой борьбы отнял у него пистолет и взял фашистского лётчика в плен.
Потом уже выяснилось, что пистолет у него был с именной надписью от командующего
немецким рейхсвером Браухича.
Оказалось, что вынужденная посадка Бугаева произошла на
территории, занятой врагом. Несколько суток только ночью Тимофей Георгиевич
вместе с пленным лётчиком балками и лесными полосами пробирался к переднему
краю и в конце концов благополучно перешёл линию фронта. Помогли ему в этом
местные жители. Полечившись несколько дней, Бугаев вновь появился в своей
эскадрилье.
28 Июля 1942 года в составе 4 советских лётчиков ему пришлось
выдержать бой с 27 фашисткими "Мессершмиттами" и "Фокке - Вульфами". Наши
лётчики не испугались численного превосходства врага. Прикрывая и поддерживая
друг друга, они смело ринулись вперед. Вскоре одна фашистская машина упала вниз
- её сбил лётчик Бенделиани. Через несколько минут её участь разделил "Фокке -
Вульф", сбитый лётчиком Кобылецким.
28 Ноября 1942 года 8 истребителей Як-1 под командованием Т. Г.
Бугаева вылетели прикрывать группу штурмовиков и подвергли нападению крупный
фашистский аэроузел на окраине Больших Россошек. Налёт был внезапным. Противник
не успел опомниться, как на его головы полетели бомбы. "Мессеры" даже не поднялись
в воздух. На аэродроме было уничтожено 50 самолётов.
На обратном пути советским лётчикам попытались навязать бой 13
Ме-109, но через минуту их осталось 12. Одного из них метким огнём подбил Бугаев,
и "Мессер" распался на части ещё в воздухе.
Так сражался в сталинградском небе Гвардии капитан советских
Военно - Воздушных сил Т. Г. Бугаев. Он участвовал в ликвидации окружённой
группировки Паулюса, в освобождении Варшавы, Лодзи, бил фашистов с воздуха над
Берлином, участвуя в 85 воздушных боях и 72 штурмовках, совершил 51 разведку.
Им сбито 18 бомбардировщиков и истребителей, уничтожено ещё 18 самолётов на
аэродромах, сотни автомашин с боеприпасами, паровозов, складов с горючим.
Родина высоко оценила подвиг лётчика 9 правительственными
наградами, из них 3 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, медали
"За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда".
После увольнения в запас Тимофей Георгиевич строил Волжскую ГЭС,
город, был мастером, прорабом, начальником материально - технической базы стройки.
К боевым орденам и медалям прибавились награды за самоотверженный труд.
О боевых делах Т. Г. Бугаева и его друзей - однополчан подробно
рассказывается в книге Г. А. Чечельницкого "Сражались лётчики - истребители",
изданной Военным издательством.
Эта история имеет продолжение. И вот какое. Борис, сын Бугаева,
продолжил военную карьеру отца. После окончания Камышинского высшего военно -
строительного командного училища был направлен на службу на Кавказ в чине
Лейтенанта. Обосновался в Тбилиси. Строил жильё для военнослужащих и различные
объекты оборонного значения. Со временем образовался целый военный город.
Получил там квартиру. Но во время перестройки потерял её, а в Баку, куда его
перевели, он уже был Старшим лейтенантом, пришлось переменить и род войск -
перейти в ПВО.
Из Баку - снова вынужденный переезд, в Ставрополь, а затем в
Ростов, где получил квартиру, в которой и сейчас живёт с супругой и двумя
сыновьями. В звании Майора ушёл в отставку. На гражданке пригодилась профессия
военного строителя.
По стопам деда и отца сыновья Бориса Тимофеевича не пошли, увы,
армия в наше время перестала быть престижной, и выбрали парни другие учебные
заведения: Евгений окончил Московскую экономическую академию, а Александр -
тоже московскую, но Современную гуманитарную академию, стал юристом.
А как сложилась судьба у Тимофея Георгиевича ? Он был
первостроителем Волжского, активным общественником. Вёл большую воспитательную
работу с молодёжью, выступал в школах, техникумах, институтах с рассказами о
войне и, в частности, о Сталинградской битве, был желанным гостем в Качинском
военном лётном училище. Пользовался в городе большим уважением и авторитетом.
Жить бы и радоваться ! Но случилось непредвиденное. В
мирное время Бугаев пропал без вести. При каких обстоятельствах ? После
смерти любимой жены Валентины Ивановны (она работала заведующей городской
детской библиотекой) Тимофей Георгиевич затосковал и решил уехать из
Волжского. Его друзья - однополчане из Киева уговорили переехать к ним. Бугаев
послушался, продал квартиру на улице Фонтанной, гараж, дачу и на своей "Волге"
перебрался в столицу Украины, и... исчез. Сын его Борис Тимофеевич несколько
раз пытался разыскать отца, но тщетно. В квартире, адрес которой был оставлен
отцу, жили чужие люди и ничего о бывшем её хозяине не знали. Круг замкнулся...
Автор статьи - Александр Бахтин.
* * *
Список всех известных побед
Гвардии капитана Т. Г. Бугаева: (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 28.07.1942 г. | 1 Ju-88 | р-н Сталинграда | Як-1, "Аэрокобра". |
2 | 28.11.1942 г. | 1 Ju-52 (в паре - 1 / 2) | аэродром Большая Россошка |
3 | 2 Ме-109 (1 сбит таранным ударом) * | р-н Сталинграда |
4 | 26.07.1944 г. | 1 FW-190 | Пулавы |
5 | 16.04.1945 г. | 1 FW-190 | Буков |
Всего сбитых самолётов - 8 + 10 [ 5 + 1 ]; боевых
вылетов - 359; воздушных боёв - 74.
|
* Информация из открытой печати, архивными документами не подтверждается.
|