Дольников Григорий Устинович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Дольников Григорий Устинович

Дольников Григорий Устинович

Родился 8 мая 1923 года в деревне Сахаровка, ныне Горецкого района Могилёвской облвсти, в семье крестьянина. По окончании школы ФЗУ работал слесарем на заводе им. А. Ф. Мясникова в Минске. Окончил городской аэроклуб. С 1940 года Григорий Дольников в Красной Армии. В 1943 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

С июля 1943 года младший лейтенант Г. У. Дольников в действующей армии. Был лётчиком, командиром звена, помощником командиpa 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия) по воздушно-стрелковой службе. 30 сентября 1943 года был сбит в воздушном бою, выбросился с парашютом, попал в плен. Бежал в апреле 1944 года, вернулся в свой полк.

Всего совершил 160 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 15 и в паре 1 самолёт противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1968 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба, занимал различные командные должности. 21 февраля 1978 года за личное мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск и освоении сложной боевой техники, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1981 года генерал-полковник авиации Г. У. Дольников - заместитель главнокомандующего ВВС по ВУЗам, начальник ВУЗов ВВС. Заслуженный военный лётчик СССР. Был Депутатом Верховных Советов Литовской и Грузинской ССР, кандидатом в члены ЦК КП Грузии. Кандидат исторических наук. Умер 23 марта 1996 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями и иностранными орденами.

*     *     *

Григорий Дольников родился 8 мая 1923 года в деревне Сахаровка Горецкого района Могилевской области, в семье рабочего. Отец его, кочегар депо Путиловского завода, выступал против царя, позже утверждал Советскую власть, был председателем сельсовета, а на склоне лет стал лесником-объездчиком. Сам Григорий окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично-заводское училище при паровозном депо в Минске. Работал слесарем, а позднее - бригадиром на вагоноремонтном заводе в Минске. Учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков.

С июля 1943 года младший лейтенант Г. У. Дольников в действующей армии. Был рядовым лётчиком, командиром звена, а затем - помощником командира 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия) по воздушно-стрелковой службе.

К концу сентября 1943 года совершил 55 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 вражеских самолёта.

30 сентября 1943 года на боевое задание в район реки Молочная ушла истребительная эскадрилья Николая Левицкого. На земле в ту пору гремели кровавые сражения. Не менее жестокие схватки завязывались каждый день и в воздухе.

Эскадрилью встретили почти 70 вражеских машин. Соотношение сил было явно не в пользу наших истребителей. Однако они не дрогнули и смело ринулись в атаку. Завязалась гигантская карусель, озаряемая вспышками разрывов и огненными трассами. В составе эскадрильи был и Гвардии старший лейтенант Дольников. Он уже успел сбить 2 фашистских самолёта, и у него кончились боеприпасы. У лётчика осталась последняя возможность уничтожить хотя бы ещё одного фашиста - таран...

И он, не раздумывая, направил свой истребитель на подвернувшийся фашистский бомбардировщик. Удар. Истребитель потерял управление. Загорелась кабина. С трудом отстегнув привязные ремни, раненый Григорий выбросился с парашютом. На некоторое время он потерял сознание, и шёлковое полотнище накрыло его с головой. Когда очнулся - на него навалился десяток фашистских солдат. Григорий пытался вырваться, по получил сильный удар по голове.

Лётчика отправили на допрос в Каховку, где он скрыл от эсэсовцев свою подлинную фамилию. Его посадили в карцер, допрашивали, били. Раненая нога опухла, и началась гангрена. Тяжелобольных отвезли в Вознесенскую больницу. Попал туда и Дольников. Операцию ему делали без наркоза, привязали к столу ремнями, а чтобы не кричал, воткнули в рот грязное полотенце. Потом он немного поправился, стал ходить. Первая попытка совершить побег окончилась провалом. В числе других, Григория повели на расстрел. Затем по каким - то причинам расстрел отменили.

Г.Дольников и П.Гучек.

Беглецов 5 суток держали без пищи, а позже под конвоем направили в концлагерь. В деревне Мартыновка пленных остановили на ночёвку. И тут Григорию удалось убить часового и бежать. Вместе с ним скрылись в ночной тьме ещё несколько человек. Местные жители спрятали их, переправили в партизанский отряд "Советская Родина", которым командовал партийный работник Владимир Шевченко.

В апреле 1944 года, в самый разгар Крымской операции, Григорий Дольников вернулся в родной полк - обросший, худой, в замусоленной телогрейке и валенках. Пройдя через тяжелейшие испытания, Дольников остался несгибаемым. Он рвался в бой и вскоре добился своего. Благодаря помощи командира дивизии И. М. Дзусова, а затем сменивший его А. И. Покрышкина, действия особистов удалось притормозить: "Проверяйте на месте. На его коже и костях много сказано. Да не волыньте".

Дольников снова сел в кабину истребителя, дрался с ожесточением. В первые же 3 дня боёв сбил 4 самолёта противника. Летал на свободную охоту, на штурмовку, прикрытие наземных войск и блокирование вражеских аэродромов.

В конце мая 1944 года в боях под Яссами группа из 12 самолётов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с 45 пикировщиками Ju-87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолёта. А всего за неделю напряжённых боёв - одержал 5 побед.

Боевые друзья любили добродушного, с мощным темпераментом Григория Дольникова. Сам он пишет:

"Один из них стал для меня другом на всю жизнь - человек рыцарского, героического, самозабвенного отношения к своему долгу перед Родиной - Иван Ильич Бабак... Боевые качества Бабака не ограничивались смелостью и умением наверняка разить врага: он быстрее других сформировался и как отличный воспитатель - ведь по профессии Иван был учителем".

Р-39 Г.Дольникова с надписью 'За Ваню Бабака'.

В начале 1945 года Иван Ильич Бабак был назначен командиром 16-го Гвардейского истебительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия). Его именной самолёт, с надписью - "От школьников Мариуполя", принял Григорий Дольников.

1 февраля 1945 года, патрулируя с четвёркой над переправами через Одер, Григорий получил предупреждение с КП о приближении 6 FW-190.

Он повёл группу в лобовую атаку и сразу же сбил ведущего. В ходе дальнейшего боя Дольников уничтожил ещё одного "Фоккера", а пара Синютина - 3-й. Остальные вражеские истребители, форсируя моторы, вышли из боя и со снижением ушли на запад.

16 марта 1945 года самолёт Бабака был подбит зенитками, обгоревший лётчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Пётр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолёте надписи: справа на месте богини Победы - "За Петю Гучка", слева - "За Ваню Бабака".

На этой машине, в мае 1945 года, Григорий Дольников и встретил долгожданный день Победы.

Р-39 ДольниковаПетр ГучекИван БабакР-39 Дольникова

Лётчики 9-й ГвИАД - Пётр Гучек  ( слева )  и Иван Бабак  ( справа ).

Р-39 Г.У.Дольникова.

Р-39 Г.У.Дольникова.

Р-39 Г.У.Дольникова.

Р-39 Г.У.Дольникова.

Свой последний бой Гвардии капитан Г. У. Дольников провёл в мае 1945 года над Прагой. Всего же за годы войны он совершил 160 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 15 и в паре 1 самолёт противника.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Г. У. Дольникова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.08.1943 г.1  Ме-109зап. Красный Лиман"Аэрокобра".
228.08.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1/2)Донецко - Амвросиевка
331.08.1943 г.1  Ме-109Носово
431.05.1944 г.1  Ме-109западнее Яссы
503.06.1944 г.1  Ju-87восточнее станции Мовилени
61  Ме-109Мотниешти
704.06.1944 г.1  Ме-109Епурени
805.06.1944 г.1  Ме-109западнее Вултуру
927.07.1944 г.1  Ju-87восточнее Жешув
1001.08.1944 г.1  Ju-87юго-восточнее Тарнобжег
1106.08.1944 г.1  Ме-109Баранув
1201.02.1945 г.2  FW-190Гуштен
1303.02.1945 г.1  Ме-109северо-западнее Бриг
1418.04.1945 г.1  Ме-109Шпремберт

      Всего сбитых самолётов - 15 + 1  [14 + 1];  боевых вылетов - 160;  воздушных боёв - 42.

В конце 1945 года до Дольникова всё же добрались соответствующие органы. Проверка, в отсутствие Покрышкина, ушедшего на учёбу в Академию имени Фрунзе, была суровой. "Нигде об этом не писал, но били свои следователи не хуже немцев", - рассказывал позже Г. У. Дольников. В армии его всё же оставили, но отправили на Дальний Восток, в Хабаровск. Там до 1950 года он и служил, всё ещё находясь под следствием.

В 1950 году, благодаря смелости преподавателей приёмной комиссии, был принят в Краснознамённую Военно-Воздушную академию, которую окончил в 1955 году. После смерти Сталина в 1953 году его дело было закрыто и Дольников сделал самую высокую из всех покрышкинцев карьеру, на закате которой становится генерал-полковником, заместителем главкома ВВС. В 1968 году Дольников окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Занимал различные командные должности. О послевоенной службе он никогда не писал, а была она, пожалуй, не менее интересной. Дольников участвовал в боевых действиях на Ближнем Востоке. В 1970 году в Египте возглавлял группировку истребительной авиации, затем была Эфиопия...

Выполнен очередной полёт.

За личное мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск, освоении сложной боевой техники и в связи с 60-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота 21 февраля 1978 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1981 году генерал-полковник авиации Г. У. Дольников назначен заместителем главнокомандующего ВВС по ВУЗам, начальником ВУЗов ВВС. Заслуженный военный лётчик СССР. Избирался депутатом Верховных Советов Литовской и Грузинской ССР, был кандидатом в члены ЦК Компартии Грузии. Кандидат исторических наук. Автор книги - "Летит стальная эскадрилья".

За период службы награждён многими орденами и медалями, в том числе иностранными. Последние годы жил в Москве. Умер 23 марта 1996 года. Похоронен в посёлке Монино Московской области.

Григорий Устинович Дольников и в последние годы жизни был необычайно представителен - статная богатырская фигура, орлиный нос, седая шкиперская бородка, большие выразительные глаза, в которых светились ум и воля.

Мало кто знает о том, что эпизод из шолоховского рассказа "Судьба человека", где пленный пьёт не закусывая водку перед гестаповцами, списан с Дольникова, который однажды после войны рассказал об этом в компании, где оказался и литературный секретарь писателя. В своей книге "Летит стальная эскадрилья" Дольников описывает то застолье. "Русские после первой не закусывают" - это его легендарные слова. А после третьего стакана: "Мы и перед смертью не закусываем..." Далее Григорий Устинович пишет: "Много было нас, Соколовых, испытавших горечь и позор плена... Что же касается сомнений в правдивости эпизода с Соколовым, то могу подтвердить - ни Соколов, ни я в ту минуту не опьянели: мы пили под дулом автомата".

До последних дней своей жизни Григорий Устинович боролся за справедливость как мог. И. И. Бабак пишет: "Он прожил красивую жизнь. Украсил и конец её - всё старался сделать доброе друзьям". На скромном памятнике на подмосковном кладбище в Монине - православный крест...


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz