КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Гетьман Семён Григорьевич |
Родился 28 Января 1903 года в городе Полтаве, ныне областном центре Полтавской области Украины, в семье служащего. После окончания начальной школы работал каменщиком. С 1920 года в Красной Армии. Участник Гражданской войны. В 1922 году окончил Полтавские пехотные курсы, в 1929 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, в 1934 году - курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1935 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. С Июня 1941 года в действующей армии. 5 и 9 Июля 1941 года командир 4-го штурмового авиационного полка (11-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) Майор С. Г. Гетьман умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении ударов по вражескому аэродрому, в результате которых была выведена из строя взлётно - посадочная полоса и уничтожено 22 самолёта противника. 4 Октября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. С Мая 1942 года Гвардии подполковник С. Г. Гетьман командовал 230-й ШАД. После войны продолжал службу в ВВС. В 1948 году окончил Военную академию Генерального штаба, был на ответственных должностях в войсках Советской Армии. С 1955 года Генерал - майор авиации С. Г. Гетьман - в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве, где скончался 30 Августа 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, "Знак Почёта"; медалями. Боевое крещение С. Г. Гетьман получил во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Тогда он командовал 4-м ближнебомбардировочным авиационным полком, вооружённым самолётами Р-3ет. Перед Великой Отечественной войной Гетьман получил приказ срочно передать устаревшие Р-3ет в другой полк, а ему с лётчиками ехать переучиваться на совершенно секретный самолёт - штурмовик, зашифрованный индексом "Н". Штурмовик Ил-2 (первых серий) был одноместным, а для переучивания требуется учебно - тренировочный самолёт того же типа, но со второй кабиной для инструктора и с двойным управлением - спарка. Такого самолёта не было. Тогда Гетьман с инженером дивизии раздобыли спарку самолёта Су-2 и стали на нём вывозить лётчиков. На планировании инструктор специально разгонял скорость, чтобы отработать скоростные посадки, как на штурмовике. Так пилоты обучались летать сначала на Су-2, а потом и на самолёте Ил-2. 4-й штурмовой авиаполк, которым командовал Майор С. Г. Гетьман, проявил исключительную стойкость с первых дней войны. Сам командир полка умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении штурмовых ударов по объектам и войскам противника. Боевое крещение лётчики полка получили 27 Июня 1941 года на Западном фронте, когда 5 Ил-2 в 19:40 нанесли бомбово-штурмовой удар по колонне германских танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина. Удар по немецкой колонне "Ильюшины" нанесли с бреющего полёта. Бомбометание произвели на глазок - промазать было трудно, так как колонна была в несколько рядов. Пушки после первых же выстрелов отказали. Ударили РСами. Ил-2 Капитана К. Н. Холобаева напоролся на батарею "эрликонов", в результате - машина была порядком издырявлена, бронекорпус превратился в рванину, в центроплане образовалась огромная дыра (Капитан провалился в неё когда вылазил из самолёта после посадки), маслобак пробит и так далее... По воспоминаниям Героя Советского Союза В. Б. Емельяненко, когда командир полка Майор С. Г. Гетьман увидел Ил-2 Холобаева, то приказал немедля закатить его в ангар и никому не показывать. Приказ, однако, выполнить не успели - севший на вынужденную СБ "добил" холобаевскую машину. Это была первая потеря полка. Ил-2 остальных лётчиков группы получили незначительные повреждения и были быстро введены в строй. 4 Июля 1941 года во время атаки аэродрома противника ведущее звено первой группы в составе комполка Майора С. Гетьмана, старшего политрука В. Василенко и командира 3-й эскадрильи Капитана Н. Саталкина было буквально "изрешечено" огнём зенитной артиллерии ПВО аэродрома. Василенко и Саталкин были сбиты. Их машины упали на лес в районе цели. Ил-2 Гетьмана получил сильные повреждения, но до своего аэродрома всё же долетел. 5 и 9 Июля 1941 года Майор С. Г. Гетьман умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении ударов по вражескому аэродрому, в результате которых была выведена из строя взлётно - посадочная полоса и уничтожено 22 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Октября 1941 года за умелое командование авиационным полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Майору Гетьману Семёну Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 566). В начале 1942 года 4-й штурмовой авиационный полк был преобразован в 7-й Гвардейский ШАП. Командир полка С. Г. Гетьман (слева) даёт указания техническому составу. С 18 Мая 1942 года Гвардии подполковник С. Г. Гетьман - командир 230-й штурмовой авиационной дивизии, которую он возглавлял до конца войны. Лётчики - штурмовики этой авиадивизии громили врага в небе Кубани, принимали активное участие в Новороссийско - Таманской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Восточно - Померанской, Берлинской наступательных операциях, освобождали советские города Темрюк, Севастополь, Могилёв, Волковыск, польские города Белосток, Осовец, Остроленка, Хойнице, Грудзёнз, Гданьск... 22 Февраля 1943 года командиру 230-й штурмовой авиадивизии С. Г. Гетьману было присвоено воинское звание "Полковник", а 1 Июля 1944 года - уже и "Генерал - майор авиации". За время пребывания на фронте С. Г. Гетьман в групповых воздушных боях одержал 5 побед. К концу войны его часть именовалась так: 230-я Краснознамённая Кубанская штурмовая ордена Суворова авиационная дивизия. После войны отважный комдив продолжал службу в ВВС. В 1948 году он окончил Военную академию Генерального штаба, был на ответственных должностях в войсках Советской Армии. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |