КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Гнездилов Иван Фёдорович |
Иван Гнездилов родился 17 Июня 1922 года в селе Щелоково, ныне Прохоровского района Белгородской области, в семье рабочего. Окончил 10 классов средней школы. Начальную лётную подготовку получил занимаясь в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. С Января 1942 года сержант И. Ф. Гнездилов на фронтах Великой Отечественной войны. До 1942 года служил в составе 162-го истребительного авиационного полка, затем - в 516-м истребительном авиационном полку (5 Февраля 1944 года преобразован в 153-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1. Большинство боевых вылетов произвёл на сопровождение и прикрытие штурмовиков. 12 Июля 1943 года эскадрилья Як-9 прикрывала свои войска под Курском. Значительно выше истребителей появились 2 девятки фашистских бомбардировщиков Не-111, ещё выше - группа прикрывающих их Ме-109. Ни соотношение сил, ни взаимное расположение наших и вражеских самолётов не благоприятствовали завязке боя. Что делать ? Командир эскадрильи принял решение атаковать бомбардировщиков не в "лоб", а вначале набрать высоту, подойти поближе, занять тактически выгодное положение для боя, чтобы отвлечь истребителей прикрытия и ударить по врагу наверняка. Что ж, в таком решении был свой резон. Но командир упустил из виду одно важное обстоятельство: бомбардировщики уже подходили к нашему переднему краю, и он не мог не знать, какую страшную опасность для войск таят их бомбы. Забираться на высоту и выполнять затяжной маневр значило потерять время, в течение которого и произошло непоправимое: враг успел нанести удар раньше, чем истребители его атаковали. Иначе поступил И. Ф. Гнездилов, оказавшись в тот же день в такой же, но ещё более сложной тактической ситуации. Он шёл во главе 8 "Яков", которые встретили 36 Не-111, тоже прикрытых истребителями. Конечно, все лётчики ждали встречи с противником, но никто не предполагал такой большой группы. Однако командир хорошо знал цену времени: главное - не дать бомбардировщикам сбросить бомбы по прикрываемым войскам. Он повёл одно звено навстречу истребителям противника, а другое по его команде перешло в крутое пикирование и, используя большой запас скорости, стремительно врезалось в боевой порядок бомбардировщиков. Багровые языки пламени и хвосты бурого дыма сразу же потянулись за 3 самолётами. Пока враг в замешательстве пытался сообразить, что же произошло, "Яки" проскочили через строй "Хейнкелей" и вновь атаковали их, теперь уже на встречных курсах. Снова запылали 2 вражеские машины. И тогда боевой порядок огромной армады распался. Фашисты с ходу сбросили свой груз куда попало и поспешили ретироваться... К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант И. Ф. Гнездилов совершил 245 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 1 самолёт противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года Гвардии капитан Гнездилов Иван Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". К концу войны выполнил около 380 успешных боевых вылетов, в 86 воздушных боях уничтожил 21 самолёт противника лично и 3 - в группе с товарищами. Список известных побед Гвардии
капитана И. Ф. Гнездилова:
После окончания войны Иван Фёдорович продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Высшие лётно - тактические курсы офицеров ВВС. Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов. Гвардии майор И. Ф. Гнездилов был командиром эскадрильи 676-го истребительного авиационного полка (216-я ИАД). За время боевых действий одержал 1 личную победу. 14 Сентября 1952 года сбил истребитель F-86. Всего за этот день лётчики корпуса заявили 5 F-86 сбитыми и 1 подбитым при потере 2 МиГ-15бис и 1 пилота (Капитан В. С. Чернавин из 518-го ИАП). Пилоты США заявили 3 победы, признав все 5 "Сейбров". В тот день были потеряны F-86Е№ 51-2725, №51-2727, №51-2820, причём пилот второго Дж. Брин (16-я АЭ), катапультировался и подобран ПСС США, пилот третьего, П. Тернер (25-я АЭ) попал в плен. Так же были потеряны 2 новых F-86F №52-4536 и №52-4555 из 25-й АЭ 51-го ИАКр, о судьбе пилотов не сообщается. Так что победа Гвардии майора Гнездилова подтверждается полностью. После возвращения в Советский Союз продолжал служить в ВВС. В 1959 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1961 году Гвардии полковник И. Ф. Гнездилов вышел в отставку. Живя в Риге, работал руководителем полётов Рижского аэропорта. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |