КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Голубев Георгий Гордеевич |
Родился 7 Апреля 1919 года в деревне Жгутово, ныне Назаровского района Красноярского края, в семье крестьянина. Окончил 9 классов, Ачинский аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Ульяновскую военно - авиационную школу лётчиков на И-15бис. В течение 2-х лет служил инструктором в Цнорис - Цхалинской лётной школе. С Сентября 1942 года сержант Г. Г. Голубев в действующей армии. Свои первые боевые вылеты, главным образом на штурмовку, сержант Г. Г. Голубев совершил на И-16 в составе 40-го истребительного авиационного полка. Затем, по Май 1943 года служил в 84"А" полку. С 1 Июня 1943 года сражается в составе 16-го Гвардейского ИАП на "Аэрокобрах". Вскоре одерживает первую победу, сбив истребитель Ме-109, а через несколько дней А. Покрышкин, проведший с молодыми лётчиками целый курс теоретических и практических занятий, предложил ему летать вместе. "Это не так трудно, Жора. - сказал он молодому пилоту. - Ты должен уметь читать мои мысли, а я постараюсь угадывать твои". Позднее Александр Иванович вспоминал, что Георгий Голубев и фамилией, и внешне напоминал ему старого ведомого, сбитого в воздушном бою. К Февралю 1945 года командир звена 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-и Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант Голубев совершил 252 успешных боевых вылета, в 56 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. Неизменный, с 1943 года, ведомый А. И. Покрышкина. Совершил с ним более 100 успешных боевых вылетов. Обеспечил "сбитые" Покрышкиным (был такой термин в ВВС) 25 самолётов противника. Его исключительные способности прикрываюшего, "воздушного щита", были по достоинству оценены и другими асами 16-го Гвардейского ИАП - Речкаловым, Клубовым, Фёдоровым, Трудом. Так, Речкалов сбил с ним в паре 5 самолётов противника, 3 самолёта уничтожил Клубов. Всего выполнил 320 боевых вылетов на И-16 и "Аэрокобре", в 105 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника, "обеспечил сбитие" своим ведущим 35 вражеских машин. 9 Мая 1945 года, около 20:40, в районе Праги он сбил самолёт Do-217, одержав последнюю воздушную победу Второй Мировой войны на европейском театре. Григорий Речкалов (слева) и Георгий Голубев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, командир звена 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант Голубев Георгий Гордеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных боевых самолётах. Командовал авиаполком, дивизией. С 1977 года Гвардии полковник Г. Г. Голубев - в запасе. Жил в Киеве. Душевный и добрый человек, он свято хранил память своего прославленного полка - 16-го ГвИАП (618 воздушных побед) и великого командира - А. И. Покрышкина. Автор книг: "В паре с "Сотым", "Друзья мои лётчики". Умер 12 Апреля 2005 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище (участок № 49). Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. Почётный гражданин города Васильков Киевской области. Имя Героя носила пионерская дружина средней школы города Ачинска. Список побед Гвардии старшего
лейтенанта Г. Г. Голубева:
9 Мая 1945 года небе Праги барражировали истребители 9-й Гвардейской дивизии А. И. Покрышкина. Среди них был и Георгий Голубев. Я знал его, встречался с ним осенью 1943 года на Мариупольском аэродроме. От Мариуполя до Праги - путь неблизкий, но Георгий Голубев, проделав его, подоспел как раз вовремя, чтобы успеть сбить в небе Праги последний на своём боевом счету самолёт. Он же был последним на боевом счету дивизии, сбившей за время войны 1147 вражеских машин. А может быть, это был и вообще последний сбитый самолёт войны в Европе. Как же это произошло ? Пусть расскажет об этом сам Георгий Голубев - герой этого волнующего и навсегда памятного эпизода. Предоставляю ему слово: - Вылетели мы с аэродрома Гроссенхайн севернее Дрездена и в 25 километрах от него. Четвёрку вёл я. Моим ведомым был Лейтенант Николай Кудинов. Ведущим второй пары был Лейтенант Вячеслав Берёзкин. Наша задача была прикрыть от ударов авиации немцев Прагу. Погода выдалась безоблачная. Видимость хорошая. Мы пришли на высоте 6000 метров для смены четвёрки Старшего лейтенанта Константина Сухова, который уже патрулировал над Прагой. Я связался с Суховым по радио и доложил на станцию наведения, что пришёл на смену. Она дала разрешение. Сухов передал, что он пошёл домой. В это время на горизонте с юго - западного направления я увидел приближавшуюся к городу чёрную точку. Я развернул свою четвёрку и пошёл на сближение с ней. Вот уже ясно виден силуэт двухмоторного бомбардировщика. Подходим ещё ближе и видим чёрные кресты на крыльях и фюзеляже и свастику. И тут же немецкий стрелок - радист открыл огонь из своих и пушек по моему самолёту. Всё стало ясно. Это ещё недобитый враг, и его надо уничтожить. Я дал команду: "Прикройте, атакую !" - и с задней полусферы, снизу, прикрываясь хвостовым оперением самолёта противника, с дистанции 450 метров открыл огонь и вёл его до 150 метров, пока самолёт не загорелся. Затем резко, правым разворотом и с небольшим набором высоты вышел вправо. Горящий немецкий бомбардировщик Do-217 начал резко снижаться и упал за чертой города. Это было 9 Мая 1945 года в 20 часов 40 минут. С нашей станции наведения мне дали команду снизиться и пройти над Прагой, что мы и выполнили. Проходя на небольшой высоте над городом, мы видели сверху, как ликовали освобождённые пражане. После этого мы взяли курс на свои аэродром. Это был последиий самолёт, сбитый мной в Великой Отечественной войне, и мой последний вылет на боевое задание. Как всё чётко. И как всё скромно и просто. В этой чёткости и скромности, в этом отсутствии позы и громкой фразы я уэнаю Георгия Георгиевича. Таким он был в 1943 году на Мариупольском аэродроме, где я впервые увиделся с ним, таков он и нынче. Я сижу над письмом, которое только что вам процитировал, и вижу и теперешнего, начинающего седеть Полковника, и тогдашнего темнобрового Лейтенанта, только что сделавшего свой последний 320-й боевой вылет, проведшего свой последний 105-й воздушный бой, сбившего последний на своём личном счету, 15-й самолёт и последнего врага в небе Праги. Он идёт во главе своей славной четвёрки над ликующей Прагой. Подняв головы, пражане видят краснозвёздные машины, которые оберегли их от смертоносных бомб. Счастливые, вольные, они машут лётчикам руками, флажками, платками, шляпами и кричат верно: "Наздар ! Наздар !" Они, конечно, знают, что лётчики не услышат их, но они не могут не кричать, не приветствовать этих истинных рыцарей воздуха, избавивших их от чёрной беды... Перехват разведчика "Юнкерс-88".С трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным мы часто летали на "свободную охоту", в которой уже приобрели достаточный опыт. Но вот у нас явилась новая мысль: ловить у себя в тылу дальних разведчиков, пролетавших недалеко от нашей точки базирования. Как правило, дальние разведчики проходили на больших высотах, и их можно было обнаружить только по гулу и инверсионному следу. Гвардии полковник А. И. Покрышкин дал мне задание вести наблюдение за разведчиками, проходившими возле нашего аэродрома, в районе Мелитополя. Наблюдая за одним из разведчиков, я установил, что он проходил в одно и то же время, по одному и тому же курсу. Курс немецкие лётчики проложили по побережью Азовского моря. Обнаружив график полётов разведчика, мы вылетели на перехват его. Набрав высоту 7500 метров, стали патрулировать, ожидая его прихода. Вскоре я заметил силуэт самолёта. Это был ожидаемый нами разведчик Ju-88 последнего варианта, приспособленный специально для разведки на больших высотах. По радио я передал ведущему: "Вижу слева, выше, спереди самолёт противника". В ответ услышал приказание: "Пропустить дальше в тыл". Встреча произошла на встречных курсах, но мы, делая вид, что не замечаем его, не пошли на сближение, а, наоборот, стали уклоняться вправо. Этим самым мы ввели немецких лётчиков в заблуждение, ибо они продолжали свой полёт прежним курсом. Давая им возможность уйти подальше в наш тыл, мы всё больше отворачивали вправо и одновременно набирали высоту. Набрав высоту порядка 8500 метров, мы резко развернулись и пошли на сближение с Ju-88. Сближение заняло довольно продолжительное время; немцы обнаружили нас и стали развертываться на 180° на свою территорию, чем помогли нам ускорить сближение. Сблизившись с разведчиком, мы атаковали его сверху - сзади под ракурсом 1 / 4, прикрываясь непростреливаемым корпусом вертикального оперения. При атаках одиночных самолётов мы, как правило, сначала весь огонь направляли на стрелка, а затем переносили на моторы или кабину лётчика в зависимости от обстановки. С первой же атаки Гвардии полковник А. И. Покрышкин расстрелял стрелка с дистанции 100 метров, затем мы подошли вплотную и зажгли оба мотора. Немцы старались дотянуть до своей территории, но мы продолжали атаку. А. Труд, А. Покрышкин и Г. Голубев (справа). 1944 год. После нескольких наших атак "Юнкерс" взорвался в воздухе недалеко от аэродрома нашего базирования, на глазах у всего личного состава. Таким же образом нами было сбито в дальнейшем ещё несколько разведчиков. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |