Кобзев Степан Петрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Кобзев Степан Петрович

Кобзев С.П.

Родился 5 Февраля 1915 года в селе Дегтевое Задонского района Липецкой области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества в городе Шахты Ростовской области. Работал электрослесарем на шахте, окончил городской аэроклуб. С 1936 года в Красной Армии, в том же году окончил военную авиационную школу пилотов. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. К середине Октября 1944 года командир эскадрильи 17-го Гвардейского штурмового авиационного полка  (261-я смешанная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт)  Гвардии майор С. П. Кобзев совершил 317 успешных боевых вылетов на штурмовку военных объектов, скоплений войск противника, нанёс ему большой урон.

2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. Живёт в городе Красногорске Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Он родился 5 Февраля 1915 года в селе Дегтевое Задонского района Липецкой области. После окончания 7 классов и горно - промышленной школы в городе Шахты Ростовской области, работал электрослесарем на шахте, окончил городской аэроклуб.

В 1936 году был призван на службу в ряды Красной Армии и в том же году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов, после чего служил в войсках Ленинградского военного округа, участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

К моменту начала Великой Отечественной войны Старший лейтенант С. П. Кобзев командовал звеном в 65-м штурмовом авиационном полку.

Боевые действия полк начал в первый же день войны, нанося удары по танковым и механизированным колонам противника. С 24 Июня 1941 года полк вошёл в состав ВВС Северного фронта, образованного по решению Ставки на северо - западном направлении советско - германского фронта на базе Управления и войск Ленинградского военного округа.

Осенью 1941 года полк был переброшен на Свирское направление и придан 7-й отдельной армии Карельского фронта, которая вела тяжёлые оборонительные бои в южной Карелии с превосходящими силами противника. Лётчики - штурмовики оказали большую помощь наземным войскам в срыве вражеских наступательных планов. К Марту 1942 года в тяжёлых боях 65-й штурмовой авиационный полк уничтожил 25 танков, 683 автомашины, 13 самолётов, до 3 полков пехоты врага. За проявленную отвагу в боях с немецко - фашистскими захватчиками, стойкость, мужество, героизм и организованность лётчиков, техников и авиаспециалистов 65-й штурмовой авиаполк 8 Марта 1942 года был преобразован в 17-й Гвардейский и передан в состав ВВС 26-й общевойсковой армии.

Лично С. П. Кобзеву и лётчикам под его командованием неоднократно приходилось выполнять различные задания по штурмовке вражеских аэродромов на Кандалакшском и Мурманском направлениях, содействуя тем самым защите внешних морских сообщений и обеспечивая безопасность транспортировки грузов по Кировской железной дороге. В силу географических условий и общей военной обстановки на советско - германском фронте северные порты и Кировская железная дорога приобрели важное стратегическое значение. В Мурманск и Архангельск приходили через Атлантику караваны судов наших союзников. Далее грузы переправлялись по железной дороге в различные районы Советского Союза. По этой же коммуникации главным образом шло обеспечение войск Карельского фронта и Северного флота. Так что упорная борьба с противником в воздухе не прекращалась даже несмотря на стабилизацию Карельского фронта к концу 1942 года.

С 10 Ноября 1942 года, в соответствии с приказом НКО СССР, ВВС Карельского фронта переформировываются в 7-ю Воздушную армию. В то же время ВВС 26-й армии, в составе которых воевал полк Кобзева, были переформированы в 261-ю штурмовую  (с 26 Февраля 1943 года - смешанную)  авиационную дивизию. С организацией Воздушной армии создались гораздо лучшие условия для маневрирования авиацией, что особенно положительно сказалось в дальнейших наступательных операциях 1944 года.

К весне 1943 года на счету Гвардии капитана Кобзева числилось 95 боевых вылетов на самолётах И-15бис, И-153 и Ил-2, из которых 46 были произведены ночью. Он стал мастером штурмовых ударов, отлично владеющим техникой пилотирования.

В Марте - Апреле 1943 года лётчики 17-го Гвардейского штурмового авиаполка добились больших успехов в борьбе с неприятельской авиацией на аэродромах. Было выведено из строя более 30 фашистских самолётов. Мужеством, героизмом и высоким боевым мастерством отличался командир эскадрильи Гвардии майор С. П. Кобзев, который 16 раз водил эскадрилью на штурмовку вражеского аэродрома Луостари в северной Финляндии. В результате этих ударов было уничтожено 10 самолётов противника, склад с боеприпасами и разрушен ангар с техникой.

Приходилось Степану Петровичу сбивать фашистские самолёты и в воздухе. Однажды при подходе к аэродрому он увидел истребитель Ме-109, идущий на взлёт. Советский штурмовик атаковал его. "Мессер" свалился на крыло и врезался в землю. В другом налёте на аэродром взлетевший Ме-109 пошёл на самолёт Кобзева в лобовую атаку. Но она оказалась для фашиста последней... Вскоре Степан Петрович поверг наземь ещё один немецкий истребитель, производивший взлёт для отражения налёта советских штурмовиков. После этих вылетов командиром полка Кобзев был представлен к ордену.

"В 1943 году произвёл 15 боевых вылетов, из них 8 раз водил эскадрилью на штурмовку аэродромов противника. Лично провёл 6 воздушных боёв с превосходящими силами. В боях уничтожил 5 автомашин с разным грузом, 4 полевых орудия, 3 склада с боеприпасами, 4 цистерны с горючим и 5 зенитных орудий. При налёте на аэродром Луостари лично сбил на взлёте 3 самолёта противника.

В боях с немецкими захватчиками проявил себя смелым, решительным командиром. Своими дерзкими атаками увлекал подчинённых на выполнение каждого боевого задания. Отлично выполнил все задачи, поставленные перед эскадрильей. Умело передаёт свой большой боевой опыт молодому лётному составу".

За проявленную отвагу и героизм при выполнении налётов на вражеские аэродромы, уничтожение смелыми штурмовыми ударами живой силы и техники противника, умелое руководство авиационной эскадрильей, приказом командующего 7-й Воздушной армии № 035/н от 18 Октября 1943 года, Гвардии капитан С. П. Кобзев был награждён орденом Александра Невского  (№ 984).

Приходилось Кобзеву выполнять и отдельные специальные задания. Так, во время блокады города Ленинграда он был командирован в состав специальной группы по прикрытию города от воздушных налётов. Кроме того, по заданию командующего 7-й Воздушной армии экипажем Кобзева был уничтожен в тылу врага важный объект и бронепоезд.

Летом следующего, 1944 года, лётчики 7-й Воздушной армии принимали участие в Свирско - Петрозаводской наступательной операции, осуществляя авиационную поддержку войск при форсировании реки Свирь, прорыве обороны противника и высадке десантов Ладожской и Онежской военными флотилиями. Особая роль в этих операциях отводилась штурмовикам, обеспечивавшим подавление береговой системы обороны при десантировании войск, уничтожении артиллерии противника и сковывании действий его авиации. В числе отважных лётчиков - штурмовиков продолжала драться с врагом и эскадрилья Кобзева. Лётчики во главе со своим комэском штурмовали отступавшие колонны противника по дороге Усланка - Куйтежа, бомбили артиллерийские позиции в районе Мансила и севернее Салми. На станции Усуган Гвардии майором Кобзевым был уничтожен целый эшелон с боевой техникой и живой силой противника.

Штурмовик Ил-2 одного из ГвШАП.

Свирско - Петрозаводская операция продолжалась в течение всего лета и привела к поражению финских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии, к выходу Финляндии из войны на стороне Германии и освобождению территории Советской Карелии. В этих боях самое активное участие принимала 261-я смешанная авиадивизия, которая была перебазирована с севера в район прорыва. За большие заслуги в обеспечении успеха наступательной операции ей было присвоено почетное наименование Свирской.

Кобзев С.П.

К середине Октября 1944 года командир эскадрильи 17-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии майор С. П. Кобзев совершил 317 боевых вылетов на штурмовку военных объектов и скоплений войск противника, нанёс ему большой урон. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 4314).

К моменту окончания войны Гвардии майор С. П. Кобзев являлся заместителем командира полка.

После окончания Великой Отечественной войны он продолжал службу в Военно - Воздушных силах, в 1953 году окончил Военно - Воздушную академию, а с 1958 года Гвардии подполковник С. П. Кобзев находился в запасе.




Дополнительная информация о С. П. Кобзеве.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz