КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Коломоец Василий Николаевич |
Родился 30 ноября 1918 года в посёлке рудника Жёлтая река, ныне город Жёлтые Воды Днепропетровской области, в семье рабочего. В 1938 году окончил горный техникум, в 1939 году - аэроклуб. С 1939 года Василий Коломоец в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. С февраля 1942 года лейтенант В. Н. Коломоец в действующей армии. До февраля 1943 года служил в составе 431-го ИАП, затем - в 49-м ИАП. Сражался на Западном, Калининском, Центральном и 2-м Белорусском фронтах. К середине октября 1944 года командир эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка (309-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан В. Н. Коломоец совершил 365 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 16 и в группе 1 самолёт противника. 23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года полковник В. Н. Коломоец - в запасе. Жил в городе Жёлтые Воды. Умер 12 октября 1986 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. В. Н. Коломоец родился 30 ноября 1918 года в посёлке рудника Жёлтая Река Екатеринославской губернии (ныне город Жёлтые Воды Днепропетровской области). В 1938 году окончил Криворожский горный техникум, активно занимался спортом (был в составе желтореченской футбольной команды). Там же, в Кривом Роге, занимался в аэроклубе, получил направление в Качинскую военную авиационную школу имени Мясникова. Психологическая устойчивость, хорошие физические данные, великолепный вестибулярный аппарат и неуемное желание летать не остались незамеченными даже в видавшей виды Каче, и Коломоец, после окончания школы в 1940 году, был оставлен в ней инструктором. С февраля 1942 года лейтенант В. Н. Коломоец принимает участие в боевой работе сначала на Западном, затем на Калининском, Центральном, 2-м Белорусском фронтах. Воевать начал в составе 431-го смешанного авиационного полка, входившего в состав 1-й Воздушной армии. Здесь он сдружился с соратниками по 2-й эскадрилье - Ю. И. Гороховым и В. Г. Щеголевым - будущими Героями Советского Союза. Чаще всего он летал в паре с Ю. И. Гороховым, сбил с ним 4 самолёта противника. Так, вылетев парой на сопровождение самолёта - корректировщика Су-2, они, разделившись, атаковали встреченные бомбардировщики противника и сбили по одной машине. В феврале 1943 года 431-й смешанный авиационный полк был слит с составом 162-го истребительного авиационного полка и введён в состав 309-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии. В марте 1943 года старший лейтенант В. Н. Коломоец был назначен командиром эскадрильи "братского" (входившего в состав той же дивизии) 49-го истребительного авиационного полка. В составе этого полка он сражался на Курской дуге, дрался за Днепр, освобождал Белоруссию, Польшу, последние боевые вылеты совершил под Берлином. По выражению командира 309-й истребительной авиационной дивизии полковника В. Н. Вусса, Василий Николаевич Коломоец был "умелый, надёжным и предельно честным лётчиком". Во время Великой Отечественной войны выполнил более 400 боевых вылетов на ЛаГГ-3, "Яках" и Ла-5 (Он произвёл 106 вылетов на разведку, из них 10 - на предельный радиус, с приземлением на околофронтовые площадки. Ещё 116 - в целях прикрытия войск, более 150 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, совершил 12 штурмовок.) Проведя 67 воздушных боёв, сбил 17 самолётов противника лично и 1 в группе. На счету В. Н. Коломойца 3 проведённых боя, когда ему удавалось уничтожить по 2 неприятельских самолёта. Так, 12 октября 1943 года в бою над Баево ему удалось сбить 2 бомбардировщика Ju-87. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Василию Николаевичу Коломойцу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5402). После оончания войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году майор В. Н. Коломоец окончил Военно - Воздушную академию. Освоил реактивную боевую технику (Як-15, МиГ-15, МиГ-17). Был заместителем командира авиационной дивизии. В годы хрущёвских "реформ" был вынужден оставить авиацию. Уволился из рядов Вооружённых Сил в 1957 году, в звании полковника. Жил и работал на родине, в городе Жёлтые Воды. Умер 12 октября 1986 года, в 43-ю годовщину своего памятного боя над Баево, когда он сбил 2-х немецких пикировщиков... Список всех известных побед
майора В. Н. Коломойца:
Прикрытие истребителями наземных войск.Прикрывая наземные войска на поле боя, мне много раз приходилось вести групповые воздушные бои с большими группами бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием своих истребителей. Осенью 1943 года в районе Орша - Витебска, когда наши войска производили перегруппировку сил, немцы своей бомбардировочной авиацией пытались воспрепятствовать перегруппировке с целью задержать наступление наших войск на данном направлении. Для чего противник на аэродромах в районах Орши и Витебска сосредоточил значительные силы бомбардировочной авиации типа Ju-88, Ju-87, He-111. Нашему полку была поставлена задача: не допустить бомбардирования наших наземных войск авиацией противника. Утром 23 октября 1943 года я с группой в количестве 8 Ла-5 вылетел на выполнение поставленной задачи. Собрав над аэродромом группу и построив в указанный командиром полка боевой порядок, ушёл в район прикрытия. Боевой порядок состоял из ударной и прикрывающей групп, по 4 самолёта в каждой. Ударную группу возглавил я. Прибыв в район прикрытия, я установил связь со станцией наведения. Через 15 минут после начала патрулирования станция наведения сообщила о приближении к линии фронта большой группы бомбардировщиков противника. Предупредив об этом группу, я ушёл в направлении, указанном станцией наведения. И действительно, на высоте 3000 метров шла группа до 40 самолётов Ju-88 под прикрытием 6 FW-190. Не дожидаясь подхода группы самолётов противника к линии фронта, я приказал прикрывающей группе связать боем истребителей противника, а сам четвёркой с высоты 3500 - 4000 метров пошёл в атаку на бомбардировщиков. Атака оказалась внезапной. Благодаря тому что наша четвёрка открывала огонь одновременно по моему сигналу, нам удалось разбить строй бомбардировщиков, которые начали беспорядочно бросать бомбы на свои войска и уходить на свою территорию. При повторной атаке одиночными самолётами мне удалось с дистанции 50 - 100 метров под ракурсом 1/4 сзади сбить один Ju-88, который упал в 5 км за линией фронта. В этом бою мы сбили 2 FW-190 и один Ju-88, не потеряв ни одного самолёта. Задача нами была выполнена. Наша победа объясняется тем, что мы атаковали группу бомбардировщиков сразу всей четвёркой, одновременно ведя огонь из 8 пушек. Правильная оценка тактики действий авиации противника в предыдущие дни позволила мне прийти в зону патрулирования с запасом высоты, что также оказало большое влияние на исход боя. Успех в групповом воздушном бою зависит от чёткой организации и взаимодействия в группах, правильного подбора пар, их слётанности и взаимопонимания. Командир группы перед началом боя обязан правильно оценить обстановку. Он должен возможно точнее знать наличие истребительной и бомбардировочной авиации противника в данном районе, типы его самолётов, тактику их действия. Это даст возможность ему быстрее принять наиболее отвечающее обстановке решение. Настойчиво и до конца осуществив своё решение, противопоставив свою волю воле противника, всегда выиграешь воздушный бой. Из материалов наградного листа.Участвуя в Отечественной войне с 10 февраля 1942 года тов. Коломоец произвёл 225 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично и 1 в группе, за что был награждён четырьмя Правительственными наградами. После представления к четвёртой Правительственной награде, тов. Коломоец продолжает бесстрашно водить группы на боевые задания, бесстрашно драться в воздушных боях с фашистскими стервятниками. Произвёл 70 боевых вылетов, в 13 воздушных боях сбил 3 самолёта противника ФВ-190. С 23.07.1943 г. по 25.10.1943 г. участвуя в Орловской, Курской и Смоленской операциях, тов. Коломоец произвёл 110 успешных боевых вылетов, из них - 87 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 23 - на прикрытие своих войск над полем боя. Провёл 34 воздушных боя, в которых его группа и сам тов. Коломоец дрался с численно превосходящими силами противника и благодаря отличному руководству группой, личному мужеству, геройству и отличной техники пилотирования, из боя выходил победителем. 31 раз водил группы на боевые задания, из них на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 23, прикрытие своих войск над полем боя - 8. За этот период группа сбила 14 самолётов противника, из них: 6 бомбардировщиков и 8 истребителей. Сам тов. Коломоец за этот период лично сбил 10 самолётов противника, из них: 3 бомбардировщика и 7 истребителей. С 23.06.1944 г. тов. Коломоец участвует в операции по освобождению Советской Белоруссии и Польши от немецких захватчиков. За период участия в этой операции, тов. Коломоец произвёл 94 успешных боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника, а лётчики, руководимые тов. Коломойцем произвели 576 боевых вылетов, в воздушных боях сбили 7 самолётов противника. Всего за период участия в Отечественной войне, тов. Коломоец произвёл 365 успешных боевых вылетов, из них: на разведку - 106, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 133 боевых вылета, на прикрытие своих войск над полем боя - 116, на штурмовку войск и техники противника - 10 боевых вылетов. Успешность боевых вылетов подтверждается записями в журнале боевых действий полка. Провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 16 самолётов противника, из них: 2 Ме-109, 1 До-215, 3 Ю-88, 9 ФВ-190 и в группе 1 Хш-126. Все сбитые самолёты подтверждены наземным командованием, станцией наведения и экипажами, выполняющими боевое задание. За период участия в Отечественной войне, тов. Коломоец 87 раз водил группы истребителей на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Являясь мастером вождения групп истребителей, надёжно прикрывал боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков, в результате чего потерь от истребителей противника не было. В воздушных боях с превосходящими силами противника, тов. Коломоец всегда выходил победителем. 19.08.1943 г. в воздушном бою с численно превосходящими силами противника, видя тяжёлое положение одного Лп-5, врезался в группу истребителей противника, окруживших наш самолёт, преградил им путь, тем самым спас жизнь своего командира, получив при этом повреждение своего самолёта. 29.09.1943 г. шестёрка Ла-5 под командованием тов. Коломоец, прикрывая свои войска над полем боя, встретила 20 Ю-87 под прикрытием 12 ФВ-190. Тов. Коломоец повёл свою шестёрку навстречу многочисленному врагу и стремительной атакой заставил их сбросить бомбы на головы фашистских войск, а в завязавшемся воздушном бою с истребителями врага, сам лично сбивает ФВ-190. Сбитие самолёта подтверждает 309-я ИАСД. 12 - 13 октября 1943 г. прикрывая свои войска в районе Баево, группа из 6 Ла-5 под командование тов. Коломоец встретила 12 Ю-88 под прикрытием 6 ФВ-190. Шестёрка Ла-5 стремительно атаковала самолёты противника. В этом воздушном бою, тов. Коломоец дерзкой атакой сверху, лично сбивает 2 Ю-88. 27.10.1943 г. возглавляя группу из 4 Ла-5, вёл воздушный бой с тремя группами бомбардировщиков противника до 40 - 45 штук, пытавшихся бомбить наши войска. В результате смелых и стремительных атак со стороны тов. Коломоец бомбардировщики противника были рассеяны, бомбовый груз сбросили на свои войска, а группа наших Ла-5 сбила 3 бомбардировщика противника, тов. Коломоец в этом бою сбил лично один Ю-88, на что сразу же получено подтверждение наземных войск. 13.10.1944 г. тов Коломоец возвращаясь с боевого задания, со своим ведомым на высоте 800 метров встретил группу до 10 ФВ-190, с которыми вступил в бой и в завязавшемся воздушном бою, сбивает ФВ-190, факт сбития которого подтверждает станция наведения. 14.10.1944 г. тов. Коломоец снова ведёт воздушный бой в составе 4 Ла-5 против 15 - 20 ФВ-190, в котором также сбивает самолёт противника ФВ-190. Как мастер вождения групп истребителей, отлично знающий тактику врага, тов. Коломоец бесстрашно водит группы в бой, учит тактическим приёмам, мужеству, отваге и взаимной выручке в бою молодой лётный состав. Сам тов. Коломоец продолжает отлично драться с немецкими стервятниками, проявляя отвагу, личное геройство и как верный сын Родины славно защищает её. За отвагу, личное геройство, проявленное в боях за Социалистическую Родину с немецкими стервятниками, умелое руководство группой в воздушных боях, за проведённые 365 успешных боевых вылетов и 16 сбитых самолётов противника лично и 1 в группе, тов. КОЛОМОЕЦ достоин высшей Правительственной награды - ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Командир 49-го ИАП майор Арбатов Б.П. 16.10.1944 г. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |