КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Маснев Алексей Никанорович |
Родился 5 Мая 1915 года в селе Готовье Алексеевского (ныне - Красненского) района Белгородской области в семье крестьянина. В 1931 году Алексей Маснев вместе с семьёй переехал в Москву. Окончил 9 классов. Работал слесарем - машинистом на ТЭЦ. С 1938 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В. П. Чкалова. С Июня 1941 года Лейтенант А. Н. Маснев на фронтах Великой Отечественной войны. По 1942 год служил в составе 149-го ИАП; с Июня 1942 года по Май 1945 года - в 13-м ИАП (111-м Гвардейском ИАП). К Маю 1943 года командир эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка (201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) Капитан А. Н. Маснев совершил 356 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 7 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Войну закончил в Праге. Всего совершил около 500 боевых вылетов, сбил 15 самолётов лично и 7 в составе группы. После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические КУОС. Командовал авиационной частью. С 1959 года Гвардии майор А. Н. Маснев - в запасе. Умер 10 Октября 1979 года. Похоронен в Краснодаре. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды); медалями. Он родился 5 Мая 1915 года в селе Готовье Красненского района Белгородской области в семье крестьянина. Окончил Готовскую начальную школу и помогал родителям по хозяйству. В 1931 года переехал в Москву, где окончил 9 классов. В течение ряда лет работал на ТЭЦ в качестве слесаря - машиниста. В 1937 году призван в армию Пролетарским РВК Москвы и направлен на учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил год спустя. В Ноябре 1938 года Младший лейтенант А. Н. Маснев был назначен на должность младшего лётчика 51-го ИАП Забайкальского военного округа. В Январе 1940 года он стал лётчиком 149-го ИАП Ленинградского военного округа, в составе которого принимал участие в боевых действиях на Карельском перешейке. В Сентябре 1940 года назначен командиром звена. Свою первую победу Лейтенант А. Н. Маснев одержал в первый день войны, отражая налёт вражеских бомбардировщиков. К началу Сентября 1941 года совершил 59 боевых вылетов с общим налётом 49 часов. Большую часть вылетов произвёл на разведку и штурмовку с бомбометанием. Выполнял задания командования ВВС армии по разведке и штурмовке войск противника в Днепропетровском направлении. Постановлением Военного совета Южного фронта № 018/н от 5 Ноября 1941 года от имени Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Ленина. К лету 1942 года Старший лейтенант А. Н. Маснев был уже заместителем командира эскадрильи в 13-м ИАП, а в Декабре 1942 года - назначен командиром эскадрильи. 24 Ноября 1942 года командир 13-го истребительного полка Майор Я. К. Лышков во главе 8 Ла-5 сопровождал группу из 6 штурмовиков Ил-2, которую вёл командир 622-го ШАП Капитан И. Е. Емельянов с задачей нанести удар по танкам противника в районе Большая Россошка. Штурмовики, прорвавшись сквозь огненный шквал зенитного огня, с ходу атаковали выходившие из оврага немецкие танки. Бомбы и реактивные снаряды легли точно в цель. Ведущий пары истребителей Алексей Маснев с лётчиком А. Ф. Перепеловым пушечными очередями подавили огонь зенитных установок. Однако танкисты противника продолжали вести ожесточённую стрельбу из пулемётов. Несмотря на это, "Илы" один за другим все заходили и заходили на штурмовку. Лётчики прикрытия вовремя заметили 4 "Мессера". Командир эскадрильи Старший лейтенант А. М. Герасимов с лётчиком старшиной Н. И. Гринько с одной стороны и пара Лейтенанта А. Н. Маснева - с другой своевременно перехватили их и сорвали эту атаку. Один из нападавших после меткой очереди комэска врезался в землю. Остальные, увидев, что к ним на выручку прибыло подкрепление в составе 8 Ме-109, развернулись для новой атаки. Майор Лышков, возглавлявший верхнюю четвёрку, принял на себя удар этих 8 вражеских истребителей и, связав их боем, сбил 2 самолёта противника. Оставшиеся в строю "Мессеры" перегруппировались и возобновили атаки, но потеряли ещё 2 истребителя. Штурмовики задание выполнили без потерь. Шестёрка Ил-2 уничтожила 7 вражеских танков, 3 бронетранспортера, 10 автомашин и до 150 гитлеровцев. Истребители прикрытия в ходе боя сбили 7 самолётов Ме-109: 2 - Я. К. Лышков, по одному - И. В. Новожилов, А. М. Герасимов и А. Н. Маснев. 3 Февраля 1943 года лётчиками 201-й истребительной авиадивизии было проведено 7 групповых воздушных боёв, в результате которых было сбито 11 Ме-109. При этом А. А. Губанов, А. Н. Маснев уничтожили по 3 Ме-109, В. И. Вереникин, Д. Деков, И. М. Карачинский, Н. Ф. Фролов сбили по одному, и 1 "Мессер" был сбит в группе. В середине Февраля после упорных боёв советские войска овладели Ростовом-на-Дону, Новочеркасском, Шахтами, Матвеевым Курганом. Насколько тяжёлыми и упорными были воздушные бои, видно из действий частей 201-й авиадивизии 22 Февраля. В течение дня истребители соединения, прикрывая поле боя, перехватили 14 групп фашистских бомбардировщиков, рассеяли их и не допустили нанесения ударов по советским войскам. В ожесточённых схватках противник потерял 19 самолётов. Высокое боевое мастерство при выполнении боевого задания проявили лётчики: С. М. Петухов, П. А. Гнидо, А. Н. Маснев, А. А. Губанов, А. Н. Столбов, Н. В. Бродников, В. С. Прохоров, А. И. Балясников, З. Т. Бондарев, В. Н. Орлов, М. Г. Шаповалов. Достойными победами встретили авиаторы дивизии 25-ю годовщину Советской Армии. 25 Марта 1943 года за отвагу, мужество и находчивость, проявленные в кровопролитных сражениях под Сталинградом, награждён орденом Красного Знамени. К этому времени на боевом счету Маснева числилось 23 воздушных боя, в которых он лично сбил 6 и в группе 3 самолёта противника. Весной 1943 года лётчики 13-го ИАП вели напряжённые бои в небе Крыма. 21 Апреля с аэродрома Геленджик раньше всех стартовала эскадрилья Капитана А. Н. Маснева, вылетевшая по вызову радиостанции наведения. В назначенное время истребители Ла-5 находились над Малой Землёй. Небо чистое, видимость идеальная, высота патрулирования 4000 метров. Вскоре со стороны Крыма показались 20 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 12 истребителей. Обнаружив противника, советские лётчики заняли выгодное исходное положение для нанесения удара и по команде Капитана А. Н. Маснева "Всем звеньям атаковать "Хейнкелей" одновременно !" врезались в боевой порядок бомбардировщиков. Командир эскадрильи Маснев прорвался к ведущему бомбардировщику и сбил его. Ещё 2-х "Хейнкелей" подбили другие лётчики. Остальные бомбардировщики, отстреливаясь из пулемётов, сбросили бомбы в море и развернулись на запад. Истребители противника, не заметившие во время первой атаки Ла-5, пытались не допустить повторного удара и ринулись на помощь своим бомбардировщикам. Немцы не успели опомниться, как сами попали под встречный удар "Лавочкиных". Их ведущий оказался в прицеле Капитана А. Н. Маснева. Молнией сверкнули пушечные залпы Ла-5, и "Мессер" упал на землю. В этот момент Лейтенант М. Т. Игнатьев разрядил пушки в другой самолёт противника, а затем сбил ещё 1 Ме-109. Дерзко и тактически грамотно вели схватку советские лётчики, и враг не выдержал. Николаю Гринько удалось сбить ещё 1 "Мессер". Бомбардировщики противника не дошли до цели. Несмотря на более чем 4-кратное численное превосходство, фашисты потеряли 5 самолётов. Группа Алексея Маснева без потерь вернулась на свой аэродром. В конце Апреля 1943 года командир эскадрильи Капитан А. Н. Маснев был тяжело ранен в воздушном бою с противником в районе Новороссийска. Лётчик покинул горящий самолёт с паращютом и приводнился в Чёрное море. Маснева подобрали на бронекатере десантники 83-й морской бригады 18-й армии и переправили в Гелленджикский госпиталь. 24 Августа 1943 года А. Н. Масневу присвоено звание Героя Советского Союза. В представлении было сказано: "За время боевой работы в частях Южного фронта произвёл 86 боевых вылетов. В этот период в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника, 24 Августа 1942 года перебрасывается на защиту города Сталинграда. За этот период совершает 230 боевых вылетов с налётом 247 часов, из них: на сопровождение штурмовиков - 102; прикрытие своих войск в районе Сталинграда (Воропоново и тракторный завод) - 85 вылетов; остальные боевые вылеты - на разведку войск противника в районе Гумрак, Россошка и другие пункты. Провёл 65 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 10 самолётов противника, из них: 4 Ju-87, 3 Ju-88 и 3 Ме-109 и в групповых боях сбил 7 вражеских машин." После излечения Капитан А. Н. Маснев вернулся в часть и в Сентябре 1944 года был назначен заместителем командира полка, ставшего к тому времении 111-м Гвардейским ИАП. Полки 201-й авиационной дивизии за период проведения Белгородско - Харьковской наступательной операции произвели 2482 боевых вылета и сбили 129 самолётов противника. В 62 групповых воздушных боях участвовало 372 советских истребителя и 1318 самолётов противника различных типов. Заслуги частей и соединений 10-го Сталинградского истребительного авиакорпуса РВГК были высоко оценены. За отличное выполнение заданий командования и проявленные при этом героизм и отвагу в боях с немецко - фашистскими захватчиками 201-й истребительной авиационной дивизии было присвоено звание Гвардейской, и она стала именоваться 10-й Гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизией, а входящие в её состав полки - 13, 236 и 437-й - стали соответственно 111, 112 и 113-м Гвардейскими полками. 116-я отдельная рота связи стала именоваться 26-й Гвардейской отдельной ротой связи. В связи с присвоением дивизии почётного наименования Гвардейской, 25 Августа 1943 года состоялся митинг, на котором присутствовали представители партийных и советских организаций. В эти волнующие часы многим авиаторам частей соединения были вручены ордена и медали. Лучшим воздушным бойцам - П. И. Наумову, И. В. Новожилову, А. А. Губанову, А. Н. Масневу, М. Т. Игнатьеву, В. А. Рогожину - было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 13 Июля 1944 года, переходом в наступление 1-го Украинского фронта на немецкую группу армий "Северная Украина", началась Львовско - Сандомирская операция. Сухопутные силы поддерживала 2-я Воздушная армия, в боевых действиях которой участвовало свыше 3000 самолётов. Наступление войск фронта развивалось успешно. 27 Июля был освобождён Львов. Дивизии 10-го истребительного авиационного корпуса поставленную задачу и на этот раз выполнили успешно. Вот какую оценку боевым действиям дало командование 4-й танковой армии: "Авиационные части корпуса за период совместных действий с 14 по 27 Июля на Львовском направлении с поставленными задачами справились отлично. Лётчики - истребители 10-го ИАК своевременно производили вылеты на прикрытие танков, способствуя выполнению их задач при освобождении города Львова. За Вашу боевую помощь в разгроме немецко - фашистских войск мы, танкисты, горячо благодарим Вас, гордых соколов нашей Родины, и желаем успехов в Вашем дальнейшем боевом пути". Авиационные полки дивизии с первого дня наступления вели напряжённую боевую деятельность. Но разработанному штабом дивизии графику одна эскадрилья истребителей сменяла в воздухе другую в районе прикрытия танкистов, образуя надежный заслон на пути вражеских самолётов. Так, во время одного из вылетов на боевое задание 10 вражеских машин были сбиты лётчиками 111-го Гвардейского авиационного полка. Прикрывая танковые части, лётчики встретили 30 FW-190 в сопровождении 12 Ме-109. Среди тех, кто отличился в отражении налёта "Фоккеров", были Капитан А. Н. Маснев, Старший лейтенант Костенко, Лейтенант Г. Раздобудько, Младшие лейтенанты И. В. Кондратенко, П. М. Зубков, Н. В. Блинов, И. Д. Хренин и другие. Герои воздушного боя без потерь возвратились на аэродром. 29 Марта 1945 года 18 Ла-7 во главе с Героем Советского Союза Гвардии майором А. Н. Масневым сопровождали 18 бомбардировщиков в район северо - западнее Моравска - Остравы. Почти 40 Ме-109 и FW-190 попытались атаковать бомбардировщики. Но это им не удалось. Гвардейцы бдительно охраняли свои самолёты, и фашисты всюду встречали свинцовый ливень. Заместитель командира 111-го Гвардейского ИАП Гвардии майор А. И. Маснев умело руководил боем и первым сбил ведущего десятки "Фоккеров". Защищая бомбардировщики, командир звена Гвардии лейтенант Г. Я. Каргопольцев тоже сбил FW-190, а через минуту он уничтожил 2-ю неприятельскую машину. Вскоре и 4-й "Фоккер" был сбит Гвардии капитаном К. В. Вадеевым. Отсекая огнём пушек самолёты противника, Гвардии капитан Р. А. Сатаев также поджёг очередной вражеский самолёт. Затм, ещё 4 фашистских истребителя вскоре вспыхнули от метких очередей наших лётчиков. Советские бомбардировщики под надёжным прикрытием Ла-7 успешно нанесли бомбовый удар по цели и в полном составе вернулись на свой аэродром. 19 Апреля 1945 года за этот бой заместитель командира 111-го Гвардейского ИАП Алексей Маснев был награждён орденом Красного Знамени. К концу войны Гвардии майор А. Н. Маснев выполнил около 500 успешных боевых вылетов. Проведя около 100 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 7 в группе с товарищами. После войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические КУОС. 21 Декабря 1948 года уволился из рядов Вооружённых Сил по состоянию здоровья. Умер 10 Октября 1979 года. Похоронен в Краснодаре. Готовская средняя общеобразовательная школа Красненского района Белгородской области носит имя прославленного аса - Героя Советского Союза Алексея Никаноровича Маснева. Список известных побед Гвардии
майора А. Н. Маснева:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |