Меншутин Евгений Петрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Меншутин Евгений Петрович

Е.Р.Меншутин.

Родился 18 Ноября 1922 года в Москве в семье рабочего. Окончил 10 классов. Учился в столичном аэроклубе. С 1941 года Евгений Меншутин в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военно - авиационную школу пилотов.

С Марта 1943 года сержант Е. П. Меншутин в действующей армии. Был рядовым лётчиком, командиром звена. Сражался на Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге, в битве за Днепр, в Ясско - Кишинёвской операции, освобождал земли Румынии, воевал в небе Германии и Чехословакии. В бою над Днепром был тяжело ранен, потерял зрение и почти полгода лечился в госпитале.

К Маю 1945 года командир звена 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии лейтенант Е. П. Меншутин совершил 280 боевых вылетов, в 51 воздушном бою сбил лично 13 и в группе 1 самолёт противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Гвардии подполковник Е. П. Меншутин - в запасе. Жил и работал в Москве. Деятельно участвовал в военно - патриотическом воспитании молодёжи. Умер 5 Января 1978 года. Похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В Мартовское утро 1940 года 9-классник Женя Меншутин впервые поднялся в небо. Оно стало его стихией, его радостью и надеждой. Все помыслы о будущей жизни теперь крепко - накрепко связались с авиацией.

В Феврале 1941 года аэроклуб был окончен. Меншутин подал документы в военную авиационную школу. В конце Марта друзья по школе и аэроклубу тепло проводили Евгения Меншутина в военную школу.

Перед Первомайским праздником в Чернигов, где тогда находилась школа, приехал отец. Учёбой и службой сына остался доволен. Это была последняя встреча с отцом. Через 2 месяца началась война. В те тревожные дни, когда немецкие войска подходили к столице, старый коммунист Пётр Меншутин, несмотря на болезнь, ушёл политбойцом в народное ополчение. В осенних боях 1941 года он погиб под Наро - Фоминском.

Горькая весть дошла до Евгения с большим опозданием, когда он был уже в Средней Азии. Юноше хотелось быстрее на фронт, чтобы отомстить фашистам за смерть отца, за всё горе, что принесли они на нашу землю. В начале 1943 года Меншутин был направлен в 270-й истребительный авиаполк на Воронежский фронт.

В первом боевом вылете Меншутин в составе группы "Яков" сопровождал штурмовики. Во время штурмовки налетели "Мессеры" и "Фокке - Вульфы". Завязался групповой воздушный бой. Увлечённый первой схваткой с врагом Меншутин досадно потерял ведущего. Хотел было повернуть на свой аэродром. Но в этот момент в шлемофоне послышался чей-то голос: "Маленький", выручай !..

"Маленькими" называли истребителей штурмовики. Меншутин увидел, как ниже справа наш штурмовик настигают 2 Ме-109. Не раздумывая, он бросил свой "Як" наперерез фашистам, поймал в прицел ведущего и нажал гашетку. "Мессер" клюнул, начал терять высоту и упал в лесок. Второй фашист, не принимая боя, проворно отвернул и скрылся в набежавшее облако.

На земле Меншутина товарищи горячо поздравили с первой победой в первом же бою. Вскоре довелось встретиться и с тем, кому пришёл на выручку в трудную минуту. Это был уже известный в то время на фронте отважный лётчик - штурмовик Талгат Бегельдинов, ставший потом дважды Героем Советского Союза.

Ни днём, ни ночью не утихали напряжённые бои под Курском, Орлом, Белгородом. Отразив атаки противника, наши войска начали стремительное наступление. Всё дальше на запад перемещался и аэродром 270-го истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии, в рядах которого сражался и Евгений Меншутин. Только за 2 месяца боёв он совершил 94 боевых вылетов и сбил 4 фашистских самолёта. На груди молодого лётчика появилась первая правительственная награда - орден Отечественной войны 1-й степени. А 270-й авиаполк за бои на Курской дуге получил Гвардейское знамя и стал 152-м Гвардейским истребительным авиаполком.

30 Сентября 1943 года. Этот день едва не стал роковым в жизни Евгения Меншутина. После жаркого воздушного боя под Днепропетровском он на израненной машине садился на незнакомом аэродроме. Истребитель дотянул до самой взлётно - посадочной полосы, но при посадке тормоза отказали - воздушную систему повредил фашистский снаряд. На большой скорости самолёт выскочил за пределы посадочной полосы, попал в воронку от бомбы, перевернулся.

Едва живого лётчика, получившего сотрясение мозга, вытащили из-под разбитой машины, отправили в госпиталь. Очнувшись в палате, Меншутин понял что ослеп. Врач, осмотрев его, принял решение отправить его в Москву.

День за днём прошли 4 долгих месяца. Молодость и здоровье победили последствия ударов при посадке подбитой машины. Постепенно восстановилось зрение. Не полностью, частично. Уже в госпитале Меншутин узнал о награждении вторым орденом - Красного Знамени. Но медицинская комиссия сказала твёрдо и решительно: к лётной работе не пригоден.

Никакие просьбы и требования в разных инстанциях так и не помогли. Лётчику предложили один пост - начальника команды по сопровождению военных грузов. И Меншутин решился на "преступление". Прибыл в свой полк без командировочного предписания и медицинских документов, он первый раз в жизни обманул своего командира сказав, что документы пришлют позже.

Время было горячее, полк перелетал на новый аэродром. А через несколько дней Меншутин снова поднялся в небо, совершив учебный полёт: как - никак почти 6 месяцев не управлял самолётом. И снова побежали боевые будни...

Как-то во время боёв под Яссами Меншутин в паре с Николаем Дунаевым вылетел на разведку. Враг встретил воздушных разведчиков яростно. С земли ударила зенитная артиллерия, пулемёты. В небе появилась группа FW-190 и обложила наши истребители плотным кольцом. Но они продолжали полёт, непрерывно передавая в штаб новые и новые данные разведки: о расположении вражеских артиллерийских позиций, о движении танков и механизированных колонн, об эшелонах на прифронтовых станциях.

Задание выполнено. Но вырваться из кольца "Фоккеров" почти невозможно. Выход один: принять неравный воздушный бой. Быстрый манёвр, и 2 "Яка" ринулись в лобовую атаку навстречу вражеским истребителям. Каждая доля секунды стремительно сближала противников. Но именно в этот момент Дунаев и Меншутин открыли огонь. Почти одновременно 2 "Фоккера", оставляя за собой дымные хвосты, вошли в последний штопор. Точный удар ошеломил фашистских лётчиков, их строй сразу нарушился. И снова 2 советских истребителя обрушились на врага, потерявшего теперь надежду на своё численное превосходство. Ещё 2 "Фоккера" упадали, сражённые их огнём. С блестящей победой возвратились наши лётчики на свой аэродром - по 2 сбитых фашиста у каждого.

Е.П.Меншутин с товарищами.

Е. П. Меншутин, В. М. Шевчук, Г. А. Мерквиладзе  (слева направо).

В паре с командиром эскадрильи Гвардии капитаном С. Д. Луганским, сопровождая наши штурмовики в районе румынского города Тыргу - Фрумос, Меншутин вступил в бой с 6 Ме-109 и 4 FW-190. Сбил 2 вражеские машины. До этого в боях под Золочёвом - ещё 2 "Фоккера".

Об одном из боевых вылетов с участием Е. П. Меншутина рассказывает дважды Герой Советского Союза С. Д. Луганский:

"В один из дней фронтового затишья я вылетел на свободную охоту в паре со Старшим лейтенантом Евгением Меншутиным, отличным боевым лётчиком и надёжным товарищем.

Навстречу нам идут два Ме-109, направлявшиеся, как видно, тоже на свободную охоту. Встретились, как говорится, лоб в лоб.

Ведущий вражеской пары сильно выделяется ярким капотом, выкрашенным в красный цвет. Всё ясно - ас со своей "визитной карточкой". В последнее время за такие яркие капоты наши лётчики прзвали их "пожарниками". Ведомый аса, без всякой "визитки", послушно идёт в хвосте.

План боя рождается в голове мгновенно... Мы отвесно пикируем в облака. Немцы, думая, что мы уходим от них, тоже пикируют. Однако найти нас в облаке невозможно, и они намереваются перехватить внизу, не дать уйти и прижать к земле. Так и есть - противник подкарауливает нас под облаками. Ждут, когда мы покажемся. Но в этом - то и состоит наш расчёт. В облаках, невидимые для противника, мы поворачиваем обратно и боевым разворотом выходим прямо для атаки сверху. Немцы оказываются под нами, в самой невыгодной для них позиции.

Меншутин с первого же захода сбивает ведомого. "Мессер" валится на крыло и летит к земле. Мне же своего никак не удаётся поджечь. Я захожу "пожарнику" в хвост и с близкого расстояния всаживаю длинную очередь. Вражеский самолёт должен вспыхнуть, как факел, ведь я чуть на распорол ему топливный бак. Но он не горит !

Разворачиваюсь и бросаю машину ещё в одно пике. Пилот "пожарника", видимо, ранен. Ме-109 послушно, как обречённый, тянется передо мной, принимая в себя всё новые очереди. С сильным уклоном он идет к земле и вскоре падает.

К моему удивлению, "Мессер", ударившись о земля, не взорвался. Странно... Пилот, проломив фонарь, вылетел далеко в сторону и лежит без движения. Недалеко чадит куча почерневших обломков от сбитого Меншутиным самолёта.

Сбитый мною "пожарник" заинтересовал меня. Поскольку "Мессер" и его пилот находились на нейтральной полосе, их в тот же день доставили на наш аэродром. Пилот - черноволосый смуглый парень. На груди - три Железных креста. По удостоверению, найденному в нагрудном кармане, он оказался итальянцем Джибелли. Старый знакомый...

О нём разведка предупреждала нас ещё перед началом Яссо - Кишинёвской операции. Известный итальянский ас Джибелли уже тогда имел на своём счету более 50 сбитых самолётов. В тех воздушных схватках он уцелел. А вот теперь...

Осматривая подбитый Ме-109, наши техники обнаружили интересную новинку: мало того, что бак с горючим имел изнутри толстую прокладку из сырой резины - с этим мы уже встречались, - он к тому же был обтянут сверху лосёвой кожей. Видимо немцы из последних сил пытались уберечь свои лучшие лётные кадры. Именно поэтому мне и не удалось поджечь вражеский самолёт..."

А сколько было жестоких схваток с врагом в небе Германии и Чехословакии !..

Е.Р.Меншутин.

Итог его боевой деятельности внушительный: Е. П. Меншутин всего произвёл 281 боевой вылет, в 54 воздушных боях лично сбил 13 вражеских самолётов и 1 в паре, провёл 90 штурмовок по войскам и технике противника, участвовал в 90 групповых воздушных боях, в ходе которых было уничтожено 25 самолётов противника.

(Многие источники советских времён указывают на 18 побед, одержанные в 427 боевых вылетах и 90 воздушных боях.)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии лейтенанту Меншутину Евгению Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1959 году командир эскадрильи истребителей - перехватчиков Герой Советского Союза Гвардии майор Е. П. Меншутин попрощался с частью. Решение медицинской комиссии было окончательным: на лётной работе оставаться нельзя. На этот раз с врачами пришлось согласиться...

Гвардии майор запаса Е. П. Меншутин работал заместителем начальника штаба МПВО одного из объектов Москвы, был внештатным инструктором райкома КПСС, членом общества "Знание". Скончался 5 Января 1978 года. Похоронен в Москве на Химкинском кладбище.

*     *     *

Список известных побед Гвардии лейтенанта Е. П. Меншутина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
108.07.1943 г.1  Ме-109ПокровкаЯк-1, Як-3.
203.08.1943 г.1  FW-190Стрелецкое
306.08.1943 г.1  Ме-109Ново - Николаевка
405.09.1943 г.1  Ме-109Ключеводск
502.05.1944 г.1  FW-190Опелени
631.05.1944 г.1  FW-190Вултуру - Редиу-Алдей
71  FW-190  (в паре - 1 / 2)Вултуру - Редиу-Алдей
814.07.1944 г.1  Ме-109Лопушаны
917.07.1944 г.1  FW-190Руданице
1005.08.1944 г.1  FW-190сев. Облеконь
1117.08.1944 г.1  FW-190Тополя
1218.02.1945 г.1  FW-190Герлиц
1303.03.1945 г.1  FW-190Левенберг

      Всего сбитых самолётов - 13 + 1  [ 12 + 1 ];  боевых вылетов - 281;  воздушных боёв - 54.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz