Воспитание мужества и воли - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Воспитание воли и мужества

Мороз И.М.

В одной из маршевых песен есть запоминающиеся, крылатые слова: "Наша воля крепче стали, тверже, чем гранит". Участники Великой Отечественной войны с уверенностью могут сказать, что такая образная оценка воли советских людей относится к характерам политическим и боевым качествам их однополчан, воинов различных видов Вооружённых Сил и родов войск. Нам, авиаторам, представляется, что эти слова могли бы стать эпиграфом к рассказам о подвигах советских лётчиков, покрывших неувядаемой славой боевые знамена частей и соединений Военно - Воздушных Сил. Воспитанные Коммунистической партией, беззаветно преданные социалистической Родине, они шли в бой, не щадя сил, крови, а когда требовалось - и самой жизни, громили гитлеровских захватчиков в воздухе, на земле и на воде, вместе со всем советским народом ковали победу.

Мы, участники войны, с волнением оглядываемся па пройденный путь, с душевным трепетом вспоминаем фронтовые будни. Каждый день войны был насыщен ратными делами, которые описываются теперь в исторических повествованиях и художественных произведениях, в мемуарной литературе, воспеваются в песнях, передаются из уст в уста в народных сказаниях.

Мне, непосредственному участнику событий на Волховском фронте, хотелось бы рассказать о некоторых особенностях партийно - политической работы в воспитании высоких морально - политических качеств и волевой закалки лётного состава.

Трудным и напряжённым для всего советского народа и его воинов был 1942 год. Неимоверно суровые испытания выпали на долю жителей Ленинграда. Военная опасность дополнялась здесь тисками блокады, угрозой голода, витавшей над каждым человеком. Сама обстановка заставляла воинов армии и флота, защищавших город Ленина на ближних и дальних подступах, драться с полным напряжением сил, стойко оборонять каждую пядь советской земли. Об укреплении обороны Ленинграда постоянно заботилось Верховное Главнокомандование Советских Вооружённых Сил. На пополнение фронтов, противостоявших гитлеровской группе армий "Север", периодически направлялись новые части и соединения. В боях за Ленинград мне довелось воевать и в истребительной, и в бомбардировочной, и в штурмовой авиации.

Наш 92-й истребительный авиационный полк прибыл на Волховский фронт в начале 1942 года и сразу же начал боевые действия. Обстановка была тяжёлой. Над районами ожесточённых схваток наземных войск то и дело вспыхивали жаркие воздушные бои, в которых активно участвовали лётчики и нашего полка. Около 5 месяцев пробыл я в должности военного комиссара полка на Волховском фронте, храню в памяти самые добрые чувства о его людях, о совместных боевых вылетах, о напряжённых фронтовых буднях.

Вместе с командиром полка, бывалым лётчиком - истребителем, Майором Семёном Степановичем Ячменевым, с партийной и комсомольской организациями мы заблаговременно, ещё находясь в запасном авиаполку по освоению самолёта ЛаГГ-3, готовили личный состав, заботились о всесторонней боевой выучке каждого лётчика. С учётом предстоящего характера боевых действий большое внимание уделялось воспитанию эмоционально - волевой устойчивости, выработке таких качеств, как решительность и целеустремленность, выдержка и самообладание, храбрость и мужество, инициатива и самостоятельность.

Тогда ещё не имел широкого распространения термин "психологическая подготовка", боевая практика начального периода войны подсказала командирам и политработникам необходимость особо тщательной подготовки психики воздушных бойцов к преодолению опасностей и сложных ситуаций, порождаемых фронтовой обстановкой. В канун отправки полка на фронт мы провели партийное и комсомольское собрания, посвящённые обсуждению задач, которые предстояло решать в боевых условиях. Постановление партийного собрания отличалось конкретностью. В нём говорилось об ответственности коммунистов за свой участок работы и подготовку к боям комсомольцев и беспартийных, чётко обозначались, с указанием фамилий, задачи членов и кандидатов в члены партии. В связи с тем что подавляющее большинство лётчиков, механников и младших авиационных специалистов являлись членами ВЛКСМ, было решено усилить партийное влияние на комсомольскую организацию.

Комсомольцы обстоятельно обсудили задачи в боевой обстановке, заверили командование полка в том, что готовы к выполнению задания по истреблению немецко - фашистских захватчиков, обещалидраться с врагом, не щадя своей крови и жизни, помнить, что презрение к смерти рождает героев. Из выступлений на митингах и собраниях, из задушевных бесед с людьми черпали мы с командиром данные о настроениях личного состава и приходили к выводу, что полк готов к ведению боевых действий. В полной мере оправдали себя такие формы роботы с воинами - авиаторами, как короткие, воодушевляющие людей митинги, пропаганда героических подвигов и самоотверженных действий отличившихся в боях военнослужащих, поощрение и популяризация положительного опыта, групповые и индивидуальные беседы, справедливая, принципиальная требовательность, отеческая забота об удовлетворении нужд и запросов фронтовиков.

В боевых вылетах по обеспечению действий 2-й Ударной армии в районе Мясного Бора потребовались непрерывные полёты истребителей над полем боя. Короткими беседами с активом коммунистов и комсомольцев мы добивались того, что требования командования доводились до сознания каждого воина полка. В эскадрильях и звеньях шла упорная борьба за увеличение числа боевых вылетов, за эффективное использование всех возможностей наших истребителей. По 6 - 7 вылетов в день делали опытные летчики Б. Н. Саломатин, Шумейко, С. М. Голубев, Д. А. Медведев, Григорий Война и Пётр Хриснов. С них брали пример молодые воздушные бойцы.

Люди поистине творили чудеса. С рассвета до темпа над аэродромом не смолкал гул моторов, лётчики уходили на прикрытие наземных войск, на разведку оборонительных позиций противника, на сопровождение бомбардировщиков, на штурмовку вражеских опорных пунктов. Только закалённым во всех отношениях авиаторам оказалась под силу такая огромная нагрузка.

В архивных документах хранится приказ по полку № 37 от 21 Марта 1942 года. В нём так говорится о храбрости, боевой активности молодого лётчика сержанта Тихона Ивановича Хребтова:

"Прикрывая наземные войска 21.03.1942 г., сержант Хребтов увидел идущую к линии фронта группу бомбардировщиков противника. Без колебаний и промедлений он бросился наперерез врагу и, ворвавшись в гущу бомбардировщиков, расстроил их боевые порядки. Мощью своих пушек и PC отважный истребитель сбивает один "Ю-88" и вынуждает другие фашистские самолёты беспорядочно сбрасывать бомбы. В этот же день сержант Хребтов вступил в схватку с 3 "Ме-109". В неравном бою был сбит, выпрыгнул с парашютом, на попутной машине добрался до своего аэродрома и, будучи раненным в плечо, попросил разрешения совершить ещё один боевой вылет на резервном самолёте".

Содержание приказа было немедленно объявлено всему личному составу. Вскоре сержант Хребтов был награждён орденом Красного Знамени и выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи. Так молодёжь твёрдо держала своё слово, данное на комсомольском собрании перед вылетом на фронт.

Шли бои. Радость успешных действий перемежалась с горечью тяжёлых утрат, победы в воздушных боях чередовались с потерями лётчиков и самолётов. В одном из боевых вылетов 14 Марта 1942 года я был тяжело ранен. Преследуемый 3-мя истребителями противника, дотянул израненный самолёт до своей территории, сел на болото возле деревни и потерял сознание. По счастливой случайности самолёт докатился до избы, в которой была санчасть понтонного батальона. Меня вытащили из самолёта и доставили в полевой армейский госпиталь в посёлке Новоселицы. После переливания крови я пришёл в сознание. 6 пулевых и 11 осколочных ранений оказалось в моём теле. Спустя 39 лет после этого случая я получил от техника моего самолёта П. П. Ярославцева письмо. Он писал:

"Уважаемый Иван Михайлович, я хочу сообщить, что самолёт ЛаГГ-3 № 31212016, который Вы посадили в районе Новгорода, будучи тяжело раненным, я с группой младших специалистов восстановил. При дефектации были обнаружены большие пробоины правой плоскости, на фюзеляже против кабины, у двигателя пробит правый блок цилиндров. Мы восторгались, как Вы, будучи тяжело раненным, смогли посадить такой самолёт".

Складывавшаяся в полку морально - психологическая атмосфера требовала непрерывного воздействия на чувства и настроения людей, умения формировать и развивать установки на поддержание высокой боевой активности и готовности с ещё большей ненавистью и умением громить фашистских оккупантов. Командованию, партполитаппарату, партийному и комсомольскому активу полка удавалось решать эту задачу постоянным общением с личным составом, оперативным реагированием на все вопросы и настроения воинов - авиаторов, личным примером в боевой работе.

Большим авторитетом и уважением у подчинённых пользовался командир полка С. С. Ячменев. За отвагу и мужество он ещё в первые месяцы войны был награждён орденом Красного Знамени, а на Волховском фронте его боевые дела были отмечены орденом Ленина и повышением в должности. Под стать Ячменеву оказался и его преемник Майор Борис Николаевич Саломатин, вступивший в командование полком в Июле 1942 года. 30-летний командир заражал всех лётчиков неистощимым энтузиазмом и постоянным стремлением идти в бой. Таким же был и заместитель командира полка 24-летний Майор Дмитрий Александрович Медведев.

В моей памяти часто встают фронтовые плакаты, бюллетени, "боевые листки", в которых скупо, но вместе с тем очень доходчиво освещались факты стойкости и мужества, отваги и храбрости воздушных бойцов. В наглядной агитации воздавалось должное скромным труженикам войны - техникам и младшим авиационным специалистам, не жалевшим сил для восстановления, ремонта и подготовки самолётов к боевым вылетам. Это ими были эвакуированы с мест вынужденной посадки и восстановлены 3 самолёта ЛаГГ-3, отремонтированы и введены в строй получившие повреждения и пробоины 37 боевых машин. Сердечные слова признательности своим боевым помощникам лётчики излагали письменно и устно, их содержание через средства наглядной агитации быстро становилось достоянием всех воинов.

Жгучую ненависть к фашистским извергам вызывали плакаты и "боевые листки", в которых публиковались сообщения о гибели и ранениях наших лётчиков. Каждое слово в них призывало к мести: "Товарищи лётчики !   Отомстим гитлеровцам за нашего боевого командира капитана Шумейко !", "Беспощадно истреблять фашистских стервятников !", "Будем бить фашистов, как бил их капитан С. М. Голубев !".

В короткие промежутки между боевыми вылетами политработники спешили в эскадрильи, звенья, экипажи. Чаще всего их можно было увидеть на лесных опушках и в зарослях кустарника, вблизи замаскированных самолётов, где кипела работа по подготовке к очередному вылету. Они проводили беседы и политические занятия, знакомили людей с сообщениями Совинформбюро и газетным публикациями. Если обстановка накалялась и в экипажах не хватало рабочих рук, они помогали механикам, мотористам и оружейникам. Политработники, имевшие лётную подготовку, выполняли боевые задания наравне со всеми.

В суровых, испытаниях мужали и крепли наши славные лётчики. И теперь, спустя много лет, когда задумаешься над тем, что же было главным в формировании характера, что определяло поведение и поступки авиаторов, отдаёшь предпочтение волевой закалке. Железная, сконцентрированная воля, основанная на высокой политической сознательности и идейной убеждённости, на воинском долге, высоком профессиональном мастерстве, давала воздушным бойцам дополнительные крылья, помогала им находить правильные решения в самой сложной обстановке воздушного боя, добиваться победы в труднейших ситуациях. Нам удалось найти пути целенаправленного сочетания разнообразных форм и методов воспитательной работа, обеспечить непрерывное партийное влияние на каждого военнослужащего и весь коллектив.

В конце Июля 1942 года я был назначен военкомом 280-й бомбардировочной авиационной дивизии, с которой прошёл боевой путь до конца Великой Отечественной войны. После упразднения института военных комиссаров на меня были возложены обязанности заместителя командира дивизии по политической части, а затем состоялось утверждение и в должности начальника политического отдела соединения. Дивизия была сформирована на базе 1-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования, где я до этого времени был военкомом.

В Сентябре 1942 года командование Волховского фронта решило нанести ряд мощных ударов по опорным пунктам и сосредоточению войск противника в районах Гонтовой Липки и Синявина. К участию в операции привлекалась и наша дивизия. Днём и ночью её боевые экипажи громили врага. За 3,5 месяца было произведено 2447 боевых вылетов, сброшено на головы фашистов более 1000 тонн бомб и израсходовано около 200 тысяч снарядов и патронов.

Многообразие боевых задач требовало высокой грамотности лётных экипажей в тактике боевых действий, умения преодолевать сильную противовоздушную оборону противника, выбирать такие варианты захода на цель, которые были бы внезапными для врага. Лётное мастерство приобретало в сложившейся обстановке первостепенное значение, разумеется, при беспредельной храбрости и мужестве, дерзких действиях для выполнения задачи любой ценой, вплоть до самопожертвования. Воспитание велось в едином комплексе с обучением экипажей грамотному, эффективному применению авиационной техники и оружия. Командир, штаб и политический отдел дивизии изыскивали время для проведения конференций по обобщению опыта лётно - тактических и бомбардировочных действий, выкраивали часы для занятий по изучению новой тактики и способов более эффективного использования самолётов.

Мне и всем работникам политотдела пришлось, в частности, заниматься подготовкой лётно - тактической конференции в 4-м Гвардейском бомбардировочном авиаполку по вопросам повышения эффективности бомбометания. Мы провели обстоятельные беседы с коммунистами, которым поручалось готовить основные доклады, дали советы по изготовлению необходимых наглядных пособий. В дивизии утвердилось правило, по которому боевое обучение лётного состава, ввод в строй молодых экипажей доверялись самым опытным и авторитетным людям, отличившимся в боях командирам и штурманам. К их советам и рекомендациям прислушивались все авиаторы. Подлинным мастером бомбовых ударов зарекомендовал себя командир 1-й эскадрильи Майор В. К. Морозов, который впоследствии стал командиром 4-го Гвардейского бомбардировочного авиаполка, удостоенного почётного наименования "Новгородского".

Выступление на конференции такого испытанного мастера лётной профессии воспринималось лётчиками и штурманами с большим интересом. Такими же убедительными и доходчивыми были выступления мастеров штурманского дела. Опытные лётчики и штурманы призвали однополчан героически готовиться к каждому вылету, не допускать шаблона в тактике боевых действий. Были рекомендованы различные варианты нанесения бомбовых ударов но объектам в населённых пунктах, по артиллерийским позициям, железнодорожным эшелонам, переправам, складам, аэродромам, по транспортам на озёрах и реках.

Особое внимание на конференциях и занятиях уделялось вопросам противозенитного маневра и противодействия истребительной авиации противника. На конкретных примерах объяснялись широкие возможности наших бомбардировщиков для маневрирования по курсу и высоте при заходе на цель с различных направлений. Благодаря проведённой работе заметно уменьшились наши потери, значительно возросла результативность бомбовых ударов.

Партийный контроль за результатами боевых вылетов экипажей стал более тщательным и действенным. Коммунисты выполняли решения собраний усилением ударов по врагу, повышением боевой активности. В начале Сентября экипажи 815-го полка по майора Галилова обратились к командованию дивизии за разрешением делать по 3 боевых вылета в ночь и увеличить бомбовую нагрузку на 200 килограммов. Политический отдел поддержал эту инициативу. После проведения подготовительной работы по организации дневного отдыха экипажей и изучению правил взлёта при дополнительной бомбовой нагрузке замысел был осуществлён. Если в ночь с 1 на 2 Сентября экипажи полка выполняли по 2 вылета с бомбовой нагрузкой 1300 килограммов, то в ночь с 3 на 4 Сентября они сделали по 3 боевых вылета с бомбовой нагрузкой по 1500 килограммов. На железнодорожную станцию Тосно, где скопилось большое количество гитлеровских эшелонов, были обрушены 30 500-кг, 14 250-кг, 14 100-кг бомб и множество осветительных, фугасных и зажигательных бомб меньшего калибра.

Усилиями командиров и политработников, партийных и комсомольских организаций в частях дивизии развивалось чувство ответственности за успешное выполнение каждого полетного задания. 26 Сентября 1942 года дивизионная газета "Боевой полет" опубликовала открытое письмо членов экипажа 815-го полка, которым командовал старший лейтенант Н. Ф. Курбанов, "К новым подвигам на фронте". В нём говорилось:

"Отличное вождение самолётов, меткое бомбометание, безотказная работа техники зависят только от нас, мы даём слово своей Родине, партии и народу, что долг защитников социалистического Отечества выполним с честью. Обязуемся сами и призываем весь личный состав соединения тщательно готовиться к каждому вылету, метко поражать цели, решительно отражать атаки истребителей противника, не иметь ни единого отказа в работе материальной части".

В связи с этим письмом проводилась соответствующая работа в эскадрильях, звеньях и экипажах. Боевые дела Курбанова и его товарищей подробно освещались в последующих номерах дивизионной газеты, их почин был подхвачен не только в 815-м, но и в других полках дивизии.

При подведении итогов боевой работы за 1942 год мы с гордостью могли сказать, что справились с поставленными задачами нанесли немалый урон противнику. Кроме бомбовых ударов и полётов на разведку экипажи принимали деятельное участие в ведении специальной пропаганды. Они сбросили над занятой противником территорией более 20 миллионов листовок, адресованных солдатам фашистской армии, а также агитматериалы на русском языке, предназначенные для населения оккупированных районов и действовавших в тылу партизан.

Итоги трудного военного года радовали, но не приносили удовлетворения ни руководству дивизии, ни личному составу частей. Все знали, что пока ещё не решена главная задача - не прорвана блокада Ленинграда. Люди жили одним стремлением - облегчить страдания ленинградцев, помочь отвести нависшую над жителями города угрозу. С жадностью ловили авиаторы каждую весточку о положении дел на переднем крае, о попытках войск фронта прогрызть вражескую оборону. В интересах улучшения взаимодействия и укрепления боевой дружбы с воинами сухопутных войск политотдел дивизии и политработники частей практиковали проведение товарищеских встреч и вечеров братства по оружию, сыгравших важную роль в воспитании стойкости и мужества личного состава, в преодолении авиаторами тягот и лишений военного времени.

20 Декабря 1942 года на одном из аэродромов под Тихвином состоялась встреча личного состава 35-го и 4-го Гвардейского полков с представителями сухопутных войск Волховского фронта. Участник Синявинской операции капитан Каленик из артиллерийской части говорил о важности взаимодействия артиллеристов и авиаторов. Ярко и убедительно рассказывал о боевых делах пехотинцев лейтенант Шевцов. Он передал горячий привет бойцов переднего края и выразил надежду на скорое вызволение Ленинграда из фашистской блокады. От личного состава частей дивизии на встрече выступили майор Н. Я. Кондратьев, лейтенант Кузнецов и старшина А. А. Рябой. Все они говорили о готовности авиаторов к активным боевым действиям по прорыву блокады Ленинграда.

Ранним утром 12 Января 1943 года были получены приказ командующего и обращение Военного совета Волховского фронта о переходе в наступление с целью прорыва блокады Ленинграда. Работники политотдела немедленно отправились на аэродромы для проведения митингов и мобилизации личного состава на активные боевые действия и поддержку наступавших войск. В 4-м Гвардейском полку на аэродром вынесли боевое Гвардейское знамя. Затаив дыхание, слушали авиаторы текст обращения Военного совета. Выступили несколько человек. Гвардейцы дали клятву отдать все силы борьбе за освобождение Ленинграда от зловещей блокады и слово своё сдержали: 6 дней подряд вели они неутомимую боевую работу, помогая наземным войскам продвигаться навстречу бойцам Ленинградского фронта.

Почти круглосуточно наши бомбардировщики выполняли боевые задачи. Гвардейцев 4-го и лётчиков 35-го авиаполков, действовавших днём, сменяли ночные экипажи 815-го полка. Для вылетов в сложных метеоусловиях мы отбирали наиболее подготовленные экипажи, и их действия были весьма успешными. Благодаря чёткому взаимодействию наземных войск и авиации, смелости и упорству наступавших частей и соединений 18 Января 1943 года кольцо блокады было прорвано. В Рабочем посёлке № 5 произошла встреча воинов Волховского и Ленинградского фронтов. Район Липки - Шлиссельбург - Арбузово оказался очищенным от фашистов, город Ленина получил выход для сообщения с Большой землей. Долгожданный день наступил. Всему личному составу нашей дивизии была объявлена благодарность командующего войсками Волховского фронта, участники боёв получили медали "За оборону Ленинграда".

До полной ликвидации опасности, нависшей над Ленинградом, и тем более до окончательного разгрома фашистских агрессоров советским воинам предстояло пройти долгий, трудный путь. Впереди у дивизии были бон за освобождение Новгорода и Пскова, Луги и Острова, активное участие в боевых операциях на территории Советской Прибалтики. Её состав в начале 1944 года значительно изменился. Продолжал боевую деятельность в качестве главной ударной силы дивизии 4-й Гвардейский полк, а взамен ряда других бомбардировочных частей вошли 606-й и 958-й штурмовые авиационные полки. Дивизия стала смешанной.

В наступательных боях экипажи дивизии совершали по 100 - 150 вылетов в сутки, показывая высокие морально - боевые качества, ненависть к врагу и презрение к смерти. 17 Июля 1944 года героический подвиг совершил экипаж штурмовика в составе младшего лейтенанта Никифора Николаевича Чернявского и ефрейтора Николая Ивановича Попова. По примеру экипажа Николая Гастелло славный патриот Чернявский направил горящий Ил-2 в колонну фашистских автомашин и танков.

Особо отличились лётчики - штурмовики 958-го полка старший лейтенант И. И. Мейлус, лейтенанты Б. Д. Кабышев, Н. Никитенко, ставшие в конце 1944 года Героями Советского Союза, и лейтенант Н. Ф. Малиновский. Только за период боевых действий по прорыву блокады Ленинграда 2 звена штурмовиков, где были ведущими Кабышев и Малиновский, в воздушных боях сбили 8 самолётов противника. Сегодня Генерал - лейтенант авиации Б. Д. Кабышев в запасе.

Высокие организаторские способности, волю и мужество проявили в боях командир 606-го полка майор В. А. Шалухин и его заместитель по политчасти майор П. А. Дюмин. Они своим примером при выполнении боевых задач воодушевляли личный состав полка. Умелыми, бесстрашными "свободными охотниками" показали себя лётчики этого полка Таякин, Цыбин, Тумашев. Летая ведущими пар по тылам противника, они уничтожили много боевой техники и живой силы противника.

Перелистывая сейчас пожелтевшие страницы архивных документов, мысленно возвращаешься к тем труднейшим дням, когда каждый шаг нашей работы был направлен на поддержание у личного состава высокого политико - морального состояния и укрепления духовных сил воздушных бойцов. В ходе напряжённых боёв связали свою судьбу с партией сотни лёчиков, штурманов, стрелков - радистов, техников и механиков.

В политическом отделе шло последовательное накопление материалов об опыте работы партийных и комсомольских организаций, о росте рядов партии, ведении контрпропаганды, об организации отдыха и досуга лётного состава, о воспитании ненависти к врагу, которые становились достоянием командиров и политработников вновь вливавшихся в дивизию частей и с успехом использовались в последующих боевых операциях...

(Из материалов сборника - "...И возвращались с победой".  Лениздат, 1986 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz