Орлов Виталий Дмитриевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Орлов Виталий Дмитриевич

Орлов Виталий Дмитриевич

Родился 15 апреля 1923 года в посёлке Белые Берега, ныне посёлок городского типа Фокинского райсовета города Брянск, в семье служащего. Образование начальное среднее. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году Виталий Орлов окончил Качинскую военную авиационну школу лётчиков.

С сентября 1943 года лейтенант В. Д. Орлов на фронтах Великой Отечественной войны.

К апрелю 1945 года командир звена 98-го Гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка  (Главное командование ВВС Советской Армии)  Гвардии старший лейтенант В. Д. Орлов совершил 210 боевых вылетов на прикрытие самолётов - корректировщиков, в 19 воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника.

31 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1965 года Гвардии полковник В. Д. Орлов - в запасе. Жил и работал в посёлке городского типа Купавна Железнодорожного горсовета Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Виталий Орлов родился в 12 км от Брянска в посёлке Белые Берега в семье бригадира заготовителей шахтного леса. В 1931 - 1933 годах семья жила в Свердловской области. Затем, в связи со смертью отца, переехала обратно в Брянскую область и поселилась в городе Карачев. Мать рано осталась с тремя малолетними детьми. Старшего сына Виталия взял на воспитание дядя. Так в 1935 году Виталий попал в посёлок Старая Купавна Московской области. В пионерском лагере возглавлял совет отряда. Первым сдавал нормы по военно - спортивной подготовке, был значкистом БГТО, ПВХО, ГСО. После окончания школы  (сейчас № 22)  поступил в Московский индустриально - инструкторский техникум. Но проучился там немного. В 1940 году, после окончания 8-го класса, поступил в филиал Ногинского аэроклуба на станции Чёрное Реутовского района. В марте 1941 года окончил курс обучения на самолёте У-2 и был направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. 15 апреля 1941 года курсант В. Д. Орлов принял военную присягу и отметил своё 18-летие.

С началом Великой Отечественной войны обучение в школе было приостановлено, курсанты были направлены на строительство оборонительных сооружений под Севастополем, были привлечены к несению патрульной службы в Севастопольском оборонительном районе. В августе авиационную школу перебазировали в посёлок Красный Кут Саратовской области. Курсанты всю осень и зиму использовались для строительства зданий и сооружений своей школы, а в марте 1942 года приступили к освоению истребителя И-16. После окончания курса обучения на этом истребителе они начали освоение британского истребителя "Харрикейн" и параллельно   (для желающих)  - отечественного истребителя Як-7.

Орлов быстро освоил истребитель Як-7. В мае 1943 года он был выпущен из школы и направлен на Центральный фронт в 133-й истребительный авиационный полк 234-й истребительной авиационной дивизии. Через месяц полк прибыл на полевой аэродром под Курском. В составе полка во время Орловско - Курской операции лейтенант В. Д. Орлов совершил более 20 боевых вылетов на прикрытие наземных войск от ударов авиации противника. 22 июля во время воздушного боя В. Д. Орлов был подбит над вражеской территорией, и он еле дотянул до передовых окопов наших войск. Орлова отправили в госпиталь, находящийся у линии фронта. Здесь он отказался от ампутации ног  (начиналась газовая гангрена).

После излечения, в сентябре 1943 года, был переведён в 98-й Гвардейский отдельный корректировочно - разведывательный авиационный полк в составе Центрального  (впоследствии - Белорусского и 1-го Белорусского)  фронта. Полк состоял из 2-х эскадрилий разведчиков - корректировщиков Ил-2 и одной эскадрильи истребителей Як-7  (а впоследствии - и Як-9), задачей которой было прикрытие в воздухе самолётов, выполнявших разведку и корректировку артиллерийского огня.

Ввиду малого количества истребителей прикрытия им приходилось в периоды активных боевых действий совершать до 5 - 6 полётов в сутки. Полёты производились в составе пары или четвёрки. В этом полку В. Д. Орлов воевал до конца войны. Участвовал в составе 16-й Воздушной армии в подготовке и проведении почти всех операций Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронта, в частности, Черниговско - Припятской, Гомельско - Речицкой, Белорусской   ("Багратион")  на территории Украины и Белоруссии, Висло - Одерской и Берлинской операций на территории Польши и Германии.

После 50 удачных вылетов Орлов в свои 20 лет был награждён орденом Красного Знамени. А за 126 боевых вылетов был представлен ко второму ордену Красного Знамени.

24 июня 1944 года наши войска, наступавшие на Рогачёвско - Бобруйском направлении, встретили упорное сопротивление противника, задержавшее продвижение войск. По заданию начальника разведки 1-го Белорусского фронта В. Д. Орлов во главе пары истребителей вылетел на визуальную разведку немецкого переднего края обороны на участке длиной 25 км. В процессе полёта он многократно снижался до высоты 25 - 50 метров и с этой высоты определял наличие живой силы, огневых точек, оборонительных сооружений и техники врага. Результаты наблюдений он передавал по радио. Немцы вели огонь по его самолёту их всех видов оружия, но он отлично справился с боевым заданием. По результатам этой разведки были проведены прицельные артиллерийская и авиационная обработка немецкого переднего края, и наступление наших войск было возобновлено.

В тот же день, во время прикрытия корректировщика Ил-2 в районе населённого пункта Новосёлки северо - западнее города Рогачёв, В. Д. Орлов получил сообщение о том, что в данном районе находится немецкий самолёт - корректировщик FW-189, управляющий огнём артиллерии. Орлов разыскал этот самолёт и несколькими очередями сбил его.

25 августа 1944 года при выполнении боевого задания в районе города Вышкув  (в 60 км северо - восточнее Варшавы)  В. Д. Орлов во главе пары Як-9Д прикрывал самолёт Ил-2 и был атакован 6 FW-190. Умелым манёвром Орлов отсёк атаки истребителей от штурмовика Ил-2 и связал их боем, дав возможность прикрываемому самолёту без повреждений вернуться на свой аэродром.

10 сентября 1944 года В. Д. Орлов в паре Як-9 прикрывал Ил-2, корректировавший огонь артиллерии по переправе противника через Вислу в районе Прага  (пригород Варшавы). Внезапно 4 FW-190 атаковали наш корректировщик. Завязался неравный воздушный бой, в котором В. Д. Орлов сбил вражеский истребитель и дал возможность прикрываемому самолёту выполнить боевую задачу. В результате корректирования переправа была разрушена.

21 октября 1944 года В. Д. Орлов, ведущий пары, вылетел на прикрытие самолёта Ил-2, производившего визуальную разведку в районе Панове - Барове северо - западнее Варшавы. Ведомый из-за неисправности своего самолёта вернулся на аэродром. Оставшись один, Орлов заметил 10 FW-190, которые, построившись в круг, бомбили боевые порядки наших войск. Используя облачность и преимущество в высоте, Орлов сверху атаковал вражеские самолёты и сбил один из них.

8 марта 1945 года В. Д. Орлов прикрывал самолёт Ил-2, производивший визуальную разведку в районе города Кюстрин  (Костшин). Пара FW-190 пыталась атаковать самолёт - разведчик. В. Д. Орлов отразил атаку, завязал воздушный бой и подбил один вражеский самолёт, который с дымом и снижением ушёл на запад. Экипаж разведчика успешно выполнил своё задание, обнаружив 5 батарей противника.

24 марта 1945 года, прикрывая самолёт Ил-2, фотографировавший оборону противника в районе северо - западнее города Кюстрин, В. Д. Орлов в паре с ведомым встретил 2 FW-190 и навязал им воздушный бой, в результате чего самолёты противника сбросили бомбы на расположение своих войск и ушли обратным курсом.

В апреле 1945 года защищал нашу переправу на Эльбе от налёта немецких штурмовиков. Последний самолёт сбил 27 апреля 1945 года.

За время войны В. Д. Орлов совершил 210 боевых вылетов, из них 187 - на прикрытие своих самолётов - разведчиков и корректировщиков, не потеряв при этом ни одного охраняемого самолёта. В воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника и 12 - в группе с товарищами.

Орлов В.Д.

При прикрытии В. Д. Орловым в результате работы самолётов - разведчиков и корректировщиков было уничтожено и подавлено 65 артиллерийских батарей, разрушено 5 переправ, уничтожено 24 танка и 26 автомашин, сфотографирован 7651 квадратный километр площади обороны противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение заданий командования, проявленное мужество и героизм командир звена 98-го Гвардейского Пражского орденов Суворова и Кутузова отдельного разведывательного авиационного полка Главного командования ВВС Советской Армии Гвардии старший лейтенант Орлов Виталий Дмитриевич удостоен звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 6778).

12 июня 1945 года на аэродроме Фюрстен - Вальде в Германии "Золотую Звезду" ему вручил командующий артиллерией 1-го Белорусского фронта, впоследствии маршал артиллерии В. И. Казаков.

Гвардии старший лейтенант  (в этом звании он закончил войну)  В. Д. Орлов также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За отвагу", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина" и другими  (всего 21 медаль).

После окончания Великой Отечественной войны В. Д. Орлов продолжил служить в ВВС на лётно - командных должностях. В феврале 1946 года его полк передислоцировали в Грузию, в город Миха Цхакая, где он освоил американские самолёты "Аэрокобра" и "Кингкобра". В ноябре 1946 года В. Д. Орлов был переведён в парадную дивизию на аэродром в Кубинке  (Московская область), где освоил реактивные истребители Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15 и МиГ-17. На этих самолётах он участвовал в 7 воздушных парадах над Красной площадью в Москве.

В 1949 году В. Д. Орлов окончил Высшие курсы усовершенствования командного состава ВВС в Таганроге, был аттестован на должность командира полка и направлен в группу советских войск в Китайскую Народную Республику, на полуостров Ляодунь.

В 1952 - 1957 годах учился в Академии ВВС  (Монино, Московская область)  на командно - штабном факультете. После окончания Академии в 1957 - 1960 годах командовал полком истребителей в Закарпатье. В 1960 году был назначен помощником командира истребительной авиационной дивизии по огневой и тактической подготовке в Южной группе войск в Венгерской Народной Республике. Там он освоил самолёт МиГ-21 всех модификаций. Затем был переведён в Одесский военный округ на должность заместителя командира истребительной авиационной дивизии для переучивания лётного состава на самолёт МиГ-21.

Орлов В.Д.

В 1965 году военный лётчик 1-го класса Гвардии полковник В. Д. Орлов по состоянию здоровья был уволен в запас, а в 1970 году - в отставку. После ухода в запас он вернулся с семьёй в город Старая Купавна. Работал испытателем авиационных агрегатов на Балашихинском заводе "Рубин". С 1969 года работал в Старой Купавне заместителем директора базы № 1 "Химреактив", заместителем директора НИИ по биологическим испытаниям химических соединений, заместителем начальника отдела проектирования природоохранных объектов химико - фармацевтического комбината "Акрихин".

С 1976 года В. Д. Орлов на пенсии, принимает активное участие в общественной жизни города и Московской области. Трижды избирался в Совет народных депутатов, возглавлял административную комиссию, является членом клуба Героев Советского Союза, Совета ветеранов города Старая Купавна, Ногинского района и Московской области. Часто встречается со школьниками, студентами, молодыми воинами, внося свой вклад в патриотическое воспитание молодёжи. Участвовал в Парадах Победы 1995 и 2005 годов в Москве.

В канун 50-летия Победы ему было присвоено звание Почётного гражданина Ногинска. Почётный гражданин Старой Купавны  (1999 год). Почётный гражданин Московской области.

Гвардии полковник в отставке В. Д. Орлов - единственный из ныне живущих в Ногинском районе Героев Советского Союза. В 2005 году в 9-й раз он принял участие в Параде Победы на Красной площади. 8 мая 2006 года участвовал во встрече с Президентом РФ в Кремле.

В Старой Купавне с 2004 года проводится традиционный юношеский турнир по дзюдо Москвы и Московской области на приз Героя Советского Союза В. Д. Орлова.

*     *     *

ДОЛГАЯ ДОРОГА В НЕБО.

Орлов Виталий Дмитриевич

Были мирные 1930-е годы, и Виталик вместе с дворовыми приятелями запускал в небо самодельных змеев, мастерил упрямо не желающие подниматься в воздух самолётики. Он, как и все, слушал по радио увлекательные рассказы о подвигах лётчиков - полярников, распевал популярную в то время песню про то, как "всё выше, и выше, и выше стремим мы полёт наших птиц". Но никогда не задумывался всерьёз о том, чтобы стать лётчиком. И кто ведает, как бы "карта легла", не отпусти его родители из их маленького рабочего посёлка Белые Берега, что на Брянщине, в подмосковную Купавну, погостить у дяди Миши.

Здесь-то как раз и произошло то, что навсегда определило выбор жизненного пути. Он увидел авиацию, что называется, вблизи, рядом. Самолёты можно было потрогать руками и даже посидеть в кабине пилота. Было это на аэродроме в Монино, что располагался неподалёку от Старой Купавны. Мальчишки пропадали там с утра до вечера, наблюдая за взлётом и посадкой воздушных кораблей. Однажды там приземлился самолёт, который пилотировали первые Герои Советского Союза лётчики, спасавшие челюскинцев. Ребята восхищённо слушали их рассказы о труднейших посадках на дрейфующую льдину, о борьбе с разъярённой стихией. Виталик вдруг загадал: "Я буду таким же смелым лётчиком и обязательно стану Героем Советского Союза".

Задумка осуществилась в самом начале войны, а вот "Золотая Звезда" Героя появилась на кителе Гвардии капитана Виталия Дмитриевича Орлова через 2 недели после салюта Победы 24 мая 1945 года.

Если его длинный путь в небо поделить на этапы, то основными, пожалуй, можно считать аэроклуб и Качинское училище военных лётчиков, откуда он в августе 1943 года в составе 133-го авиационного полка 234-й авиационной дивизии вылетел на фронтовой аэродром, который базировался под Полтавой. Отныне и до конца войны ему предстояло летать на "Яках". А пока многократные учебные полёты, отработка боевых навыков и приёмов. Взлёт посадка, взлёт посадка. До дрожи в мышцах, до изнеможения.

Взлетел, увидел противника, сбил. Да, порой так скупо, кратко говорили лётчики Великой Отечественной. Многие из них сравнивают первый боевой вылет с первой любовью. В том смысле, что он остаётся в памяти на всю оставшуюся жизнь. Гвардии полковник в отставке Виталий Дмитриевич Орлов тоже отчётливо, до мелочей, помнит свою первую победу - сбитый немецкий "Фоккер". Можно об этом рассказывать долго, с подробностями, а можно и проще: взлетел, увидел, сбил. Он улыбчиво щурит сохранившие профессиональную зоркость глаза.

- Вас как устраивает ?   Ну, ладно, расскажу. В самый разгар боёв на Курской дуге нам приходилось подниматься в воздух по нескольку раз в сутки. Доходило до того, что после посадки оставались в своих самолётах, отдыхали прямо в кабине. А то ведь как частенько получалось ?   Не успеешь чуток размяться по аэродрому, как снова сигнал тревоги. И бежишь со всех ног обратно к машине. Однажды взлетели всем звеном. В сторону наших позиций направлялась группа немецких самолётов. Была поставлена задача не пропустить их, не дать им отбомбиться. В то время советские войска готовились к наступлению и сосредоточили в этом районе много боевой техники...

Я был ведомым у более опытного лётчика Николая Оводова. Уже через несколько минут после взлёта мы увидели немцев и сходу ринулись в атаку. Фрицы не ожидали такого бешеного натиска и рассыпались в разные стороны. Николай по рации сообщил мне, что начинает преследовать ближайший к нему "Фоккер". Так получилось, что немец всё же сумел от моего ведущего сбежать. Зато между мной и Николаем внезапно возник ещё один "Фоккер". Я успел крикнуть напарнику, чтобы он резко уходил вправо: фашист мог дать очередь по его хвосту. В этот миг "Фоккер" подставил мне собственное "пузо", по которому я от радости шарахнул сразу из всех огневых точек. Он задымил, несколько раз перевернулся и понёсся к земле...

Последний бой, он трудный самый.... Его он тоже помнит, будто вчера это было. Война подходила к концу. Наши войска готовились к решительному наступлению на Берлин. Ждали приказа форсировать реку Одер. На ней к тому времени не осталось ни одного целого моста: немецкие бомбардировщики изо всех сил старались сорвать операцию. Нашим сапёрным частям приходилось под бомбёжками ладить понтонные мосты. Но вот беда: не успеют они навести переправу, как тут же, словно по заказу, появляются "Фоккеры" и начинают вести прицельное бомбометание. Сделают пару заходов, и всё, переправы как не бывало. А сколько людей гибло под бомбами, сколько боевой техники выходило из строя !

Лётчики их полка получили приказ патрулировать этот воздушный район, чтобы перехватывать немцев ещё на подступах к переправе. Стоял весенний солнечный день. Внизу голубой лентой лежал Одер. "Як" Орлова барражировал на высоте 3000 метров. Виталий по привычке часто крутил головой влево - вправо. Скорости большие, всё решают доли секунды. Проворонишь фрица - поминай, как звали. И тут он заметил: 6 FW-190 идут бомбить переправу. Немедленно по рации передал об этом в полк, а сам приготовился атаковать.

Немцы заметили истребитель, перегруппировались: 4 самолёта устремились к реке, а 2 направились к Орлову. В это время у него заработала рация: "Сирень-33  (это был позывной Виталия")  держись !   К тебе на подмогу идёт звено второй эскадрильи".

Сообщение о помощи обрадовало, придало решимости. Между тем "Фоккеры" взяли самолёт Орлова "в вилку". Один держал под прицелом нос, второй плотно сел на хвост. Положение было патовое. Ещё несколько секунд, и конец. И тут Виталий применил свой излюбленный приём. Он перевернул самолёт через крыло и резко ушёл в штопор. Немцы манёвра не поняли, а пока соображали, что к чему, "Як" Орлова уже атаковал одного из тех "Фоккеров", что собирались опустошить свои бомболюки над переправой. На малой высоте он начисто срезал немцу обе плоскости, и тот неуклюже рухнул в реку. Через несколько минут подоспели наши самолёты, и фрицы спешно ретировались, не пожелав повторять судьбу своего коллеги. Этот воздушный бой был для Виталия Дмитриевича последним. И, как он сам считает, одним из самых трудных.

Мы разговариваем в ухоженной, чистенькой квартире, которую ветераны Великой Отечественной войны Виталий Дмитриевич и Ольга Андреевна Орловы получили около 10 лет назад. На столе несколько альбомов с множеством дорогих сердцу фотографий.

- Вот он возле своего МиГ-17, - протягивает мне снимок мужа Ольга Андреевна. - Какой год ?   1963-й, Кубинка. А вот на Красной площади после Парада Победы. Представляете, он в них участвовал аж 7 раз !

Супруги по случаю приезда журналистов при полном параде. На пиджаке жены нет свободного места от медалей. Но до мужа ей, конечно, далеко. У него боевых орденов столько, что на целую эскадрилью хватит. Не говоря уже о главной награде - "Золотой Звезде" Героя.

Ещё до встречи с Орловыми мне было известно: Ольга Андреевна совсем юной девчонкой добровольно ушла на фронт, окончила ускоренные курсы авиационных стрелков - радистов, а это самая уязвимая специальность в экипаже боевого самолёта.

И конечно, был у неё свой первый боевой вылет на ТБ-3 - тяжёлом бомбардировщике. Тут вышел казус. Самолёт уже почти на старт вырулил, а стрелок - радист вдруг возьми да заболей. Командир вызвал Ольгу и не приказал - попросил выручить. Вообще-то девушку берегли, на опасные вылеты старались не посылать. Но здесь случай был особый. Стояла холодная зима. Люк стрелка - радиста, как известно, открыт и продуваем всеми ветрами. Ольга вообще невелика росточком, а в ту пору ещё и худенькая. Тёплый комбинезон ей кое-как по размеру подобрали. А вот с унтами - проблема. В полку одни мужики, где там сыщешь обувь 35-го размера ?

В.Д.Орлов с женой.

Кто-то посоветовал надеть унты поверх сапог. Так и сделала. Не больно красиво, зато в полёте не мёрзла. Стрелять, правда, в тот раз не пришлось: удачно отбомбились и, выполнив боевой приказ, вернулись на родной аэродром.

Познакомились они с Виталием на прифронтовом аэродроме совершенно случайно. Она несла в штаб полка на вытянутых руках полученные на складе канцтовары. Он торопился по своим делам, и они неудачно разминулись. Карандаши рассыпались по земле. Виталий, тогда ещё лейтенант, бросился их собирать. Когда собрал, попросил один. Потом долго прощался, но почему-то не спешил уйти. Так они и познакомились...

Это было в 1944 году. Потом с благословения начальства расписались. С тех пор всю жизнь вместе. После войны Орлов продолжал летать на истребителях, но теперь уже на реактивных. Менялись места службы, страны, гарнизоны. Неизменными оставались лишь их чувства друг к другу. Уже и дети постарели, внуки повзрослели, правнуки подросли. А они, эти двое светлых душой и разумом ветеранов, продолжают любить жизнь и помнить войну, с которой 65 лет назад вернулись победителями.

(Из материалов сборника - "Подвиг. Победа. Память". Издательский дом "Московия", 2010 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz