Родился 7 Марта 1923 года в городе Ташкент (Узбекистан),
в семье служащего. Образование неполное среднее. С Июня 1941 года в Красной Армии.
В 1942 году окончил Чкаловскую военно - авиационную школу пилотов.
С сентября 1942 года Николай Полагушин в действующей армии. К Январю 1945 года
командир эскадрильи 15-го Гвардейского штурмового авиационного полка
(277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский
фронт) Гвардии капитан Н. И. Полагушин совершил 192 боевых вылета на
штурмовку аэродромов, железнодорожных составов и войск противника, нанеся ему
большой урон.
19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные
в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил 259 успешных боевых вылетов. Был трижды ранен.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие
лётно - тактические курсы. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С
1958 года Гвардии полковник Н. И. Полагушин - в запасе. Жил в Москве. Работал в
НИИ молекулярной биологии. Умер в 1999 году. 5 Декабря 2002 года на корпусе № 306
(кирпичная башня за 3-м торговым центром), где жил Полагушин, был открыт памятный
знак. 29 Ноября 2006 года состоялась церемония открытия памятной доски в честь
переименования проезда № 4912 (проезд от Центрального проспекта к Панфиловскому)
в улицу Лётчика Полагушина.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды),
Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды;
медалями.
* * *
С Николаем Ивановичем Полагушиным, Полковником запаса, мы встретились
на его московской квартире. Он невысок ростом, коренаст, круглолиц. В глазах то
загораются огоньки, когда он говорит о воздушных боях, то гаснут, когда вспоминает
о погибшем товарище. Разговаривая, как все лётчики, жестикулирует. Прямой, откровенный,
временами даже дерзкий в молодости, он и теперь остался таким же, правда, стал
сдержаннее, менее эмоциональным. В годы Великой Отечественной войны Николай
Иванович совершил 259 успешных боевых вылетов. 3 раза падал, 13 раз шёл на
вынужденную. Был ранен. Но каждый раз командир эскадрильи 15-го Гвардейского
Краснознамённого Невского штурмового авиационного полка Гвардии капитан Н. И.
Полагушин возвращался в строй и снова бил врага. За мужество и отвагу, проявленные
в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, награждён орденом Ленина, 4-мя
орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны
2-й степени, Красной Звезды, медалью "За отвагу". Ему присвоено высокое звание
Героя Советского Союза.
Николай Иванович, как истинные герои, оказался скромным человеком.
Он больше и охотнее рассказывал о своих однополчанах, чем о себе.
- Лучше напишите о Григории Мыльникове, моём фронтовом учителе,
или о Сергее Потапове, с которым приходилось часто летать. Отличные лётчики. А я
что ? Воевал как все...
Как все... Это верно. Ему, как и многим другим, не исполнилось
полных 19-ти, когда он после окончания школы военных лётчиков имени В. П. Чкалова
прибыл на Ленинградский фронт. Крутой подбородок с ямкой, прямой взгляд свидетельствовали
о твёрдом характере сержанта Николая Полагушина.
Он и был таким - решительным, волевым. Позже, характеризуя лётчика,
командир полка Майор А. Фефелов так писал о нём в одном из документов:
"Преодолевая плотный огонь зенитной артиллерии, в сложных метеорологических условиях
всегда точно выходил на цель, и только уничтожив её, возвращался на свой аэродром".
Первый боевой вылет оказался для Николая неудачным. В ходе боя он
потерял ведущего и вернулся на аэродром с полным запасом неизрасходованных бомб
и снарядов. На вопрос командира, что случилось, честно признался: цели не нашёл,
а кидать бомбы куда попало - не годится. Уже в этом факте просматривался его
характер - делать всё на совесть, если бить врага, то наверняка.
Опыт приходил от полёта к полету. Николай часто летал в паре с
командиром эскадрильи Григорием Мыльниковым, учился у него мастерству. Они вместе
бомбили вражеские эшелоны, дороги, мосты, аэродромы.
Имя Майора Г. Мыльникова было широко известно на Ленинградском
фронте. Многие лётчики, в том числе будущие дважды Герои Советского Союза В.
Алексенко, Е. Кунгурцев, А. Прохоров, были его учениками. Школу Мыльникова,
этого непревзойдённого мастера штурмовых ударов, ставшего к концу войны тоже
дважды Героем, прошёл и Николай Полагушин.
Молодой пилот быстро приобрёл репутацию отважного, умелого
лётчика - штурмовика. В Сентябре 1943 года фронтовая газета "На страже Родины"
писала о нём: "Он завоевал славу бесстрашного воздушного
бойца. Его краснозвёздную грозную машину видели пехотинцы в боях за освобождение
городов и сёл Ленинградской области".
А вот что говорилось в представлении к званию Героя Советского Союза:
"14 Июня 1944 года при прорыве второй линии
обороны противника на Карельском перешейке на участке Мустамяки - Кутерселькя
сделал 4 захода на прикрытие наших наземных войск, сопровождение танков и пехоты
в наступлении. В решающие часы штурма, между 16 - 18 часами, Полагушин возглавил
шестёрку "Илов" для нанесения бомбово - пушечного удара по опорным пунктам врага
Мустамяки и Кирьявола. Группа пробыла над целью 25 минут, сделала 5 заходов по
укреплениям и огневым средствам, подавила одну артбатарею, зажгла и взорвала 6
зданий, превращённых в огневые точки, 1 крупный склад с боеприпасами, истребила
значительное число пехоты в траншеях.
29 Июня 1944 года 18 Ил-2 под командованием Полагушина вылетели
для массированного удара по узлу сопротивления противника в Портинхайка. На
подступах к цели Полагушин был предупреждён о наличии в воздухе большого числа
истребителей противника. Несмотря на это, он вывел группу на цель и метко атаковал
её. На выходе из атаки штурмовиков атаковали 18 FW-190. Полагушин организовал
оборону группы и вступил в бой с истребителями противника, в котором лично сбил
FW-190. Цель массированного удара была достигнута. Наши войска овладели опорным
пунктом Портинхайка".
Скупые строки документов сообщают лишь о конечных результатах
боевой деятельности лётчика. Но они ничего не говорят о том, как достигались
эти успехи, за счёт чего. Между тем Николай Полагушин отличался удивительной
точностью штурмовых ударов. Каждая бомба, каждая пушечная очередь достигали
цели.
Показателен в этом отношении полёт, который состоялся 22 Июля
1943 года. Будучи ведущим пары, он с двух заходов уничтожил вражеский железнодорожный
эшелон. Сначала метким бомбовым ударом вывел из строя паровоз, затем штурмовики
"прочесали" эшелон огнём из пушек и пулемётов. Состав из трёх десятков вагонов
запылал огромным костром.
Прочтя эти строки, возможно кто-нибудь скажет: ну и что ?
Все так действовали. Верно. Все бомбили, все "прочесывали" эшелоны пулемётным
огнем. Но не всем удавалось поражать цели с такой точностью, потому что не
хватало в момент атаки достаточного хладнокровия. "Секрет" Полагушина как раз и
заключался в том, что он обладал исключительной выдержкой. Атакуя цель, сосредоточивал
своё внимание на том, чтобы точно выдержать угол пикирования, точно прицелиться,
вовремя нажать кнопку бомбосбрасывателя. Не всякий мог действовать так спокойно,
когда кругом мечется смерть в облике пулемётных очередей и разрывов зенитных
снарядов. А Николай Полагушин действовал именно так: во время боя он видел
только врага и всё своё умение, все силы и волю отдавал тому, чтобы уничтожить
его.
О результативности ударов Полагушина свидетельствуют такие
цифры. Только с Сентября 1942 года по Октябрь 1944 года он уничтожил более 260
целей, в том числе 6 дальнобойных орудий. За каждой цифрой - встречи с истребителями
противника, яростный зенитный огонь. Каждый полёт требовал высочайшей собранности,
умения, отваги, мужества.
О борьбе с дальнобойной артиллерией противника следует сказать
особо. Система противовоздушной обороны Ленинграда надёжно прикрывала небо над
городом. Фашистская авиация при каждом налёте несла ощутимые потери. В силу этого
противник предпринял обстрел города из дальнобойных орудий. Фашисты безжалостно
уничтожали жилые дома, архитектурные памятники, музеи, театры, убивали мирных
жителей героического Ленинграда. В 1943 году город подвергался обстрелу в течение
230 дней. По нему были выпущены десятки тысяч снарядов. Подавить огонь дальнобойных
орудий - значит спасти жизнь сотням, тысячам ленинградцев, предотвратить разрушение
города. Но сделать это было не просто - гитлеровцы прикрывали зенитным огнём
каждую пушку. Поэтому вылет на подавление вражеских дальнобойных батарей
считался заданием особой важности и опасности.
Полагушин неоднократно вылетал на выполнение подобных заданий.
Один из таких полётов состоялся в канун полного разгрома фашистских войск под
Ленинградом. В тот день, 6 Января 1944 года, стояла плохая порода: видимость
50 - 75 метров, высота облачности 100 метров, снегопад. В подобных метеоусловиях
обычно не летали. И всё же надо было помешать гитлеровским артиллеристам вести
огонь с высоты 172,3 - так на топографических картах обозначалась Воронья гора
у станции Можайская.
В полку служило много храбрых, отважных лётчиков, мастеров
своего дела. Каждого можно было послать на это задание. Но командир остановил
свой выбор на Полагушине. Этот молодой Лейтенант отличался умением безошибочно
выходить на цель в любых условиях, бить без промаха. Именно такой лётчик был и
нужен.
Линию фронта штурмовики прошли без помех. Ни одного выстрела.
В такую погоду трудно даже представить возможность налёта авиации. Метель и
холод загнали фашистов в землянки.
Полагушин ещё раз взглянул на карту, потом на часы. По времени
группа уже должна быть у цели. Но сквозь непрерывно падавший снег по-прежнему
ничего не было видно. Лишь струятся, как живые, хвосты поземки. Полагушин развернул
самолет вправо, чтобы зайти на врага со стороны залива. Последний маневр. Теперь
всё внимание земле. Спустя минуту под крылом показались тёмные сосны. Это и есть
высота 172,3. Вся покрытая лесом, с крутыми скатами, она господствует над окружающей
местностью на десятки километров. В ясную погоду немцы хорошо видели с неё
Ленинград.
Полагушин заложил крутой вираж. И тут он заметил что-то тёмное,
похожее на поваленные стволы деревьев. Эти "стволы" показались ему подозрительными.
Если это действительно деревья, то почему их не засыпало снегом ? И потом -
макушек не видно, одни стволы.
Снова разворот. Самолёты идут над самой землёй. В последний момент
перед очередным маневром лётчик понял, что подозрительные "стволы" - это пороховая
гарь, остающаяся после выстрелов тяжёлых орудий, её ещё не запорошило снегом.
- Так вот вы где, голубушки. Ну, держитесь ! За мной !
Вёл ли Полагушин пару "Илов", как в этом полёте, или эскадрилью,
он всегда подавал такую команду: "За мной !" Он любил свои "Ильюшины". По
этой команде они как вихрь обрушивались на врага, уничтожали его. Не случайно
наши воины прозвали их "летающими танками", потому что штурмовики ходили на
бреющем, поддерживали своим мощным огнём наземные войска и в первую очередь,
конечно, её, матушку - пехоту.
Полагушин набрал высоту, развернулся и с пикирования сбросил бомбы,
выпустил реактивные снаряды. То же самое сделал ведомый. На огневой позиции фашистских
артиллеристов взметнулись багрово - чёрные султаны разрывов. Молчавшая до сих пор
Воронья гора ощетинилась огненными пулемётными трассами, разрывами зенитных снарядов.
Но Николай Полагушин уже вцепился во врага и теперь не уйдёт отсюда, пока не уничтожит
его. Такой у него характер - бить фашистов насмерть.
Снова заход. Снова летят бомбы. В пламени пожара видно, как разбегаются
вражеские артиллеристы, пытаясь укрыться от огня штурмовиков.
- А-а, побежали ! Получайте !
На головы фашистов обрушился шквал пушечно - пулемётного огня.
Ещё атака - и снова глухо стучат авиационные пушки.
Штурмовики исчезли так же внезапно, как и появились. Вражеская
артиллерийская батарея перестала существовать.
* * *
В Санкт - Петербурге живёт бывший стрелок - радист Николая
Ивановича Полагушина, кавалер орденов Славы всех 3-х степеней Иван Егорович
Хлынин. Когда его спрашивают, чем Полагушин выделялся среди лётчиков полка, он,
не задумываясь, отвечает:
- Бесстрашием. Я не хочу этим сказать, что остальные лётчики
полка не обладали мужеством, отвагой. Нет, это было бы неверно. Но я летал со
многими и скажу: да, бесстрашием. Когда Полагушин вылетал на боевое задание, он
думал только о том, как выполнить поставленную задачу. Об опасностях, подстерегавших
нас в полёте, забывал. Только потом, на аэродроме, разглядывая пробоины в машине,
говорил: "А ведь нас, Ваня, могли сбить"...
Когда Хлынин впервые отправился в полёт с Полагушиным, лётчик
повёл самолёт к заливу. Затем резко снизился и пошёл над самой водой, чуть ли
не срезая гребешки волн плоскостью штурмовика.
- Командир, зачем ты это делаешь ?
- Проверяю, не трусишь ли ?
- Нашёл кого проверять !
Иван Хлынин к тому времени совершил уже 29 успешных боевых
вылетов, на его счету имелись сбитые вражеские самолёты. Командир экипажа об
этом знал и всё же решил испытать своего нового стрелка. Будучи бесстрашным
воздушным бойцом, он и летать предпочитал с такими же смелыми и отважными людьми.
Летал Николай Полагушин на предельно малой высоте. Это позволяло
ему внезапно появляться над целью. Чтобы повторить атаку, закладывал такой крутой
восходящий вираж с последующим пикированием, что со стороны казалось - в воздухе
истребитель, а не тяжёлый штурмовик. Того и гляди - бочки начнёт крутить. Но это
не было лихачеством. Так действовать вынуждала боевая обстановка.
- Иначе нельзя было, - поясняет Николай Иванович. - Дело в том,
что немцы одно время приспособились к нашей тактике. При выходе "Илов" из атаки
немецкие артиллеристы ставили завесу зенитного огня по курсу самолёта с некоторым
смещением вправо и влево, в зависимости от боевого порядка самолётов - шли ли мы
правым или левым пеленгом. Расчёт тут простой. Штурмовики наткнутся на стену
заградительного огня. Избежать гибели мог только тот, кто отлично владел техникой
пилотирования. Нужно было суметь развернуться в узком коридоре, который оставался
между стеной огня и самим самолётом. Если не сумеешь выполнить сложный маневр или
запоздаешь с его началом - плохо придётся. Вот и приходилось вертеться.
В памятный для Николая Ивановича день 18 Февраля 1944 года ему
было приказано во главе группы штурмовиков прикрыть наступление наших войск
западнее реки Нарвы, в районе Аувере - Ластеколония. Здесь шли ожесточённые бои.
Фашисты отчаянно сопротивлялись. Они беспрерывно атаковали, пытались остановить
наше продвижение, наступательный порыв советских воинов, воодушевлённых победой
под Ленинградом.
Самолёты прорвались сквозь зенитный огонь и ударили по вражеским
позициям. По курсу - артиллерийская батарея. Её огонь мешал продвижению советских
пехотинцев. Ведущий спикировал и сбросил бомбы. Теперь ручку на себя. "Ильюшин"
послушно задрал нос и с рёвом вышел из атаки. Впереди слева, как раз там, где
проходила кривая разворота, сплошная стена зенитного огня. Самолёт шёл прямо в
огненную ловушку, устроенную немцами. Серые клубки разрывов рядом. Кажется, ещё
немного - и гибель неизбежна.
Резкое движение левой ногой. Разрывы снарядов исчезли из поля
зрения. Они закрыты плоскостью самолёта, которая встала чуть ли не торчком. Но
лётчик физически ощущал их присутствие там, за бортом, кажется, даже чувствовал,
как осколки стучат по обшивке. Нога уперлась в педаль и не отпускала её. Штурмовик
выписал крутой вираж и благополучно миновал опасную зону.
И снова - пике. В прицеле танк. Он "пухнет" на глазах, и, когда
полностью вписывается во внешнее кольцо прицела, реактивные снаряды устремляются
к земле. И опять резкий маневр, при котором потемнело в глазах. Приборная доска
куда-то уплыла. Руки и ноги, однако, опережая сознание, привычно выполнили
необходимые движения.
В этот раз Полагушин сделал 9 заходов, уничтожил артиллерийское
орудие, зенитный пулемёт, танк и не менее 20 вражеских солдат.
Ничто не могло остановить Николая Полагушина при выполнении
боевого задания - ни сплошной зенитный огонь, ни вражеские истребители, ни
дождь, ни пурга. Он всё преодолевал на пути к цели и обязательно уничтожал её,
проявляя высокое чувство долга, умение, мужество и смелость.
Заметную роль в формировании характера Николая Полагушина
сыграл его отец - участник Гражданской войны, отдавший немало сил борьбе за
установление Советской власти в Узбекистане. Николай любил отца, гордился им.
Рассказы отца о походах и боях, о первых, трудных годах молодой Советской
власти, о борьбе с басмачами воспитали в сыне глубокое уважение к самоотверженным
борцам, для которых превыше всего были интересы Родины.
Николай рос честным, прямым в суждениях и поступках. Именно
поэтому одноклассники избрали его своим комсомольским вожаком. Возглавляемая
Николаем Полагушиным комсомольская организация была самой активной и боевой
среди организаций Ташкентских школ. Когда же пришла пора решать, кем быть, чему
посвятить свою жизнь, он выбрал авиацию. Провожая сына в большую жизнь, Полагушин -
старший сказал:
- Ты выбрал трудную дорогу. Постарайся честно, с полной отдачей
сил выполнять свои обязанности. Без этого не останется в жизни следа.
И Николай постоянно помнил этот наказ.
* * *
После окончания войны, до 1958 года, Н. С. Полагушин продолжал
служить в ВВС. Выйдя в запас, Николай Иванович проживал в Москве, затем в Зеленограде.
Много сил отдавал он военно - патриотической работе. Был частым гостем в школах
города, особенно в школе № 609.
В 3-м микрорайоне на корпусе № 306, там, где жил Герой
Советского Союза Н. И. Полагушин, в 2002 году был открыт памятный знак.
29 Ноября 2006 года состоялось торжественное открытие улицы
"Лётчика Полагушина" (бывший проезд № 4912).
- Эта улица будет самым лучшим памятником моему отцу, - сказал
на торжественном открытии сын Героя.
|