КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Волков Виктор Фёдорович |
Родился 7 февраля 1917 года в деревне Самсоново, ныне Даниловского района Ярославской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и техникум. С 1936 года Виктор Волков в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года лейтенант В. Ф. Волков в действующей армии. По июль 1941 года случил в 10-м ИАП; по декабрь 1941 года - в 163-м ИАП; по март 1945 года - в 157-м ИАП; затем - в Управлении 234-й ИАД. К карту 1944 года командир 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор В. Ф. Волков совершил 236 боевых вылетов. В 59 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы 8 самолётов противника. 1 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1972 года полковник В. Ф. Волков - в запасе. Жил и работал в Ярославле. Умер в 1989 году. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. "Лётчики нашей части и весь личный состав благодарят Вас, дорогие братья - ярославцы, за вашего земляка - Героя нашей отчизны майора В. Ф. Волкова. Мы просим вас от нашего имени поблагодарить Марию Ивановну Волкову, воспитавшую такого сына - Героя". Так писали однополчане и воспитанники Виктора Фёдоровича Волкова на родину героя - в Ярославль. Виктор Волков родился 7 февраля 1917 года в деревне Самсоново Даниловского района Ярославской губернии. Закончив школу, он поступил работать на автозавод (ныне моторный завод), затем перешёл на завод "Синтетический каучук". Сложные процессы производства требовали глубоких знаний, и В. Ф. Волков поступает учиться в Ярославский техникум. Настойчивый в учёбе, любознательный, он скоро становится одним из лучших студентов техникума. Комсомолец, прекрасный общественник, он быстро завоёвывает авторитет среди товарищей. В 1936 году В. Ф. Волкова призвали в армию. Пройдя медкомиссию, он получил направление в Одесскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил школу в 1938 году. На фронте с первого дня войны. Первую победу лейтенант В. Ф. Волков одержал 22 июня 1941 года, сбив около 6 часов утра один из атаковавших аэродром разведчиков Ju-88. За 2 года войны вырос от лётчика до командира 157-го истребительного авиационного полка - части с богатой боевой историей, где выросло 7 Героев Советского Союза, участвовавшего в боях с 1942 по 1945 год, сбившего в боях более 200 неприятельских самолётов. При формировании 157-го ИАП он был назначен его комэском. Принимал участие в боях на Калининском фронте. В 1943 году капитан В. Ф. Волков был назначен командиром 157-го авиационного полка, провёл его через сражение на Курской дуге, битву на Днепре. Только с 28 декабря 1942 года по 9 марта 1944 года лётчики полка под его командованием совершили 2458 боевых вылетов и сбили 131 вражеский самолёт. Боевая биография В. Ф. Волкова насыщена незабываемыми героическими подвигами, которые вошли в историю Отечественной войны примером храбрости и мужества. Известно, что фашистская авиация в начале войны имела численное превосходство и господствовала в воздухе. Но и в то тяжёлое время В. Ф. Волков беспощадно бил врага, смело и решительно вступал в бой с несколькими самолётами противника и всегда выходил победителем. В первый же день войны Волков блестяще выполнил специальное задание командования, показав высокое лётное мастерство. В августе 1941 года пара истребителей под командованием В. Ф. Волкова вылетели на перехват 10 вражеских самолётов, пытавшихся штурмовать наши войска в районе Подмолье - Холм. В. Ф. Волков вёл бой умело и решительно. Попытка врага штурмовать советские войска была сорвана. В этом бою Волков сбил 1 самолёт врага. Через несколько дней он повёл шестёрку самолётов на штурмовку аэродрома противника, расположенного в районе Боровского. Налёт был внезапным, уничтожено 30 вражеских самолётов. В этом бою самолет Волкова был подбит, а сам он ранен. И всё же, превозмогая боль, на повреждённом самолёте он привёл свою шестёрку на аэродром. В воздушном бою 9 августа 1942 года в районе Ржева четвёрка истребителей под командованием Волкова прикрывала действия наземных войск и встретила 30 "Юнкерсов". Наши лётчики смело вступили в бой. В первой же атаке Волков сбил фашистский бомбардировщик. Немцы растерялись, нарушили строй, а советские истребители снова перешли в атаку. "Юнкерсы" не выдержали стремительной атаки истребителей. Беспорядочно побросав бомбы, они поспешно удалились. Самолёт В. Ф. Волкова в ходе боя был сбит, но лётчику удалось спастись, покинув горящую машину с парашютом. О летних боях 1943 года вспоминает дважды Герой Советского Союза Андрей Егорович Боровых: "Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле - мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5 - 6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко. В одном из боёв в районе Понырей четвёрка наших истребителей под командованием командира полка майора В. Ф. Волкова встретила 8 FW-190. Бой был коротким, но жарким. Его итог: 3 сбитые фашистские машины. Наша четвёрка не понесла никаких потерь. Надо сказать, что командир полка майор В. Ф. Волков был для нас образцом воздушного бойца. Он смело шёл на врага, атаковал решительно и дерзко и часто завершал бой победой. Не отставали от него командир эскадрильи старший лейтенант И. В. Маслов и командир звена лейтенант В. Н. Залевский". В августе 1943 года В. Ф. Волков во главе 11 самолётов прикрывал действия наземных войск в районе Кром. В небе появились 50 фашистских бомбардировщиков, которых прикрывали 12 истребителей. Они шли несколькими эшелонами. Волков понимал, что бомбардировщики могут задержать наступление советских войск и сорвать задуманную операцию. Не медля ни секунды, он дал команду - "В атаку !" Смело ринулись советские истребители на врага. Они расчленили и нарушили боевые порядки бомбардировщиков и обратили их в бегство. В этом бою группа Волкова сбила 10 бомбардировщиков и 2 истребителя врага. Волков сбил 2 "Юнкерса". Все советские самолёты без потерь вернулись на аэродром. Тяжёлый бой пришлось вести 12 истребителям майора В. Ф. Волкова и в день 26-й годовщины Красной Армии. Группа Волкова патрулировала в воздухе, обеспечивая в районе Рогачев - Озаряне наступательные действия нашей пехоты. Появились 30 фашистских бомбардировщиков, прикрываемых 18 истребителями. 12 против 48. Но Волков смело повёл свою группу в атаку. И вот взорвался один бомбардировщик, 2 самолёта стремительно падали, оставляя за собой длинный шлейф огня и дыма. Потеряв 9 бомбардировщиков и 4 истребителя, сбросив беспорядочно бомбы, фашистские самолёты ушли на запад. Группа Волкова не имела ни одной потери. В этом бою В. Ф. Волков сбив один из истребителей противника - FW-190, прорвался к главной цели - к бомбардировщикам - и точной очередью зажёг лидера группы - Ju-87. Только за первые 3 года войны В. Ф. Волков совершил 236 боевых вылетов. Он блестяще провёл 59 воздушных боёв и сбил 23 самолёта врага. Каждый проведённый им бой был школой для лётчиков его полка. К каждому сражению он подходил творчески, всячески избегал трафарета и шаблона, в каждую схватку с врагом вносил новые тактические приёмы, умело строил порядки истребителей и талантливо организовывал атаки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, командир 157-го истребительного авиационного полка майор Волков Виктор Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Вскоре после этого, фото В. Ф. Волкова было опубликовано в центральной газете "Красная Звезда". К концу войны он довёл список личных побед до 17, совершил 290 боевых вылетов и провёл 75 воздушных боёв. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 8 групповых побед лётчика. ] Храбро бились с фашистами и его братья: Пётр, Леонид, Сергей, Александр, двое из них погибли в боях. После окончания войны Виктор Фёдорович продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал на многих реактивных типах боевых машин. Был заместителем командира дивизии. В 1972 году В. Ф. Волков в звании полковника демобилизовался из Советской Армии, поступил работать в ярославский городской Дворец пионеров и школьников, где более 10 лет заведовал отделом технического творчества, вёл большую военно - патриотическую работу среди молодёжи. Герой - лётчик является почётным гражданином города Данилова. Список всех известных побед
подполковника В. Ф. Волкова:
Окончательный разгром эскадры "Мёльдерс".По данным разведки, на центральном аэродроме в Бобруйске стояла истребительная эскадра "Мёльдерс", которая считалась одной из лучших у противника. Из опроса пленного лётчика, сбитого нами, выяснилось, что эскадра понесла от наших истребителей значительные потери в кадровом составе. В ней было 40% молодого лётного состава, и всё же немецкое командование возлагало большие надежды на эту эскадру, выставляя её на решающие участки фронта. Командир ИАД поставил перед 157-м авиаполком, которым командовал я, задачу: "Отнять инициативу у противника в воздухе. Нанести сокрушительный удар эскадре "Мёльдерс". 23 февраля 1944 года в течение дня авиация противника особой активности не проявляла. Мною была подготовлена группа в составе 14 экипажей лучшего лётного состава с целью дать сокрушительный воздушный бой эскадре "Мёльдерс". Базировались мы на аэродроме Юдичи, в 12 км от линии фронта. Лётный состав к выполнению боевой задачи был подготовлен хорошо. Тактику немецких истребителей наши лётчики знали в совершенстве. На вооружении у нас были самолёты Як-9Т (с 37-мм пушкой) и Як-1Б. К исходу дня 23 февраля за 1 час 30 минут до наступления темноты "Редутом" было обнаружено появление в воздухе в районе Бобруйска нескольких групп авиации противника. Очевидно, противник решил произвести массированный налёт на наши войска. Вся группа 14 экипажей находилась в готовности № 1 и по сигналу с КП вылетала в район цели Вылет и сбор группы в боевой порядок были произведены быстро и организованно. Боевой порядок нашей группы при следовании на линию фронта и до начала воздушного боя был следующий: 1-я ударная шестёрка истребителей Як-9Т в строю боевых пар шла на высоте 1500 - 1800 метров, ведущим этой группы был я. 2-я группа, 4 экипажа Як-1, шла выше и справа на высоте 2800 метров. Ведущим этой группы был Герой Советского Союза майор И. С. Зудилов. 3-я группа, 4 экипажа, шла на высоте 3500 - 4000 метров. Ведущим этой группы был дважды Герой Советского Союза майор А. Е. Боровых. Группы состояли из боевых, хорошо слётанных пар. Связь между группами (ведущими) была зрительная и по радио. Управление в воздушном бою осуществлялось по радио и сигналами, ранее выработанными. В этом боевом порядке, используя облачность и солнце, группа прошла на линию фронта. Я сразу же заметил на встречном курсе и на одной высоте группу истребителей противника из 6 FW-190. Это была группа "очистки" воздуха перед приходом главных сил. Я скомандовал по радио: "Двум группам в бой не вступать, веду бой своей группой". Сигнал был принят, и я шестёркой со стороны солнца атаковал истребителей противника. Они боя не приняли и на бреющем полёте по одному ушли на запад. Увлекаться погоней было бы ошибочно, так как основные силы противника были на подходе к линии фронта. Мы сохранили тот же боевой порядок и заняли наиболее выгодное положение над территорией противника. Я получил сигнал с радиостанции "Редут" о приближении большой группы немцев на моей высоте. В этот момент я увидел со стороны города Бобруйска 2 группы бомбардировщиков Ju-87 в количестве до 30 машин под прикрытием около 20 истребителей. Увидели противника и ведущие остальных групп. Я принял решение: своей шестёркой атаковать бомбардировщиков противника, второй четвёрке следовать за мной, а третьей четвёрке сковать истребителей противника. Сигнал был принят, и все 3 группы вступили в бой. Решительной атакой 10 экипажей удалось расстроить группы бомбардировщиков противника, и с первой атаки моей шестёрки 3 Ju-87 были сбиты. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбрасывая бомбы, стали уходить по одному на бреющем полёте. Часть бомб была сброшена ими на свои войска. Преследовать бомбардировщиков противника дальше не удалось, так как нам навязали бой истребители прикрытия. Третья четвёрка майора А. Е. Боровых атаковала сверху группу истребителей и сбила 2 FW-190. Бросив удирающих бомбардировщиков противника, я вступил в бой с их истребителями. Все наши группы сохранили свой прежний боевой порядок, за исключением четвёрки майора И. С. Зудилова, которая увлеклась преследованием бомбардировщиков и лишь позднее вступила в бой с истребителями, чем в дальнейшем улучшила наше положение. В бою мы применяли действие отдельных пар, взаимодействующих между собой; ведущие, чувствуя надёжное прикрытие, атаковали противника наверняка. С самого начала инициатива была в наших руках, немцы стали метаться и по одному уходить из боя, чем мы и воспользовались, сбивая одиночек. Воздушный бой происходил на вертикальном и горизонтальном маневрах в течение 35 минут. Бой закончился полной победой наших истребителей. Было сбито 4 бомбардировщика и 9 истребителей противника, своих потерь мы не имели. Этот бой решительно изменил воздушную обстановку в нашу пользу на всём участке нашего фронта. Действия истребителей противника стали весьма ограниченными и трусливыми. Господство в воздухе было завоевано нами. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |