КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Воронюк Василий Маркович |
Родился в 1919 году лётчик - истребитель. Участник Великой Отечественной войны с Октября 1942 года. Сражался в составе 236-го истребительного авиационного полка (25 Августа 1943 года преобразован в 112-й Гвардейский ИАП). К Маю 1945 года командир звена 112-й Гвардейского истребительного авиационного полка (10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия) Гвардии старший лейтенант В. М. Воронюк совершил 202 успешных боевых вылета. Проведя 82 воздушных боя, сбил 15 самолётов противника лично и 3 - в составе группы. После войны продолжал служить в ВВС, военный лётчик 1-го класса. В запас вышел в звании Полковник. Работал диспетчером в аэропорту. Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Красной Звезды; медалями. Весь боевой путь Василия Марковича Воронюка прошёл в составе 236-го истребительного авиационного полка (позднее ставшего 112-м Гвардейским ИАП). Воевать он начал в Октябре 1942 года, а закончил - в Мае 1945 года. Достаточно много эпизодов из боевой деятельности этого лётчика можно найти в известной книге Павла Михайловича Бойкова - "На главных направлениях", которые и предлагаются вашему вниманию. Вечером 28 Ноября для удара по аэродрому Питомник была направлена группа штурмовиков 190-го авиационного полка под прикрытием 8 истребителей из 236-го авиационного полка майор. При подходе к аэродрому противника наши лётчики обнаружили 15 транспортных самолётов Ju-52 под прикрытием 2-х звеньев Ме-109, 10 "Юнкерсов" уже находились на земле под разгрузкой. По команде ведущего штурмовой группы "Илы" произвели пуск реактивных снарядов и сбросили 24 бомбы, в результате чего сдетонировали только что доставленные на аэродром боеприпасы. Аэродром врага превратился в месиво. После удара по аэродрому командир группы Ил-2 Волчаренко принял решение штурмовой группой атаковать неприземлившиеся транспортные самолёты противника. Сообщив ведущему истребителей прикрытия о своём решении, он вступил в бой. Это был первый воздушный бой штурмовиков как многоцелевых самолётов. Бронированные штурмовики врезались в огромный клубок "Юнкерсов". Капитан Волчаренко развернулся влево и на высоте 600 метров атаковал головной Ju-52. Противник заметил атаку краснозвёздного Ил-2 и почти одновременно повернул в его сторону стволы 3-х пулемётов. Длинная пушечно - пулемётная очередь "Ила" полоснула "Юнкерс" и, как бритвой, срезала носовую часть самолёта. Взрывы бомб и снарядов на земле, натужный рёв моторов, беспрерывное мелькание самолётов и частая пушечно - пулемётная стрельба в воздухе в первый момент вызвали у вражеских зенитчиков некоторое замешательство. Однако они быстро пришли в себя и открыли яростный огонь по нашим самолётам. Но оказалось достаточно одной атаки пары "Илов" по огневым позициям зенитных батарей, и стрельба с земли прекратилась. Группа штурмовиков нанесла большой урон врагу на земле и в воздухе. Капитан Волчаренко сбил 2 в воздухе и поджёг на земле 3 "Юнкерса". Следуя примеру командира, лётчики Поляков, Забелин, Тавадзе и Ткачёв также сбили по 2 и группой - 4 транспортных самолёта, уничтожили 20 автомашин с боеприпасами. Не дремали и лётчики - истребители. Приказав звену Белоусова продолжать прикрывать "Илы" от 8 "Мессеров", Майор Антонец во главе 4 Як-1 занял выгодную позицию и первым атаковал их. Настигнутые метким пушечно - пулемётным огнём командира полка и его помощника И. И. Нагорных, 2 Ме-109, объятые пламенем, упали на границе аэродрома. Это сбило спесь у фашистов и определило перелом в ходе воздушного боя. Советские лётчики буквально замотали "Мессеров", и те не могли оказать помощь своим "Юнкерсам", с которыми спокойно расправлялись наши "Илы". В ходе воздушной схватки, сбив "Мессера", старший сержант Василий Воронюк получил серьёзное ранение в голову. Над разбитым фонарем ревел мотор, в кабину пилота врывался упругий морозный ветер. Превозмогая боль в голове, Воронюк интуитивно управлял истребителем. И вдруг начал терять сознание. Крылатая машина, увеличивая крен, неслась к земле. Из оцепенения лётчика вывела команда. - Воронюк, выводи самолёт ! - раздался в наушниках шлемофона властный голос ведущего группы. Казалось, лётчик не слышит и Як-1 вот-вот врежется в землю. Но в последнее мгновение Воронюк выполнил команду автоматически. Экипажи штурмовиков и истребителей облегчённо вздохнули. Истекая кровью, старший сержант В. М. Воронюк довёл повреждённый истребитель до аэродрома и был немедленно отправлен в госпиталь. В середине Декабря 1942 года немецкое командование, стремясь любой ценой проситься к 6-й армии, наращивало удары в полосе 51-й армии. Особенно яростным был натиск фашистов против 4-го механизированного корпуса и правого фланга 2-й Гвардейской армии, прибывшей из резерва Ставки. Там был кратчайший путь к окружённой группировке Паулюса. В результате успешного наступления войск Сталинградского фронта на Котельниковском направлении, в составе которого находились 2-я Гвардейская, 5-я ударная, 51-я и 8-я Воздушная армии, за одну педелю - с 24 по 30 Декабря - Манштейн был, по существу, разбит. Положение окруженных войск Паулюса значительно ухудшилось. Их снабжение по воздуху почти прекратилось. Летавшие из-под Ростова и с других баз транспортные самолёты врага, как правило, уничтожались нашими истребителями или сбивались зенитчиками. Родина высоко оценила боевое мастерство и мужество авиаторов. Большая группа личного состава 201-й авиационной дивизии была награждена орденами и медалями. Среди многих других, был и В. М. Воронюк. 8 Февраля 1943 года авиационные полки дивизии с рассвета прикрывали подвижные соединения 5-й ударной и 2-й Гвардейской армий. Лётный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои. Во второй половине дня звено Як-1 под командой Лейтенанта В. П. Тихонова, прикрывая наши войска в районе Шахты, встретило 12 Ju-88 в сопровождении 8 Ме-109. Несмотря на пятикратное превосходство, фашисты не выдержали натиска советских лётчиков и вынуждены были сбросить бомбы на свою же пехоту. В этом бою советские лётчики сбили 6 вражеских самолётов. В. П. Тихонов сбил 2 Ju-88. Его ведомые У. И. Шинкарук, В. Д. Ермаков и В. М. Воронюк сбили по одному Ме-109, ещё 1 Ju-88 уничтожили в группе. Весной 1943 года части 201-й истребительной авиационной дивизии, ведя бои в районе станицы Крымской, сбили 56 самолётов противника, из них лётчики 236-го полка - 33. 7 Мая был один из самых напряжённых дней. Полк провёл 5 групповых боёв, в которых участвовало 20 истребителей Як-1 против 122 самолётов противника: в этот день было сбито 13 самолётов противника. В связи с этим событием корпусная газета "Крылатый богатырь" писала: "Пример героев зовёт нас к подвигам. Слава храбрым и умелым воинам В. П. Тихонову, В. М. Воронюку, М. С. Липину, В. М. Макарову, И. М. Карачинскому, И. М. Капуле, И. М. Басову, Н. М. Павленко, В. И. Вереникину, У. И. Шинкаруку. За день ожесточённых боёв они сбили 13 самолётов противника". 15 Августа 1943 года группа в составе 8 Як-1 под командованием Младшего лейтенанта В. Н. Тихонова, прикрывая войска в районе Ахтырки, встретила 60 фашистских бомбардировщиков под прикрытием 20 Ме-109. Лётчики В. Тихонов, Н. Ветров, В. Воронюк, А. Суриков, И. Басов, М. Липин, С. Хмыров и В. Прохоров вступили в бой с превосходящими в 9 раз силами фашистов. После первого удара всей группой по головной девятке "Юнкерсов" было сбито 6 самолётов противника, в том числе 2 Ме-109 из прикрытия. Враг был буквально ошеломлён. Потеряв ещё 3 машины, немецкие лётчики вышли из боя. С 18 Августа 10-й истребительный авиационный корпус выполнял боевую задачу на ахтырском направлении, прикрывая с воздуха боевые порядки соединений 4-й Гвардейской и 27-й армий, обеспечивая действия частей 5-го штурмового авиационного корпуса. Воздушные бои носили исключительно ожесточённый характер. Утром 18 Августа по сигналу "Тревога !" с аэродрома взмыла в небо шестёрка Ла-5 под командованием Капитана В. Н. Орлова и была наведена на 100 бомбардировщиков Ju-87, летевших без истребителей прикрытия. Фашисты шли волнами на высоте 800 метров. Они были абсолютно уверены, что советские истребители будут атаковать их сверху, так как низкая высота полёта, казалось им, не позволяла истребителям атаковать снизу. Но "Лавочкины" пошли в лоб. Сближение и атака слились в короткий разящий удар, в результате которого В. Н. Орлов, А. И. Балясников, И. Г. Медведев сбили по одному самолёту. Но фашистские лётчики продолжали прорываться к нашим войскам. "Лавочкины" умело сманеврировали и теперь уже снизу сзади атаковали вторую группу Ju-87. Удар из пушек был удачен. Ещё 4 "Юнкерса" подожгли лётчики В. Н. Орлов, К. П. Фомичев, Н. Хватов и С. Ю. Ясанис. В это время успешно вели бой и другие истребители. Поднятые по тревоге, они дружно атаковали вражеские бомбардировщики с двух сторон и сбили 6 самолётов противника. С победой возвращались на свой аэродром лётчики А. Д. Гребенёв, Н. А. Плетнёв, В. Д. Ерохин, В. А. Рогожин, В. М. Воронюк, Н. И. Ветров. Решительные атаки советских лётчиков раскололи боевые порядки девяток "Юнкерсов", и их строй распался. Только и видели наши лётчики, как задымили двигатели вражеских самолётов, переведённые на форсированные режимы. Отставшие 2 "Юнкерса" советские истребители взяли в клещи и начали прижимать их к земле. Как ни старались враги найти лазейку, как ни юлили, они всюду натыкались на огненные трассы 4 краснозвёздных истребителей под командованием Лейтенанта Рогожина. В конце концов 2 вражеских бомбардировщика были посажены на наш аэродром. Славная победа летчиков полка быстро облетела авиационные полки корпуса. В части был проведён митинг и честь победителей. В Октябре 1943 года враг, предприняв попытку уничтожить водные переправы через Днепр в районе Зарубенцы - Щучинка, направлял туда большие группы бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Напряжение воздушных боёв нарастало с каждым днём. 22 Октября 1943 года, прикрывая наземные войска, 20 самолётов Як-1 112-го Гвардейского авиаполка были наведены на 3 группы вражеских бомбардировщиков и истребителей общим числом 200 самолётов. Разгорелись ожесточённые бои. Гвардейцы атаковали дерзко, стремительно и дружно. В этой схватке участвовали ведущий первой группы Подполковник С. М. Петухов с лётчиками В. Вереникиным, И. Рейделем, Н. Бродниковым, П. Бейдиком, В. Сазыкиным; ведущий второй группы Капитан Л. В. Дема с лётчиками В. Раскошным, П. Пашневым, Н. Рудаковым, Г. Сандаковым, И. Карачинским; ведущий третьей группы Герой Советского Союза Старший лейтенант В. Рогожин с лётчиками В. Воронюком, Н. Ветровым, И. Басовым, Г. Гридневым, Ф. Власиковым, И. Капулой, А. Немцовым. Динамика этих боёв видна в телеграмме, посланной на имя командира 10-го истребительного авиационного корпуса командующим 3-й Гвардейской танковой армией Генерал - лейтенантом П. С. Рыбалко: "Лётчики Вашего соединения, выполняя задание по прикрытию 3-й Гвардейской танковой армии, показали образцы боевых действий. Так, 22.10.1943 года в 13 часов 35 минут противник группами около 100 самолётов в каждой пытался бомбить боевые порядки наших войск в районе Ходорова. Находящиеся в воздухе истребители, получив сигнал о появлении бомбардировщиков противника, встретили их до подхода к переднему краю в районе Пни, Медведовка. В течение 20 - 25 минут стремительными атаками расстроили их боевые порядки, заставив поспешно и бесприцельно сбросить бомбы. В этом бою лётчики сбили 17 бомбардировщиков типа Ju-87. 23.10 1943 года в 17 часов 15 минут группа до 30 бомбардировщиков типа Ju-87 под прикрытием истребителей пыталась бомбить наши войска в районе Малого Букрина. И здесь при преследовании противника сбито 2 "Юнкерса" и 2 FW-190..." Нельзя не вспомнить и не оценить работу офицеров штурманской службы, которые успешно готовили экипажи к полётам. Дружный коллектив штурманов авиационных частей корпуса возглавлял главный штурман Подполковник Н. А. Дорных, а в дивизии - старший штурман Гвардии майор А. Е. Шварёв. Большая заслуга в хорошей организации штурманского обеспечения и подготовки летного состава принадлежит штурманам Гвардейских авиационных полков Герою Советского Союза Майору А. Д. Гребенёву, Старшему лейтенанту В. М. Воронюку, Майору Н. А. Черемных, штурманам эскадрилий Герою Советского Союза Капитану М. Т. Игнатьеву, Старшему лейтенанту А. В. Калмыкову, Капитану М. В. Кадникову, Старшим лейтенантам А. Н. Запрееву, В. В. Раскошному, И. Д. Рейделю, Л. Е. Козыреву. Все штурманы в качестве ведущих групп истребителей показывали примеры отличного сопровождения и образцового выполнения боевых заданий. Но главная заслуга штурманов - наставников состояла в том, что в полках не было случаев потери ориентировки, несмотря на сложные географические и неблагоприятные метеорологические условия. 18 Января 1944 года 10 истребителей с ведущим Гвардии подполковником С. М. Петуховым, патрулируя над своим участком, встретили 20 FW-190 в сопровождении 12 Ме-109. Немецкие лётчики, чувствуя своё превосходство, первыми пошли в атаку. Гвардии лейтенант В. Ф. Серёгин, оказывая поддержку своему командиру, оказался в 50 метрах от вражеской машины. В прицеле - свастика. Огонь ! Ни толстая броня по бортам, ни бронеспинка с заголовником не спасли фашиста. За первые 10 минут ожесточённого боя было сбито 5 самолётов врага. Но противник дрался упорно. Защищая ведущего, Гвардии лейтенант Б. Н. Гаврилов резко ввёл свой Як-9 в крутой разворот с набором высоты и успел дать очередь по Ме-109, который пикировал на самолёт его командира. "Мессер", не успев сделать полный оборот через крыло, взорвался в воздухе. Упал, объятый пламенем, и "Фоккер", вслед за ним - второй... Вражеские истребители вынуждены были выйти из боя, потеряв 10 самолётов. В этом бою Гвардейцы Ю. М. Анохин, В. М. Воронюк, Б. Н. Гаврилов, Н. Я. Иванцов, П. П. Колесников, М. И. Елагин и В. Ф. Серёгин сбили по одному самолёту противника. Гвардии подполковник С. М. Петухов сбил 2 самолёта лично и 1 совместно с ведомым Г. Я. Евстигнеевым. 15 Апреля войска 4-го Украинского фронта возобновили наступление на Моравска - Остравском направлении. Противник стремился преградить им путь на юг, вводя в оборонительное сражение все новые и новые резервы, в том числе танковые соединения и основные силы авиации. Противник принимал все меры, чтобы не допустить форсирования Опавы, а советские войска, которые захватили плацдарм, пытался отбросить за реку любой ценой. Однако согласованные удары общевойсковых соединений, артиллерии, танков и массированные налёты советской авиации были так сокрушительны, что за период с 19 по 27 Апреля все контратаки противника были сорваны, а мощные укрепления прорваны. 10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия продолжала вести боевую деятельность, прикрывая с воздуха войска 60-й и 38-й армий. 19 Апреля 8 самолётов Як-3Т под командованием Героя Советского Союза Гвардии капитана Л. В. Демы, прикрывая с высоты 2500 - 3000 метров войска и переправы через реку Опава в районе Краварже, Дворишко, встретили 12 FW-190 в сопровождении 8 Ме-109. Перед налётом на переправы враг направил 4 FW-190 под прикрытием 4 Ме-109 с целью отвлечь наши патрульные истребители от основного удара. По вражеский замысел не осуществился. Действуя стремительно, Гвардейцы дружно атаковали первую восьмёрку вражеских самолетов и сбили 3 "Фоккера", которые упали на землю и взорвались. Остальные самолёты противника присоединились к основной группе, подходившей к цели. По команде ведущего советские лётчики со стороны солнца нанесли удар по врагу. "Фокке - Вульфы" моментально сбросили бомбы и приняли участие в схватке с "Яками". Советские лётчики Гвардии капитаны Л. В. Дема, В. М. Воронюк, В. И. Вереникин, Старший лейтенант С. В. Захаров и другие вели бой на максимальных скоростях. За 15 минут боя враг потерял 7 истребителей. Всего за период боевых действий Гвардии старший лейтенант В. М. Воронюк выполнил 202 успешных боевых вылетя, в 82 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 3 в группе с товарищами. Многие ветераны 10-й Гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени дивизии в послевоенное время выросли в способных авиационных командиров, стали известными военачальниками, политработниками, профессорами и доцентами, докторами и кандидатами военных и технических наук. Среди них - и военный лётчик 1-го класса Полковник В. М. Воронюк. После увольнения в запас Василий Маркович руководил диспетчерской службой в аэропорту города Черкассы. Список побед Гвардии старшего
лейтенанта В. М. Воронюка:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |