Баландин Владимир Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Баландин Владимир Александрович

В.А.Баландин

Родился в Феврале 1923 года в городе Баку, в семье нефтянника. Окончил неполную среднюю школу. Работал токарем на машиностроительном заводе. С 1941 года Владимир Баландин в рядах Красной Армии, в 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Мая 1942 года.

К Октябрю 1944 года командир звена 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт)  Гвардии старший лейтенант В. А. Баландин совершил 228 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника и 1 в составе группы.

30 Декабря 1944 года погиб в воздушном бою при освобождении территории Литвы.

Всего совершил 236 боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника лично и 1 в группе с товарищами.

19 Апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени  (дважды), медалями. Похоронен в городе Капсукас  (Литва). В сквере машиностроительного завода города Баку установлен бюст Героя, его имя носят улица и школа в поселке Мардакян Бакинского горсовета.

*     *     *

14 Июля 1943 лётчики 18-го Гвардейского ИАП и французской эскадрильи "Нормандия" сопровождали штурмовиков. Боевое напряжение в тот день оказалось высоким. Вылеты следовали один за другим, и французам едва удалось выкроить время для того, чтобы провести официальную церемонию по случаю национального праздника своей страны - Дня взятия Бастилии. На лесной опушке перед поднятыми трёхцветным французским и алым советским флагами "нормандцы" клялись не жалея сил бить фашистов, чтобы поскорее восстановить национальную честь Франции.

В тот день лётчики эскадрильи "Нормандия" Пьер Пуйяд в паре с Дидье Бегеном, Марсель Альбер и Ноэль Кастелен сбили по одному "Мессеру". Не отстали от французских коллег и наши воздушные бойцы - Семён Сибирин, Иван Заморин, Дмитрий Лобашев и Владимир Баландин. Однако тот праздник для французов омрачился гибелью Лейтенанта Жана де Тедеско. Все переживали эту потерю.

Утром 7 Августа 1943 года началось наступление советских войск на Спас - Деменском направлении. Перед ними была сильно укреплённая оборонительная линия врага. Тяжёлые бои на земле и в воздухе приняли затяжной характер. Лишь через 6 дней удалось освободить Спас - Деменск.

Лётчики 18-го Гвардейского ИАП вместе с другими полками 303-й истребительной авиадивизии обеспечивали боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков, прикрывали наши войска, вели воздушные бои с "Мессерами" и "Фоккерами".

14 Августа полк перебазировался поближе к участку прорыва, на аэродром Городечня. Немецкое командование перебросило на это направление крупные силы наземных войск, значительные силы авиации. Схватки наших лётчиков с фашистскими истребителями шли на всех высотах. Они начинались на рассвете и завершались с наступлением темноты.

Восьмёрка наших "Яков", ведомая Капитаном С. А. Сибириным, встретила на маршруте 36 "Хейнкелей". Они шли единой колонной, их сопровождали 12 истребителей. Силы были неравными. Однако никак нельзя было пропустить бомбардировщиков в район расположения наших наземных войск. Сибирин приказал Запаскину атаковать "Хейнкелей", а сам со звеном решил связать боем "Фоккеров". Однако противник оказался опытным, не дал себя обмануть. Одной шестёркой он атаковал звено Сибирина, шедшее в верхнем эшелоне, другой - звено Запаскина, и ни одному из наших истребителей подойти к бомбардировщикам не удалось.

А "Хейнкели" между тем приближались к нашим войскам. Здесь-то Владимир Запаскин и применил обманный маневр. Лётчики его звена стремительно ушли вверх. Потом выполнили переворот, дважды сменили направление полёта и перешли в крутое пикирование, демонстрируя выход из боя. "Фоккеры" не стали их преследовать - не решились оторваться от своих бомбардировщиков. Когда же до земли оставалось не более 1000 метров, наши "Яки" стремительно вышли из пикирования и, используя большой запас скорости, с набором высоты настигли "Хейнкелей". Удар по ним нанесли сзади снизу с 40 - 50 метров. Меткими пулемётно - пушечными очередями В. Запаскин, Б. Ляпунов и И. Столяров подожгли одновременно 3 бомбардировщика.

Пока фашисты соображали, что же произошло, четвёрка "Яков" проскочила вперёд, выполнила разворот на 180 градусов и атаковала "Хейнкелей" вторично, на этот раз на встречных курсах. Наши лётчики по-прежнему вели по врагу прицельный огонь из всех своих точек. В. И. Запаскин и В. А. Баландин сбили ещё 2 Не-111. Этот ошеломляющий удар с разных направлений расстроил боевой порядок фашистских бомбардировщиков. Они сбились в беспорядочную стаю и, сбросив бомбы куда попало, начали удирать.

В то время, когда лётчики звена Запаскина атаковали "Хейнкелей", Сибирин со своими ведомыми дрался с 6 FW-190. Фашисты разом накинулись на четвёрку Гвардейцев. Однако Сибирин упредил их: обе наши пары "ножницами" разошлись в разные стороны, а затем атаковали "Фоккеров" на встречных курсах. Враг не ожидал такого маневра, растерялся. Тут-то Сибирин и сразил одного из фашистов. Остальные рванули ввысь, чтобы нанести удар сверху. Но наши "Яки" бросились за ними. Дмитрию Лобашеву удалось догнать и сразить ещё один FW-190.

Это вызвало замешательство в строю противника, и четвёрка "Фоккеров" ничего иного не придумала, как встать в вираж. Наша четвёрка тогда атаковала врага сверху. На этот раз удача сопутствовала Николаю Пинчуку - третий "Фоккер" пошёл к земле. Так восьмёрка наших "Яков" сорвала бомбовый удар 36 "Хейнкелей", уничтожив 8 самолётов врага...

В Октябре 1943 года Смоленская наступательная операция завершилась. Войска Западного фронта подошли к восточным границам Белоруссии, а на отдельных участках вступили на её землю. "Смоленские ворота" были открыты для дальнейшего наступления наших войск на запад и окончательно захлопнуты перед врагом, 2 года назад пытавшимся взять Москву.

За время участия в этой операции 303-я истребительная авиационная Смоленская дивизия - она состояла из 5 полков - провела более 200 воздушных боёв, в которых были уничтожены 188 самолётов врага. Из этого числа лётчики 18-го Гвардейского полка сбили 62 самолёта. Особенно отличились в Смоленской операции лётчики Владимир Баландин - он уничтожил 7 фашистских машин, Семён Сибирин, Иван Заморин и Василий Барсуков, уничтожившие по 6 самолётов, Владимир Запаскин, Николай Даниленко, Георгий Хосроев и Николай Пинчук, сбившие по 5 вражеских машин.

Утром 12 Октября восьмёрка истребителей 18-го Гвардейского ИАП - её вёл Капитан С. А. Сибирин - заметила подходившие к линии фронта 2 большие группы самолётов врага. В первой из них насчитали около 20 "Юнкерсов" и 8 "Фоккеров", во второй 12 "Хейнкелей" и 6 истребителей. Сибирин доложил обо всём на КП и решил атаковать первую группу. А на вторую группу командный пункт немедленно направил восьмёрку "Яков" из "Нормандии" под командованием Марселя Лефевра. Французские лётчики находились в воздухе в соседнем районе.

Группы Ju-87 уже подходили к линии фронта, и у лётчиков Сибирина не оставалось времени, чтобы занять выгодное для атаки положение. Каждая секунда была дорога. Как же упредить противника ?   Как сорвать прицельное бомбометание ?   И тогда Сибирин всей восьмёркой врезался в строй "лаптёжников" на встречных курсах. Вражеские истребители бросились на помощь своим бомбардировщикам. Завязался бой. Поначалу он ш л на виражах, затем на вертикалях. Инициативу захватили наши лётчики. Четвёрка Владимира Запаскина сражалась с восьмёркой FW-190, а четвёрка Семёна Сибирина продолжала атаковать "Юнкерсов", не давая им возможности встать в "круг" и замкнутьего для прицельного бомбометания.

В этой обстановке отличились Георгий Хосроев и Василий Барсуков. Они сбили 2-х "Юнкерсов". Их товарищи вывели из строя ещё пару "лаптёжников". Это вынудило экипажи "Юнкерсов" сбросить бомбы как попало и спасаться бегством. За ними стали выходить из боя и "Фоккеры". Одного из них в момент выхода из пикирования с близкого расстояния сбил Владимир Баландин.

В этом бою погиб наш лётчик Иван Чёрный. Его истребитель был подбит. Кое-как он дотянул машину до переднего края наших войск, выбросился с парашютом. Фашисты открыли по нему огонь и убили.

15 Октября 1943 года группа из 12 "Яков", под командованием А. Е. Голубова ушла в заданный район. При подходе к линии фронта командир полка запросил информацию об обстановке. Ему ответили, что вражеских самолётов в воздухе пока не обнаружено. Подполковник А. Е. Голубов увёл группу в глубь своей обороны. Патрулируя над нашей территорией, он поддерживал связь с пунктом наведения. Знал командир, что враг обычно наносил удары, когда в воздухе не было наших истребителей. Так он попытался поступить и на этот раз. С пункта наведения передали команду:

- "Орел-1", в квадрате 50 появились две группы самолётов противника. Идите им навстречу !

Голубов тотчас же развернул группу и на повышенной скорости повёл её на перехват врага. Для обеспечения внезапности он решил зайти на самолёты противника с тыла и нанести удар по головной группе с ходу. Командир уже заметил фашистов. К фронту приближались 2 группы по 10 - 12 "Юнкерсов" в каждой под прикрытием 8 FW-190. Выполнив задуманный маневр, Гвардейцы на максимальной скорости устремились в атаку. Звено Владимира Запаскина при этом нацелилось на 2 четвёрки "Фоккеров" попарно. А восьмёрка Голубова нанесла удар по головной группе Ju-88.

Эта атака оказалась для врага неожиданной. Вероятно, экипажи бомбардировщиков приняли наших истребителей за своих. Воздушные стрелки не открывали огня. Голубов зашёл в хвост ведущего группы "Юнкерсов" и расстрелял его из пушки с короткой дистанции. Самолёт вспыхнул и стал падать. Между тем наши истребители врезались в боевой порядок врага и подбили ещё 2 "Юнкерса". Один из них удачно сразил Василий Барсуков. Гвардейцы вышли из атаки боевым разворотом в сторону солнца. Вражеские бомбардировщики стали уходить восвояси.

Очередной удар наши истребители обрушили на вторую группу "Юнкерсов". Они атаковали её со стороны солнца. Это затрудняло воздушным стрелкам ведение прицельного огня. Лётчики Георгий Хосроев и Иван Шеламов, открыв стрельбу с дистанции около 150 метров, сбили ещё 2 Ju-88. На выходе из атаки Иван Шеламов попал под пулемётную очередь вражеского стрелка. Истребитель загорелся и взорвался в воздухе...

Не выдержала натиска наших лётчиков и эта вторая группа бомбардировщиков. Она также повернула обратно.

А четвёрка Владимира Запаскина, по-прежнему действуя попарно, связала боем обе четвёрки истребителей. Самому Запаскину удалось зайти на вираже в хвост и сбить FW-190. На него тут же свалилась пара "Фоккеров", но его ведомый Владимир Баландин вовремя увидел врагов, открыл заградительный огонь. Под одну из его очередей попал фашистский истребитель. Оставшаяся шестёрка поспешила за своими торопливо удиравшими "Юнкерсами".

*     *     *

26 Июня 1944 года 18-й Гвардейский ИАП и полк "Нормандия" получил задание прикрывать танковые войска, развивавшие наступление вдоль Минского шоссе на Борисов, а также соединения, громившие группировку врага, окружённую в районе Витебска.

В полдень, когда в воздухе находилась наша 1-я эскадрилья, минут за 10 до конца её патрулирования В. И. Запаскин передал, что к району подходят 2 девятки "Юнкерсов" под прикрытием 16 "Фоккеров". Лётчики вступили в бой.

На помощь им взлетели 9 "Яков" из полка "Нормандия". Тем временем Запаскин атаковал своей шестёркой первую девятку Ju-88, а шестёрка Николая Пинчука вступила в бой с "Фоккерами". Несмотря на сильный огонь воздушных стрелков врага, ведомые Запаскина пошли в стремительную атаку сверху сзади со стороны солнца. При этом Запаскин поджёг самолёт ведущего группы, и тот с большим креном скользнул вниз, взорвался в воздухе. В этот момент Александр Захаров сбил ведомого правого звена. Потеря 2-х самолётов вызвала растерянность в первой девятке врага. Бомбардировщики сбросили куда попало груз и повернули обратно.

Группа Запаскина вышла из атаки боевым разворотом и нанесла удар по второй девятке "Юнкерсов". Горячий по натуре Мириан Абрамишвили ворвался в самую середину строя противника и с короткой дистанции сбил 3-й бомбардировщик. Это также принудило "Юнкерсы" сбросить бомбы, не доходя до цели, и повернуть назад.

В напряжённые минуты боя В. И. Запаскина с "Юнкерсами" шестёрка Николая Пинчука связала боем 2 шестёрки "Фоккеров", закружив их на виражах. На третьем витке Пинчук под прикрытием Алексея Калюжного зашёл в хвост FW-190 и сразил его меткой пушечной очередью. На выходе из атаки Пинчука попыталась атаковать пара "Фоккеров", но сама попала под прицельный удар пары Владимира Баландина, который двумя очередями сбил ведомого этой пары.

В разгар боя на помощь нашим истребителям подоспели 9 "Яков" под командованием Жака Андре, и "Фоккеры" стали выходить из боя пикированием. Преследуя врага, Пинчук и Калюжный догнали фашистов и на выходе из пике атаковали замыкавший "Фоккер". Он загорелся после первых же выстрелов и рухнул на землю. Французские лётчики получили команду не преследовать противника, продолжать прикрывать наши войска. Эскадрилья Владимира Запаскина возвратилась на аэродром. На её счёт были записаны 6 сбитых самолётов врага.

Группа лётчиков 18-гоГвИАП. Октябрь 1944 г.

Группа воздушных бойцов 18-го Гвардейского ИАП, сбивших за первые 2 дня
наступления  на  Гумбинненском направлении,  16 - 17  Октября  1944  года,
26 самолётов.  Справа налево: М. В. Барахтаев, В. Г. Серёгин, В. Н. Барсуков,
К. Ф. Фёдоров, Г. П. Репихов, В. И. Запаскин, Н. Н. Даниленко и В. А. Баландин.

Вечером 17 Октября 1944 годана прикрытие войск ушли 2 эскадрильи под общим командованием С. А. Сибирина. Минут через 15 с передового КП поступила команда:

- "Сокол-3", с запада подходит большая группа. Атакуйте !

Взяв курс на запад, Сибирин повёл Гвардейцев навстречу врагу. Вскоре лётчики увидели ниже метров на 500 около 40 истребителей - бомбардировщиков FW-190, шедших колонной восьмёрок.

- "Соколы", атакуем на встречных курсах. Выход - левым боевым разворотом ! - скомандовал Сибирин и повёл первое звено в атаку.

За ним последовали "Яки" остальных звеньев. Атака оказалась удачной. Николай Пинчук, Владимир Баландин и Григорий Репихов сбили 3 FW-190.

Выполнив боевой разворот, Гвардейцы звено за звеном нанесли по врагу ещё один удар сверху сзади. На этот раз Алексей Калюжный и Николай Даниленко врезались в строй противника и одержали 2 победы. Фашисты начали выходить из боя. Многие из них делали это методом пикирования до малой высоты. Преследуя "Фоккеры", Николай Агалаков и Закарий Моргоев на выходе из пикирования вогнали в землю ещё 2 самолёта. Всего за день наши воздушные бойцы сбили 10 вражеских машин.

*     *     *

Приближалась зима. Встречали её на территории врага. В ожидании наступления советских войск в Восточной Пруссии, немцы проводили значительные работы по строительству оборонительных сооружений, занимались перегруппировкой своих сил, подтягивали резервы. За всем этим неослабное наблюдение вели воздушные разведчики.

Укрепляя оборонительные рубежи, фашисты в то же время всячески стремились вскрыть планы советского командования. С этой целью они вели интенсивную разведку, особенно воздушную. Их самолёты то и дело пытались проникнуть в наш тыл. Нередко они забирались на высоту до 8000 метров. Для перехвата разведчиков было установлено дежурство истребителей на аэродроме.

30 Декабря на такое дежурство заступили лётчики звена Владимира Баландина. С передового КП дивизии поступило указание:

- В квадрате 46 - одиночный самолёт. Идёт курсом 90. Организуйте перехват !

Дежурное звено тотчас же поднялось в небо. В его составе шли Bладимир Баландин, Викентий Машкин, Николай Корниенко и Григорий Васильев. Самолёт обнаружили по следу инверсии. Это был Ju-88. Он шёл на высоте 8000 метров. Когда наши истребители стали догонять разведчика, "Юнкерс" развернулся на обратный курс и, увеличив скорость, начал уходить со снижением. Наши лётчики упорно преследовали врага. Однако Машкин и Васильев из-за отсутствия навыков в пилотировании истребителя на больших высотах отстали от ведущих и вернулись на аэродром. Баландин и Корниенко продолжали преследование. Дистанция между ними и "Юнкерсом" сокращалась.

В.А.Баландин

Первым атаковал Баландин. Воздушные стрелки вражеского самолёта открыли огонь. Несколько отставший Корниенко увидел, как Як-3 командира перевернулся вдруг через крыло, резко снизился и развернулся в сторону фронта. На запросы по радио ответа не последовало. Корниенко остался один. С дистанции 400 метров он обстрелял и подбил разведчика. Боеприпасы кончились, и лётчик повернул домой.

А Владимир Баландин с боевого задания не вернулся. Очевидцы рассказывали, что он едва перелетел на подбитом "Яке" через линию фронта. На высоте около 150 метров покинул самолёт, но в этом районе оказалась возвышенность, и раскрыться полностью парашют не успел. От удара о землю Владимир потерял сознание. Через 2 часа он скончался. Эта смерть опечалила всех однополчан.

Капитана В. А. Баландина уважали за отвагу в бою, за скромность и чуткое отношение к товарищам. Год назад в полку справили его свадьбу: он женился на машинистке штаба Клавдии Ивановне. Лишь недавно Клава уехала домой и родила дочь Светлану, увидеть которую Владимиру уже не удалось.

1 Января 1945 года, отдав воинские почести, боевые товарищи похоронили В. А. Баландина в литовском городе Мариамполе  (Капсукас).

Вскоре ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта В. А. Баландина:
(Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Издат. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
116.03.1943 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)юго - зап. БелевЯк-7, Як-9, Як-3.
213.07.1943 г.1  FW-190юго - зап. Ягодная
313.08.1943 г.1  FW-190Ельня
416.08.1943 г.1  FW-190зап. Петровское
531.08.1943 г.1  Не-111Ельня
602.09.1943 г.2  FW-190юго - зап. Ельня
704.09.1943 г.1  FW-190Леоново
815.09.1943 г.1  FW-190юго - зап. Скоково
912.10.1943 г.1  FW-190сев. - зап. Ленино
1015.10.1943 г.1  FW-190Баево
1107.03.1944 г.1  FW-190зап. Шибаны - Загрядно
1227.05.1944 г.1  FW-190зап. Васюты
1317.10.1944 г.1  FW-190Кунигишки
1420.10.1944 г.1  FW-190Швергален
1523.10.1944 г.1  FW-190Ишдагген

      Всего сбитых самолётов - 15 + 1;  боевых вылетов - 236;   воздушных боёв - 31.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz