КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Базанов Пётр Васильевич |
Родился 10 Января 1923 года в деревне Рамешки Шаховского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем - инструментальщиком на Люблинском литейно - механическом заводе (ныне в черте Москвы). С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С Сентября 1942 года Лейтенант П. В. Базанов в действующей армии. К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка (235-я истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, сбил лично 19 и в группе 3 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в ВВС. В 1958 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1973 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1985 года Генерал - лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Жил в Москве. Умер 4 Сентября 2003 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранным орденом. Почётный гражданин города Иваново - Франковск. Впервые Пётр Базанов увидел самолёт, когда в 5 километрах от деревни сел в поле пассажирский "Сталь-3". Все деревенские мальчишки рванули к месту посадки, но не успели - самолёт улетел. Другое летающее чудо - гигант "Максим Горький", Пётр увидел в небе, когда уже переехал в подмосковный город Люблино. Научиться управлять крылатыми машинами самому - о чём ещё оставалось мечтать ?! Но каким образом это сделать, Пётр ещё не представлял. Окончив 7 классов и школу ФЗУ, он работал слесарем - инструментальщиком на Люблинском литейном заводе. Однажды его друг Сергей Синьдеев пожаловался: хочет поступить в аэроклуб, но вот уже 3 раза приходит на медкомиссию - и бракуют по зрению. "Может, поедем вместе в Подольский аэроклуб, ты за меня пройдёшь этого глазника ?", - попросил он. Пётр прошёл за друга комиссию, но и ему самому хотелось проверить себя в новом деле. В конце 1939 года Пётр Базанов поступил в Подольский аэроклуб, располагавшийся у станции Силикатная, километрах в 10 - 15 от Подольска. Там он учился немногим больше года. Освоил полёты на У-2, а после выпуска, как имевший хорошую лётную подготовку, поехал в Крым для продолжения обучения в Качинском авиационном училище лётчиков. Прибыв на место в Декабре 1940 года, уже через 3 месяца, после принятия присяги, приступил к полётам. Летали интенсивно. За короткое время Базанов освоил пилотирование самолёта УТ-2, а к началу Июня и УТИ-4. На лётную практику в Мае 1941 года курсанты отправились на полевой аэродром в Альма - Тамак, располагавшийся на берегу Чёрного моря. Утром 22 Июня весь лагерь был поднят по тревоге. "Часов до 12 находились в поле, не понимая, в чём дело. Почему нет отбоя тревоги, почему нам ничего не говорят ? Хотя были видны всполохи над Севастополем"... Вдруг в сторону Румынии чётким строем в колонне девяток, как на параде, над курсантами прошли бомбардировщики "СБ". И наконец им объявили, что началась война. Всё стало ясно, а в исходе первого налёта бомбардировщиков никто не сомневался: "Ну, дадут им наши бомбардиры по первое число !" Учёба в Каче продолжалась, но летать стали меньше. Пётр Базанов к концу Июня совершал уже самостоятельные полёты на И-16. В Июле приступили к эвакуации училища из Крыма в глубь страны. Маршрут не сообщался. Чуть позже, следуя по железной дороге, курсанты узнали, что их конечная точка - Красный Кут Саратовской области (в то время ещё называвшейся республикой немцев Поволжья). Там лётная подготовка курсантов продолжилась, но в основном на УТИ-4 - боевые И-16 почти все были отправлены на фронт. Требовалось осваивать новые истребители, выпускавшиеся промышленностью. В "Каче" рассматривали варианты: на каком типе истребителя продолжать обучение курсантов ? Их знакомили то с МиГ-1, то с ЛаГГ-3. Наконец решили: обучение продолжать на истребителе Як-1. Но только ранней весной 1942 года в училище прибыло 2 "Яка". Обе машины получила эскадрилья, в которой числился Пётр Базанов. Его, вместе с другом Женей Бурлаковым, в порядке эксперимента выпустили без провозных полётов ("поскольку не было, на чем провозить") на новом для училища типе самолёта. В конце Мая 1942 года Пётр Базанов закончил Качинское училище и вместе с другими был направлен в город Кузнецк, в запасной авиаполк, оснащённый "Яками". Немногим позже туда же, после завершения Сенявинской операции, прибыл для пополнения и переучивания на Як-1 и 3-й Гвардейский авиаполк. Но командир полка Подполковник Шпак приступать к освоению Як-1 не спешил, будучи настроен получать истребители Ла-5: руководимая им авиачасть имела опыт действий на ЛаГГ-3, и переучивать лётчиков было значительно проще и быстрее именно на истребитель Лавочкина. О нецелесообразности перехода на "Яки" комполка обратился в вышестоящие инстанции. Его аргументы оказались весьма убедительными, и полк отправился на Горьковский авиазавод для получения только что запущенных там в серию Ла-5. А для пополнения лётного состава авиачасти её командованием в запасном полку были отобраны двое: Пётр Базанов и Евгений Бурлаков. Когда лётчики прибыли на аэродром Сейма получать Ла-5, первые из серийных машин уже выходили из заводских цехов. Базанову достался 3-й по счёту самолет 1-й серии. "...Называли их поначалу ЛаГГ-5. Пять баков, пять точек. Из - за недоработки конструкции маслонасоса на этих машинах после запуска мотора нужно было держать повышенные обороты - до 1500. Если мотор работал на малом газу, то потом невозможно было увеличить обороты. Приходилось выключать его и сливать масло." Переучивание прошло очень быстро и 3-й ГвИАП вскоре перебросили под Москву. Там приступили к тренировкам по боевому применению истребителей; там же, в Подмосковье, на полигоне под Ногинском, Пётр Базанов впервые увидел Ме-109: на этом самолёте, захваченном у немцев, летал лётчик - испытатель НИИ ВВС. В конце Октября 1942 года, по завершении тренировок, 3-й ГвИАП был направлен на Калининский фронт, в район Западной Двины - для приобретения опыта полётов на новой машине в реальной обстановке. Там Базанов совершил несколько боевых вылетов. 5 Ноября 1942 года полку была поставлена задача - перебазироваться на тыловой аэродром Сталинградского фронта. Перелетев на новое место, лётчики стали изучать район боевых действий, техсостав - готовить матчасть к предстоящим боям. 15 Ноября - опять переезд, ближе к линии фронта, на аэродром Ленинск. Боевых задач полку не ставилось. Летала на боевые задания только соседняя авиачасть, оснащённая машинами Як-1. "Был такой случай. Каждый день в 9:00 утра над аэродромом появлялась пара Ме-109. Если в это время производился взлёт наших самолётов, немцы их атаковывали и сбивали. Решили это хулиганство прекратить. Зная педантичность немцев, командование подняло пару Ла-5 в 8:50. Они ушли в сторону, развернулись и в 9:00 утра появились над аэродромом, куда точно в то же время пришла пара "Мессеров". Как же крутился немец - ведущий, чтобы уйти из - под удара наших Ла-5 ! Но его сбили, ведомый ушёл. Больше над нашим аэродромом немцы не появлялись". С началом наступления войск Юго - Западного, Сталинградского и Донского фронтов 3-й ГвИАП получил задачу прикрывать сухопутные войска от ударов авиации противника, а после окружения группировки немцев под Сталинградом - уничтожать авиацию противника, особенно его транспортные самолёты. Для этого полк перебазировался на аэродром Нижний Караичник. 5 Декабря 1942 года, находясь на дежурстве, Базанов сбил свой первый самолёт - немецкий транспортник Ju-52. Тот шёл на малой высоте, под нижней кромкой облаков через аэродром истребителей. Дежурная пара Ла-5 пошла на взлёт, но у ведущего на разбеге отказал непрогретый мотор, и Пётр взлетел на перехват транспортника один. Подошёл к "Юнкерсу" сзади и с расстояния порядка 50 - 100 метров дал очередь по крыльевым бакам. Те, кто находились на аэродроме, наблюдали, как "Юнкерс" окутался дымом и рухнул на границе лётного поля. Сам Пётр Базанов в момент атаки этого не успел заметить. Едва избежав столкновения с немецкой машиной, он проскочил между плоскостью и фюзеляжем - и сразу же влетел в облака. Правда, облака были тонкими, Ла-5 тут же выскочил из них на солнечный свет. Базанов выполнил "стандартный" разворот, как этому учил командир, выпустил шасси и пошёл на посадку. "Получилось - полёт по кругу". Когда он пробил облака, увидел на земле горящий "Юнкерс", а выруливая - своего улыбающегося техника. "Базановский" Ju-52 был не первым самолётом такого типа, сбитым лётчиками полка, но этот упал прямо на аэродром. Поверженную машину изучали, в особенности - содержимое её грузового отсека. "Юнкерс" был загружен упакованным в полиэтилен эрзац - хлебом, мёдом (вытащили 5 бочек), сигаретами... Последних оказалось значительное количество, ими до отказа загрузили полуторку. За сигареты Пётру Базанову особенно был благодарен техсостав. В этот же день Пётр увеличил свой боевой счёт. Полк пошёл прикрывать Ил-2, вылетевшие на штурмовку аэродрома в Дубинском. При подходе к цели Базанов заметил, что с лётного поля взлетели несколько Ju-52. Он атаковал один из них, но сбил только с 4-й попытки - опыта воздушных боёв ещё недоставало. На другие транспортники боекомплекта уже не хватило. 11 Декабря 1942 года экипажи полка, вылетев на задание по прикрытию войск, обнаружили заманчивую цель - Ju-52, шедшие без истребительного сопровождения. Группа из 18 транспортников в районе Красноармейска подверглась обстрелу зениток, 8 самолётов проскочили зону их огня и продолжили полёт к центру "котла", остальные повернули назад. Отвернувшую десятку "Лавочкины" нагнали почти над аэродромом своего базирования. В этот раз Пётр пополнил число своих побед, сбив 3 "Юнкерса". За успешное выполнение заданий по срыву "воздушного моста", Базанову была вручена первая награда - орден Отечественной войны 1-й степени. Следующую свою победу Пётр Базанов одержал 22 Февраля 1943 года, в период битвы за Ростов - на - Дону. Парой вылетели на разведку войск противника. При возвращении увидели, что вблизи линии фронта, на довольно большом удалении от Ла-5, пара Ме-109 атакует одиночный "Бостон". Лётчики не успели прийти на помощь - немцы добились своего раньше. Сбив советский бомбардировщик, немцы пошли на бреющем на свою территорию. Базанов, находясь выше ведомого Ме-109 на 800 - 1000 метров, перевёл свой Ла-5 в пикирование на встречных курсах и, с короткой дистанции открыв огонь по "Мессеру", сбил его. Лётчик выбросился на парашюте. "Очередью ему прострелило ногу и руку. Его отправили в госпиталь в Новочеркасске. Это был ас из группы "Удет", он имел на счету 72 победы, хорошо знал русский язык, поскольку в 193О-е годы обучался лётному делу в СССР, в Липецкой школе. Вскоре Базанову сообщили, что сбитый им Обер - лейтенант хотел бы увидеть своего победителя. Пётр пошел в госпиталь. Разговор был коротким. Немец рассказал, что в том вылете он был ведомым у командующего эскадрой ! "Моя задача - прикрывать ведущего. Я увлёкся контролем за его полётом и прозевал вас. Вам повезло, что я вас не видел. Финал мог бы быть обратным. У меня большой опыт и налёт на самолётах. Я летаю 12 лет, воевал в Испании, Франции и других странах !". "Не надо зевать", - ответил Пётр. На этом и расстались. Весной 1943 года полк перебросили на Кубань. 3-й ГвИАП прибыл туда 1 Мая, в самые горячие дни. За неделю участия в Кубанском воздушном сражении Базанов совершил 45 боевых вылетов, участвовал в 40 воздушных боях, увеличил свой боевой счёт, сбив 2 Ме-109. Но 9 Мая в очередном бою его самолёт был серьёзно повреждён. "Ежедневно мы совершали минимум по 5 вылетов, уставали сильно, и сбили меня только потому, что накопилась усталость, притупилась бдительность". Лётчик не покидал поле боя, пока была возможность, и только когда истребители противника стали выходить из сражения, пошёл на свой аэродром, где совершил посадку на брюхо. После полученного в бою ранения Базанов лечился в госпитале. После выписки некоторое время облётывал самолёты, поступавшие из ремонта, а затем вместе со звеном молодых лётчиков вылетел на фронт, в состав полка. 3-й ГвИАП уже вёл воздушные бои над Курской дугой. Пётр Базанов вступил в сражение во время сражения за Белгород. Возросший опыт, внимание к воздушной обстановке, хорошая осмотрительность позволяли ему избегать неприятных моментов и не подставлять хвост своего Ла-5 под очереди истребителей противника. Он увеличил свой боевой счёт, сбив самолёты Ju-88, Не-111, FW-190, Ме-109 и Dо-215. Но самое главное состояло в том, что не несли потерь прикрываемые группой Базанова штурмовики и бомбардировщики. Они приходили к целям, бомбили их, а затем возвращались домой. Особо запомнился бой над Днепром в районе Переяславль - Хмельницкого. 2 Ноября 1943 года командование полка поставило задачу: прикрыть группу штурмовиков до цели и обратно. На сопровождение вылетела шестёрка Ла-5 под командованием Капитана Мудрова. Только перелетели линию фронта - сразу же встретили пару FW-190, которая тут же направилась к Ил-2. Но на пути к штурмовикам находился самолёт Базанова. Завязалась воздушная схватка. Немцу - ведущему никак нельзя было отказать в мастерстве. Ведя бой на виражах, он уверенно заходил в хвост Базанову. Это увидел Капитан Мудров. Через 2 виража Петр услышал по радио: "Делай переворот", а потом - в первой половине переворота: "Выводи, фашист готов..." Зимой 1943 - 1944 годов полк действовал совместно с войсками 1-го Украинского фронта при ликвидации Корсунь - Шевченковской группировки немецких войск. 1 Февраля Капитану Базанову была поставлена задача: восьмёркой Ла-5 сопровождать 2 шестёрки Ил-2, наносивших удар по железнодорожной станции Корсунь - Шевченковская - примерно 60 км за линией фронта. При подходе к цели встретили в воздухе 12 самолётов Ju-52. Упускать их было нельзя ! Базанов, руководивший действиями группы прикрытия, дал команду четвёрке истребителей Старшего лейтенанта Скрипунова остаться со штурмовиками, а сам четвёркой пошёл в атаку на "Юнкерсов". Сбил в этом бою 4 транспортника. А всего лётчики "уложили" 10 машин, и кроме того 2, подбитые ими, совершили вынужденную посадку. По возвращении домой Базанов доложил командованию о результатах атаки. Находившийся в это время на аэродроме командир 10-го истребительного авиакорпуса Генерал Головня решил сам проверить сказанное, и в паре с Базановым вылетел в район, где проходил бой. Все оказалось на месте: и 10 костров на земле от догоравших немецких самолётов, и 2 сидевшие на вынужденной трёхмоторные машины. Базанов и Головня несколькими атаками зажгли оба подбитых "Юнкерса". "Израсходовали на них весь боезапас, и тут появились 2 немецких истребителя. Даю команду Генералу "курс ЗЗ0", а сам разворачиваюсь на немцев. Те отвернули от меня, думали, я за ними погонюсь. Но куда гнаться - и так уже на 60 км вглубь вражеской территории залетели ! Нырнул в облака. Горючего хватило только до ближайшего аэродрома. После дозаправки и полёта к своему аэродрому всю дорогу думал: дошёл Генерал до аэродрома или нет ? Вернулся домой, прошёл над лётным полем - не видно его "Яка" ! Едва сел, подруливает лимузин и вылезает из него Головня. Оказалось, он не расслышал точно курс и взял направление 30 градусов. Долетел до Киева, восстановил ориентировку и вернулся назад. Хорошо, что летел на Як-9, у того большой запас горючего". Пётра Базанова за успешное выполнение задания наградили вторым орденом Отечественной войны 1-й степени. Позже вручили также и орден Красного Знамени. На следующий день Базанов в паре со Старшим лейтенантом Герасимовым вылетел на разведку посадочных площадок немецкой транспортной авиации и в районе станции Таганча обнаружил аэродром немцев с сидящими на нём 9 Ju-52. Штурмовым ударом один самолёт был им уничтожен. В последующие дни Базанов, продолжая вести разведку немецких аэродромов, записал на свой счёт ещё несколько уничтоженных самолётов. К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, уничтожил 19 самолётов противника лично и 3 в группе. Летом 1944 года выдался короткий отпуск, а потом - опять бои. Лётчики участвовали в Проскуровской и Львовско - Сандомирской операциях, освобождали Закарпатскую Украину. В тот период полку поручались задания на сопровождение штурмовиков и разведку. Экипажи летали и на "свободную охоту", но не за воздушными, а за наземными целями: немецкая авиация высокой активности уже не проявляла. В непривычной для себя роли лётчика - штурмовика Базанов также добивался успехов. 16 Августа 1944 года четвёрка истребителей, ведомая им, вылетела на сопровождение Ил-2. По маршруту следования Пётр обнаружил бензохранилище противника. После совместного со штурмовиками удара по подвернувшейся цели на земле произошло 3 мощных взрыва. 26 Октября 1944 года, за успешную боевую деятельность, Пётру Васильевичу Базанову было присвоено звание Героя Советского Союза. Весной 1945-го 3-й ГвИАП получил в Сейме новые истребители Ла-7 и на них вылетел на фронт. Конечной точкой маршрута был аэродром Оберглогау, в Германии. Долгое время пробыли в резерве и, наконец, вечером 8 Мая им поставили задачу - нанести удар по немецкому аэродрому, удалённому от места базирования полка на 150 км: там находилось около 200 самолётов противника. Но ранним утром 9 Мая надобность в вылете отпала... За время войны П. В. Базанов совершил 362 боевых вылета, провёл 62 воздушных боя, сбив при этом лично 22 и в группе с товарищами 6 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 20 личных и 3 групповые победы лётчика. ] После войны Пётр Васильевич продолжил службу в ВВС. В 1947 году перешёл с поршневых машин на реактивные. Сначала переучился на Як-15, а спустя время - и на МиГ-9. Впоследствии МиГ-9 стал основным самолётом, поступившим на вооружение 3-го ГвИАП. Обе машины - и яковлевская, и микояновская, понравились Базанову, хотя у каждого истребителя были свои особенности. Як-15 из 2-й АЭ 3-го ГвИАП. Аэродром Черляны, 1948 год. "Як-15 - как спортивная машина. Лёгкий в управлении, позволяет выполнять любые фигуры сложного пилотажа. Правда, продолжительность полёта - всего 30 минут. МиГ-9 - машина посолиднее, и продолжительность полёта - уже 1 час 20 минут. Но всё равно: при перебазировании везли эти самолёты по железной дороге, вместе с собой". И не потому, что дальности полёта не хватало. Ресурс первых реактивных двигателей был чрезвычайно мал. У Як-15 он составлял 10 часов, у МиГ-9 - 20... При такой мизерной наработке основную долю в эксплуатации новой реактивной техники занимало время на замену двигателей. И не удивительно, что к 1950 году, когда П. В. Базанов приступил к полётам на МиГ-15, его налёт на реактивной технике составлял всего 100 часов (за 3 года !). Тем не менее, к тому моменту лётчик освоил не только пилотаж на реактивных истребителях, но и их боевое применение. Как имевший опыт полётов на реактивных самолетах, Пётр Базанов был командирован в одну из истребительных авиачастей, где переучивал лётный состав на новую технику. В дальнейшем он освоил и другие боевые самолёты семейства "МиГ": МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 (модификаций Ф-13, ПФ, ПФМ); а позже были и вертолеты: Ми-1, Ми-4, Ми-2, Ми-8, Ми-24. В 1958 году он окончил Военно - Воздушную академию (ныне - имени Гагарина), в 1973 - Высшие Академические курсы при Академии Генерального штаба. Находился на различных руководящих должностях в ВВС. Был командиром полка, истребительной авиадивизии, командующим Воздушной армии. Долгое время работал в Главном Штабе ВВС, в отделе боевой подготовки, службе безопасности полётов. Заслуженный военный летчик СССР. С 1985 года Генерал - лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Последние годы жил в Москве. Список известных побед Гвардии
капитана П. В. Базанова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |