КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Битюков Иван Васильевич |
Родился 13 Октября 1912 года в посёлке Соляной Рудник им. Урицкого Артёмовского района Донецкой области. Окончил 7 классов. Работал лентовщиком. Затем окончил рабфак и 1 курс института. С 11 Августа 1935 года в рядах Красной Армии. Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов, затем - Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Был оставлен в нём инструктором. Затем служил инструктором в Мелитопольской военной авиационной школе пилотов. С Января 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. 14 Сентября 1943 года командир эскадрильи 618-го штурмового авиационного полка (4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) Капитан И. В. Битюков на штурмовике Ил-2 атаковал баржи противника в Керченском проливе. В ходе боя таранил фашистский самолёт связи. Вместе со стрелком приземлились на парашютах. Попал в плен, находился в Лодзинском лагере военнопленных, затем в Маутхаузене. Дожил до освобождения. В 1945 году уволился в запас. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), медалями. В известной книге Т. Полака и К. Шоурза "Асы Сталина" можно найти сведения о том, что Капитан И. В. Битюков в штурмовых атаках уничтожил 6 немецких самолётов, 22 танка, 150 грузовиков и 35 орудий. Кроме того, в воздушных боях он сбил 13 самолётов противника (вероятнее всего, лично и в группе). И всё это менее чем за год войны. Но заслуженной награды он не получил... Иван Васильевич Битюков родился 13 Октября 1912 года в посёлке Соляной Рудник ныне Артёмовского района Донецкой области. В Красной Армии с 11 Августа 1935 года. Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов и Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в котором был оставлен лётчиком - инструктором. Затем Битюков служил инструктором в Мелитопольской военной авиационной школе пилотов и на фронт попал только в начале 1943 года. 12 Января 1943 года 6 Ил-2 из состава 618-го штурмового авиаполка (214-я штурмовая авиадивизия, 2-й смешанный авиакорпус, 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт), ведомая командиром эскадрильи Старшим лейтенантом И. В. Битюковым, в плотном строю подошла к аэродрому Питомник на высоте 100 метров со стороны солнца и с планирования обрушила свой боезапас на стоявшие на аэродроме самолёты и зенитную артиллерию противника. При выходе из атаки ведущий Битюков увидел, что к аэродрому подходят 6 транспортных самолётов Ju-52. Была подана команда атаковать "Юнкерсы". Каждый лётчик выбрал себе по одному самолёту и атаковал его. В результате атаки были сбиты все 6 транспортных самолётов противника. Ещё 4 самолёта были уничтожены на земле. В этом бою штурмовики потерь не понесли. Однополчане считали его "заговорённым", но в Сентябре того же года командир эскадрильи 618-го штурмового авиаполка Капитан И. В. Битюков попал в плен. Выполняя на Ил-2 боевое задание по штурмовке вражеских позиций в районе станицы Гостагаевской, Битюков заметил немецкий самолёт Hs-126 и, так как боезапас самолёта был уже израсходован, таранил его. Немецкий самолёт упал в плавни, но и экипаж Ил-2 был вынужден выброситься из повреждённого самолёта на парашютах. Писатель С. С. Смирнов писал: "Капитан нашей авиации лётчик - штурмовик Иван Битюков в 1943 году во время боёв на Кубани совершил воздушный таран и вынужден был приземлиться на территории, занятой врагом. Несколько дней он вместе со своим стрелком - радистом скрывался в кубанских плавнях, пытаясь пробраться на восток, к линии фронта, но потом был ранен и захвачен в плен. Он прошёл через целую цепь лагерей, совершил удачный побег, сражался в рядах партизанского отряда в Чехословакии и там снова попал в руки гитлеровцев. На этот раз его со смертным приговором отправили в Маутхаузен, в "изолирблок № 20". До того как стать узником 20-го "блока смерти" Битюков совершил уже 3 дерзких побега. В Маутхаузене он тоже принял активное участие в организации восстания с целью побега и оказался в числе немногих, которым удалось бежать. Он долго пробирался на восток и уже на территории Чехословакии вышел в расположение советских войск. История не сохранила свидетельств о том, как проходила последовавшая после этого проверка сотрудниками СМЕРШа и чем она закончилась. Известно лишь, что Битюков был уволен в запас и на момент, когда С. С. Смирнов обнародовал свои рассказы о неизвестных героях, работал инженером вагоноремонтного завода на станции Попасная. Вопрос о награждении его званием Героя Советского Союза никогда не поднимался. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |