Дзюба Петр Петрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Дзюба Пётр Петрович

Дзюба Пётр Петрович

Родился 12 февраля 1915 года в посёлке Константиновка, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. Окончил индустриально - химический техникум в городе Славянск. Работал в железнодорожных мастерских города Харькова, окончил аэроклуб. С 1937 года Петр Дзюба в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года лейтенант П. П. Дзюба в действующей армии. По январь 1944 года служил во 2-м ИАП  (85-й Гвардейский ИАП); по май 1944 года - в 73-м Гвардейском ИАП.

К октябрю 1943 года помощник командира 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой подготовке   (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт)  Гвардии капитан П. П. Дзюба совершил 319 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 16 самолётов противника.

1 ноября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

8 мая 1944 года в бою над Крымом был сбит, получил тяжёлые ранения и потерял ногу. Больше в боях не участвовал.

Всего выполнил более 430 боевых вылетов, в 96 воздушных боях сбил лично 22 и в группе с товарищами 16 самолётов противника.

С 1945 года Гвардии майор П. П. Дзюба - в отставке. Жил и работал в Харькове. Умер 17 января 1965 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

*     *     *

Пётр Петрович шёл по улице, усыпанной жёлтыми листьями. Мальчишки, бежавшие в школу, здоровались: "Доброе утро, дядя Петя". Он улыбался и приветливо махал им рукой. Вдруг остановился. Остановились и мальчишки. Высоко в небе, оставляя за собой белые полосы, мчались едва видные точки - самолёты. Прищурив глаза, напряжённо следил за их полётом Пётр Петрович. Может ли быть зрелище более захватывающее. Мысленно он находился уже там, в кабине пилота. Такое чувство возникало всегда, когда с земли следил за крылатыми машинами. Всегда - 10, 20, 30 лет назад... И когда бежал в школу, как и эти мальчишки, и когда учился в индустриально - химическом техникуме в Славянске, и когда работал в мастерских на станции Залютино в Харькове.

Однажды, это было в 1935 году, он пришёл на работу в мастерскую радостный и возбуждённый: комитет комсомола направлял его в Харьковский областной аэроклуб. Так решилась его судьба, сбылась детская и юношеская мечта.

- Ты будешь отличным пилотом, - вскоре говорили ему товарищи и инструкторы аэроклуба.

И Пётр Дзюба старательно овладевал знаниями. В 1936 году по путёвке Осоавиахима был направлен в Ульяновскую школу лётчиков - инструкторов, а потом учился в школе лётчиков истребительной авиации.

22 июня 1941 года, когда на нашу землю упали фашистские бомбы и запылало пламя войны, первыми оказали отпор врагу пограничники и авиаторы.

2-й истребительный полк находился в лагерях в нескольких десятках километров от Киева. Дежурил по авиационному гарнизону адъютант эскадрильи лейтенант П. П. Дзюба. По тревоге он поднял в воздух первое звено, поставив истребителям задачу: сбивать вражеских бомбардировщиков. Вслед за ним на выполнение боевого задания вылетели экипажи 3-х самолётов - остальные лётчики, в том числе и командир, находились в Василькове. Через некоторое время в воздух вместе с двумя И-16 поднялся и Дзюба. В этот день он открыл свой боевой счёт - сбил в составе группы 2 "Юнкерса".

Сначала лейтенант П. П. Дзюба воевал на И-16, позднее пересел на ЛаГГ-3. В первые же дни боёв он сбил вражеский истребитель Ме-109, пилот которого был взят в плен. Это был один из первых захваченных немецких лётчиков. Вот как описывал этот день в своей книге "25 фронтовых тетрадей" В. Дружинин:

"Молодой лётчик - истребитель Пётр Дзюба вступил в первый бой с немецкими "Юнкерсами". Синь небес прошили огненные трассы. А через несколько дней пулемётной очередью он перебил мотор фашистского "Мессера". Лётчик выбросился на парашюте и попал в плен.

Победитель и побеждённый встретились, но уже не в воздухе, а на земле. Рассматривая немецкого лётчика, Пётр Дзюба сказал:

- Откровенно говоря, я не ждал второй встречи. За что воюете, "коллега" ?

- За победу немецкого оружия, - высокомерно заявил фашист. Через переводчика задал встречный вопрос:

- А во имя чего вы бьётесь так безрассудно ?

- За землю, на которой нас мать родила..."

Родная земля !   С неугасимой любовью к ней, со священной ненавистью к врагу поднимались лётчики на своих истребителях. Только при обороне Киева Пётр Дзюба совершил более 150 боевых вылетов. "Бить и бить фашистских захватчиков, сколько бы их ни появилось", - говорил он товарищам. И наши лётчики сражались с врагом насмерть.

...Лето 1942 года. Белый Колодезь. Сюда, на аэродром, Пётр Дзюба за короткое время дважды сажал после тяжёлых боев свои пылающие машины. Рискуя жизнью, спасал самолёты.

- Нашего Петра ни свинец, ни огонь не берёт. Уже 10 фашистов сбил, а сам только почернел, - шутили боевые друзья.

- Везёт ! - в ответ весело говорил Дзюба.

ЛаГГ-3 из состава 2-го ИАП.

В конце июня 1942 года политотдел дивизии организовал во всех полках беседы на тему "Наши мастера воздушного боя". Материалом послужил вылет лейтенанта П. П. Дзюбы 22 июня 1942 года. В тот день восьмёрка Дзюбы встретила 8 самолётов Ме-109F и завязала с ними бой. На КП полка хорошо слышали по радио, как лейтенант руководил своими ведомыми. Дерзкие и вместе с тем расчётливые атаки лётчиков полка принесли им успех. "Мессершмитты" покинули район боя, потеряв 2 машины.

Сам Дзюба не усматривал в этой схватке чего - нибудь исключительного, особенного. Вылет как вылет, бой как бой - таких теперь в полку немало. Остался в памяти разве только потому, что дата была необычная: первый день 2-го года войны.

Уже миновал год с того момента, как вблизи Киева его едва не настигла жёлто - красная трасса с "Юнкерса", и, второпях припав к окуляру И-16, он впервые открыл огонь по живой цели. Пётр Дзюба стал настоящим воздушным асом, грозой фашистов.

Очередной боевой вылет. Советские истребители взяли курс на Харьков. Внизу уже проплывали дома Старого Салтова. Неожиданно появились вражеские самолёты. Завязался жестокий бой. Позже, уже в госпитале, Пётр Дзюба рассказывал:

- Был сбит и тяжело ранен в районе Салтова. Знал, разбит мотор, повреждено правое крыло. Решил идти на посадку. Деваться некуда - врезался в берег реки приблизительно на посадочной скорости. И лишь косой удар спас меня, машина разбилась.

После госпиталя для Петра Дзюбы снова начались тяжёлые фронтовые будни. Пересев на Як-1 он сражался в небе Сталинграда, Севастополя, Ростова, Донбасса.

В конце июля 1943 года наши истребители сопровождали 6 Пе-2 на бомбометание с пикирования по сильно укреплённому опорному пункту врага. В районе Матвеева Кургана они встретили около 30 "Мессеров", патрулировавших на различных высотах. Первую попытку истребителей противника атаковать Пе-2 сверху отразила пара во главе с Героем Советского Союза капитаном Петром Дзюбой. Путь нескольким Ме-109, прорвавшимся к группе Пе-2, преградил Иван Леонов и сбил одного из них, 2 вражеских самолёта уничтожили Т. Лобок и А. Бритиков. Дзюба с дистанции 50 метров сбил ещё одного "Мессера". Тем временем пикировщики беспрепятственно отбомбились и развернулись на обратный курс. Фашистские истребители несколько раз пытались атаковать Пе-2, но, потеряв ещё один самолёт, вынуждены были отказаться от преследования советских пикировщиков.

Лётчикам полка не раз приходилось вести бои с матёрыми истребителями из прославленных истребительных групп Люфтваффе, так называемыми "летающими охотниками". Они встречались с ними и раньше - в небе Подмосковья и Сталинграда. Там научились их мастерски сбивать. Над Миусом Пётр Дзюба со своим ведомым Мазаном встретился с парой "охотников" и из труднейшего положения сразил ведущего. Казалось, напарник врага, как это бывало раньше, выйдет из боя, удерёт на свою территории. Но не успел Дзюба направить Мазана на помощь товарищам, как на него со стороны солнца свалился ведомый "Мессер". Искусным маневром советский лётчик вышел из-под удара и сам устремился в атаку, но фашист вновь ускользнул из-под ураганног огня "Яка". И стоило противнику на секунду замешкаться с началом нового маневра, как Дэюба оказался рядом и резанул снайперской очередью по пиковому тузу, намалёванному на фюзеляже "Мессера". Приземлившегося на парашюте немецкого пилота пленили. Он оказался действительно опытным истребителем.

В августе 1943 года Пётр Дзюба вступил в неравный бой с 12 вражескими самолётами и, победив, показал, на что способны советские лётчики.

Родина высоко оценила подвиги воздушного бойца. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 1 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии капитану Дзюбе Петру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1271).

8 мая 1944 года в очередном бою фашистский снаряд попал в самолёт Петра Дзюбы. Загорелась кабина и пламя охватило машину. Около земли взорвались бензобаки. Обгорелого и покалеченного лётчика едва вытащили из-под обломков. Но сердце его, большое мужественное сердце билось. Пётр Дзюба наперекор всем смертям жил. В тяжелейшем состоянии лётчик был отправлен в госпиталь. Жизнь Дзюбе врачам удалось спасти, но одну ногу он потерял...

Мучительно долго тянулись дни в госпитале. Учился ходить на протезе. Думал только об одном: сможет ли летать ?   Огромная сила воли, напряженные тренировки и искусство врачей сделали, казалось бы, невозможное: он вновь стал в боевой строй. Правда, летать ему больше не довелось.

П.П.Дзюба

За годы войны Гвардии майор П. П. Дзюба совершил более 430 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, сбил 22 самолёта врага лично и 16 - в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 18 групповых побед. ]

После войны Пётр Петрович вынужден был расстаться с авиацией. Тяжко израненный ас жил в своём доме с садом в Харькове. На вопросы о его боевом пути, он обычно отвечал так: "Воевал как умел, по велению сердца и совести".

Прошло много послевоенных лет. И вот, идя знакомыми улицами Новой Баварии, Пётр Петрович услышал гул самолётов, летевших высоко в небе. Вместе с мальчишками долго следил за их полётом. Статный, подтянутый, чуть прищуренные глаза, взгляд добрый, внимательный, немного усталый. Таким он и запомнился школьникам.

В начале 1965 года тяжёлая болезнь оборвала жизнь Героя. Но эти мальчишки, с которыми смотрел он в бездонное небо и в которых воспитывал любовь к авиации, продолжат его дело. Они уверенно поднимутся в безоблачную высь и, если нужно будет, как Гвардии майор Пётр Петрович Дзюба, бесстрашно станут на защиту Отчизны.

(Из материалов сборника - "Подвиги во имя Отчизны".  Харьков, 1974 год.)
*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора П. П. Дзюбы:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.06.1941 г.2  Ju-88  (в группе - 2 / ?)р-н КиеваИ-16, ЛаГГ-3,

Як-1, Як-9.
228.07.1941 г.1  Ме-109Бровары
318.09.1941 г.1  Ме-109р-н Киева
413.05.1942 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 3)р-н Харькова
514.05.1942 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / ?)р-н Харькова
616.05.1942 г.1  "Хе-113"  (в паре - 1 / 2)р-н Харькова
717.05.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / ?)р-н Харькова
819.05.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)р-н Харькова
920.05.1942 г.1  FW-189  (в группе - 1 / 4)р-н Харькова
1023.05.1942 г.1  "Хе-113"  (в паре - 1 / 2)р-н Харькова
1120.06.1942 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / ?)р-н Чепель
1208.08.1942 г.1  Ju-88сев. - вост. Тундутово
1311.08.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)р-н Сталинграда
1420.08.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)Верхняя Ахтуба
151  Ме-109  (в группе - 1 / 4)Нижне - Погромное
1622.02.1943 г.1  Ме-109Ряженое
1727.02.1943 г.1  Не-111юго - зап. Политотдельское
1825.03.1943 г.1  Ме-109Амвросиевка
1916.07.1943 г.2  Ме-109Дьяково
2031.07.1943 г.1  FW-189сев. - вост. Амвросиевка
211  Ме-109Елизаветинский
2218.08.1943 г.1  Ме-109сев. Дубровка
2310.03.1944 г.1  Ме-109аэр. Водопой
2408.04.1944 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)юж. Каранки
2511.04.1944 г.1  FW-190юж. Михайловка

      Всего сбитых самолётов - 17 + 18  [ 13 + 15 ];  боевых вылетов - более 430.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz