КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Пасько Николай Фёдорович |
Родился 12 декабря 1918 года в селе Скрипаи, ныне Готвальдовского района Харьковской области (Украина), в семье крестьянина. Окончил 7 классов, работал слесарем на Харьковском заводе "Пластмассы". Окончил школу лётчиков-инструкторов. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. С октября 1942 года младший лейтенант Н. Ф. Пасько на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 153-го ИАП (в ноябре 1942 года преобразован в 28-й Гвардейский ИАП), летал на американском самолёте Р-39 "Аэрокобра". К марту 1945 года командир эскадрильи 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Пасько совершил 265 боевых вылетов, в 32 воздушных боях сбил 15 самолётов и 1 аэростат противника. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Высшие лётно-тактические КУОС. С 1956 года Гвардии полковник Н. Ф. Пасько - в запасе. Жил в Харькове. Умер 16 июля 1982 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Лето 1941 года... С фронта приходили тревожные вести. Наши войска оставляли всё новые и новые населённые пункты. Всё это болью отдавалось в сердцах советских людей. Лётчики-инструкторы Качинской Краснознамённой авиашколы считали, что их место в действующей армии. Рвался на передовую и молодой командир звена Николай Пасько. После настоятельных просьб желание лётчика было удовлетворено. В один из декабрьских дней 1942 года младший лейтенант Н. Ф. Пасько вылетел на Северо-Западный фронт. Этот день для Николая был знаменателен вдвойне - он стал коммунистом. Получая партийный билет, лётчик поклялся оправдать доверие партии. Николай Фёдорович рассказывает, что ему очень повезло. На фронте он оказался в дружной боевой семье. Ветераны 153-го истребительного авиационного полка встретили новичков радушно. Щедро делились боевым опытом. Впоследствии этот полк был переименован в 28-й Гвардейский Ленинградский ИАП. 30 декабря 1942 года, через несколько дней после прибытия на фронт, молодой лётчик уже открыл свой боевой счёт сбитых самолётов противника. Группа истребителей под командованием капитана А. В. Кислякова, в которую входил и Николай Пасько, поднялась с аэродрома для выполнения задания. Набрав высоту, наши лётчики заметили 8 вражеских истребителей. Завязался неравный воздушный бой. Несмотря на численное превосходство противника, советские пилоты вышли победителями. В этом бою было уничтожено 4 вражеских самолёта. Один из них сбил Николай Пасько. Взятый в плен пилот сбитой машины оказался опытным "охотником", на его счету было больше 5000 часов налёта. Мужественно сражался с врагами Николай Пасько. На своём истребителе он действовал в разведке, прикрывал своих бомбардировщиков, уничтожал захватчиков в воздухе и на земле. В лётной книжке Н. Ф. Пасько сохранились интересные записи. В них говорится о том, что четвёрка советских самолётов, ведомых старшим лейтенантом Пасько, отражала атаки 12, 18, а один раз даже 26 вражеских истребителей. Советским лётчикам помогала лётная выучка, физическая закалка, а главное, говорит Николай Фёдорович Пасько - вдохновляла любовь к своей великой Родине и жгучая ненависть к врагу. Время многое стёрло в памяти ветерана, но некоторые боевые эпизоды не забываются никогда... Навсегда запомнился Николаю Фёдоровичу поединок с парой фашистских асов. Появившись на Белорусском фронте, они доставляли немало хлопот нашим лётчикам. Необходимо было выследить их и уничтожить. Эту сложную задачу командование полка возложило на старшего лейтенанта Пасько. Взлетев в паре с ведомым Михаилом Павловичем Родиным с аэродрома в районе Лепеля, лётчики заметили приближавшиеся фашистские истребители. Применив сложный маневр, наши пилоты пошли в атаку. Подойдя вплотную к врагу, они расстреляли обоих стервятников. Тщательно подготовленный бой длился всего 30 секунд. Фашистские асы нашли свою могилу на белорусской земле. Один из боевых эпизодов военного времени Николай Фёдорович Пасько называет: "6:0 в нашу пользу". Было это в Восточной Пруссии. Война с Германией приближалась к концу. Четвёрка наших истребителей во главе с командиром эскадрильи Николаем Пасько вела разведку. Над вражеским аэродромом советские лётчики заметили, что немецкие самолёты, взлетая попарно, собираются в группы для полёта на боевое задание. Пасько принимает решение атаковать "Фокке-Вульфов" и подает команду своим товарищам. Атака была внезапной. Немецкие лётчики не ожидали нападения, тем более над своим аэродромом. За эту беспечность фашисты поплатились 3-мя самолётами. Ещё в одну атаку повёл свою четвёрку Пасько - и снова 3 сбитые вражеские машины. Из этого трудного боя советские лётчики вышли без потерь. Четвёрка краснозвёздных истребителей возвратилась на свой аэродром. Несмотря на ранение, Пасько благополучно посадил свой самолёт. Так закончился этот трудный воздушный бой. До полной победы над фашистской Германией водил в бой эскадрилью Николай Фёдорович Пасько. 316 раз поднимал он свой истребитель в воздух, чтобы громить врага. 32 раза принимал участие в воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 августа 1945 года присвоил Николаю Фёдоровичу Пасько звание Героя Советского Союза. После войны Николай Фёдорович более 10 лет отдал авиации. Демобилизовавшись, Гвардии подполковник запаса Н. Ф. Пасько возвратился в Харьков, где и продолжал трудиться. Список известных побед Гвардии старшего
лейтенанта Н. Ф. Пасько:
В списке побед Н. Ф. Пасько есть строчка в таблице, согласно которой 30 августа 1944 года он сбил немецкий самолёт связи "Шторх". При этом, с вероятностью 99%, можно утверждать, что это был тот самый "Fiseler-156", на котором командующий 16-й немецкой армией генерал Паул Лаукс (Gen. Paul Laux) со своим пилотом и офицером штаба полковником Куртом Хартманом (Oberst Kurt Hartmann) намеревался облететь участок фронта. Указанное место происходящего - севернее Джуксте вполне соответствует дейсвительности. В результате атаки немецкий самолёт был подожён и сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора) из которого стартовал. Полковник Хартман был убит в самолёте, а генерал Лаукс тяжело ранен. Он умер от ран в госпитале через несколько дней - 2 сентября. Пилот был ранен и остался жив. Имеется и фото выгоревшего "Шторха", сбитого Николаем Пасько. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |