Попов Андрей Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Попов Андрей Иванович

А.И.Попов.

Родился 22 Января 1923 года в селе Чуево - Алабушка   (Уваровского райна Тамбовской области), в семье крестьянина. Окончил 8 классов. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году Андрей Попов окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1942 года сержант А. И. Попов в действующей армии. По Апрель 1943 года служил в составе 875-го ИАП; по Июнь 1944 года - в 653-м ИАП  (65-м Гвардейском ИАП).

К началу 1944 года командир звена 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт)  Гвардии старший лейтенант А. И. Попов совершил 126 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 200 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 21 самолёт противника.

23 Июня 1944 года не вернулся с очередного боевого задания.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

26 Февраля 1943 года войска Северо - Западного фронта в 11 часов 40 минут после артиллерийской подготовки перешли в наступление. С этого дня в соответствии с планом боевого использования авиации 6-й Воздушной армии 1-й истребительный авиакорпус прикрывал боевые порядки войск 1-й Ударной армии и обеспечивал действия штурмовиков, поддерживающих её наступление.

Наступающие части 1-й Ударной армии встретили исключительно упорное сопротивление. Погода была плохая, почти до самой земли висела сплошная облачность, поэтому части корпуса боевой работы не вели.

К полудню 27 Февраля погода немного улучшилась, и обе стороны стали применять свою авиацию. Теперь и на земле и в воздухе шли напряжённые бои.

Штурмовики 266-й и 292-й авиационных дивизий 1-го ШАК, поддерживая наступление частей 1-й Ударной армии, наносили эшелонированные удары по живой силе, артиллерии и танкам врага. Истребители были заняты привычной работой - сопровождали штурмовиков до цели и обратно и прикрывали районы их боевых действий.

Противник группами от 4 до 8 истребителей активно противодействовал штурмовикам. Поэтому в воздухе то и дело завязывались горячие схватки. Напряжение в этот день для наших лётчиков было высоким. Большинство авиаторов сделало по 4 - 5 боевых вылетов.

В течение дня лётчики корпуса провели 8 воздушных боёв и уничтожили 14 самолётов противника. Сержант А. И. Попов в районе Великих Лук уничтожил FW-190.

6 Марта 1943 года успешный воздушный бой провели лётчики 875-го истребительного авиаполка. Шестёрка Як-7Б, ведомая Лейтенантом В. В. Скоруком, вылетела на сопровождение штурмовиков, наносивших удар по войскам противника восточнее реки Ловать. "Илы" шли двумя звеньями с уступом вправо. Истребители сопровождения попарно расположились на флангах строя, а одна пара шла сзади и чуть выше. Через 10 - 12 минут полёта лётчики заметили впереди чёрные шапки разрывов зенитных снарядов. Это значило, что группа подходила к цели. Искусно маневрируя, "Илы" обрушили на заданный объект свой бомбовый груз. Истребители зорко следили за воздухом, стараясь как можно раньше обнаружить истребителей противника, в появлении которых сомнений не было.

В момент отхода штурмовиков от цели появились 6 Ме-109 и 2 FW-190. Хотя "Илы" уже уходили, без прикрытия их оставлять было всё равно нельзя. Лейтенант Скорук принял решение частью сил атаковать и связать боем вражеские истребители. По его команде первым вступил в бой с фашистами старший сержант Г. Г. Гуськов в паре с сержантом А. И. Поповым. Два Ме-109, отделившись от группы, одновременно атаковали Гуськова справа. Но старший сержант перехитрил врага - он резко убрал газ, и немцы проскочили мимо. Затем пилот круто развернул самолет на 180° и зашёл "Мессеру" следующей пары в хвост. С дистанции 50 метров дал по нему очередь из всех своих огневых точек. Фашист, распустив шлейф тёмного дыма, камнем свалился вниз.

Второй Ме-109 со снижением стал уходить. Гуськов бросился было его преследовать, но вовремя оглянулся назад и заметил, что 3-й Ме-109 заходит ему в хвост. Гуськов мгновенно оценил обстановку, резко развернулся на обратный курс и пошёл в лобовую атаку. Ведя встречный огонь, противники проскочили мимо друг друга и стали в левый вираж, стараясь зайти один другому в хвост.

Сержант Попов зорко следил за своим командиром. До сих пор он не вмешивался в бой, видя, что командир в помощи не нуждается. Но тут наступила минута, когда во время виража Ме-109 подставил ему свой живот. Сержант Попов длинной очередью расстрелял фашиста.

Ведущий второй пары старшина М. С. Ворожейкин, потеряв своего ведомого, дрался один с 3-мя "Мессерами" и 2 из них сбил. По одному фашистскому истребителю уничтожили сержант А. Г. Кулиев и ведущий группы Лейтенант В. В. Скорук. Всего было уничтожено 6 из 8 самолётов противника. Ни штурмовики, ни группа истребителей потерь не имели.

19 Марта 1943 года от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Маршал авиации А. А. Новиков наградил большую группу лётчиков 1-го истребительного авиационного корпуса. Орденом Красного Знамени был награждён и сержант И. А. Попов.

В середине Декабря 1943 года полки 4-й Гвардейской истребительной авиадивизии вели напряженную боевую деятельность. Они непосредственным сопровождением до цели и обратно обеспечивали штурмовиков 3-го штурмового авиакорпуса, поддерживавших наступающие войска фронта.

Штурмовики наносили удары по врагу небольшими группами по 6 - 8 самолётов. Поэтому лётчикам 4-й Гвардейской ИАД в течение дня пришлось сопровождать большое количество таких групп. Легко представить, какое напряжение испытывали Гвардейцы - истребители. Им пришлось в течение дня сделать по 3 - 4 вылета, и почти все с воздушными боями.

Вражеские истребители, противодействуя нашим штурмовикам, как правило, имели эшелонированный по высоте боевой порядок звеньев. Первой атаковала верхняя пара, отвлекая на себя огонь стрелков "Илов". Вторая пара в это время снизу сзади с коротких дистанций атаковала выходящие из пикирования советские штурмовики. Кроме того, противник широко применял полёты "свободных охотников", которые ходили на малой высоте или под облаками, выискивая одиночек.

Естественно, лётчикам 4-й Гвардейской ИАД приходилось нелегко. Нужно было зорко следить за действиями истребителей противника, своевременно отражать их атаки. И надо сказать, что лётчики 64, 65 и 66-го Гвардейских истребительных авиаполков успешно справились с задачей обеспечения штурмовиков. Штурмовики выполняли боевые задания без потерь от огня истребителей противника, а наши лётчики нередко наносили фашистам ощутимый урон.

Так, 17 Декабря пара Як-9 из 65-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиаполка - Гвардии старший лейтенант А. Килоберидзе и Гвардии лейтенант А. Попов - вылетела на сопровождение 4 штурмовиков Ил-2, наносивших удар по войскам противника в районе Тетерино, Видусово, Жары. В районе цели высота нижней кромки облаков не превышала 100 метров, поэтому нашим истребителям не разрешалось перелетать линию фронта. Проводив штурмовиков до линии фронта, Килоберидзе с Поповым остались патрулировать над своей территорией. Через некоторое время Килоберидзе и Попов одновременно заметили возвращающихся штурмовиков. И тот и другой лётчик подсчитали самолёты и успокоились: все 4 "Ила" плотным строем шли на высоте 50 - 80 метров. Когда штурмовики подошли поближе, Килоберидзе неожиданно заметил, что за ними на высоте 30 - 50 метров следуют 4 FW-190 и вот-вот сблизятся на дистанцию открытия огня. А штурмовики, очевидно, их не замечали. Беда, казалось, неминуема.

Килоберидзе скомандовал Попову: "Атакуем сзади сверху !". Оба истребителя, идя под самой кромкой облаков и маскируясь ими, быстро развернулись вправо и оказались в хвосте задней пары "Фоккеров", которая немного отстала от головной пары. Ведущий FW-190 заметил наших истребителей, прекратил погоню за штурмовиками и с разворотом вправо стал уходить из-под атаки, набирая высоту. Килоберидзе воспользовался удобным моментом: на развороте скорость "Фоккера" уменьшилась, самолёт стал хорошей мишенью. С короткой дистанции советский лётчик сбил его.

Одновременно Гвардии лейтенант Попов, оказавшись в хвосте второго FW-190, также использовал выгодное положение, выпустил по фашисту очередь из 37-мм пушки и крупнокалиберных пулемётов. Попадание было точным. "Фоккер" свалился на крыло, врезался в землю и взорвался.

Развернувшись после удачной атаки вправо, Попов увидел ещё одного "Фоккера". Лейтенант немного довернул свой самолёт, открыл по врагу огонь и одержал вторую победу. Только одному FW-190 из вражеской четвёрки удалось уйти невредимым. Смелость, решительность и отличная техника пилотирования на малой высоте - вот что помогло лётчикам Килоберидзе и Попову одержать блестящую победу над превосходящими силами противника.

А.И.Попов.

К весне 1944 года наступления войска 1-го Прибалтийского фронта при активной поддержке авиации, в том числе и 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса, нанесли ряд серьёзных поражений Витебской группировке противника и заставили гитлеровцев использовать значительную часть своих резервов для усиления группировки, оборонявшейся на Витебском направлении. 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус только за 2 месяца произвёл 1575 боевых самолёто - вылетов, провёл 45 групповых воздушных боёв, в которых уничтожил 69 самолётов противника.

Боевые действия корпуса были высоко оценены Верховным Главнокомандованием. За проявленные героизм и отвагу в боях с немецко - фашистскими захватчиками 262 воина корпуса были удостоены правительственных наград. В числе их было 97 лётчиков. Двум лучшим лётчикам - Гвардии капитану Николаю Фёдоровичу Денчику и Гвардии лейтенанту Андрею Ивановичу Попову - было присвоено звание Героя Советского Союза.

*     *     *

Список известных побед Гвардии старшего лейтенанта А. И. Попова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
127.02.1943 г.1  FW-190р-н Великих ЛукЯк-7, Як-9.
206.03.1943 г.1  Ме-109Бор
309.03.1943 г.1  Ме-109Козлово - Вязки
415.03.1943 г.1  FW-190Кобылкино
508.06.1943 г.1  FW-190юж. Слобода
614.06.1943 г.1  FW-190Поляны
712.07.1943 г.1  FW-190Алтухово
814.07.1943 г.1  FW-190р-н Малоархангельска
915.07.1943 г.1  FW-190р-н Малоархангельска
1001.08.1943 г.1  FW-190Семёновка
1106.08.1943 г.1  FW-190Рагозино
1217.11.1943 г.1  Ju-87оз. Ордово - Исса - Белое
1317.12.1943 г.1  FW-190Дубищево - Телешово
141  FW-190Артёмово
1504.01.1944 г.1  FW-190сев. Краснополье
1606.01.1944 г.1  FW-190Старое Село
1702.03.1944 г.1  FW-190сев. оз. Лива

      Всего сбитых самолётов - 21  [ 17 + 0 ];  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz