КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Попов Николай Исаакович |
Родился 13 февраля 1920 года в селе Пески, ныне Далматовского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году Николай Попов окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, в 1942 году - Краснодарское военное авиационное училище. С июля 1943 года в действующей армии. Воевал на Брянском, 1-м Белорусском, 2-м Прибалтийском фронтах. Был командиром звена, заместителем и командиром авиаэскадрильи. К 22 марту 1945 года командир эскадрильи 724-го штурмового авиационного полка (300-я штурмовая авиационная дивизия, 9-й штурмовой авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) капитан Н. И Попов совершил 97 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике. В одном из воздушных боёв сбил истребитель FW-190. Всего за годы войны выполнил 102 успешных боевых вылета. 15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1950 года майор Н. И. Попов - в запасе. Работал в Рязанском аэроклубе. После выхода на пенсию проживал на родине. Умер в 2000 году. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями. Николай Попов родился 13 февраля 1920 года в селе Пески Далматовского района Курганской области в крестьянской семье. После окончания семилетней школы в селе Першино начал работать в колхозе "Память Ленина" учётчиком тракторной бригады. В 1937 году уехал в город Нижний Тагил, устроился на работу в паровозное Депо учеником слесаря. С работой освоился быстро, а закончив смену бежал на занятия в аэроклуб. Домой писал больше не об успехах на работе и житейских трудностях, а о том, что мечтает и обязательно станет лётчиком и уже учится на лётных курсах. Старания увенчались успехом. Весной 1938 года курсант Николай Попов впервые самостоятельно взлетел в небо на самолёте У-2. Мечтой многих парней в те годы было стать военным лётчиком. И в числе отличников учебы Николай Попов получил право поступить в Пермскую военную школу пилотов. С большим старанием изучил здесь самолёт Р-5 и был переведён в город Энгельс, где учился на лётчика бомбардировочной авиации. Уже шла война, а Попова вновь направили переучиваться на лётчика - штурмовика, осваивать самолёт Ил-2. Он старался всё освоить на "отлично", чтобы без лишних проволочек попасть на фронт, а его оставили лётчиком - инструктором в Тамбовском училище. Не один десяток мастеров лётного дела подготовил Николай Попов. Наконец поступил долгожданный приказ о назначении в 724-й штурмовой авиационный полк. Участие в боевых действиях начал с Орловско - Курской операции. К концу войны совершил 102 боевых вылета. Начав боевой путь командиром звена, вырос до командира эскадрильи. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом находчивость, мастерство, мужество и отвагу награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. 2 августа 1943 года. Шестёрка "Илов" вылетела в район Карачева (Брянский фронт), чтобы нанести бомбардировочно - штурмовой удар по вражескому аэродрому. Заместителем ведущего шёл Николай Исаакович Попов. Задание выполнено блестяще. Советских лётчиков не могли остановить ни огонь зенитной артиллерии, ни фашистские истребители. Они точно вышли на цель, более 30 самолётов противника, не успев подняться, оказались уничтоженными. При возвращении на свой аэродром пришлось вступить в бой с фашистскими истребителями. Результатом этого боя стали 3 сбитых "Фоккера". На всю жизнь запомнился Попову день 3 марта 1944 года. Ранним утром по заданию командования 2-го Прибалтийского фронта он вылетел на фотографирование сильно укреплённого района противника. Выйдя на цель, подвергся нападению 3-х истребителей. Маневрируя, с риском для жизни Попов выполнил задание и смело вступил в бой с врагами. Вскоре один "Фоккер" кувырком полетел на землю. Фашистам удалось подбить самолёт Попова. Но и в этой ситуации он не растерялся. Дотянув до линии фронта, искусно посадил машину. Подвергаясь обстрелу со стороны противника, снял с самолёта фотоаппарат и доставил ценные для нашего командования снимки в штаб 15-й Воздушной армии. Тихим апрельским днем 1944 года 10 штурмовиков, неуклюжих на земле, но ловких в воздухе, направились на бомбёжку вражеской группировки в районе северо - западнее Пушкинских гор (2-й Прибалтийский фронт). Ведущим был Николай Попов. Бомбардировочно - штурмовой удар десятки был сокрушителен. Подавлен огонь полевых орудий, уничтожено до 80 вражеских солдат и офицеров. В результате с новой силой развернулось наступление наших подразделений и в короткий срок они успешно освободили 12 населённых пунктов. За удачную операцию и личную храбрость Николай Исаакович Попов был награждён орденом Александра Невского. До 22 марта 1945 года командир эскадрильи штурмовиков Николай Исаакович Попов сделал 97 эффективных боевых вылетов, уничтожив 55 автомашин, 32 танка, 75 повозок, 35 самолетов на аэродромах (в групповых налётах) и один истребитель FW-190 в воздухе. Кроме того, подавил огонь 30 зенитных точек, уничтожил 25 полевых орудий, 8 дзотов, 1 паровоз, 63 вагона и свыше 300 солдат и офицеров противника. Такой вклад внёс в победу над фашистскими захватчиками уроженец Далматовского района, командир эскадрильи штурмовиков Николай Исаакович Попов. До подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии остались сутки. В этот день командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков подписал несколько наградных листов на представленных к высшей правительственной награде - присвоению звания Героя Советского Союза. "Достоин", - такое заключение сделал в тот день Маршал и на наградном листе командира эскадрильи 724-го штурмового авиационного Радомского Краснознамённого полка Николая Исааковича Попова. Расписавшись, поставил дату: "7 мая 1945 года". За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года капитан Николай Исаакович Попов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В 1950 году Николай Исаакович демобилизовался. Работал в аэроклубе города Рязани. После ухода на пенсию жил в городе Далматово. Принимал активное участие в патриотическом воспитании молодёжи. Ушёл из жизни в 2000 году. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |