КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Попов Василий Андреевич |
Родился 14 Января 1918 года в селе Ивановка, ныне Курьинского района Алтайского края, в семье крестьянина. Окончил школу - семилетку. Работал учётчиком в совхозе, счетоводом на строительстве железной дороги на станции Поспелиха (Алтайский край). С 1936 года Василий Попов учился в Иркутской железнодорожной технической школе. В 1938 году окончил Иркутский аэроклуб. С Ноября 1938 года в Красной Армии. До Октября 1939 года обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Белорусского военного округа. С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был лётчиком 161-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). В Сентябре - Октябре 1941 года - лётчик 187-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). 5 Октября 1941 года был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте. Несколько дней провёл в госпитале. В Октябре 1941 - Августе 1942 годов - командир звена 41-го истребительного авиационного полка (ПВО города Москвы и Волховский фронт). В Апреле 1942 года был сбит второй раз, спасся на парашюте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, битве за Москву и обороне Ленинграда. Совершил 220 боевых вылетов на И-16, МиГ-3 и Як-1, в 52 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 10 самолётов противника. В Августе 1942 - Октябре 1945 годов был командиром звена 2-го авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ. Перегнал с Аляски 265 американских самолётов, поставляемых в нашу страну по Ленд - Лизу. После войны продолжал служить в ВВС. 6 Декабря 1949 года командир эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. А. Попов за выполнение заданий по освоению полётов в условиях Арктики удостоен звания Героя Советского Союза. В 1957 году окончил КУОС при Военно - Воздушной академии, командовал авиационным полком, был заместителем командира авиационной дивизии. С 1960 года Гвардии полковник В. А. Попов - в запасе. Жил в Ярославле, работал на Шинном заводе. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды); 6 медалями.
Эти стихотворные строки - воспоминания принадлежат бывшему лётчику Василию Андреевичу Попову. Посвящены они 20-летию Победы. Да, в семье Героя все любят поэзию: он сам, оба его сына, жена. И не только любят, но и пишут. Этот дар лётчик унаследовал от отца - Андрея Терентьевича, алтайского крестьянина, страстного любителя стихов. Василий Попов родился 14 Января 1918 года в деревне Ивановка Курьинского района Алтайского края. Юность Василия прошла в Сибири. После окончания школы - семилетки он работал в абаканских совхозах, затем на стройке станции Поспелиха на Алтае. В 1938 году комсомолец закончил Иркутскую железнодорожную школу, аэроклуб Осоавиахима, а спустя 2 года - Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Через полгода началась Великая Отечественная война. Западный, Центральный, Волховский фронты, боевые дежурства, штурмовки, схватки с фашистами... В огне суровых боёв ковался боевой опыт пилота. Всякое бывало в его нелёгкой фронтовой службе. 5 Октября 1941 года Василий Попов в паре с лётчиком Петренко вылетел на штурмовку фашистских войск в район Ржева. Откуда-то вдруг вынырнули 4 "Мессера". В завязавшемся воздушном бою самолёт Василия Попова был подожжён. С высоты 600 метров лётчик выбросился из "ястребка", раскрыл парашют, приземлился на передовой. Василию удалось невредимым на попутной машине вернуться в полк. Не раз выходил Василий Попов из критических ситуаций. В бою 5 Февраля 1942 года на Волховском фронте лётчик был тяжело ранен. ...Однажды у линии фронта четвёрку "Яков", в которой находился Василий Попов, атаковали 6 Ме-109. Лейтенант Попов зашёл одному в хвост. Уже можно открывать огонь, но... золотой закон истребителя - оглянись назад. Сзади летел "Мессер", выбирая момент для верного удара. Моментально развернувшись, с 30 метров Василий "прошил" его ушечной очередью. Фашист врезался в лес. 220 боевых вылетов, 52 воздушных боя, 23 штурмовки, 4 лично сбитых фашистских самолёта и 10 - в группе с товарищами (по другим источникам имел 206 боевых вылетов, 4 личные и 6 групповых побед). И всё это за год фронтовой службы. Эти показатели были той аттестацией, по которой коммунисты в 1942 году приняли лётчика в партию. С Августа 1942 года и до конца войны Гвардии капитан В. А. Попов служил в перегонной авиационной дивизии. За доставку с Аляски в СССР 265 боевых самолётов был награждён орденом Ленина. С Октября 1945 года служил в строевых частях ВВС (в Группе Советских войск в Германии). С Марта 1947 года - заместитель командира, с Декабря 1948 года - командир эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе). Истребитель Ла-11. Такие машины участвовали в высокоширотных экспедициях. Весной 1948 года участвовал в высокоширотной экспедиции "Север-2". В составе группы из 3-х истребителей Ла-11 выполнил перелёт Москва - мыс Шмидта (на Чукотке) дальностью 8500 километров. Провёл испытания Ла-11 в условиях Крайнего Севера, летая с аэродромов на мысе Шмидта и острова Врангеля. Дважды выполнял посадки на ледовый аэродром в Северном Ледовитом океане, расположенный на 82 градусе 15 минутах северной широты (на расстоянии 1200 километров от материка). Посадки истребителя на дрейфующие льды были выполнены впервые в истории авиации. Весной 1949 года участвовал в высокоширотной экспедиции "Север-4". В составе группы из 6 Ла-11 выполнил перелёт Москва - остров Диксон дальностью 6000 километров. Продолжил испытания по боевому применению истребителя Ла-11 в высоких широтах. За мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях, Гвардии капитану Попову Василию Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Декабря 1949 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6991). В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы (город Таганрог). Был командиром авиаэскадрильи, помощником командира авиаполка в Белоруссии и Мурманской области. С Января 1954 года служил в морской авиации (на Северном флоте). В 1957 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии в Монино. Командовал полком, был заместителем командира авиадивизии ВВС Северного флота. Освоил реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-25. Его наградили орденом Красного Знамени и Красной Звезды, присвоили звание "Военный лётчика 1-го класса". В Июле 1960 года Гвардии полковник В. А. Попов демобилизовался, поступил на Ярославский ордена Ленина шинный завод в конструкторский отдел. До 1986 года работал техником, старшим инженером, начальником сектора авиационных шин. Принимал активное участие в общественной жизни завода, дважды избирался секретарём партийного бюро отдела. Ныне Гвардии полковник в отставке В. А. Попов находится на пенсии, живёт в Ярославле. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |