Николай Савченков свою боевую деятельность начал в составе
191-го истребительного авиационного полка, во главе которого были Майор А. Ф.
Радченко и батальонный комиссар А. Л. Резницкий. Полк базировался северо - западнее
Ленинграда, имея на вооружении самолёты И-153 и И-16. В полку было 3 эскадрильи
и около 60 лётчиков. Более половины из них - выпускники Качинского училища. В
Августе 1941 года полк частично был перевооружён на МиГ-3.
Николай летал в звене Лейтенанта Николая Фёдоровича Кузнецова.
В этом звене служил и Лейтенант Александр Петрович Савченко. Местные острословы
называли Николая "Савченко большой", а Александра - "Савченко маленький".
Уроки первых воздушных боёв сделали свое дело. Вскоре пришла
радость первой победы. Шестёрка наших истребителей во главе с командиром эскадрильи
Старшим лейтенантом Г. Жуйковым сбила 2 немецких самолёта - бомбардировщик Ju87 и истребитель
Me-109. Среди победителей были Николай Савченков, Пётр Олимпиев и Георгий Новиков
(настоящее имя Новикова - Егор, но товарищи звали его Георгием).
Весть о том, что сбиты 2 фашистских самолёта, сразу облетела весь
полк. Возле машин, только что вернувшихся с боевого задания, собрались лётчики,
техники, мотористы.
Оживлённо жестикулируя, Пётр Олимпиев подробно рассказывал о
воздушном бое:
- Мы полетели на прикрытие наших войск южнее Ленинграда. Высота
1500 - 2000 метров. Одно звено вёл Жуйков, другое - Новиков. Я держался справа
от Жуйкова. Смотрю, над станцией Вырица Новиков покачал крыльями: "Внимание !"
(в то время на самолётах И-16 ещё не было радиостанций). Что такое ?
Оказывается, с юго - запада на такой же высоте, как и мы, шла шестёрка Ju-87.
Жора с ребятами кинулся навстречу бомбардировщикам, а мы остались в заданном
районе. Вражеские бомбовозы шли, конечно, с прикрытием. Сверху на звено Новикова
бросились "Мессеры" и отсекли путь к "Юнкерсам". Начался бой. А бомбардировщики
тем временем изменили курс и через несколько минут показались над Вырицей с северо -
восточной стороны.
- Тут-то мы и ринулись на перехват, - тряхнул огненным чубом
Пётр. - Жуйков пошёл в атаку на ведущего "Юнкерса". Тот, видимо, струсил,
побросал бомбы не долетев до цели и повернул на юг. За ним поспешили остальные.
- А как же "Мессеры" ? - задал кто-то вопрос.
- Два из них бросились на выручку к бомбардировщикам, - ответил
Олимпиев. - Со снижением оторвались от своей группы, потом взмыли свечой и атаковали
самолёт Жуйкова. На какой-то момент они как бы зависли, и я рубанул по ближайшему.
Савченков помог. "Мессер" медленно перевалился через крыло, клюнул носом, задымил
и резко пошёл вниз. Второй Me-109 бросил напарника на произвол судьбы. Немцы,
оказывается, трусливы, когда у них нет численного превосходства. У нас бы никто
не позволил себе такого свинства. А у них - каждый за себя, если надо спасать
свою шкуру...
Пётр помолчал несколько секунд. Потом продолжал:
- Жуйков ударил по мотору удиравшего Ju-87. Крестоносец задымил,
потерял скорость. Новиков, подоспевший к нам со своим звеном, добил его над лесом.
- Одним словом, два - ноль в нашу пользу, - коротко подытожил
Савченков.
Батальонный комиссар Резницкий, уже давно подошедший к самолёту
Олимпиева, вместе со всеми слушал рассказ Петра. А когда тот умолк, обнял его и
расцеловал. С Николаем и Георгием тоже расцеловался.
- Спасибо, друзья, вы открыли боевой счёт полка. Верю, что о
наших лётчиках заговорит весь Ленинград, весь фронт.
Как и другим пилотам, в Августе - Сентябре 1941 года, когда враг
бросал на Ленинград всё новые и новые силы, Николаю приходилось вылетать по 4 - 5
раз в день для отражения налётов фашистской авиации. А каждый вылет - это жестокий
воздушный бой.
И-16 тип 17 из состава 191-го ИАП. Ленинградский фронт.
Такой бой, например, произошёл 2 Сентября 1941 года. Утром по
сигналу ракеты с командного пункта авиаполка в воздух поднялись 2 звена истребителей.
Одно из них возглавлял Старший лейтенант Г. С. Жуйков, другое - Лейтенант Н. Кузнецов.
Ведомым у Николая Савченкова был Александр Савченко.
В районе станции Мга наши истребители вступили в бой с бомбардировщиками
Ju-87 и Do-17, бомбившими советские войска.
Звено Жуйкова атаковало "Юнкерсы", звено Кузнецова - "Дорнье".
Александр Савченко догнал один из бомбардировщиков и с 200 - 300 метров открыл
огонь из 2-х пушек. На выходе из второй атаки он увидел, как "Дорнье" резко
накренился, перевернулся и понёсся к земле. Вслед за ним были сбиты 3 "Юнкерса".
Такие победы давались нелегко. Враг превосходил нас числом, у
него было больше опыта. Каждый боевой день был настолько насыщен схватками в
воздухе, что после возвращения на аэродром хотелось броситься под крыло самолёта
и забыться на час - другой.
Но и на земле у лётчиков шла напряжённая работа. Разбирались
перипетии боя, тщательно анализировались действия истребителей. А тут ещё
фронтовые корреспонденты, фотографы, заставлявшие отвечать на многочисленные
вопросы, рассказывать о схватках в воздухе. Конечно, они делали своё, тоже
очень нужное на войне дело - рассказывали об опыте лучших, учили тому, что
нужно для победы над жестоким и коварным врагом.
В те дни в авиационных полках часто можно было увидеть художника
А. Н. Яр - Кравченко. В любое время дня Анатолий Никифорович мог появиться на
стоянке самолётов, на командном пункте, в общежитии или в столовой. Художник
делал наброски и зарисовки лучших представителей лётного и технического состава.
Собранные воедино, они были изданы в виде альбома газетой "Атака" в Ноябре 1941
года. В нём можно было увидеть портреты героев - лётчиков, защищавших Ленинград,
- Петра Харитонова, Николая Кузнецова, Владимира Плавского, Вячеслава Жигулина,
Германа Мамыкина и многих других. Были здесь и Николай Савченков и Александр
Савченко.
Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков
и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём
тёплую корреспонденцию:
"Славой овеяны имена наших лётчиков -
истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко
к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом.
Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное
значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы
чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица..."
Об этих и подобных им героических защитниках Ленинграда Главный
маршал авиации А. А. Новиков писал:
"Я сравнивал немецких лётчиков с нашими,
советскими, и думал о том, что если бы такое же испытание при аналогичной
ситуации обрушилось на гитлеровцев, то они не продержались бы и месяца. У наших
же лётчиков, чем труднее им становилось, тем твёрже делалась их воля и тем злее
они воевали. Прошло всего 3 месяца ! Срок невеликий даже на войне.
Но именно в этот период среди воздушных защитников города
Ленина выросла и сформировалась целая когорта блестящих бойцов, мастеров своего
дела, которых смело можно назвать героями среди героев".
В начале Сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо
окружения вокруг Ленинграда. Положение наших войск, защищавших город на Неве,
и мирного населения значительно ухудшилось. Советское правительство, командование
Ленинградского фронта принимали меры для организации снабжения Ленинграда. Летали
транспортные самолёты. По Ладожскому озеру шли к городу суда и баржи.
Эти жизненно важные для города на Неве артерии подвергались
нападению авиационного противника. С ним вели непрерывные схватки наши истребители.
Не раз в схватках с фашистскими лётчиками участвовало и звено истребителей в составе
Николая Кузнецова, Николая Савченкова и Александра Савченко.
Как-то, сопровождая транспортные самолёты, наши лётчики увидели:
над Ладожским озером 2 пары "Мессеров" расстреливали наши суда с войсками,
шедшими в Ленинград. Командир звена Старший лейтенант Николай Кузнецов решил
атаковать противника. Но вражеские лётчики уже заметили советские самолёты и
упредили их в атаке.
- Коля Савченков, - рассказывал потом Александр Савченко, -
открыл огонь по ведущему. Фашист прекратил атаку и стал выводить самолёт из
пикирования с набором высоты. Тут я его и прихватил ! Дал 2 длинные
очереди - и фашист пошёл в воду. Остальные, видя такое дело, драпанули.
Может показаться, что победы над воздушным противником давались
легко. Конечно, наши лётчики их сбивали. Но и сами нередко попадали в довольно
сложное положение. Однако, они выстояли. Выстояли и победили !
За период своей боевой деятельности в составе 191-го и 157-го
истребительных авиационных полков, Николай Иванович Савченков сбил не менее 4
самолётов противника лично и 11 - в составе группы.
|