Сухов Сергей Иванович - советский военный летчик - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Сухов Сергей Иванович

С.И.Сухов.

Родился 25 Октября 1915 года в деревня Заболотье  (Мухинский сельсовет, Медновский район, Тверская область). Жена - Елена Николаевна; сын - Бронислав, 1941 года рождения. В 1933 году окончил ФЗУ, учился в аэроклубе, затем в нём же работал инструктором - летчиком. С 6 Октября 1939 года по 14 Декабря 1940 года Сергей Сухов был курсантом Ейского военно - морского авиационного училища лётчиков им. Сталина. В звании Лейтенант направлен в ВВС КБФ.

С 24 Марта 1941 года служил в 5-м ИАП ВВС Краснознамённого Балтийского флота младшим лётчиком 1-й авиаэскадрильи, с 19 Июня 1941 года - пилот 2-й авиаэскадрильи.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. 8 Апреля 1942 года присвоено звание Капитан.

1 Августа 1941 года днём в районе станции Волосово звено 2-й эскадрильи 5-го ИАП КБФ  (Г. Д. Костылев, Н. Н. Соседин и С. И. Сухов)  на встречных курсах вступили в бой с 6 Не-112 и 3 Ме-109. Не отрываясь друг от друга и поочередно атакуя, нашим лётчикам удалось сбить один Не-112 и один Ме-109.

1 Февраля 1942 года лётчики 2-й эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП КБФ  (А. Ф. Мясников, М. А. Ефимов, С. И. Сухов и П. А. Чепелкин)  вылетели на охрану участка железной дороги. Облачность висела до земли и к тому же пошёл снег. Надеясь обойти снеговую тучу и выйти к железной дороге в другом месте, лётчики свернули вправо к озеру, где было посветлей. В районе Выстав увидели 4 Ме-109, которые штурмовали аэродром. Мясников нагнал одного из них и сбил. Через минуту Ефимов и Сухов сбили ещё одного.

30 Августа 1942 года 8 Ил-2 из 57-го ШАП КБФ, 17 "Харрикейнов" 3-го Гвардейского ИАР КБФ и 7 Р-40 "Киттихаук" совершили налёт на аэродром Городец, где базировались Ju-88. 15 "Харрикейнов" несли "эрэсы", а на машинах майора Мясникова и капитана Каберова стояли фотокамеры.

Одновременно другая группа самолётов блокировала аэродром Сиверская, где базировались немецкие истребители. Поэтому сопротивления в воздухе не было. Результаты бомбардировки были засняты. По данным фотосъёмки в ходе налёта на аэродроме удалось уничтожить 17 Ju-88 и 2 Ме-109.

В очередном вылете, в 18:20 в районе озера Тиглицкое, на высоте 1800 метров самолеты Сухова и Романова бали атакованы 5 Ме-109. Сухов сбил один "Мессер". Самолёт капитана Романова ушёл в облачность и на аэродром не возвратился.

2 Сентября 1942 года в 10:45 - 11:33 семёрка "Харрикейнов" из 3-го Гвардейского ИАП КБФ на высоте 3000 - 4000 метров в районе Красный Бор вела воздушный бой с группой из 22 Ме-109. Лётчики Ефимов и Сухов сбили по одному "Мессеру". Ещё по одному Ме-109 сбили Хаметов и Теплов. Самолёты лётчиков Козина и Евграфова на аэродром не возвратились. Тело лётчика Евграфова обнаружат через 10 дней в расположении 70-й СД. На повреждённом в бою "Харрикейне" Черненко произвёл вынужденную посадку без шасси на аэродром Приютино. Доставленный на следующий день в часть Козин доложил, что был неожиданно атакован двумя Ме-109. В результате полученных попаданий воспламенились бензобаки, загорелся самолёт, и лётчик выбросился на парашюте.

В период с 11:40 по 11:50, группа из 8 "Харрикейнов" в районе Красный бор на высоте 3000 метров встретила 8 Ju-87 в сопровождении 8 Ме-109. Четвёрка "Харрикейнов" атаковали в лоб Ju-87. После первой атаки Суховым и Буряком в паре сбит один "Юнкерс", остальные самолёты развернулись и ушли в южном направлении. В бою с истребителями противника Буряк сбил лично Ме-109, а вся группа - 2 Ме-109. Самолёт Буряка в бою был повреждён, и он произвёл вынужденную посадку без шасси на аэродром Приютино.

5 Сентября 1942 года, в 14:54 группа из 6 "Харрикейнов" на высоте 2500 - 3000 метров вела бой с 16 Ме-109. В ходе боя по одному "Мессеру" сбили лётчики Ефимов, Сухов и Львов. Ещё 4 повреждённых в бою Ме-109 вышли из боя со снижением в направлении станции Мга. Повреждённые самолёты Буряка и Черненко в сопровождении одного "Харрикейна", перетянув через линию фронта, произвели посадку на аэродром Выстав.

В 17:17 - 17:25 группа из 7 "Харрикейнов" на высоте 2000 - 2500 метров вела бой против 8 Ме-109. В итоге - 3 "Мессера" сбиты, 4 "Харрикейна" имеют пулевые пробоины.

11 Сентября 1942 года командир звена 2-й авиационной эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ Гвардии капитан С. И. Сухов прикрывал переправы через реку Нева в районе Анненское. Вступил в бой с противником на высоте 3000 метров между Синявино и рекой Нева. Погнавшись за самолётом противника, вошёл в облачность. Спустя некоторое время его "Харрикейн" вывалился из облаков в плоском штопоре, после 3-х витков перешёл в крутой штопор, из которого не вышел до самой земли.

Вот что пишет в своих воспоминаниях известный морской лётчик, Герой Советского Союза, Гвардии полковник запаса Каберов Игорь Александрович:

С.И.Сухов.

"Вскоре нас снова поднимают в воздух. И снова завязывается дикий бой. Мы сбиваем 3 "Мессера" и теряем свой самолёт. Да что самолёт !   Гибнет Сергей Сухов. Его "Харрикейн" падает, переходит в плоский штопор и, вращаясь, как липовое семечко, устремляется к земле. Товарищи кричат Сухову, чтобы он прыгал. Но Сергей уже не реагирует ни на что...

Самолёт падает на нашей территории, севернее Невской Дубровки. А я, возвратясь на аэродром, снова и снова вспоминаю, каким храбрым, прямодушным, обаятельным и жизнерадостным человеком был Серёжа Сухов. "Я, наверное, самая счастливая !" - сказала мне Леночка в Ейске на её и Серёжи Сухова свадьбе. И она не ошиблась.

Дорогая Леночка !   Через несколько дней вы получите извещение о гибели мужа. Мы не в силах вас утешить. Но мы в силах бить фашистских извергов. Мы будем уничтожать их, как бешеных собак. Потому что все наши беды от них".

"Харрикейн" С. И. Сухова упал на нашей территории, севернее Невской Дубровки. Но место падения самолёта не найдено до сих пор...

Всего за период войны С. И. Сухов совершил 289 боевых вылетов, сбил 4 самолёта противника лично и 12 в группе. По другим данным имел 18 побед.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и 13 групповых побед. ]

Награждён орденами: Красного Знамени (дважды). Имя увековечено на мемориале Борки.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана С. И. Сухова:
(Из книги Цапова И.И., Конева В.Н., Мясникова Ю.А. - "Гвардейцы Балтики крылатой".)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Своя
часть
131.07.1941 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 3)р-н Волосово5-й ИАП ВМФ.
201.08.1941 г.1  Не-112  (в группе - 1 / 3)р-н ст. Волосово
301.08.1941 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 3)р-н ст. Волосово
413.08.1941 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 3)-
501.02.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)-3-й ГвИАП ВМФ.
622.02.1942 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / 6)Турышкино
716.03.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)р-н Кондуя
817.03.1942 г.1  Ме-109Погостье
930.08.1942 г.1  Ме-109р-н оз. Тиглицкое
1002.09.1942 г.1  Ме-109р-н Красный Бор
1102.09.1942 г.1  Ju-87  (в паре - 1 / 2)р-н Красный Бор
1202.09.1942 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / 8)р-н Красный Бор
1305.09.1942 г.1  Ме-109Мга - Синявино
1411.09.1942 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / 4)р-н Невская Дубровка

      Всего сбитых самолётов - 4 + 12;  боевых вылетов - 289.

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..."


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz