КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Тужилин Емельян Фёдорович |
Родился в 1909 году. В рядах Красной Армии с 1931 года. С 22 июня 1944 года старший лейтенант Е. Ф. Тужилин в действующей армии. В составе 15-го ИАП сражался на 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. За произведённые 100 успешных боевых вылетов и 6 сбитых самолётов противника, Приказами по 16-й Воздушной армии от 13 марта и 30 апреля 1945 года награждён двумя орденами Красного Знамени. После получения последней награды совершил ещё 56 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов противника FW-190. Особенно отличился на 1-м Белорусском фронте в Берлинской операции по выполнению заданий по прикрытию подвижных механизированных войск и поля боя, летая в сложных метеорологических условиях. Как заместитель командира эскадрильи и штурман хорошо обучил лётный состав в навигационном отношениии грамотном ведении воздушного боя. Все боевые задания под руководством Е. Ф. Тужилина выполнялись успешно. К 9 маю 1945 года заместитель командира 2-й эскадрильи 15-го истребительного авиационного Оршанского Краснознамённого ордена Суворова полка (278-я истребительная авиационная Сибирская Сталинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия) капитан Е. Ф. Тужилин выполнил 156 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника. Награждён орденами: Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Сибирская 278-я истребительная авиационная дивизия полковника В. Т. Лисина начала сражаться в небе Кубани в апреле 1943 года. Она получила самолёты новейших конструкций, пополнилась подготовленным летным составом. Первое боевое крещение лётчики - сибиряки приняли 19 апреля. В небе - наши пилоты во главе с командиром полка майором Исаковым. Вдали показалось 27 бомбардировщиков и 9 истребителей противника. "Приготовиться к бою !" - послышалась в шлемофонах команда майора Исакова. "Первая эскадрилья за мной, вторая и третья - с флангов. Атаковать бомбардировщиков". Майор Исаков с 1-й эскадрильей пошёл на девятку Ме-109. Одна машина врага, прошитая пулемётной очередью командира полка, загорелась. В это время 2-я эскадрилья лейтенанта Моргунова и 3-я капитана Тюлькина обрушила удар против бомбардировщиков. Лейтенант Боровской и младший лейтенант Банников сбили 2 "Юнкерса". Немцы, почувствовав серьёзную угрозу, стали беспорядочно сбрасывать бомбы и удирать. Преследуя противника, командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Е. Тужилин поджёг ещё один "Мессер". Советские лётчики потерь не имели. Первое испытание дивизия выдержала с честью. Противник начал действовать осторожнее, усилил прикрытие бомбардировщиков истребителями. Но и это им не помогло. С 19 апреля по 16 июня 1943 года 278-я истребительная авиационная дивизия совершила 1993 боевых самолёто - вылета, провела 133 групповых и 519 одиночных воздушных боёв. Сибиряки сбили 233 самолёта, из них 79 бомбардировщиков. Список всех известных побед капитана
Е. Ф. Тужилина:
БЬЁМ ВРАГА НАД ОДЕРОМИз-за Одера появилась пара самолётов. Пока присмотрелся к ним, они высыпали по нашим окопам бомбы и начали обстреливать. "Фоккеры" - охотники ! Посмотрел в направлении ангара, вижу, - закончили заправлять самолёт Тужилина. Если взлечу один, получу нагоняй от командира полка. Моя задача - охранять аэродром. Но ведь "Фоккеры" штурмуют нашу пехоту. Решил взлететь, надеясь, что после заправки самолётов дежурить на старт вырулят другие. Запустил мотор и, дав полный газ, взлетел. На подлёте к окопам успел набрать высоту 100 метров. На пересекающихся курсах выходил из атаки по окопам "Фоккер". - Ну, теперь потягаемся, фриц ! Немец полез вверх. Я за ним. Поймал в прицел и нажал на гашетки - тихо. Пушка и пулемёты молчат. Высота растёт. Пристроился к "Фоккеру". Он попытался оторваться, сделал несколько фигур, но я словно прилип к нему. Высота 2000 метров. Он полетел по прямой. Он смотрит на меня, а я на него. Он пытается удрать, а я хочу его сбить. Но ведь пушка и пулемёты не стреляют. Не из пистолета же стрелять. Потом догадался и сделал то, чего не сделал в спешке. Быстрым рывком перезарядил пушку, вторым рывком - пулемёты. Есть ! Чуть отстал, зашёл под брюхо "Фоккеру" и дал очередь. Самолёт задымил, а я отвернул в сторону самолёт, смотрю. Немец отбросил фонарь кабины, вывалился и с затяжкой пошёл к земле. Пролетел 1000 метров и раскрыл парашют. Снизившись, я сделал вираж вокруг парашютиста. Посмотрел вниз, там наши войска. Значит - не уйдёт, возьмут в плен. Сбросив парашют, он пытался удрать к железнодорожной будке, но навстречу ему уже мчалась наша автомашина. Огляделся. В воздухе барражировал взлетевший вслед за мной Тужилин. Подлетел к нему. Вдруг заговорила наземная радиостанция, наводя нас на цель: - Справа от вас "Фоккер"... Справа "Фоккер"... Увидели его. Он летел по прямой, не маневрируя и не осматриваясь. Потеряв ведущего, он ходил над занятой нами территорией и восстанавливал ориентировку. - Тужилин, ближе к "Фоккеру" ! - передаю по радио, - Атакуй ! Я прикрываю... Тужилин отвернул. Ударил. Вражеский истребитель опрокинулся и упал в Одер. Истребитель Як-3. На такой машине сражался капитан Е. Ф. Тужилин в конце войны. Зашли на посадку. Сели, оба довольные слаженными действиями и результатом. Тужилин снял шлемофон. К его широкому лбу прилипли уже поредевшие волосы. Достал расчёску, расчесал их и снял с неё выпавшие волосы. - Бой, не бой, а после каждого вылета полный подшлемник волос. Хоть бы до дому хватило. - Сказал Тужилин, надевая пилотку. Я вспомнил довоенную лётную форму, которую мы носили в Каче и на Дальнем Востоке. Мы тогда были убеждены, что без тёмно - синей формы лётчик - не лётчик. А вот Тужилин в кирзовых сапогах и выцветшей гимнастёрке с погонами Капитана, немного грузный, лысеющий, бил врага, как и представить себе не могли в довоенное время. Через час на аэродром прилетела вторая группа "Яковлевых" во главе с командиром полка. Майор Климов доложил обстановку и о сбитых самолётах: - Самолёт, сбитый Ситковским, упал в двух километрах от аэродрома. Лётчик, выпрыгнувший с парашютом, взят в плен. Самолёт, сбитый Тужилиным, упал в Одер, лётчик погиб. Исаков, отпустив Климова, пошёл на старт принимать третью группу самолётов... Лётный состав 2-й авиаэскадрильи 15-го ИАП: Е. Ф. Тужилин, Н. И. Шурохов, И. Г. Банников, И. Рогожкин, М. Алаев, В. Малин, Н. Вороженко, И. Кривобок, Н. Левченко. 1945 год. НАД ФАШИСТСКИМ ЛОГОВОМВесна 1945 года. Весна накануне победы. За Одером в руинах лежали города и изрытая войной немецкая земля. Просыпалась природа, зеленью покрылись сады. Ожидали приближения долгожданной победы - конца кровопролитной войны... Я взлетел в паре с капитаном Е. Ф. Тужилиным. Показался дымный Берлин. Внизу пылали танки и автомашины. Наши войска успешно продвигались вперёд. - Саша, слева, ниже два "Фоккера", - передал по радио Тужилин. - Атакуем ! - отдаю команду. Мчимся на цель. "Фоккеры" резко развернулись и полезли вверх, стремясь оторваться от нас. Блеснули на солнце кабины, форсируя моторы, мы погнались за ними. Приблизились к задней полусфере и открыли огонь. Один самолёт сразу загорелся и, круто пикируя, пошёл к земле. Второй продолжал лететь. Тужилин догнал его и атаковал вторично. Враг свалился в штопор и пошёл к земле... День 18 апреля принёс нашим лётчикам много побед. По 4 самолёта сбили Тужилин и Калашников, по 2 - Банников, Кривобок, Боровский и я. А пара Моргунов - Молибожко сбила 5 вражеских самолётов. В течение дня лётчики нашего полка совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя, сбили 31 самолёт. Последующие дни были не менее напряжёнными и результативными. 19 апреля я повёл 4 Як-3 на прикрытие наших войск. Увидели 20 "Юнкерсов", летевших бомбить наши войска. - В атаку ! - даю команду товарищам. Стреляю из пушки по ведущему. Они сбрасывают бомбы и удирают на запад. Мы бросаемся вдогонку. Пристраиваюсь в хвост одному "Юнкерсу", а он резко полез вверх. Я за ним. Он достиг высшей точки набора высоты, закачался и, теряя скорость, свалился на крыло и понёсся к земле. Перед землёй он резко вышел из пике и начал набирать высоту, при этом - потерял скорость. Я подошёл на близкое расстояние и прошил его очередью. "Юнкерс" пошёл к земле и взорвался. Ещё 2 самолёта сбила пара Тужилина. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |