Родился в 1919 году в деревне Хомяково Тульской области.
С 1939 года Алексей Волков в рядах Красной Армии. В том же году окончил Качинскую
военную авиационную школу лётчиков. Служил в 158-м ИАП. Перед началом войны полк,
имея на вооружении самолёты И-16, базировался в Пскове (Веретенье).
С Июня 1941 года Младший лейтенант А. А. Волков на фронтах
Великой Отечественной войны. По Февраль 1942 года служил лётчиком в составе
158-го ИАП; по Январь 1943 года - в 485-м ИАП, был командиром звена и заместителем
командира эскадрильи; по Июнь 1943 года - в Управлении ИА ГУБП ФА; по Декабрь
1943 года - в Управлении 265-й ИАД; по Июнь 1944 года - в 402-м ИАП; с Марта по
Май 1945 года - командиром эскадрильи в 812-м ИАП.
К концу войны Гвардии капитан А. А. Волков совершил 219 успешных
боевых вылетов. В воздушных боях сбил 20 самолётов противника лично и 5 - в составе
группы.
Демобилизован в 1946 году, проживал с семьёй (дочь - Надежда,
сын - Валерий, четверо внуков) в посёлке Николо - Прозорово Мытищенского
района Московской области, затем в городе Мытищи. Работал заведующим библиотекой
дома отдыха "Марфино".
Умер в 1996 году, похоронен на кладбище посёлка Николо - Прозорово
Мытищенского района Московской области.
Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной войны
1-й и 2-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями.
* * *
Информации о боевой деятельности этого лётчика имеется мало...
В воспоминаниях Маршала авиации Г. В. Зимина есть упомянания о
Волкове в период его службы в составе 485-го истребительного авиаполка. В известной
книге "Шестнадцатая воздушная..." также есть краткое упомянания о Волкове уже в
составе 402-го истребительного авиационного полка.
21 Мая 1942 года командир 485-го ИАП (6-я Ударная авиационная
группа СВГ, Северо - Западный фронт) Майор Г. В. Зимин вынужден был послать
на задание только тройку лётчиков на "Харрикейнах": Майора Б. П. Кондратьева,
Старшего лейтенанта К. М. Крикунова и Лейтенанта А. А. Волкова. Им пришлось иметь
дело с 10 Ме-109. Увидев, что к линии фронта приближаются 3 "Харрикейна", немецкие
лётчики, пользуясь своим подавляющим численным превосходством, сразу пошли в атаку.
Советские авиаторы вовремя их заметили и первую атаку противника сумели сорвать.
А дальше, используя индивидуальное мастерство и всё время подстраховывая друг
друга, они вели бой ещё 40 минут !
Схватка проходила на малых высотах. Советские пилоты снижались до
30 метров и ниже с целью обезопасить себя от атак снизу. Немцы атаковали с разных
ракурсов, но никак не могли добиться успеха. Тогда они стали допускать ошибки.
Боевой порядок "Мессеров" распался, их атаки стали разрозненными и беспорядочными.
Советские истребители воспользовались этим и от обороны перешли к решительным
контратакам. И тут на глазах пехотинцев, наблюдавших за этим боем, произошло
нечто невероятное: один за другим 6 Ме-109 из 10 были сбиты ! А тройка
"Харрикейнов" благополучно вернулась на свой аэродром.
Спустя несколько дней 6 "Харрикейнов", в составе которой был и
А. А. Волков, дрались с 15 Ме-109. Истребители вогнали в землю 5 "Мессеров", не
потеряв ни одной своей машины.
16 Июня 1942 года 7 "Харрикейнов" из состава 485-го ИАП
(239-я ИАД, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт) атаковали
группу из 12 Ju-87, сопровождаемых 4 Ме-109. Вскоре к немцам подошло подкрепление:
ещё 11 Ме-109. В ходе 45-минутного боя советским пилотам удалось сбить 7 Ju-87 и
4 Ме-109, а также повредить ещё 3 Ju-87 и Ме-109. В этом бою Майор Г. В. Зимин
сбил 2 "Юнкерса" и 1 "Мессер", Лейтенант А. А. Волков - 1 "Юнкерс" и 1 "Мессер",
Старший лейтенант Локтионов - 1 "Юнкерс", Старший политрук И. М. Опалев - один
"Мессер" и Старший лейтенант В. Д. Едкин - один "Мессер". Немцам удалось повредить
машину Лейтенанта Н. Н. Безверхнего, который сумел посадить самолёт на болото, но
затем утонул. Остальные "Харрикейны" вернулись на базу на последних каплях горючего.
Лётный состав 485-го истребительного авиационного полка. Осень 1942 года.
Приказом по войскам Северо - Западного фронта № 0705 от 4 Июня
1942 года командир звена 485-го ИАП Лейтенант Волков Алексей Андреевич награждён
орденом Красного Знамени.
19 Июня 1942 года сообщение об этом воздушном бое появились в
утренней сводке Совинформбюро, на следующий день - в "Правде" и "Красной звезде",
ещё раньше - во фронтовой газете "За Родину".
В сводке Совинформбюро сообщалось только о самом факте:
"Семь советских истребителей под командованием
майора Зимина встретились в воздухе с 12 немецкими бомбардировщиками и 4 истребителями.
Наши лётчики смело атаковали врага. В это время к немецким самолётам присоединилось
ещё 11 "Мессершмиттов-109". 45 минут продолжался этот неравный воздушный бой, в
котором наши лётчики показали высокое мастерство. В результате боя сбито 10
немецких самолётов. Кроме того, 3 немецких самолёта были повреждены. Наши потери
- один самолёт".
Чтобы подробнее ввести читателей в курс дела, я позволю себе
привести здесь корреспонденцию из "Красной звезды". Вот она:
"БОЙ ОТВАЖНОЙ СЕМЁРКИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ"
Позавчера на одном участке Северо - Западного фронта наши 7
лётчиков на "Харрикейнах" выдержали длительную схватку с 12 "Юнкерсами" и 15
"Мессершмиттами-109", которые неприятель вводил в бой последовательпыми группами.
Бой закончился победой наших истребителей. Сбиты 10 фашистских самолётов. Кроме
того, 3 машины повреждены. Наши потери - один самолёт. Расскажем, как протекал
этот бой.
7 наших истребителей под общей командой майора Зимина летели
двумя группами на прикрытие своих наземных войск. Первую группу возглавлял
майор Зимин, вторую - капитан Лазарев. При подходе к месту назначения лётчики
увидели несколько "Юнкерсов", готовившихся к бомбёжке. Зимин немедленно дал по
радио сигнал атаки. Он сам, старший лейтенант Локтионов и лейтенант Волков
выбрали цели и с ближних дистанций открыли огонь из пушек и пулемётов.
[ Здесь корреспондентом допущена неточность: на тот момент
на "Харрикейнах" пушек ещё не было. ] Сразу же все 3 атакованных
"Юнкерса" были сбиты.
Этой молниеносной атакой враг был деморализован и стал бросать
бомбы куда попало, большей частью в реку и на противоположный берег. Во время
повторной атаки майор Зимин сбил ещё один "Юнкерс". Одновременно завязался бой
с "Мессершмиттами". Начала его группа капитана Лазарева, атакованная 4 вражескими
истребителями, патрулировавшими в этой зоне. Вскоре вся семёрка занялась "Мессершмиттами",
поскольку к ним подоспели на помощь ещё 7 вражеских истребителей, видимо вызванные
по радио. Тем временем "Юнкерсы", освободившись кое-как от груза, поспешно скрылись.
Разгорелся яростный воздушный бой, в котором семёрка наших маневренных
истребителей стремилась оттянуть немцев в глубь нашей территории ибо горючее уже
было на исходе. Благодаря этой тактике бой стал отодвигаться от линии фронта,
часть немецких самолётов отрывалась и уходила, видимо, израсходовав горючее и
боеприпасы. Но зато враг ввёл в действие ещё четвёрку "Мессершмиттов".
Однако семёрка майора Зимина умело отбивала атаки и сама
непрерывно наносила удары, сбив в течение 45 минут 4 "Мессершмитта". В этом бою
майор Зимин сбил два "Юнкерса" и один "Мессершмитт", лейтенант Волков - один
"Юнкерс" и один "Мессершмитт", старший лейтенант Локтионов - один "Юнкерс",
старший политрук Опалев - один "Мессершмитт" и старший лейтенант Едкин - тоже
один Ме-109. Кроме того, было сбито ещё два немецких самолёта. Врагу удалось
подбить машину лейтенанта Безверхнего, героически сражавшегося, как и вся
семёрка. Лётчики видели, как его самолёт снизился и прополз по земле. Судьба
Безверхнего пока неизвестна".
Северо - Западный фронт, 19 Июня 1942 года."
В передовой статье фронтовой газеты "За Родину" давался следующий
разбор этого боя.
"Семёрка славных лётчиков победила в бою
своим изумительным мастерством, прекрасным знанием военного дела. Храбрость
здесь была соединена с опытом. Участник этого боя майор Зимин сбил уже 11 самолётов
врага, лейтенант Волков - 10, Локтионов - 7, Едкин - 5 и старший политрук Опалев
- 4. Мужеством и умением, искусством и отвагой добыли наши лётчики эти боевые
успехи.
Они победили в тяжёлом, неравном бою потому, что были слиты
воедино волей и приказом командира... Несмотря на длительность боя и его
сложность, командир всё время осуществлял по радио чёткое руководство всей
группой... В этом подвиге нашли своё яркое выражение слова русского полководца
Суворова, который говорил, что "воюют не числом, а умением".
Наши лётчики заслуженно пользуются любовью и уважением народа.
Этот всенародный почёт и славу они заслужили своими замечательными делами. Но
впереди ещё много больших и тяжёлых сражений, в которых потребуется и мужество,
и умение, и доблесть.
Пусть замечательный подвиг участников этого боя послужит
примером для всех лётчиков нашего фронта, примером того, как надо драться с
врагом, как надо выполнять боевой приказ".
Приказом по 6-й Воздушной армии № 01 от 3 Января 1943 года
заместитель командира эскадрильи 485-го ИАП Старший лейтенант Волков Алексей
Андреевич награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
* * *
11 Февраля 1945 года РЛС (радиолокационная станция)
обнаружила немецкие самолёты, идущие на переправы у Кюстрина. Для отражения налётов
с аэродрома Морин вылетела дежурная шестёрка Як-3 из состава 402-го ИАП
(265-я ИАД, 3-й ИАК) под командованием Капитана А. А. Волкова. Встретив
над территорией противника на высоте 4000 метров 10 FW-190 и 4 Ме-109, ударная
четвёрка Волкова атаковала группу "Фокке - Вульфов", а прикрывающая пара Лейтенанта
К. В. Подбуртного сковала боем "Мессеров". В завязавшемся бою Лейтенанты К. В.
Подбуртный и Н. П. Прядко сбили по одному самолёту. Боевой порядок немецких
самолётов расстроился, и они, не дойдя до цели, вышли из боя.
* * *
Список всех известных побед Гвардии
капитана А. А. Волкова: (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 12.05.1942 г. | 1 Ме-109 | Сомшино - Васильевщина | И-16, "Харрикейн", Як-1, Як-9, Як-3. |
2 | 21.05.1942 г. | 2 Ме-109 | Соболево - Бель-2 - Молвотицы |
3 | 16.06.1942 г. | 1 Ju-87 | Ершино - Редцы |
4 | 1 Ме-109 | Ершино - Редцы |
5 | 04.07.1942 г. | 1 Ме-109 | Глебовщина - Пески |
6 | 19.07.1942 г. | 1 Ме-109 | Васильевщина |
7 | 27.02.1944 г. | 1 Ju-87 | Сиваш |
8 | 14.03.1944 г. | 1 Ju-87 | Чучак |
9 | 10.04.1944 г. | 1 Ju-87 | аэр. Райзендорф |
10 | 12.04.1944 г. | 1 Ме-109 | совхоз Китай - Могут |
11 | 15.04.1944 г. | 1 Ме-109 | сев - вост. аэр. Херсонес |
12 | 09.05.1944 г. | 1 FW-190 | м. Херсонес |
13 | 16.08.1944 г. | 1 FW-190 | юго - зап. Расейняй |
14 | 1 FW-190 | сев. аэр. Немокшты |
Всего сбитых самолётов - 20 + 5 [ 15 + 0 ]; боевых
вылетов - 219.
|
* * *
Фотографии А. А. Волкова (предоставлены его сыном).
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
|