КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Запрягаев Иван Иванович |
Родился в 1909 году в Кинешме. Работал электриком на фабрике. С 1929 года Иван Запрягаев в рядах Красной Армии. С 1933 года в авиации. В 1934 году окончил школу командиров звеньев, с 1934 по 1937 годы был лётчиком - инструктором. Учил испанцев. С 1939 года тренировал лётный состав в Забайкалье, был помощником командира эскадрильи, затем комиссаром эскадрильи. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Тренировал лётный состав Действующей армии под Ленинградом. С началом Великой Отечественной войны Старший лейтенант И. И. Запрягаев в действующей армии. Первый день войны встретил в Черновицах. По Апрель 1943 года сражался в составе 296-го ИАП (73-го Гвардейского ИАП); по Июль 1943 года - в Управлении 8-й Воздушной армии; по Ноябрь 1943 года - в 73-м Гвардейском ИАП; по Май 1944 года - в Управлении 8-й Воздушной армии; по Май 1945 года - в 274-м ИАП. Всего за время участия в боевых действиях выполнил 230 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника лично и 16 - в составе группы. Войну закончил Подполковником. С Мая 1944 года комановал 274-м ИАП. В 1946 году покончил жизнь самоубийством. Награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. Отличный лётчик, Иван Запрягаев за годы войны лично сбил 12 самолётов противника, проявил себя умелым организатором и в боях за Донбасс уже командовал истребительным авиаполком. Но после войны его жизнь трагически оборвалась... Свою боевую деятельность Старший лейтенант И. И. Запрягаев начал в составе 296-го истребительного авиационного полка. 22 Июня 1941 года в 5-м часу утра была объявлена тревога. Лётчики прибежали на аэродром, произвёл взлёт под бомбёжкой. Второй вылет произвёл уже с разбомблённого аэродрома. Лётчики перелетели на запасный аэродром и оттуда сделали ещё один вылет. Участвовал в знаменитом воздушном бою, проведённом 9 Марта 1942 года на Юго - Западном фронте семёркой Як-1 с 25 немецкими самолётами. Советские лётчики сбили 7 самолётов противника, не понеся при этом потерь. В тот день 7 истребителей 296-из ИАП в составе командира эскадрильи Капитана Б. Н. Ерёмина, штурмана полка Капитана И. И. Запрягаева, командиров звеньев Лейтенантов А. В. Мартынова, М. С. Седова и В. Я. Скотного, пилотов Лейтенанта А. Ф. Соломатина и старшего сержанта Д. Б. Короля поднялась с аэродрома на Як-1 после полудня и направилась в район Шебелинка - Кисели - Беликов с задачей прикрывать войска на поле боя. Звено во главе с командиром шло впереди "клином", справа и слева пеленгом летели 2 пары - одна ниже, другая повыше - с задачей вести наблюдение и прикрывать ведущих. Замысел был прост: в случае появления превосходящих сил немецких истребителей группа сразу перестроится, станет в вираж и начнёт бой в выгодных для себя условиях, потому что у "Яков" радиус виража меньший, чем у "Мессеров". Группа вскоре обнаружила противника. Лейтенант Мартынов первым заметил в районе Кисели немецких истребителей и слева от них "Юнкерсов". Со своим ведомым старшим сержантом Королём он вышел в голову группы, просигналил: "Вижу противника" - и, указав направление, развернулся наперерез немецким самолётам. В первом ряду (слева направо): В. А. Балашов, Н. И. Баранов, Б. Н. Ерёмин. Во втором ряду: А. В. Мартынов, В. Я. Скотной, М. Седов, А. Ф. Саломатин, И. И. Запрягаев, И. Федулов. Снимок сделан зимой 1941 - 1942 годов. "Юнкерсов" было 6, над ними шли 10 Ме-109 и неподалеку ещё 7. Такого прикрытия почти никому из лётчиков не привелось ещё встречать, и это особенно насторожило их. Чтобы пробиться к "Юнкерсам", которые уже становились на боевой курс, Ерёмин, следуя за парой Мартынова, повёл в атаку на Ме-109 всю группу. Ерёмин и Соломатин с пикирования сбили 2 "Мессера". Тем временем Седов и Король врезались в строй Ju-87, пулемётно - пушечным огнём сразили одного, заставив рассыпаться в разные стороны остальных. Лейтенант Скотной атаковал и поджёг второго "Юнкерса". Ни один бомбардировщик не успел открыть огонь. Освобождаясь от бомб, они на полной скорости стали уходить. В этот момент на истребителей сверху пошла в атаку пятёрка Ме-109. Бой разгорелся с новой силой. Мартынов, Скотной и Король сбили 3 истребителя противника. Немцам в свою очередь удалось поджечь самолёт Скотного - он стал планировать на посадку, а Лейтенант Седов прикрыл своего товарища. Капитан Б. Н. Ерёмин собрал группу для нового удара по "Мессерам", но противник уклонился от боя. Это было на руку советским истребителям, так как горючее было на исходе. Этот бой поучителен тем, что он доказал преимущество борьбы на вертикалях и горизонталях парами, благодаря чему удавалось выбивать Ме-109 из-под хвоста своих самолётов и избегать лишних потерь. Обе стороны применяли выход из атаки боевым разворотом. Лётчики чётко выполняли команды ведущего, держались компактно, заставив противника вести бой поодиночке. Неоценимой оказалась внезапность первого удара, она деморализовала врага. 27 Июля 1942 года лётчики полка вели тяжёлые бои в районе города Калач-на-Дону. На рассвете 8 Як-1, прикрывая танкистов западнее Калача, атаковали 18 Ju-88 и сбили одного. Загорелся и упал в районе Остров - Володинский самолёт Капитана И. И. Запрягаева. Старший лейтенант А. В. Мартынов, использовав своё преимущество в высоте, в воздушном бою сбил "Мессершмитт". То же сделал в полдень командир эскадрильи Капитан Б. Н. Ерёмин. Список побед Гвардии подполковника
И. И. Запрягаева:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |