Родился в 1917 году. С 1938 года в рядах Красной Армии.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант В. М. Добровольский в действующей армии.
Сражался на Ленинградском, Калининском, Юго - Западном, Сталинградском, Северо -
Западном фронтах. По июль 1941 года служил в составе 191-го ИАП; затем, по январь
1943 года, в 436-м ИАП. Летал на И-16, "Харрикейнах" и "Киттихауках".
Всего выполнил около 260 боевых вылетов. В воздушных боях сбил
13 самолётов противника лично и 3 в составе группы.
30 декабря 1942 года заместитель командира эскадрильи 436-го
истребительного авиационного полка старший лейтенант В. М. Добровольский погиб
в воздушном бою.
Награждён орденами: Красного Знамени (дважды); медалями.
* * *
Начало войны Василий Добровольский встретил в составе 191-го истребительного
авиационного полка. Летая на И-16, защищал небо Ленинграда.
Обычно к вечеру, когда в небе поутихало, лётчиков посылали на
штурмовку наземных войск противника: на фронте не хватало самолётов - штурмовиков.
Но что могли сделать против танков наши истребители ? Пули и снаряды
отскакивали от танковой брони. Удары по пехоте, конечно, были более действенными,
но долго находиться над целью "ястребкам" не позволял ограниченный запас горючего
и уязвимость машин. Чтобы добиться большей эффективности, лётчики открывали огонь
почти у самой земли, едва успевая после атаки выводить самолёт из пикирования.
Ходили штурмовать и вражеские аэродромы, которые, как правило, очень сильно прикрывались
зенитным огнём.
Налёты на Ленинград не прекращались. Днём противник наносил
основные бомбовые удары, а ночью налёты были рассчитаны на изматывание противовоздушной
обороны и деморализацию населения. Надо сказать, что многие лётчики полка не
были подготовлены к боевым действиям в ночных условиях. Поэтому те, кто мог
летать ночью, испытывали чрезмерное напряжение.
Сводки Совинформбюро очень часто рассказывали о боевых делах
защитников ленинградского неба. Так, например, в вечернем сообщении за 14 сентября
1941 года говорилось:
"Многочисленные попытки фашистской авиации
прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими лётчиками. На
днях на подступах к Ленинграду произошёл воздушный бой, в котором участвовало
более 100 самолётов. Фашисты, потеряв в этом бою 17 бомбардировщиков, были
отогнаны".
К тому времени имена наиболее отважных лётчиков 191-го ИАП
стали широко известны ленинградцам. Это Василий Добровольский, сбивший 6
вражеских машин, Егор Новиков, Пётр Олимпиев, Владислав Плавский, Вадим Лойко,
Павел Шевелёв и недавно переведённый к ним из соседнего полка Иван Грачёв,
уничтожившие по нескольку немецких самолётов.
В один из дней, Василий сел за письмо, однако тревога помешала
закончить его. Стало известно, что 8 бомбардировщиков прорвались к Ленинграду
и разбили Бадаевские продовольственные склады. Всю ночь полыхало злое зарево,
всю ночь лётчики ворчали и отчаянно ругались. Да и как можно было оставаться
равнодушным, если только за сентябрь фашисты совершили 23 групповых налёта на
Ленинград ! Особенно ожесточёнными были бомбёжки 19 и 27 сентября. В
первый раз немцы предприняли 4 дневных и 2 ночных налёта с участием около
280 самолеёов, а во 2-й раз днём группы общей численностью до 200 самолётов
трижды обрушивали свои удары на город и близлежащие аэродромы...
Невыспавшиеся, хмурые, лётчики встали и, проглотив по сухарю с
кипятком, затемно отправились на аэродром, где техники и механики уже прогревали
моторы.
Готовность № 1 объявили группе лейтенанта И. П. Грачёва. Лётчики
надели парашюты и сели в кабины. Те, кто были в готовности № 2, остались у машин,
остальные ушли в землянку.
Часа 1,5 - 2 было спокойно, подозрительно тихо. И вдруг в
настороженной тишине послышался нарастающий гул моторов, тяжёлый, зловещий,
надсадный гул. Дежурные лётчики запустили моторы, и те из них, чьи машины
стояли рядом с торцом взлетной полосы, тотчас взмыли в небо. Командир эскадрильи
Георгий Жуйков не сидел в кабине, однако успел выбежать из землянки и тоже взлетел.
К аэродрому подходили желтокрылые, с чёрными крестами Ме-110 и
Ме-109. На окраине лётного поля от вражеских снарядов закипели фонтанчики земли
и дыма. Кое - кто бросился в спасительные щели.
После взлёта капитан Г. С. Жуйков шёл некоторое время над лесом,
и немцы не заметили его. Набрав высоту, Георгий развернулся и соколом бросился в
огненную круговерть. Короткая очередь - и "Мессер" перевернулся, камнем упал на
окраину аэродрома.
В схватку вступили Иван Грачёв и Василий Добровольский, успевшие
набрать скорость и высоту, необходимые для маневра. Бешено завертелся клубок самолётов -
11 вражеских и 5 наших. Вспыхнула машина Георгия Новикова, бесстрашного вожака
истребителей, боевого стража штурмовиков. Вслед за И-16 смерть швырнула с высоты
2-й "Мессер". Потом с борта, объятого пламенем, выпрыгнул раненый командир эскадрильи.
В этом бою мы потеряли 3 машины и 2-х лётчиков - Жору Новикова и
Колю Косаренко. Однако в последующих воздушных схватках однополчане с лихвой компенсировали
потерю.
- Запишите, сбил "Юнкерса" у мыса Осиновец, - доложил Василий
Добровольский начальнику штаба - Пошлите за подтверждением.
- Приплюсуйте ещё один бомбовоз. Утопил в Ладоге, - вынув трубку
изо рта, сказал Вадим Лойко.
- Алло ! - гудел начальник штаба в телефонную трубку. - Товарищ
полковник, уточняю: в ленинградском небе полк уничтожил 96 немецких самолётов.
А ?.. Да, да, именно за это время...
17 сентября 1941 года пилот 191-го ИАП младший лейтенант
В. М. Добровольский был представлен командованием части к правительственной
награде. В документе указывалось:
"С начала войны принимает участие в боевых
действиях по защите Ленинграда от воздушных атак противника. За это время имеет
111 боевых вылетов (из них 7 - на штурмовку) и 23 воздушных боя, сбил 5
самолётов противника лично (2.09.1941 - 1 До-215 в районе Манушкино,
3.09.1941 - 1 Ме-115 в районе ст. Мга, 6.09.1941 - 1 Ю-88 в районе Мга, 11.09.1941 -
1 Ю-87 в районе Горелово, 14.09.1941 - 1 Ю-88 в районе Рахилово) и 1 Ю-88
в составе звена (2.08.1941 в районе Гдов - Вишера)".
Приказом по войскам Ленинградского фронта № 01010/н от 29
октября 1941 года младший лейтенант В. М. Добровольский награждён орденом
Красного Знамени.
В конце сентября 1941 года в командование 7-м истребительным
авиационным корпусом ПВО вступил полковник Е. Е. Ерлыкин, сменив на этом посту
С. П. Данилова. Однажды новый комкор приехал в 191-й авиаполк, чтобы познакомиться
с лётчиками. Полковник был озабочен чрезвычайно напряженной обстановкой и, вероятно,
в силу этого показался всем несколько резковатым.
В беседе он рассказал, что за сентябрь в налётах на Ленинград
участвовало более 2700 самолётов противника, но к городу прорвалось только
480. При этом вражеская авиация понесла значительные потери. Лётчики 7-го ИАК
сбили 120 машин, а зенитчики - 152.
В заключение полковник Е. Е. Ерлыкин сказал, что корпусу ещё
предстоят нелёгкие испытания, и надо быть готовыми к ним.
Когда уехал командир корпуса, у лётчиков выдался небольшой перерыв,
и они рассказывали друг другу истории своих поединков и схваток с фашистскими
бомбардировщиками и истребителями.
- Василий, а как ты таранил вражеский самолёт ? - спросил
Добровольского кто-то из товарищей.
- Расстрелял весь боекомплект - отогнал целый косяк "Юнкерсов"
от грузовых барж в Осиновце. А тут один нахалюга лезет и лезет. Ну, и я в
азарте ненароком зацепил крылом за его хвостовое оперение. - Добровольский
показал двумя ладонями, как это произошло.
- Экипаж не выпрыгнул ?
- Врезался в песчаную отмель. Да и выпрыгнул бы - далеко не
ушёл: справа вода, слева сторожевые посты...
Вскоре лётчики отправились на один из запасных аэродромов, где
получили "Харрикейны", оборудованные советскими пушками ШВАК и реактивными снарядами.
"Харрикейн" Мк.IIB с усиленным вооружением: 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 12,7-мм пулемёта УБК.
Боевая работа началась сразу же после того, как лётчики перелетели
на новый аэродром. Чаще всего ходили на прикрытие наземных войск в районе Вереи.
"Харитоны" были немного тяжеловатыми, зато оружие на них любо - дорого !
Поэтому, естественно, каждому хотелось помериться силами с истребителями и
бомбардировщиками противника. Однако в течение нескольких дней лётчики не встретили
ни одного вражеского самолёта.
- Встретим ещё, и не раз, - говорил заместитель командира эскадрильи
Вадим Лойко.
Вскоре полку поставили задачу обеспечивать боевые действия конницы
генерала П. А. Белова, которая прорвала оборону противника и врезалась в его тылы.
Много хлопот и неприятностей доставляли оккупантам отважные конники, и фашистское
командование бросило против кавалеристов значительные силы авиации.
Каждый день по нескольку раз летали лётчики полка в район действий
корпуса П. А. Белова, и редко какой вылет обходился без воздушного боя с "Лапотниками",
пытавшимися бомбить кавалерийские части.
Первыми испытали оружие новых истребителей Лойко и командир звена
Добровольский. От их меткого огня рухнули, объятые пламенем, 2 Ju-87. И экипажи
вражеских бомбардировщиков сбавили спесь и без истребителей сопровождения уже
не рисковали появляться.
- Уважать стали наших "Харитонов", - говорили ребята, довольные
тем, что оружие, установленное на английских машинах, действовало весьма эффективно.
Осенью 1941 года в полку работал замечательный советский художник
Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных
стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в
землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.
Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке
на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он
делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы
были так выразительны и реалистичны.
Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков
и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём
тёплую корреспонденцию:
"Славой овеяны имена наших лётчиков -
истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко
к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом.
Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное
значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы
чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица..."
...Ещё до восхода солнца шестёрка лётчиков во главе с Вадимом
Лойко получила на КП задание вылететь на прикрытие наземных войск, сдерживающих
наступление противника в районе Нового Оскола. А четвёрка Гончаренко должна была
выйти одновременно с ними на сопровождение штурмовиков.
Некоторое время лётчики летели вместе вдоль железной дороги.
Показалась станция Новый Оскол. Там повсюду были разбросаны обгоревшие товарные
вагоны и цистерны. Несколько паровозов, ещё дымя, валялось под откосом. Затем,
лётчики заметили 6 Ме-109, которые шли прямо на них. Это была уже известная
тактика - отвлечь внимание, чтобы дать возможность своим бомбардировщикам
прорваться к линии советской обороны.
Сначала сошлись в лобовую, потом, когда ещё не успели отбить
первой атаки, 2 "Месса", кружившие в стороне, атаковали сверху пару Вадима
Лойко. Их атаку вовремя заметил Василий Добровольский и тотчас поспешил на
выручку к товарищу. Пристроившись одному из немцев в хвост, он погнал его вниз
с такой стремительностью, что тот врезался на полной скорости в землю. А сам
Василий едва успел выхватить свой самолёт, немного зацепив верхушки деревьев.
Василий привёз на аэродром полный радиатор листвы, но всё же
его "Харрикейн" был целёхонек. А машина Лойко, изрешечённая пулями, оказалась в
очень плохом состоянии. Техники покачали головой: вряд ли удастся поставить её в
строй. Что делать ? Других самолётов не было. Из группы, выходившей на
сопровождение штурмовиков в район Валуек, тоже не вернулось 2 истребителя. Их
встретил на малой высоте сильный огонь неприятельских зениток. Один из лётчиков
выпрыгнул с парашютом из горящей машины и приземлился на своей территории, другой
сел в поле, но его "Харрикейн" взорвался...
Боевых машин оставалось совсем мало, поэтому все исправные самолёты
собирали в одну группу и вылетали на задание по очереди. А враг тем временем упорно
рвался к Дону, шёл на восток, не ввязываясь в бои за отдельные населённые пункты и
обходя очаги сопротивления советских войск.
Воздушные бои стали вспыхивать всё чаще. Активность противника в
воздухе усиливалась. С утра до вечера небо сотрясалось от прерывистого гула тяжёлых
бомбардировщиков, начинённых смертоносным грузом. Лётчики атаковали врага, заставляли
его сбрасывать бомбы в степь, но силы были слишком неравны. За последние 3 суток
удалось сбить лишь 5 бомбардировщиков противника. Наши потери - 3 самолёта и 1
лётчик.
К концу недели в 191-м полку остался единственный "Харрикейн",
да и тот вскоре сгорел в воздушном бою. Так лётчики остались без единого самолёта,
и им приказали переправиться на левый берег Дона. Оставшиеся самолёты всех частей,
что стояли в Коротояке, были переданы в 436-й истребительный авиационный полк,
которым командовал майор А. Б. Панов. Туда же перевели часть лётчиков, в том
числе и Василия Добровольского.
В новом полку лётчиков ждали новые суровые испытания. Наиболее
сложное и трудное задание - сопровождение штурмовиков, так как истребители в
этом случае связаны маневром и скоростью. "Илы", эти неутомимые воздушные
труженики, обычно действуют на малых высотах. Они хорошо защищены от пуль и
осколков снарядов. Истребители, сопровождая их, тоже вынуждены снижаться и
уменьшать скорость. В этих условиях не защищённые броней машины легко поражаются
не только осколками снарядов, но и пулями.
Следует сказать, что лётчики никогда не думали, какое задание
легче. Летели туда, где требовалась помощь истребителей. В один из дней на
разведку аэродромов противника уже 2-й раз ушли Василий Добровольский и его
ведомый сержант Алексей Бородачёв. Очень разными по характеру были эти ребята.
Василий - добродушный, жизнерадостный, Алексей - малоразговорчивый, застенчивый
паренек. Несмотря на это, они были исключительно дружной, сработанной лётной
парой, понимали друг друга с полуслова, а в воздухе - по малейшему движению или
маневру.
Время, отведённое для разведки, заканчивалось, и Алексей Борисович
Панов всё чаще посматривал то на часы, то на карту с нанесённой красным и синим
цветом линией фронта. Командир нервничал. И не только потому, что надо было
докладывать в штаб дивизии о результатах разведки. Он беспокоился о судьбе
лётчиков. Во вражеском тылу не исключена встреча с истребителями противника,
объекты, представляющие интерес для разведки, как правило, бывают прикрыты
сильным зенитным огнём. Успех разведывательного полёта во многом зависит от
опыта, умения и смекалки лётчика. Однако при выполнении боевого задания всякое
может случиться...
- На сколько у них осталось горючего ? - спросил Панов одного
из офицеров штаба.
- До полной выработки баков - минут 15, - ответил тот.
В воздух поднялась очередная группа истребителей и пошла на
задание. Несколько самолётов возвратились с задания и теперь по одному заходили
на посадку. С вышки, оборудованной на вековой сосне неподалеку от КП, наблюдатель
доложил, что километрах в 20 юго - западнее аэродрома идёт бой.
- Масальский ! - крикнул Панов своему адъютанту и кивнул в сторону
наблюдателя: - Уточни сам. - Штабному офицеру приказал: - Запросите по радио
Добровольского и предупредите, что в район боя высылаю четвёрку истребителей.
Саша Масальский сбросил куртку и в несколько мгновений вскарабкался
на сосну. Взяв бинокль у наблюдателя, опытным глазом сразу определил: 2 советских
истребителя на высоте около 1000 метров ведут бой с 4 Ме-109. По всей вероятности,
это были Василий Добровольский и Алексей Бородачёв. На запросы по радио они почему
- то не отвечали.
Все, кто не был занят боевой работой, поспешили на лётное поле,
откуда можно было наблюдать за поединком наших лётчиков с вражескими самолётами.
Над аэродромом повисла тишина, только издали доносился надрывный вой работающих
двигателей, в который время от времени врывалась отчетливая дробь пулемётно -
пушечных очередей. По классической технике пилотирования и чёткой согласованности
действий все догадывались, что бой ведут Добровольский и Бородачев. Вскоре это
предположение подтвердилось. Василий с присущим ему спокойствием доложил по
радио:
- Задание выполнили ! За нами увязалась четвёрка "Мессеров".
Ведём бой на подступах к аэродрому. Горючее на исходе.
Как хотелось помочь ребятам ! Но что можно было сделать,
находясь на земле ? Только сочувствовать и страстно желать победы над
неприятелем. Правда, все крепко надеялись на четвёрку истребителей, которую
послал командир полка на помощь разведчикам. Но она только начинала взлёт парами.
Бой с каждой атакой приближался к аэродрому. Василий и Алексей,
умело применяя маневр, называемый "ножницами", отбивали натиск немецких
истребителей и зорко обороняли друг друга. А противник тем временем широко
рассредоточился по фронту и начал одновременную атаку наших самолётов.
Добровольский, заложив левый крен, развернулся в сторону своего ведомого против
атакующей его пары "Мессеров". Бородачёв на фоне солнца временно потерял из виду
вторую пару немецких истребителей и несколько запоздал с маневром - начал разворот,
когда враг уже был в непосредственной близости от ведущего.
Все, кто наблюдали за боем с земли, с замиранием сердца следили
за нашими истребителями.
- Эх, не успела наша четвёрка помочь ребятам, - с горечью вырвалось
у кого-то из однополчан.
Огненная струя, как вспышка молнии, полоснула по фюзеляжу и левой
плоскости ведущего самолёта. А через несколько мгновений донесся звук длинной
пушечной очереди, напоминающий сильные и частые удары в большой барабан. Машина
Василия вздрогнула, на какое-то мгновение замерла, затем медленно с левым разворотом,
опустив нос и вращаясь вокруг продольной оси, пошла к земле.
Все ждали, что Добровольский вот-вот выбросится с парашютом. Но
его "Киттихаук", в последний раз сверкнув на солнце крыльями, скрылся за лесом.
Над местом падения поднялся огромный столб клубящегося дыма. Потом послышался
взрыв. Лётчики, техники, все авиационные специалисты сняли шлемофоны и ушанки...
В небе остался Бородачёв и 4 вражеских истребителя. Трудно
сказать, чем бы кончился этот неравный бой, не подоспей к Алексею четвёрка
наших самолётов. Заметив её, немцы повернули на запад, а Алексей - в сторону
своего аэродрома. По радио сержант доложил:
- Высота 800, двигатель остановился, обеспечьте посадку.
Другие лётчики, прибывшие с задания и тоже заходившие на посадку,
ушли на второй круг. Едва перетянув верхушки деревьев, Бородачёв мастерски
приземлился. Выйдя из кабины, он доложил командиру полка:
- Боевое задание выполнено. На двух аэродромах обнаружено до
50 самолётов, из них около 20 бомбардировщиков Ju-88. Южнее Старой Руссы на
высоте 2000 метров нас атаковала пара "Мессеров". Потом с аэродрома взлетели
ещё несколько истребителей. Мы оттянули бой на восток. После очередной лобовой
атаки ушли вниз и на фоне леса оторвались от противника. Около Демянска снова
набрали высоту, пересекли линию фронта на большой скорости со снижением. И тут
заметили, что сзади и ниже нас над самым лесом идут 2 пары "Мессеров". Завязался
бой. Остальное вы видели, - Бородачёв опустил голову.
Алексей Борисович тяжело вздохнул.
Через полчаса на грузовой машине, крытой брезентом, группа
специалистов отправилась к месту падения самолёта. К удивлению участников
поиска, никаких следов Василия Добровольского не было поблизости от обломков
его самолета. Что с ним ? А спустя некоторое время Василий сам пришёл в
полк. Радости не было конца. Оказывается, он выпрыгнул с парашютом над самым
лесом и благодаря густым кронам деревьев остался жив.
- В рубашке родился, - радостно улыбались лётчики.
9 августа 1942 года командир звена 436-го ИАП лейтенант В. М.
Добровольский был представлен командованием части к очередной правительственной
награде. В документе указывалось:
"Бесстрашный истребитель, до конца преданный
делу партии и социалистической Родине. На Ленинградском фронте с 22.06. по 18.11.1941 г.
им произведено 127 боевых вылетов, из них: 12 - на штурмовку, 3 - на разведку,
5 - на прикрытие, 7- на спецзадания. На Калининском фронте с 12.03. по 12.04.1942 г.
им произведено 10 боевых вылетов, из них: 2 - на разведку, 8 - на прикрытие. На
Юго - Западном фронте с 30.05. по 17.07.1942 г. им произведено 60 боевых вылетов,
из них: 4 - на разведку, 38 - на прикрытие, 18 - на сопровождение. На Сталинградском
фронте им произведено 28 боевых вылетов, из них: 10 - на сопровождение Ил-2, которые
не имели потерь. 27.07.1942 г. один сопровождал 8 Ил-2, которые без потерь вернулись
на свой аэродром. При сопровождении участвовал в 3-х воздушных боях.
За короткий промежуток времени боевой работы в 436-м ИАП заслужил
всеобщее уважение и любовь, как среди командования полка, так и среди личного состава.
Среди товарищей общителен и живёт жизнью коллектива.
В воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника. Кроме того,
3 самолёта (2 Ю-88 и 1 До-215) сбил в групповых боях".
Приказом по войскам Сталинградского фронта № 56/н от 23 октября
1942 года лейтенант В. М. Добровольский награждён вторым орденом Красного Знамени.
30 декабря 1942 года заместитель командира 2-й эскадрильи 436-го
ИАП старший лейтенант В. М. Добровольский погиб в воздушном бою.
Вот как описывает события тех дней один из его боевых товарищей,
прославленный лётчик - истребитель Николай Фёдорович Кузнецов:
...5 дней тому назад Вася Добровольский
схватился на лобовых с "Фоккером" и оба самолёта посыпались вниз. Все знали
какой Вася напористый. А тут фриц, видимо, попал тоже из упрямых. Правда, в
последний момент "Фоккер" пытался отвернуть, но было уже поздно...
Я никак не мог представить себе, что никогда больше не увижу
Добровольского. Нашего Васю - весельчака и оптимиста. Не хотелось верить..."
К тому времени Василий Митрофанович Добровольский совершил около 260
боевых велетов. В воздушных боях сбил не менее 13 самолётов противника лично и 3
в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях
указывает на 10 личных побед лётчика. ]
Внизу представлено одно из последних (если не последнее)
фото В. М. Добровольского:
Лейтенант В. Добровольский, совершивший 254 боевых вылета, сбивший лично 13 самолётов противника, а также 3 самолёта в групповых боях. Северо - Западный фронт. Декабрь 1942 года.
* * *
Список известных побед старшего
лейтенанта В. М. Добровольского: (Из книги М. Ю. Быкова -
"Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 11.09.1941 г. | 1 Ju-87 | Николаевское | И-16, "Харрикейн", Р-40 "Киттихаук". |
2 | 14.09.1941 г. | 1 Ju-88 | Александровка |
3 | 23.09.1941 г. | 1 Ме-109 | Ново - Весь |
4 | 28.06.1942 г. | 1 Ме-109 | Терновская |
5 | 01.07.1942 г. | 1 Ме-109 | Волоконовка |
6 | 23.07.1942 г. | 1 Ме-109 | северо - восточнее Стенюки |
7 | 31.07.1942 г. | 1 Ме-109 | западнее колхоза "Стан" |
8 | 04.12.1942 г. | 1 Ме-109 | Симоново |
9 | 16.12.1942 г. | 1 Ме-109 | северо - западнее Тихакино |
10 | 17.12.1942 г. | 1 Ме-109 | Заозерье |
Всего сбитых самолётов - 10 + 0; боевых вылетов - около 250.
|
|