КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Должанский Николай Иванович |
Родился 27 сентября 1917 года в городе Курган, в семье служащего. По окончании неполной средней школы в 1936 году, работал чертёжником в Главдоруправлении города Алма - Ата (Казахстан), одновременно учился в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. С июля 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К августу 1944 года старший лётчик 165-го Гвардейского штурмового авиационного полка (10-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии лейтенант Н. И. Должанский совершил 113 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. 26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. С 1957 года Гвардии полковник Н. И. Должанский - в запасе. Работал в городе Брест. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Гвардейское знамя, развеваясь на ветру, плыло над строем. Взоры воинов устремлены к нему. Эго святыня и гордость части. И все, от командира полка до рядового, испытывали особый душевный подъём при встрече с ним. Вынос знамени - большое торжество. Вот оно выплыло на середину обожжённой войной поляны. Рядом с ним комиссар полка. Его взгляд задержался на виновнике торжества Гвардии лейтенанте Николае Должанском. Офицер стоял на правом фланге 3-й эскадрильи. Он один из лучших лётчиков части. Его атаки в воздухе отличались упорством, а огонь по врагу - меткостью. На груди в лучах яркого летнего солнца сверкают боевые ордена. Николай Иванович Должанский родился 27 сентября 1917 года в городе Кургане в семье служащих. В середине 1920-х годов семья Должанских переехала на жительство в город Алма-Ата (Казахстан). Там по окончании школы - семилетки Николай устроился на работу чертёжником в Главдоруправление города, одновременно поступил в Алма - Атинский аэроклуб. Небо влекло к себе комсомольца Должанского больше, чем кульман проектанта - чертёжника. В 1940 году Николай Должанский был рекомендован комсомольским бюро горкома для поступления в Чкаловскую военную школу пилотов. Сдал успешно вступительные экзамены и был зачислен курсантом. Окончив учёбу в июле 1943 года, он был назначен лётчиком в 165-й Гвардейский авиационный штурмовой полк 2-й Воздушной армии. В её составе воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Выполнял задания по штурмовке передовых позиций противника, ударам по аэродромам, складам, базам, железнодорожным станциям в прифронтовой полосе, разведке нахождения важных объектов и передвижения немецких войск. Первые штурмовки войск противника Николаем Должанским были совершены на Орловско - Курской дуге. На своём "летающем танке", самолёте Ил-2, он, и правда, в те напряжённейшие дни и недели вместе с танкистами и артиллеристами крушил крупповскую броню немецких танковых армад, совершая по 2 - 3 вылета в день. Здесь же приобрёл и опыт ведения разведки, умения обходить или прорываться через огонь зенитных батарей. ...Первый бой запомнился Должанскому на всю жизнь. Гвардии лейтенант шёл правым ведомым в звене. На подходе к линии фронта 10 Ме-109 атаковали штурмовики. Силы явно неравные - штурмовики шли без прикрытия. - Круг ! - скомандовал командир звена, и лётчики быстро перестроились так, чтобы прикрывать друг друга своим огнём. Начался воздушный бой. Пламя охватило 2 фашистских самолёта. И всё же, чувствуя своё превосходство, враги продолжали наседать. Один из "Мессеров" пристроился к хвосту самолёта Должанского. Казалось, уже не вырваться из зоны огня. Но лётчик резко положил машину на левое крыло и с разворотом ушёл вниз. А потом набрал высоту. Проскочивший вперёд истребитель оказался в перекрестье прицела. Трассирующие пули прочертили кривую и вонзились в фюзеляж стервятника. Вдруг Гвардии лейтенант увидел, что на самолёт товарища пикирует другой "Мессер". Должанский резким поворотом направил свою машину на врага. Исход поединка решали секунды. Гвардии лейтенант нажал гашетку. Пулемётная трасса потянулась к чёрным крестам. Но не достала. С каждой секундой расстояние между самолётами сокращалось. Должанский опять начал "загонять" фашиста в прицел. - Огонь ! - и лётчик - штурмовик ударил изо всех огневых точек. Самолёт врага, выбросив клубы густого чёрного дыма, рухнул на землю... Вскоре после этого боя на груди Николая Должанского засиял первый орден - Красного Знамени. Потом Гвардейцы - лётчики штурмовой авиадивизии взяли "под своё крыло" форсирование Днепра войсками 1-го Украинского фронта. Только от рёва моторов пикирующих "Илов" гитлеровцы буквально готовы были зарыться в землю с головой. А ракетные и бомбовые удары штурмующей авиации сеяли панику и ужас у защитников "неприступного вала", деморализовали оборону противника. Надёжная воздушная поддержка наших наступающих войск вселяла уверенность в успех и победу. Однажды, в период освобождении от гитлеровских захватчиков западных земель Украины, Должанскому поручили произвести разведку в тылу врага. Он поднял свою машину в небо. Под крылом проплывают разрушенные фашистами города и села Львовщины. Сердце сжимается от боли, в душе закипают гнев и ненависть к тем, кто принес столько страданий советским людям. А до самого горизонта расстилалось легкое марево. Должанский напряжённо всматривался в безмятежную даль. Казалось, война уже ушла из этого края. Но лётчик знал: враг притаился. Он хочет остаться незамеченным. Тишина всегда полна неожиданностей. Вдруг показалось облако пыли. Оно клубилось вдоль дороги, ведущей к Бродам. Должанский определил: боевая техника на марше. Но чья она ? Наступают наши или меняют позицию фашисты ? Сразу ответить трудно. А воздушный разведчик обязан это сделать быстро и точно. Решение одно: снизиться и разглядеть как следует. Стрелка высотомера быстро движется к нулю. Лётчик видит вытянувшуюся на несколько километров колонну танков и автомашин. Заметны зелёные мундиры. И ни единого выстрела с земли. Молчат зенитки. Неужели немцы обознались ? Вряд ли ! Яркие алые звёзды на крыльях видны далеко. И Должанский понял: надеются, что их примут за своих. Чёрта с два ! Выравнивает машину и проносится над колонной. Через несколько секунд фашистские зенитки открыли огонь. Но поздно. Советский штурмовик уходит, набирая высоту. Через некоторое время группа "Илов" во главе с Гвардии лейтенантом Должанским появилась над колонной. Горело всё: танки, автомашины, пушки. А к району боя спешили и другие эскадрильи. Победа досталась нелегко. Во время штурмовки самолёт Должанского и его ведомого атаковали 2 "Фоккера". Крутые виражи сменялись "горками" и пикированием. Командир пары штурмовиков, умело маневрируя, отбивал многочисленные атаки. Один из вражеских истребителей делал медленный разворот и, получив от воздушного стрелка экипажа Должанского Ивана Подсветова долю свинца, объятый пламенем упал на заболоченный луг. Второй фашист, изловчившись, выпустил очередь по самолёту Должанского. Задымил мотор. Началась тряска. Машина плохо слушалась рулей управления. Однако Николай продолжал бороться за её жизнь. Он осторожно, стараясь подольше сберечь каждый метр высоты, вёл штурмовик на свою территорию. Немецкие пули дырявили плоскости, рвали обшивку фюзеляжа. Но израненный самолёт пробивался к своим. С трудом удалось перетянуть линию фронта и приземлиться на своей территории. Много таких полётов, в которых проявлялись мужество и отвага лётчика совершил Гвардии лейтенант Н. И. Должанский. Особенно эффективной была воздушная поддержка наших наземных частей лётчиками 2-й Воздушной армии в августе 1944 года в районе Сандомирского плацдарма. Ими было сделано более 17000 самолёто - вылетов. 20 августа Советские Вооружённые силы отмечали 4-й раз День авиации за годы войны. А накануне праздника наиболее отличившиеся в боях лётчики были представлены командованием фронта к присвоению звания Героя Советского Союза. Среди них был и отважный лётчик - штурмовик Николай Иванович Должанский, совершивший к этому дню 114 боевых вылетов. На его счету были десятки разбитых с воздуха танков, разгромленных и сожжённых железнодорожных составов, разбитых в пух и прах переправ противника через водные рубежи. ...Под шелест полкового знамени в торжественной тишине комиссар начал читать текст Грамоты Президиума Верховного Совета СССР, в которой говорится, что Николаю Ивановичу Должанскому за отличие при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза. И снова поплыло над строем боевое Гвардейское знамя. Оно трепетало на ветру, как бы призывая лётчиков к новым ратным подвигам. К концу войны он совершил 150 успешных боевых вылетов. За успешное выполнение боевых заданий, смелость и воинское мастерство награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями. После Отечественной войны Николай Иванович Должанский окончил Курсы усовершенствования командного состава, служил в авиационных частях. Уволился в запас в 1957 году в звании полковника авиации. Поселился на постоянное местожительство в городе Бресте. Сменив военную форму на штатский костюм, долгие годы он строил дороги на Полесье. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |